АДЛЕР, Гвидо (1855—1941), австр. историк музыки, глава венской музыковедческой школы. С 1898 по 1927 — профессор музыкознания Венского ун-та; основатель Музыкально-историч. института при университете. А. занимает видное место в западноевропейском буржуазном музыкознании. Ему принадлежат.труды но музыкальной историографии, истории гармонии, музыкальной эстетике («Стиль в музыке», 1911), монографии о Гайдне, Вагнере, Малере. Широкую известность получило вышедшее под редакцией А. «Руководство по истории музыки» (1924, 2 изд., 1930). 11а протяжении ряда лет (с 1894) А. руководил многотомным нотным изданием «Памятники музыкального искусства в Австрии». В своих исследованиях А. рассматривает музыкальные явленияв их связи с культурной жизнью соответствующей эпохи, устанавливая параллели с другими видами искусства и определяя формально-стилисти- ческие особенности различных музыкальных школ (напр. творчества венских музыкальных классиков— Гайдна, Моцарта, Бетховена). Однако идеалистич. мировоззрение, не позволило А. раскрыть основные закономерности развития музыкальных стилей в их общественной обусловленности.
Адлер Гвидо (нем. Guido Adler; 1855-1941), музыкальный критик и педагог.
А. родился 1 ноября 1855 года в Моравии в местечке Ivančice. А. был одним из шести детей в семье врача, который скоропостижно скончался на следующий год после его рождения (1856). Мать, вместе с детьми, была вынуждена покинуть родные места.
Семья смогла существовать только благодаря помощи одной из благотворительных организаций, которая также способствовала поступлению Гвидо в Венский университет, который тот с успехом окончил.
Позднее А. работал профессором теории и истории музыки в Венском университете.
В 1898 году А. основал Институт музыковедения при Венском университете, который сам и возглавлял вплоть до 1927 года.
Помимо этого он стал одним из учредителей Международного общества музыковедения основанного в 1927 году.
А. скончался 15 февраля 1941 года в столице Австрии городе Вене.
Библиография:
«Eine Studie zur Geschichte der Harmonie» (1881);
«Die Wiederholung und Nachahmung in der Mehrstimmigkeit» (1886);
«Ein Satz eines unbekannten Beethovemschen Klavierkoncerts» (1888).