Адам Д.
Восприятие, сознание,
память. Размышления биолога
Для физиологов, нейрофизиологов, психологов, врачей, а также для читателей, интересующихся физиологическими основами высшей нервной деятельности.
Предисловие редактора перевода
Современная наука характеризуется двумя противоположными тенденциями развития. С одной стороны, происходит все большая специализация, связанная с появлением новых отраслей знания; с другой стороны, имеет место интеграция научных дисциплин, основанная на открытии базовых, фундаментальных закономерностей. Это справедливо и в отношении наук, изучающих работу мозга. Тем ядром, вокруг которого происходит консолидация научных дисциплин, изучающих деятельность мозга, является нервная клетка. Нейрон и сети связанных между собой нейронов образуют те структуры, которые лежат в основе восприятия, памяти и процессов обучения.
Книга Д. Адама отвечает назревшей потребности представить данные нейрофизиологии и психологии в рамках психофизиологии как единого целого. Принцип интеграции психологических и нейрофизиологических данных автор последовательно проводит через всю книгу. Проиллюстрируем логику такого подхода на примере зрительного восприятия. После изложения психофизических закономерностей связи между внешним раздражителем и ощущением (закон Фехнера, закон Стивенса) автор рассматривает те специализированные нейроны, образующие колонки и слои в новой коре, которые реализуют процесс анализа сигнала. Подчеркивая активный характер зрительного восприятия, автор специально останавливается на нейронных ансамблях, обеспечивающих эту активность в виде поисковых и прослеживающих движений глаз.
Достоинством книги является то, что она не ограничивается анализом экстероцепции, а сопоставляет ее также с интероцептивными системами. Содержательная характеристика интерецепции основана на собственных оригинальных наблюдениях автора.
Оглавление:
Предисловие редактора перевода ................ 5
Предисловие........................ 7
ЧАСТЬ I
Восприятие — усвоение информации мозгом
Г лава 1. Биология восприятия................. 9
Экспериментальные методы................ Ю
Генерация и проведение импульсов .............. 11
Функциональное единство анализаторов........... 20
Еще раз о методических проблемах............. 21
Связь между стимулом и восприятием............ 26
Физиологические особенности восприятия....... ... 29
Г лава 2. Восприятие электромагнитных волн: зрение........ 31
Воспринимающий конец пути — сетчатка........... 31
Таламус — центральная переключательная станция........ 37
Декодирующий центр в коре................ 39
Центральная регуляция зрения ............... 43
Восприятие формы.................... 46
Зрительное восприятие глубины и расстояния.......... 48
Г лава 3. Восприятие механических колебаний: слух......... 50
Строение слухового анализатора ............... 50
Кодирование и декодирование в слуховой системе ........ S3
Восприятие акустической конфигурации и направления к источнику
звука......................... 54
Центральная регуляция в слуховой системе .......... 56
Г лава 4. Восприятие положения тела.............. 56
Строение и кодирующая активность проприоцепторов...... 57
Декодирование в коре информации о положении тела...... 60
Гамма-эфферентный механизм: центральный контроль мышечных рецепторов ........................ 62
Глава 5. Виды чувствительности неопределенной классификации: кожные
и химические рецепторы................... 63
Физиологический анализ ощущений, возникающих благодаря кожным
рецепторам....................... 63
Кодирующие и декодирующие механизмы во вкусовой и обонятельной системах...................... 67
Глава 6. Интероцепция — сенсорная функция без ощущений...... 69
Строение висцерального сенсорного аппарата ......... 71
Кодирование интероцептивных импульсов ........... 73
Декодирование висцеральных импульсов............ 74
ЧАСТЬ II
Энергетика умственной деятельности: бодрствование, сон, внимание, сознание
Глава 7. Активированные нейроны в головном мозгу: бодрствование и внимание.........................78
Активирующая ретикулярная формация ствола мозга......79
Электроэнцефалография.................. 86
Внимание и привыкание .................. 89
Глава 8. Спящий мозг....................90
Сновидения.......................92
Гипноз.........................95
Глава 9. Сознательное и бессознательное состояние.........98
Бессознательные физиологические процессы..........102
Биология сознательного состояния — неизученная область .... 109
ЧАСТЬ III
Приобретаемый мозгом опыт: научение и память
Глава 10. Образование связи между процессами, протекающими в мозгу: научение..........................115
Тнп I. Научение путем выработки классического условного рефлекса 116
Тип П. Инструментальное (оперантное) научение ........ 117
Процесс выработки условного рефлекса............ 121
Структурная организация условных рефлексов......... 123
Негативный аспект научения: торможение........... 126
Заключительные замечания................. 129
Глава 11. Другой аспект пластичности головного мозга: фиксация и хранение информации......................131
Кратковременная (лабильная) память ............. 133
Долговременное (перманентное) хранение информации. Первая возможность: реорганизация синапсов ............. 136
Долговременная память. Вторая возможность: качественные молекулярные изменения....................141
Литература........................148