Адонис (др.-греч. Ἄδωνις) — в древнегреч. мифологии, по наиболее популярной версии, сын Кинира от его собственной дочери Смирны; либо сын Кинира и Метармы; либо (по Гесиоду) — Феникса и Алфесибеи; либо (по Паниасиду) Фианта и его дочери Смирны.
А. славился своей красотой: в него влюбляется богиня любви Афродита. Его также называют возлюбленным Диониса. Был пастухом и охотником на зайцев. Похвала муз охоте вдохновила его стать охотником.
Ему посвящен город Библ. Отец Берои. Согласно Харету из Митилены, детьми Афродиты и А. были Гистапс и Зариадр.
Афродита оплакивает его, убитого в юности на охоте вепрем, который ударил его клыком в бедро на Идалийской горе. По версии, в вепря превратился Арес (любовник Афродиты); либо А. отомстила отвергнутая им Персефона; либо это произошло вследствие гнева Артемиды.
Афродита прятала его труп в латуке. По воле Афродиты он вернулся из подземного царства, превращен в цветок анемон; либо из крови А. возникли розы, а из слёз Афродиты анемон.
Существует рассказ о том, что Афродита передала младенца А. на воспитание Персефоне, которая не пожелала потом с ним расстаться. Афродита и Персефона судились из-за А., и Каллиопа рассудила, что они должны владеть им по половине года.
У финикиян А. (Адон в финикийской мифологии) — юный воскресающий бог весны, олицетворение ежегодного умирания и оживления природы. В Древней Греции праздник А. в середине лета справлялся два дня: в первый праздновалось его сочетание с Афродитой, как символ весеннего расцвета и воскресения, другой день был посвящён плачу по умершему богу, символизирующем увядание природы. Аргосские женщины оплакивали его.
Древние люди считали, что благодаря А. расцветали цветы весной и зрели плоды летом, зимой же природа оплакивала ушедшего бога. В знак причастности к культу чарующего красотой бога А. женщины стали выращивать цветы в глиняных горшках, которые называли «садами Адониса».
Орфики отождествляли его с Дионисом.
Действующее лицо трагедии Дионисия Сиракузского «А.».
В Библии (третья книга царств, первая глава, шестой стих) говорится о Адонии, четвёртом сыне царя Давида, который «был очень красив».
Судьба А. — одна из любимых тем античной поэзии: его воспевала Сапфо, у Феокрита (песнь в честь А.), Биона, Овидия (любовь Венеры и А. в «Метаморфозах»); в новой поэзии встречается у Шекспира (поэма «Венера и Адонис»); у Пушкина («прелестный баловень Киприды… мой Адонис» и «К Юрьеву»); у Майкова («Альбом Антиноя») и других.
Адониев стих в античной поэзии возник, как считается, в гимнах на смерть А.
В Государственном Эрмитаже хранится скульптура «Гибель Адониса».