|
Методическая разработка по декоративно -прикладному искусству;6-7 класс1. Введение Данная разработка рекомендуется для использования преподавателями при работе с детьми в кружках изобразительного цикла или использовать фрагменты разработки на уроках ИЗО. Цель: оказание помощи преподавателям при разговоре с детьми о значении изобразительной деятельности в жизни человека, как об одном из видов развития личности, его кругозора и интеллекта. Задачи: создание творческого поля для изобразительной деятельности детей и осознанного желания роста. «Мир искусства прекрасен и удивителен! А дорога туда начинается в твоей душе, в твоем сердце. Учись раскрывать свою душу для красоты, учись смотреть на мир и видеть в нем неповторимое и удивительное, для этого и нужны занятия изобразительным искусством. Помни: не каждый, кто смотрит, умеет видеть. Ты научишься и станешь не только художником, но образованным и интересным человеком. В этом тебе поможет учебник. Он научит тебя рисовать красками, мелками, тушью, лепить из пластилина, работать с цветной и белой бумагой. Большой мир искусства откроет тебе свои тайны!» Б.М. Неменский. 2. Народное творчество - наша история. Основой любой национальной культуры является народное творчество, от него тянутся нити ко всем видам художественной деятельности людей. Шло время, сменялись исторические эпохи и многие поколения людей, но всегда существовала в народе потребность украшать свой быт, делать радостным труд, дополнять свою нелегкую жизнь красотой. Наиболее искусно украшались вещи не повседневного пользования, а праздничные, предназначенные для сложных ритуалов и народных обрядов. С давних пор и до наших дней существует народная традиция особым образом отмечать все самые значительные события трудовой, хозяйственной и семейной жизни. В семье это были рождение, свадьба, похороны. В труде и хозяйстве - сев, косьба, жатва - праздники сельскохозяйственного календаря, связанные с выращиванием хлеба, сбором урожая. Они сопровождались обрядами и большими народными гуляниями, в которых наряду с музыкой, песнями, танцами немалая роль отводилась предметам бытового назначения. На свадьбе, например, на столах стояли огромные долбленые расписные ковши в виде плывущей птицы или ладьи, в них гостям подавали пиво, брагу, квас. Самый нарядный костюм женщина из народа надевала один раз в жизни - на свадьбу, а хранила и берегла весь свой век. Украшая быт, произведения народного искусства жили и умирали вместе с поколениями людей. В них отражалась эпоха, жизненный уклад, вкусы и идеалы людей. Как правило, народные мастера создавали вещи для себя и ограниченного круга односельчан: многие предметы деревянной утвари, орудия труда, игрушки, ткани, вышивки. Мастер вкладывал в изделие всю свою любовь и талант. Произведения народного искусства порой наивны, но искренни и простодушны. В них выражена мудрая простота взглядов, дум, чувств и чаяний народа; гармония прекрасного и полезного,сочетание практической целесообразности вещи с красотой ее внешнего облика. Дом, очаг, мебель, орудия труда, одежда, утварь, игрушки - ко всему прикасались руки народных мастеров, превращая обыденное в произведение искусства. «От добрых рук ничего не уходит» - говорит народная пословица. Народу не были доступны драгоценные материалы, поэтому он использовал то, что давала ему сама природа - дерево, глину, кость, железо, лен, шерсть. В народе хорошо знали природные свойства материалов, но самым любимым - было дерево, из которого и дома строили, и ложки вырезали. Природа давала не только материалы, но питала темами и сюжетами народное творчество, служила источником содержания народного изобразительного искусства, т. е. декоративно - прикладного. 3. Символика в народном творчестве. В древности, не умея объяснить себе явления природы, народ населял все вокруг добрыми и злыми духами. Отголоски этой давней поры остались в народном искусстве, в мотивах орнамента и символических изображениях. Образ птицы имеет широкий спектр значений. Птица символизировала тепло, свет, сулила урожай, богатство. В Городецкой росписи можно встретить фазана, петушка, курочку, павлина, голубя; в Мезенской росписи - лебедя, уточку, курочку; в хохломской - знаменитую жар - птицу. Часто повторяются изображения коней - друзей человека, помощников в труде и хозяйстве. Городчатая, зубчатая или более плавная линия являлась графическим символом воды. Горизонтальная прямая - сыра- мать-земля; вертикальная волнистая линия символизировала дождь. Женская фигура с поднятыми руками или ведущая под уздцы коней с всадниками олицетворяла мать сыру землю - всю Природу. Круги - розетки, изукрашенные узорами, означали некогда солнце - источник тепла, света и радости на земле. В декоративно - прикладном искусстве можно встретить дерево: не дуб, ясень или клен, а дерево с большими или маленькими листьями, цветами или яркими плодами - это живое, неувядающее, вечное Древо жизни - символ вечного обновления, вечной жизни на земле. |
Loading
|