Аджарцы (ачарлеби, груз. აჭარლები), этнографическая группа грузин с небольшим преобладанием мусульманского вероиповедания. Большинство компактно проживают в Аджарии. Говорят на грузинском языке. По языку и культуре А. близки лазы и чвенебури (субэтническая группа грузин в Турции). При этом в годы советской власти А. формально придерживались атеизма, а с ростом религиозного сознания на постсоветском пространстве среди современных аджарцев в последнее время наблюдается уникальный в своём роде и довольно интенсивный процесс рехристианизации, особенно молодёжи. Автономная республика Аджария была основана 16 июля 1921 года, на основе соглашения между Грузинской ССР, с одной стороны, и Турцией — с другой.
Исторически, как и большинство соседних грузин и армян, А. исповедовали христианство. Однако, когда территория Аджарии входила в состав Османской империи (2-я половина 16 в. — 1878) А. были вынуждены принять ислам. Сильные турецкие влияния всё же не помешали А. сохранить национальное самосознание, родной грузинский язык, а также самобытные формы культуры и быта.
После распада СССР в независимой Грузии начали набирать силу центробежные процессы в национальных регионах. Инонациональные Абхазия и Южная Осетия быстро стали де-фактонезависимыми. В то же время Аджария фактически «выпала» из-под контроля центральной власти в Тбилиси после прихода Михаила Саакашвили к власти, когда Аджарией руководил Аслан Абашидзе. В 2004 году, когда центральное правительство решило вновь подчинить автономную республику властям Тбилиси, в Аджарии разразился политический кризис, известный как Аджарский кризис 2004 года, завершившийся свержением Абашидзе и возвращением Аджарии под контроль властей Грузии.
Этнографически А., как относительно самостоятельная этническая подгруппа, сформировались в период между XV—XIX веками, на базе исламизированных, но не до конца отуреченных грузин Османской империи. Переход Аджарии под юрисдикцию Российской империи положил конец этому процессу тюркизации, но полной реинтеграции А. в состав грузинского этноса также не произошло. До 1926 года общепринятым для описания А. был термин грузины-мусульмане. В ходе переписи населения 1926 году молодая советская власть в республике впервые ввела термин А. для описания местных грузин-мусульман, насчитав 71.498 А. Поскольку основным индикатором аджарского различия была религия (ислам), а советское правительство в 1939—1989 гг. официально придерживалось политики секуляризации и/или атеизма, данные по А. не собирались. Они официально причислялись к грузинам, хотя по договору с Турцией Аджария формально получила автономный статус, сохранявшийся на протяжении всего советского и постсоветского периода. А. причисляются к грузинам. Исторически значительны были межэтнические контакты А. с армянами, греками (в особенности понтийцами) и т. д. Данные о религиозной принадлежности А. по-прежнему не собираются в ходе переписи, а определяются в ходе общественных опросов.
В годы османской власти, как и другие крипто-христиане, А. смешивали ислам и православие в быту. По данным последних опросов, часть А.— мусульмане-сунниты, остальные — православные христиане (грузины, греки), живущие там армяне — прихожане Армянской церкви.
Известные А.:
Аджарский, Закария-Бек (Хундадзе) (1870 — ?) — землевладелец, депутат 1-й Государственной Думы, член Мусульманской группы.
Абашидзе, Аслан Ибрагимович — государственный и политический деятель Грузии, в 1991—2004 гг. — руководитель Аджарской автономной республики.
Ногаидели, Зураб Теймуразович — грузинский политический деятель и с 2005 года — премьер-министр Грузии.
Катамадзе, Нино- грузинская джазовая певица и композитор.
Меладзе, Валерий Шотаевич — российский певец грузинского происхождения, Заслуженный артист Российской Федерации.
Меладзе, Константин Шотаевич — украинский композитор и продюсер грузинского происхождения.
Ульви Раджаб — азербайджанский советский актёр, «заслуженный артист Азербайджана».
Халваши, Софо — грузинская певица
Мурад Цинцадзе — публичная фигура, модель
АДЖАРЦЫ, аджарели, грузины, проживающие в Аджарии. Говорят на грузинском языке. Во время турецкого владычества (2-я половина 16 в. - 1878) вынуждены были принять ислам (до этого исповедовали христианство). Несмотря на политику насильственного отуречивания, А. сохранили национальное самосознание, родной язык, самобытные формы культуры и быта.
АДЖАРЦЫ, грузины, основное население Аджарской Автонолтой Советской Социалистической чеством турок (с 17 в. до последией трети 19 п.), приняли от них ислам. Однако они сохранили в основном родную грузинску ю культуру и национальное самосознание.
Национальный мужской костюм (в наст, время уже исчезающий) имеет вид узкой короткой куртки с грудным вырезом, под ней глухая нижняя рубаха, матерчатый пояс, шальвары с узкими штанинами,шерстяные носки и кожаные туфли, на голове чалмо- образно повязанный башлык; женская одежда —кофта, верхнее платье средней длины с прямым разрезом, шальвары, шерстяной нсредник, собранный в частые складки, головные повязки, шерстяные носки и кожаные туфли. До Великой Октябрьской социалистич. революции женщины А. носили чадру. В Аджаристане вплоть до 1917 наблюдались пережитки родового строя; особенно характерна была патриархальная семейная община. После Великой Октябрьской социалистич. революции, с победой колхозного строя, в хозяйство А. произошли огромные изменения. Аджарские колхозы с успехом возделывают ценные субтропич. культуры; в горных районах преобладает скотоводство. Развиты кустарные производства: маслоделие, обработка кожи, дерева, ткачество, гончарный промысел. Часть А. работает па заводах Батуми и других промышленных предприятиях. В быту и культуре А. произошли коренные преобразования. Осуществление ленинско-сталинской политики большевистской партии обеспечило расцвет национальной культуры. Народное искусство А. представлено богатым фольклором и оригинальным орнаментом (резьба по дереву, вышивки и другие рукоделия). В этнографич. коллекции, отражающие быт и культуру А., собраны в местном краеведческом музее в г. Батуми. Исследовательская работа по этнографии Аджарии ведётся Академией наук Грузинской ССР.