АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО, отрасль
права, представляющая собой совокупность
юридических норм, которые регулируют
общественные отношения, складывающиеся
при осуществлении исполнительно-распорядительной
деятельности, т. е. в процессе
государственного управления. Нормы
А.п. определяют порядок организации и
деятельности аппарата государственного
управления, компетенцию центральных и
местных органов управления, права и
обязанности должностных лиц, взаимоотношения
между органами управления и гражданами,
а также регламентируют порядок издания
актов управления, методы административной
деятельности, порядок применения мер
административного принуждения. В
процессе применения норм А.п. возникают
административно-правовые отношения
между органами государственного
управления, с одной стороны, и
соответствующими органами государства,
общественными организациями и гражданами
— с другой. Для этих отношений характерно
следующее: одной из сторон в них всегда
выступает государственный орган (орган
управления) или его должностное лицо,
наделённые определёнными государственными
властными полномочиями и действующие
от имени государства; отношение может
возникнуть помимо воли др. стороны; как
правило, споры, возникающие по этим
отношениям, разрешаются в административном
порядке, т. е. вышестоящим органом
управления или специально созданным
для этой цели государственным.
А.п.
как отрасль права отражает сущность
экономического и социального строя,
сущность государства, принципы системы
права данной общественно-экономической
формации. Административный кодекс,
законодательный акт, содержащий в
систематическом изложении нормы права,
относящиеся к определённому кругу
вопросов административного законодательства.
В СССР первый Административный кодекс,
имевший большое значение для развития
административного права, был принят в
УССР 12 октября 1927 (СУ УССР, 1927, № 63—65,
ст. 240). Он включал 15 разделов: общие
положения; административные акты; меры
административного воздействия; иные
административные меры принудительного
характера; трудовая повинность по
предупреждению стихийных бедствий и
по борьбе с ними; обязанности населения
по охране общественного порядка;
гражданство УССР, порядок его приобретения
и утраты; регистрация и учёт движения
населения; общества и союзы, клубы,
съезды и собрания; правила о культах;
публичные зрелища, увеселения и игры;
пользование государственным флагом
СССР и печатями; надзор административных
органов в области промышленности; надзор
административных органов в области
торговли; порядок обжалования действий
административных органов. Принятию
Административный кодекс УССР предшествовала
разработка в РСФСР в 1924 проекта
административного устава, переименованного
в 1925 в Административный кодекс (проект
не был утвержден).
АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО, в СССР отрасль советского права, т. е. совокупность норм, регулирующих отношения, возникающие в процессе деятельности исполнительных и распорядительных органов содиалистич. государства. Эта деятельность в содиалистич. государстве имеет организующий, творческий характер и осуществляется в соответствии с законом на основе ленипско-сталин- ских принципов государственного управления. Общественные отношения, возникающие в процессе исполнительно-распорядительной деятельности ряда органов государственного управления (финансовых, земельных и др.), регулируются также нормами соответствующих специальных отраслей права: финансового, земельного, трудового и др. Общестненные отношения, регулируемые А. п., возникают между исполнительными и распорядительными органами, а также между последними, с одной стороны, гражданами и их общественными организациями,— с другой.
А. п. определяет своими нормами: а) организацию, полномочия и ответственность исполнительных и распорядительных органов и должностных лиц аппарата государственного управления; б) права и обязанности граждан и общественных организаций в различных сферах исполнительно-распорядительной деятельности Советского государства.
Исполнительно-распорядительная деятельность Советского государства осуществляется в формах учёта, планирования, организации аппарата, подбора и расстановки кадров, контроля, инспектирования, инструктирования, надзора и т. д. В процессе своей деятельности государственные органы и должностные лица, облеченные испол- нител ьно-распорядительными полномочиями, выступают как носители государственной власти, что придаёт обязательный характер их требованиям, обращенным как к аппарату отдельного государственного органа, так и в установленных законом случаях и вовне — к гражданам. Осуществление этих требований в советских условиях достигается, прежде всего, методами убеждения. «Мы должны во что бы то ни стало сначала убедить,— говорит Ленин,— а потом принудить» (Соч., 3 изд., т. 26, стр. 235).
Деятельность органов советского государственного управления характеризуется функциями социалистического государства. Центральным в деятельности органов государственного управления СССР является в настоящее время, во второй фазе развития социалистического государства, хозяй- ственно-организаторская и культурно-воспитательная деятельность. «Теперь основная задача нашего государства внутри страны состоит в мирной хозяйственно-организаторской и культурно-воспитательной работе» (Сталин, Вопросы ленинизма, 11 изд., стр. 606). Советское государство осуществляет функцию охраны социалистической собственности от воров и расхитителей народного добра. Эта функция появилась вместо функции военного подавления внутри страны, отпавшей в результате того, что «эксплоатация уничтожена, эксплоататоров пет больше и подавлять некого» (С т а л и н, там же). Вместе с тем «сохранилась полностью функция военной защиты страны от нападений извне, стало быть, сохранились также Красная армия, Военно-Морской флот, равно как карательные органы и разведка, необходимые для вылавливания и наказания шпионов, убийц, вредителей, засылаемых в нашу страну иностранной разведкой» (Сталин, там же). Исполнительно-распорядительная деятельность в СССР основана па содиалистич. демократизме. Сила и преимущества её заключаются в неразрывной связи государственных органов с трудящимися массами, в интересах которых осуществляется деятельность всего советского государственного аппарата, в повседневном руководстве деятельностью государственных органов со стороны Всесоюзной Коммунистической партии (большевиков). Исполнительно-распорядительная деятельность советских государственных органов осуществляется на основе социали- стич. законности, направленной на охрану, развитие и укрепление политической и экономической основ содиалистич. государства, па рост политической и трудовой активности советских граждан.
А. п. социалистич. государства коренным и принципиальным образом отличается от А. и. буржуазных государств, поскольку системы государственного управления, лежащие в их основе, противоположны. Деятельность органов буржуазного государства, в том числе и органов управления, определяется функциями буржуазного государства. Задачей буржуазных систем государственного управления является охрана интересов господствующих эксплоататор- ских классов, охрана правопорядка, установленного для обеспечения господства буржуазии. Поэтому государственное управление в буржуазных странах сводится к фискально-полицейским Мероприятиям. Основным методом деятельности органов государственного управления буржуазных государств являются насилие, подавление и угнетение большинства общества в целях защиты интересов буржуазии. Соответственно этому А. п. буржуазных стран представляет собой систему норм, уполномочивающих административные органы на осуществление полицейско-регулятшшых мероприятий для проведения в жизнь политики наступления реакции на прогрессивные и демократич. силы и^ в первую очередь, на рабочий класс и ого передовой отряд — коммунистическую партию. Административные органы, среди к-рых особо важную роль играет полиция,— прямое и самое острое орудие наступления на жизненный уровень народных масс, на демократич. права и свободы трудящихся. Административные органы наделяются в этих целях чрезвычайными полномочиями, а должностные лица пользуются дискреционными полномочиями, означающими право действовать в нарушение законов, по своему усмотрению. А. п. в буржуазных государствах это — полицейское право.