АДМИНИСТРАТИВН0-ТЕРРИТ0РИ4ЛЬН0Е ДЕЛЕНИЕ, административно-территориальное устройство,— обусловленное классовой природой, задачами и функциями государства разделение его территории на части, соответствующая этому разделению территориальная организация системы местных государственных органов в интересах господствующего класса.
А.-т. д. в СССР принципиально отличается от А.-т. д. в капиталистич. государствах: впервые в истории человечества оно произведено на научных основаниях в соответствии с интересами трудящихся масс. А.-т. д. в СССР произведено с учётом особенностей национального состава и быта населения, экономики данной территории (характер хозяйства), количества и плотности населения, тяготения населения к определённым политическим, хозяйственным и культурным центрам, направления и характера путей сообщения, необходимости приближения государственного аппарата к массам и приближения руководства к низовой работе с тем, чтобы оно было конкретным, живым, дифференцированным и оперативным. Административно-территориальное деление в СССР служит целям осуществления советской социалистич. демократии.
Основными административно-территориальными единицами в СССР являются: область, район, город и село. Кроме того, в РСФСР имеются края и национальные округа, в УССР — административные округа, а в Литовской, Латвийской и Эстонской ССР — уезды и волости. А.-т. д. в СССР является вопросом конституционного характера. Областное деление союзных республик фиксируется в Конституции СССР и в конституциях союзных республик; в конституциях союзных республик, не имеющих областного деления, фиксируется их районное или уездное деление; в конституциях автономных республик — их районное деление. Изменение областного деления союзных республик производится указами Президиума Верховного Совета СССР с последующим утверждением их Верховным Советом СССР и внесением изменений в Конституцию СССР; изменения районного деления — указами Президиумов Верховных Советов союзных республик с последующим их утверждением Верховными Советами и внесением изменений в конституции республик.
В связи с быстрыми темпами развития хозяйства, в СССР наблюдается увеличение числа административно-территориальных единиц: так, если к 5 декабря 1936 на области делились только Л союзные республики (РСФСР, УССР и Казах. ССР), имевшие всего лишь 34 области, то к сентябрю 1949 па области делились 8 союзных республик (РСФСР, УССР, Узб. ССР, Тадж. ССР, Казах. ССР, БССР, Туркм. ССР и Кирг. ССР), в к-рьтх имелось 126 областей, в том числе 2, входящие в Хабаровский край.
А.-т. д. в СССР было произведено на основе ликвидации старой системы А.-т. д. дореволюционной России, к-рая состояла в основном из губерний, уездов и волостей. В азиатской части России имелись края, делившиеся на области. Ленин называл административные деления царской России «средневековыми, крепостническими, казенно-бюрократическими..., притом в самой грубой их форме» (см. Лени и, Соч., 4 изд., т. 20, стр. 31). В странах па- родной демократии А.-т. д. перестраивается также в соответствии с национальными, экономическими и др. особенностями государственной жизни соответствующих стран. Так. напр., старое деление Чехословакии на «земли» заменено в 1949 делением па области (Чехии — на 13, Словакии — на 6 областей).
В капиталистич. государствах А.-т. д. служит целям классового господства буржуазии и носит полицейско-фискальный характер; оно приспособлено к подавлению сопротивления эксплуатируемых, поддержанию в повиновении населения и выколачиванию из него средств на содержание эксплоататорской государственной машины.