Адживика, фил.-аскетическое движение в Древней Индии, предшествующее скорее всего буддизму и джайнизму. А. представляли собой организацию блуждающих странников (паривраджаки — «бродяга» или шраманы «скиталец»), верящих в то, что человеческая судьба не зависит от действий человека, а определена строгим внеличностным космическим законом — нияти (ограничение).
Одно из объяснений: А.— «тот, кто в разных местах находит себе средства к существованию (аджива)», а могло произойти из выражения а дживат («длинный как жизнь»), указывая на одно из фундаментальных положений А. — для получения окончательного освобождения необходимо пройти через множество жизней. Вполне возможно это было не самоназвание.
Об А. сохранилось очень мало источников. Их священные писания были утеряны, а немногие фрагменты сохранились в буддийских и джайнских текстах, а также в надписях эпохи империи Маурьев.Трудно определить, до какой степени эти источники отражают действительное учение А., так как в сохранившихся фрагментах их подвергают критики противники и вполне возможнo были использованы нарочитые искажения.
Основателем секты считается Маскарин Гошала (Санскрит; Пали: Маккхали Госала), но встречаются утверждения, что он был главой большой общины А., а не основателем. Утверждают, что Гошала был другом Махавиры, 24-го Тиртханкара Джайнизма. Сутра Бхагавати изображает Гошалу учеником Махавиры на протяжении шести лет, а затем их мировоззренческие пути разошлись. Отец императора Ашоки, Биндусара, был сторонником А., которая достигла пика популярности в эпоху Ашоки, а затем исчезлa, но возможно отдельные группы продолжали существовать в Индии ещё до XIV столетия.
Учение А. отличал от других индийских систем того времени крайний фатализм; любые человеческие усилия безрезультатны, так как миром правит неотвратимый рок — нияти,кармические законы недействительны, нет никакой причины в том, что мир несовершенен, существа испорчены без причины и повода, всё изменяется под воздействием случайных совпадений, но и спасение от страданий наступит автоматически, без малейших личных усилий со стороны существа, после прохождения им циклa в 8 400 000 махакальп.
А., как и джайны, практиковали ахимсу и вегетарианство. К аскетической практике допускались как мужчины, так и женщины. А. отказывались от пищи специально приготовленной для них, а также от подношений беременных женщин или тех домохозяев, у которых есть собака, которая тоже может хотеть есть. Также практиковался пост, постоянная нагота, возможно, обезображивание новых членов при инициации. А. верили, что посвящение в их орден служит свидетельством последнего перевоплощения перед нирваной и всеми силами стремились приблизить желанный конец. Поэтому они практиковали постоянные изнурительные посты и считали достойным концом жизни добровольное доведение себя до голодной смерти.
В классификациях душ (7 типов), в космографии и в области логики А. была настолько близка джайнизму, что отдельные средневековые индийские авторы и некоторые современные учёные считают А. одной из сект джайнизма. А. пользовались популярностью как предсказатели будущего при дворах раджей.
Будда критиковал А. за губительное отрицание человеческого потенциала и ответственности за свои поступки. Учение А. описано как наносящее больший вред, чем любое другое учение.