Автодиспетчер железнодорожный, комплексная система, обеспечивающая автоматизацию управления движением поездов. Различают А.ж.: участковый, станционный и объединяющий их — комплексный.
А.ж. участковый применяется на участках
между двумя крупными станциями. Большую
часть задач выполняет управляющая
вычислительная машина (сбор и обработка
информации о движении поездов, составление
и оперативная корректировка планов-графиков
движения, подача команд для их реализации,
контроль, учёт и т.п.), а за диспетчерами
(штат которых сокращается до 1—2 человек
в смену) сохраняется общее руководство
и специфические функции, которые трудно
алгоритмизировать. Различают два режима
работы А.ж. участкового: 1) «советчик» — когда машина
(см. схему), получая информацию о поездах
через диспетчерскую централизацию
(ДЦ), моделирует их движение и составляет
оптимальный план-график, а исполняет
его диспетчер, посылая управляющие
сигналы манипулятором; 2) автоматический
режим, при котором машина не только
составляет график, но и исполняет его,
а за диспетчером сохраняется право
вносить в этот график любые изменения.
При последнем режиме машина, которой
разработано свыше 10 программ, выдаёт
план-график на 2—4 ч.
Для
реализации и корректировки плана-графика
через каждые 20 сек
с ДЦ
поступает в машину информация о движении
поездов по участку. При отправлении
каждого поезда с очередной станции i
ему автоматически устанавливается
маршрут на проход следующей станции
i+1
(а иногда и i+2)
с учётом движения других поездов.
Расписание не закладывается «жестко»,
а для грузовых поездов машина ежедневно
составляет наиболее рациональный график
в зависимости от числа поездов, их
местонахождения, массы (распространён
термин «вес поезда») и других показателей,
выбирая лучшие варианты обгонов и
скрещений и повышая этим участковую
скорость. Пассажирские поезда проводятся
по расписанию, а при его нарушениях —
с оптимальной корректировкой. Планирование,
осуществляемое машиной, позволяет
работать при любых нарушениях расписания
(графика). Для повышения надёжности
работы А. железнодорожный участкового
могут устанавливаться две машины,
работающие параллельно, сверяющие все
исходные и конечные результаты и взаимно
корректирующие друг друга. А. железнодорожный
участковый обеспечивает централизованное
управление однопутными (и с двухпутными
вставками) участками до 600 км, с количеством
поездов до 100—150 в сутки, при скоростях
до 160 км/ч. Основной экономический эффект
— повышение участковой скорости на
5—10%. Система участкового А. железнодорожный
впервые разработана в СССР (1959—63).
А.ж. станционный (узловой)
— система, обеспечивающая оптимизацию
планирования работы крупной станции
(особенно сортировочной) или узла, а
также моделирование движения с точностью
до вагона. В её аппаратуру, кроме
управляющей машины, входит система
датчиков информации о местонахождении
вагонов и локомотивов (например, счётчиков
осей). Имеются два режима работы: 1)
«советчик» — все исполнительные функции
остаются за операторами; 2) автоматический
— значительная часть реализации планов
(установка основных маршрутов, оповещение
участвующих в них сотрудников и т. п.)
возлагается на машину, связанную для
этого с аппаратурой электрической
централизации телеграфными каналами
и различными манипуляторами и световыми
индикаторами. Основная экономическая
эффективность А.ж. станционного — улучшение оборота
вагонов и локомотивов, уменьшение
потребных маневровых средств.