|
Развитие малого предпринимательстваВведение Бизнес, предпринимательство представляют хозяйственную деятельность предприятия, направленную на удовлетворение потребностей населения в товарах, услугах и извлечение при этом прибыли. Торговля – обширнейшая область предпринимательской деятельности и сфера приложения труда индивидуальных предпринимателей, – получила в последние годы новые импульсы развития, существенно расширив поле деятельности в экономике переходного периода. Торговое предприятие, независимо от того, какого масштаба это предприятие - крупная торговая фирма или индивидуальный предприниматель, - является хозяйствующим субъектом. Коммерческая работа, как всякая сложная деятельность, не может осуществляться без управления. Управление есть воздействие руководителя на объект достижения цели. В данном случае, это воздействие руководителей фирмы, которое приводит к получению максимальной прибыли. Трудности, возникающие перед предприятиями в связи с переходом к рынку во многом связаны с тем, что управленческий персонал предприятий не знает законов и рынка и механизма его изучения. Компании столкнулись с явлением: производимая или продаваемая ими продукция не пользуется спросом, а как ее "проталкивать" на рынок специалисты не знают. Проанализировав внутренние и внешние условия рынка, товар, потребителей, конкурентов фирма сможет улучшить свое положение, укрепится на рынке, наладить связи с потребителями, достичь определенных целей: увеличить доход, получить прибыль, рост объема сбыта и соответственно производства. В итоге это поможет существовать и действовать в условиях рынка. Изучение рынка как такового – первый шаг к познанию внешней среды, в которой намерено действовать предприятие. Попытка выйти с товаром на все рынки, по крайней мере, нецелесообразна и расточительна. Поэтому следует проводить аналитическую работу в целях выбора из потенциальных рынков, таких которые наиболее перспективные для компании на которых с наименьшими затратами можно достичь коммерческого успеха. Без данных полученных в ходе анализа рынка невозможно анализировать и сопоставлять информацию необходимую для принятия решений связанных с деятельностью на рынке, выбором рынка, определением объема продаж, прогнозированием и планированием рыночной деятельности. Исследования рынка имеют целью выделить и измерить потенциал и определить характер рынка, как правило, для данного товара. Этот тип исследований дает руководителю сбыта информацию, где выгоднее всего сбывать товар, и указывает на участки рынка недостаточно емкие для продукта. Объект исследования дипломной работы - коммерческая фирма "Новотекс". Проблема, выявленная на предприятии - снижение основных рыночных (доли рынка) и экономических показателей (прибыль, рентабельность). Целью дипломной работе является - определение причин нарушения устойчивого функционирования коммерческой фирмы в сложившихся рыночных условиях. Для достижения поставленной цели в работе определено решение следующих задач: - изучить макроэкономическую среду функционирования фирмы, определить области деятельности малых предприятий в Дальневосточном регионе; - охарактеризовать рынок деятельности компании и ее место на данном рынке; - провести анализ основных экономических показателей деятельности коммерческой фирмы; - разработать мероприятия по повышению эффективности деятельности компании, устранению недостатков в работе предприятия. Рабочими гипотезами рассматриваются: - менеджмент не использует маркетинг как систему управления фирмой; - коммерческая стратегия не соответствует рыночной ситуации; - товарная политика не обеспечивает достижение конкурентоспособности предприятия. Информационной базой для анализа являются отчетные данные предприятия за период 1998- 2000 гг. Основными методами достижения цели работы рассматриваются:
