АДОРНО (Adorno) Теодор [фамилия
отца - Визенгрунд (Wiesengrund); А. - фамилия
матери] (11.9.1903, Франкфурт-на-Майне, -
6.8.1969, Бриг, Швейцария), нем. философ,
социолог и музыковед. В 1931-33 доцент
Франкфуртского университета. После
1933 в эмиграции в Англии, с 1938 в США. С
1949 во Франкфурте-на-Майне; профессор
университета (с 1950), руководитель
института социальных исследований (с
1953). Критика культуры и общества, развитая
А. совместно с немецким социологом М.
Хоркхеймером («Диалектика просвещения»,
1947), сложилась в русле идей гегелевской
диалектики, теории товарного фетишизма,
отчасти - психоанализа З. Фрейда. В центре
внимания А. - критический анализ изменений
в характере человека в т. н. управляемом
обществе, в понятии которого А. в сущности
отождествляет буржуазное и социалистическое
общество. В период пребывания в США А.
и его сотрудниками было проведено
конкретное исследование структуры и
формирования т. н. авторитарной личности,
рассматриваемой как психологическая
предпосылка фашизма («Авторитарная
личность», 1950). Вслед за В. Беньямином
А. видит цель философии не в «конструировании
всеобщего», а в раскрытии специфики
единичного и особенного («Отрицательная
диалектика», 1966). В ряде работ подверг
критике феноменологию, экзистенциализм
и неопозитивизм.
В философско-эстетической
концепции «новой музыки» А. ориентируется
на творчество австрийских композиторов
А. Шёнберга, А. Берга, А. Веберна, видя в
нём адекватное раскрытие страха и
отчаяния одинокого человека в современном
буржуазном обществе. С этой точки зрения
А. критикует неоклассицизм И. Стравинского
как «реставрацию» отживших музыкальных
форм («Философия новой музыки», 1949),
массовую стандартизованную музыкальную
культуру и ложное музыкальное сознание,
утрачивающее способность к восприятию
художественной формы как целого. Автор
ряда музыкальных произведений (ученик
А. Берга). Свойственная работам А.
афористичная лаконичность стиля
сложилась под влиянием К. Крауса. В ряде
работ и выступлений А. содержатся выпады
в отношении общественной и культурной
жизни социалистических стран. Оказал
значительное воздействие на современную
буржуазную социологию, философию и
музыковедение.
Соч.: Zur
Metakritik der Erkenntnisthcorie, Stuttg., 1956; Noten zur Literatur,
Bd 1-3, Fr./M., 1958-65; Klangfiguren, В.,
1959; Einleitung in die Musiksoziologie, Fr./M., 1962; Minima
Moralia, Fr./M., 1962; Dissonanzen, 3 Aufl., Gött., 1963; Quasi una
fantasia, Fr./M., 1963; Negative Dialektik, Fr./M., 1966.