Автобус
[от автомобиль
и омнибус],
автомобиль общественного пользования,
рассчитанный на поездку 9 и более
пассажиров. Первые А. появились в начале
20 в. Сравнительно широко распространились
уже к началу 1-й мировой войны. В Москве
регулярные линии автобусных перевозок
были организованы в 1924.
По назначению
А. подразделяются на городские,
пригородные, междугородные (туристские),
местного сообщения и общего назначения.
Городские А. имеют пассажирское помещение
с несколькими дверями для входа и выхода,
с ограниченным числом мест для сидения,
с широким центральным проходом, с
просторными «накопительными» площадками
около дверей. Городские А. характеризуются
способностью к интенсивному разгону,
что обеспечивает относительно высокую
среднюю скорость при частых остановках.
Пригородные А. имеют пассажирское
помещение с уменьшенными центральным
проходом и «накопительными» площадками,
а за счёт этого большее число сидений.
У междугородных (туристских) А. в
пассажирском помещении устанавливаются
жёсткие или мягкие (спальные) сиденья.
А. оборудуются отоплением и вентиляцией,
а некоторые и гардеробом, холодильным
шкафом, туалетом. Под полом пассажирского
помещения размещают отсеки для багажа.
Конструкция таких А. должна обеспечивать
движение с большой скоростью. А. местного
сообщения применяются для перевозки
пассажиров по внутрирайонным и межрайонным
маршрутам, преимущественно в сельских
местностях. У таких А. предусматриваются
повышенная прочность кузова и ходовой
части, увеличенный дорожный просвет, а
иногда и привод на 2 или 3 оси.
Кузова
А. изготовляются капотного и вагонного
типа (последние более распространены).
Кузов вагонного типа обычно является
несущей конструкцией; к его основанию
непосредственно крепятся двигатель,
коробка передач, передние и задние
оси.
Двигатель может быть расположен
в передней, средней (под полом пассажирского
помещения) или в задней части А. Привод
осуществляется главным образом на
заднюю ось; у некоторых особо малых А.
повышенной проходимости ведущими
являются как задние, так и передние
колёса.
В городских и пригородных А.
всё более применяются автоматические
трансмиссии. При расположении двигателя
в задней или средней части и при
механической трансмиссии применяется
дистанционное управление сцеплением
и коробкой перемены передач. В подвеске
А. начали использовать резино-тканевые
баллоны, заполненные сжатым воздухом.
Помимо повышения плавности хода, это
позволяет сохранять постоянную высоту
уровня пола и подножек А. независимо от
нагрузки. Рулевое управление средних
и больших А. имеет усилитель, в несколько
раз уменьшающий силу, необходимую для
поворота рулевого колеса. Привод рабочего
(ножного) тормоза к тормозным механизмам
колёс передней и задней осей на средних
и больших А. — пневматический или
пневмогидравлический, как правило,
раздельный. На особо малых А.—
гидравлический, а на малых А. —
гидравлический с вакуумным усилителем
или пневматический.

"Икарус-415"
ЗИЛ-118 "Юность"
ЛИАЗ-5256
ЛИАЗ
Mersedes-Benz 0303
ЛО-2
Перронный автобус COBUS-300
МАЗ-104
Двухуровневый автобус