1. Характеристика малого предпринимательства на примере ООО «Новотекс» Динамика развития малого предпринимательства в регионе Правовое обеспечение Предпринимательская деятельность в рыночной экономике представляет собой целенаправленную деятельность людей, ориентированную на получении дохода в размерах, не только покрывающих текущие издержки производства благ, но и обеспечивающих их производителю некоторый дополнительный доход (прибыль). Объект исследования настоящей дипломной работы - компания "Новотекс", в соответствии с российским законодательством, является коммерческим предприятием. Т.е. в качестве основной цели своей деятельности преследует - получение прибыли. Сфера деятельности фирмы - торговля. Торговля, являясь конечным звеном экономической активности субъектов рынка, обеспечивает эффективное удовлетворение запросов и нужд потребителей. Торговля как вид хозяйственной деятельности представляет собой процесс реализации конечному потребителю товаров, приобретенных или взятых на комиссию с целью последующей продажи. Становление в России рыночной системы хозяйствования расширяет роль предприятий торговли в развитии производства и сферы обращения. Наблюдаются тенденции расширения «торгового сектора» экономики, что способствует объективным мировым процессам. Так, по данным Госкомстата России, если в 1990 году на его долю приходилось 4,6% объема валового продукта, то уже в 1997 году – 11% (для сравнения – в США, Франции, Италии этот показатель составляет 15-18%). Обособление торговли в отдельную отрасль экономики связано с общественным разделением труда и выделением торгового капитала как части промышленного капитала, что обусловлено стремлением к более эффективному использованию имеющихся ресурсов. Следовательно, торговля выражает собой экономические отношения, связанные с обменом товаров и конкретные хозяйственные отношения, связанные с процессом их реализации. В воспроизводстве торговля занимает свое определенное место в фазе облика, а как отрасль – определенное место в системе отраслей народного хозяйства. Кроме того, торговля – особая деятельность людей, связанная с осуществлением актов купли-продажи и представляющая собой совокупность специфических технологических и хозяйственных операций направленных на обслуживание процесса обмена. ООО "Новотекс" - субъект торговой деятельности - торговый посредник. По масштабу деятельности предприятие относится к категории "малых предприятий", поскольку в соответствии со ст.3 Федерального закона от 14.06.95 г. № 88 – ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ" удовлетворяет следующим критериям (1, п.1 ст.3):
Динамика малого предпринимательства за последние годы показывает, что этот сектор переходит от стартового этапа к этапу развития, когда основное значение приобретают эффективность и устойчивость малых предприятий, построение при их участии новых хозяйственных связей, активизация их производственной и инновационной деятельности, осуществление прогрессивных структурных сдвигов. В результате действия антимонопольного законодательства происходит расширение масштабов малого предпринимательства. Сфера малого бизнеса оказывает все большее воздействие на развитие российской экономики, процессы ее стабилизации. Исключительно важна ее социальная роль. При возрастающей напряженности на рынке труда эта сфера располагает большими возможностями для создания новых рабочих мест. Именно здесь формируется тот средний класс, который становится важнейшим условием укрепления социальной стабильности в России. В настоящее время малые предприятия достаточно устойчиво обеспечивают население дальневосточного региона товарами и услугами. Согласно статистическим данным на начало 1999 года в целом по России насчитывалось около 900 тысяч малых предприятий, на которых работало 8,5 млн. человек (примерно 12% от занятого населения). Эти предприятия произвели примерно 10% ВНП и на них приходилось 20% полученной прибыли. Отраслевая структура малого предпринимательства выглядела следующим образом (см. рис.1.1.):
По состоянию на 1 января 1999 года в Дальневосточном регионе было зарегистрировано более 56 тыс. малых предприятий среднесписочной численностью свыше 500 тыс. Малые предприятия края дают 17% объема ВНП из всей совокупности малых предприятий Дальневосточного региона. Рис.1.1. Структура малого предпринимательства по отраслям экономики
Как это видно из диаграммы, приведенной ниже (рис.1.2.), наиболее развито малое предпринимательство в Приморском и Хабаровском краях, которое занимает 70% в общей совокупности малых предприятий, расположенных в Дальневосточном регионе. Рис.1.2. Доля отдельных территорий в общем объеме малого предпринимательства ДВ региона
