Аджанта (деванагари अजिंठा लेणी), преимущественно буддистский храмово-монастырский пещерный комплекс в Индии в штате Махараштра. Представляет собой утес в виде подковы с 29 пещерами. Они подразделяются на два основных типа — чайтья (молельные залы, продолговатые в плане, с двумя рядами столбов, апсидой в торце) и вихара (квадратных в плане залов, окруженных с трех сторон кельями или святилищами со статуями Будды, имеют при входе портик-террасу) — общежитие буддийских монахов. Настенная роспись пещер всемирно известна. Живопись, сохранившаяся во фрагментах, — иллюстрации к буддийским легендам и мифам, но по сути она раскрывает панораму общественной жизни во всем её разнообразии.
Храмы высекались в скалах в течение нескольких столетий — в III—VII веках. Наиболее интенсивное строительство велось в V веке приХаришене (462—483 годы), правителе центральной Индии. В это время созданы наиболее совершенные образцы скульптур и росписей А. После смерти Харишены строительство в пещерах велось менее интенсивно.
В XIII веке буддизм теряет своё значение в Индии. Монахи, численность которых к этому времени значительно снизилась, постепенно покинули А.
АДЖАНТА, небольшой город в Индии (Сев. Хайдерабад), неподалеку от к-рого находится один из центров древнего индийского искусства — комплекс 29 буддийских монастырей и храмов, высеченных в каменистых скалах па берегу р. Вагхоры. Комплекс этот создавался с 3 в. до п. э. но 7 в. и. э. Монастыри — «вихара» имеют четырёхугольный план и окружены кельями, храмы — «чайтья» имеют план в виде вытянутого прямоугольника с двумя продольными рядами колонн и абсидой па конце. Мастера, исполнявшие эти сооружения, перенесли в камень формы деревянной сельской архитектуры. Более поздние по времени возникновения иен.еры богато оформлены скульптурой и росписями. Эти памятники отражают роскошь официального искусства империи Гупта. В то же время мастера росписей внесли в них связанные с фольклором реалистичность и красочность деталей.
АДЖАНТА, населённый пункт в Западной Индии, к С.-З. от Аурангабада, в штате Махараштра. Известен благодаря комплексу высеченных в скалах буддийских монастырей 2 в. до н. э. — 7 в. н. э. Состоит из 29 пещерных залов — «чайтья» и «вихара».
Гармоничность и декоративная праздничность комплекса А. достигаются благодаря единству архитектурных форм, скульптурной отделки и росписей (минеральными красками по сухой штукатурке), включающих как мотивы животного и растительного мира, так и сцены буддийских легенд. Уникальные росписи А. замечательны богатством жизненных наблюдений, смелостью фантазии, красотой композиции, ритма и цвета и по существу дают широкую картину многообразной индийской жизни.
«Божество Индра и небесные девы-апсары». Живопись в пещере № 17. 5 — нач. 6 вв.
«Апсара» (небесная дева). Фрагмент росписи пещеры № 17 в Аджанте. 5 — нач. 6 вв.