АДЕЛЬГЕЙМ, братья Роберт Львович (1860—1934) и Рафаил Львович (1861 — 1938) — русские актёры, народные артисты РСФСР. Родились в Москве в семье врача. Окончили драматическую школу в Вене, что наложило на стиль их игры нек-рый отпечаток декламационности. После недолгой актёрской работы в Германии и Швейцарии А. в 1894 вернулись в Россию и постоянно гастролировали по стране, выступая в пьесах западноевропейской и русской классической драматургии. Главные роли Роберта А.: Отелло, Гамлет, Ричард III в одноимённых трагедиях В. Шекспира, Карл Моор («Разбойники» Ф. Шиллера), Уриэль Акоста в одноимённой трагедии К. Гуцкова, Дон Жуан в одноимённой драме А. Толстого. Главные роли Рафаила А.: Яго, Лир («Отелло» и «Король Лир» Шекспира), Франц Моор («Разбойники» Шиллера), Крутицкий («Не было ни гроша да вдруг алтын» А. Островского) и др. Роберт А. с наибольшим успехом выступал в трагических ролях, Рафаил А. — в характерных. За 40 лет своей сценической деятельности братья А. познакомили десятки тысяч зрителей периферийных городов с лучшими произведениями мировой классической драматургии.
АДЕЛЬГЕЙМ, братья Роберт Львович (1860 — 19.12.1934) и Рафаил Львович (1861 —17.8.1938), рус. актёры, народные артисты РСФСР (1931). Родились в Москве. В 1888 окончили драматическое отделение Венской консерватории (педагоги — А. Зонненталь и И. Левинский). Работали порознь в театрах Германии, Австрии и Швейцарии. Вернувшись на родину, дебютировали — Рафаил в Орле в 1894, Роберт в Житомире в 1895. Вскоре они объединились, начав свою совместную (около 40 лет) творческую жизнь актёров-гастролёров. Основная заслуга А. — приобщение масс зрителей к лучшим произведениям мировой классической драматургии. Роберту А. была близка героическая манера исполнения. Его роли: Отелло, Гамлет («Отелло» и «Гамлет» Шекспира), Карл Моор («Разбойники» Шиллера), Эдип («Царь Эдип» Софокла), Уриэль Акоста («Уриэль Акоста» Гуцкова) и др. Рафаил А. привносил в свою игру оттенок характерности. Среди его ролей: Яго, Шейлок, Ричард III, Лир («Отелло», «Венецианский купец», «Ричард III», «Король Лир» Шекспира) и др. Искусству А. были присущи черты декламационности и рассудочности. Однако выбор репертуара, тщательная отделка ролей определили значение их творчества в развитии театральной культуры дореволюционной русской провинции.