В соответствии со сложившейся в данном экономическом районе отраслевой структурой большая часть малых предприятий приходится на сферу торговли и общественного питания-51%, строительство и промышленность 17% и 15% общего количества малых предприятий (рис.1.3.). Рис.1.3. Структура малого бизнеса ДВ региона по отраслям В то же время жестко привязать предприятия малого бизнеса к определенной сфере деятельности достаточно трудно, поскольку многие из них не специализированы и в ходе функционирования расширяют спектр секторов экономики, в которых работают. При этом отраслевая принадлежность зачастую определяется управленческими решениями руководства предприятия и зависит от целей и задач дальнейшего развития. Таким образом, торговля - обслуживающая область предпринимательской деятельности и сфера приложения труда – получила в последние годы новые импульсы своего развития, существенно расширив "поле и правила игры" в условиях экономики переходного периода. В нее влилось много предприимчивых людей, в ряде случаев коренным образом поменявших свою профессию и жизненные ориентиры. От рядовых спекулятивных торговых операций и "челночно-палаточного" бизнеса многие предприниматели перешли уже к более высокой стадии торговой деятельности, организовав индивидуальные и коллективные предприятия. Менеджерам таких предприятий приходится ежегодно сталкиваться с множеством проблем организационного, экономического и финансового характера, которые приходится решать интуитивно "методом проб и ошибок", приобретая постепенно практический опыт. Сфера деятельности анализируемой фирмы "Новотекс" - розничная торговля. Место розничной торговли в системе распределения товаров схематично отражено на рис. 1.4. Рис.1.4. Схема распределения продукта Исходя из рис.1.4. видно, что розничная торговля предлагает:
Торговля как обособленная отрасль экономики обладает рядом отличительных особенностей:
С точки зрения правового обеспечения торговая деятельность регулируется следующими нормами:
В целом, положение в секторе малого предпринимательства Дальневосточного экономического региона продолжает оставаться сложным. Часть зарегистрированных малых предприятий так и не приступает к хозяйственной деятельности, значительная часть ликвидируется. Малый бизнес в Дальневосточном экономическом регионе, занимающем примерно 41% территории России, не получил должного развития и влияния на экономику. Факторами, серьезно сдерживающими развитие малого и среднего бизнеса на Дальнем Востоке России, являются объективные сложности с доступом предпринимателей к источникам финансирования, отсутствием условий и интереса вложений имеющихся собственных средств, низким уровнем квалификации у представителей малого и среднего бизнеса. Кроме того, высокие энергетические и транспортные тарифы на Дальнем Востоке ведут к росту себестоимости и делают продукцию местных товаропроизводителей неконкурентоспособной по сравнению с другими регионами. Особенностью данного сектора экономики, которая должна быть учтена при разработке государственной политики, является высокая степень зависимости состояния малого предпринимательства от динамики макро - экономических показателей и факторов воздействия внешней среды. Проблемы и трудности, которые крупными предприятиями могут быть преодолены за счет использования внутренних ресурсов и возможностей экономического и политического влияния на внешнюю среду, для субъектов малого предпринимательства представляют непосредственную угрозу их существованию. Многие проблемы малых предприятий порождены именно недостатками государственной экономической политики в целом, определяющей основные параметры внешней среды, в которой происходит развитие малого предпринимательства. Для Дальневосточного региона (в том числе Хабаровского края) в развитии малого предпринимательства наиболее характерны следующие проблемы: — ограниченность внутреннего рынка, в том числе спроса на продукцию субъектов малого предпринимательства, недостаток свободных финансовых ресурсов предприятий-потребителей; — низкая покупательная способность населения в условиях растущего давления со стороны зарубежных поставщиков; — чрезмерная жесткость фискальной и кредитно-денежной политики, приводящая к обострению проблем воспроизводства (недостаточность ресурсов для текущей деятельности и развития), и, как следствие, вынужденное бегство субъектов малого предпринимательства в «теневую экономику»; — усиление региональной дифференциации экономики и «регионализация» внутреннего рынка вследствие роста транспортных тарифов, недостаточного развития инфраструктуры и действия субъективных факторов ("региональный сепаратизм"), что приводит к неравным условиям для развития субъектов малого предпринимательства в различных регионах; — углубление структурного кризиса и рост числа убыточных предприятий в отраслях с высокой степенью