Адописная икона, название легендарных икон, под красочным слоем, левкасом или окладом которых были помещены изображения дьявола (чёрта). Также к образу святого могли быть пририсованы рога, скрытые красочным слоем.
Впервые термин «адописанный» встречается в Прологе за 13 ноября применительно к хоругвям еретиков-савелианитов. «Полный церковнославянский словарь» Г. Дьяченко даёт этому слову следующее объяснение — «написанный во аде, в подземном мучилище». Однако словосочетание «А.и.» известно в основном в старообрядческой среде, но не отражено в каком-либо языковом словаре.
Впервые о подобной иконе сообщает житие Василия Блаженного (XVI век): святой на глазах изумлённой толпы богомольцев кинул камень в образ Богородицы на Варварских воротах, который почитался чудотворным, а затем показал всем, что под краской было скрыто изображение чёрта. Успенский Б. А. видит в этом народное «представление о непременной связи записанного изображения и нового, его покрывающего, — то есть о влиянии первого на второе».
Написание А.и. на Руси было разновидностью чёрной магии. Этнографические описания сообщают: «некоторые богомазы на загрунтованной доске пишут сперва изображение дьявола, и когда это изображение высохнет, снова загрунтовывают и уже на этом втором грунте изображают угодника». В результате этого, молящийся перед такой иконой обращается не к Богу, а к сатане, и молитва приобретает обратный эффект.
Сообщения об А.и. появляются в газетных публикациях и литературе второй половины XIX века. В них сообщается только о поздних иконах «дешёвого и неискусного письма». Увлекшийся иконописью писатель Н. С. Лесков включает упоминание об А.и. в свою повесть «Запечатленный ангел» (1872 год), а в 1873 году публикует небольшую статью «Об адописных иконах». Несмотря на эти исследования XIX века, в XX веке Н. И. Толстым были высказаны сомнения в реальном существовании А.и., которое разделяют современные искусствоведы, по причине отсутствия материальных свидетельств.
В качестве причин появления А.и. называют:
«игра» в нераспознание «антихристовой прелести»;
деятельность староверов, направленная на очернение икон «фряжского» письма с целью отучить от них народ.