обработки, и, как следствие, обострение эффективной (функциональной, технологической) кооперации субъектов малого предпринимательства в производственном цикле с крупными (средними) товаропроизводителями; — неразрешенность проблемы неплатежей и, как следствие, высокий предпринимательский риск субъектов малого предпринимательства, не обладающих запасом финансовой устойчивости; — неурегулированность и "непрозрачность" трудовых отношений между владельцами и наемными работниками, затрудняющее выявление и решение социальных конфликтов на правовой основе, в особенности в сфере малого предпринимательства; — неполнота и противоречивость нормативно-правовой базы, неурегулированность отношений собственности и, как следствие, трудности участия субъектов малого предпринимательства в институциональных преобразованиях, невозможность стратегического планирования;
Опыт мирового развития показывает, что в условиях экономического кризиса политика, ориентированная на оказание помощи и содействие развитию малого предпринимательства, дает ощутимые результаты в достижении сбалансированного экономического роста. Многие проблемы малых предприятий порождены именно недостатками государственной экономической политики в целом, и отсутствием законодательной базы поддержки малого предпринимательства в регионах России. На ранних стадиях развития рыночных отношений предпринимательство нуждается в серьезной государственной поддержке. Данная проблема может быть решена на основе разработанной системы специальных программ, предусматривающих поддержку малого предпринимательства на федеральном уровне, на уровне субъектов РФ и местного самоуправления, с четким выделением целей, задач и приоритетов каждого уровня. Государственную политику необходимо направлять не на административно-директивное регулирование малого бизнеса, а на создание необходимой рыночной инфраструктуры, системы государственной и общественной поддержки его развития (общественными объединениями самих предпринимателей). Существует ряд факторов, влияющих на деятельность предприятий: нестабильная политическая и экономическая ситуация в стране; изменяющиеся потребительские запросы и предпочтения; конъюнктура рынка и непредсказуемость поведения его субъектов; и др. После обзора общеэкономической ситуации функционирования фирмы, следует дать общую ее характеристику и проанализировать условия ее функционирования с позиции микросреды: сама фирма, поставщики, посредники, покупатели, конкуренты. Характеристика предприятия ООО «Новотекс» Объектом исследования дипломной работы является Общество с ограниченной ответственностью "Новотекс". Сокращенное фирменное наименование фирмы- ООО "Новотекс". Правовое положение предприятия определяется Гражданским Кодексом РФ, принятым Государственной Думой РФ 21.10. 94 г. и Федеральным законом «Об обществах с ограниченной ответственностью» от 08. 02. 98 г. ООО "Новотекс" является юридическим лицом по законодательству РФ, имеет в собственности обособленное имущество, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Общество имеет самостоятельный баланс, может открывать счета в кредитных организациях. ООО "Новотекс" строит свою деятельность на основании Устава и действующего законодательства России. В соответствии с Уставом, целью создания ООО "Новотекс" является получение прибыли путем расширение рынка товаров и услуг. ООО "Новотекс" на рынке г. Хабаровска с 1997 г. Основной вид деятельности - обеспечение региона строительными товарами (стеновые, облицовочные, отделочные), а также другими видами интерьерных товаров. В соответствии с Уставом, предметом деятельности Общества является:
Миссия компании: обеспечение населения социально-значимым товаром – (строительные товары, товары интерьера) с целью обеспечения психологически- комфортных условий жизнедеятельности человека, создания благоприятной рабочей, домашней обстановки. В настоящее время предметом деятельности фирмы является: - осуществление торговли: строительные материалы, светильники; - предоставление услуг – осуществление доставки, сборки, подключения и пр. Торговый ассортимент фирмы "Новотекс", представлен следующими группами товаров:
Т.е., из всего существующего спектра видов строительных материалов и предметов интерьера, в ассортименте анализируемой фирмы представлены только 15 % наименований. Однако неширокий ассортимент товаров свидетельствует о специализации фирмы именно на продаже отделочных материалов для потолка. |
Loading
|