Центральный Дом Знаний - Развитие малого предпринимательства

Информационный центр "Центральный Дом Знаний"

Заказать учебную работу! Жми!



ЖМИ: ТУТ ТЫСЯЧИ КУРСОВЫХ РАБОТ ДЛЯ ТЕБЯ

      cendomzn@yandex.ru  

Наш опрос

Я учусь (закончил(-а) в
Всего ответов: 2690

Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0


Форма входа

Логин:
Пароль:

Развитие малого предпринимательства

Введение

Бизнес, предпринимательство представляют хозяйственную деятельность предприятия, направленную на удовлетворение потребностей населения в товарах, услугах и извлечение при этом прибыли. Торговля – обширнейшая область предпринимательской деятельности и сфера приложения труда индивидуальных предпринимателей, – получила в последние годы новые импульсы развития, существенно расширив поле деятельности в экономике переходного периода. Торговое предприятие, независимо от того, какого масштаба это предприятие - крупная торговая фирма или индивидуальный предприниматель, - является хозяйствующим субъектом.

Коммерческая работа, как всякая сложная деятельность, не может осуществляться без управления. Управление есть воздействие руководителя на объект достижения цели. В данном случае, это воздействие руководителей фирмы, которое приводит к получению максимальной прибыли.

Трудности, возникающие перед предприятиями в связи с переходом к рынку во многом связаны с тем, что управленческий персонал предприятий не знает законов и рынка и механизма его изучения. Компании столкнулись с явлением: производимая или продаваемая ими продукция не пользуется спросом, а как ее "проталкивать" на рынок специалисты не знают. Проанализировав внутренние и внешние условия рынка, товар, потребителей, конкурентов фирма сможет улучшить свое положение, укрепится на рынке, наладить связи с потребителями, достичь определенных целей: увеличить доход, получить прибыль, рост объема сбыта и соответственно производства. В итоге это поможет существовать и действовать в условиях рынка.

Изучение рынка как такового – первый шаг к познанию внешней среды, в которой намерено действовать предприятие. Попытка выйти с товаром на все рынки, по крайней мере, нецелесообразна и расточительна. Поэтому следует проводить аналитическую работу в целях выбора из потенциальных рынков, таких которые наиболее перспективные для компании на которых с наименьшими затратами можно достичь коммерческого успеха.

Без данных полученных в ходе анализа рынка невозможно анализировать и сопоставлять информацию необходимую для принятия решений связанных с деятельностью на рынке, выбором рынка, определением объема продаж, прогнозированием и планированием рыночной деятельности.

Исследования рынка имеют целью выделить и измерить потенциал и определить характер рынка, как правило, для данного товара. Этот тип исследований дает руководителю сбыта информацию, где выгоднее всего сбывать товар, и указывает на участки рынка недостаточно емкие для продукта.

Объект исследования дипломной работы - коммерческая фирма "Новотекс".

Проблема, выявленная на предприятии - снижение основных рыночных (доли рынка) и экономических показателей (прибыль, рентабельность).

Целью дипломной работе является - определение причин нарушения устойчивого функционирования коммерческой фирмы в сложившихся рыночных условиях. Для достижения поставленной цели в работе определено решение следующих задач:

- изучить макроэкономическую среду функционирования фирмы, определить области деятельности малых предприятий в Дальневосточном регионе;

- охарактеризовать рынок деятельности компании и ее место на данном рынке;

- провести анализ основных экономических показателей деятельности коммерческой фирмы;

- разработать мероприятия по повышению эффективности деятельности компании, устранению недостатков в работе предприятия.

Рабочими гипотезами рассматриваются:

- менеджмент не использует маркетинг как систему управления фирмой;

- коммерческая стратегия не соответствует рыночной ситуации;

- товарная политика не обеспечивает достижение конкурентоспособности предприятия.

Информационной базой для анализа являются отчетные данные предприятия за период 1998- 2000 гг. Основными методами достижения цели работы рассматриваются:

  • анализ литературных источников (экономической литературы, нормативных актов, опубликованных в периодической печати);

  • стандартные методы экономического анализа (метод группировок, метод сравнительного, балансового и факторного анализа по фактическим результатам деятельности предприятия).

1. Характеристика малого предпринимательства на примере ООО «Новотекс»

Динамика развития малого предпринимательства в регионе

Правовое обеспечение

Предпринимательская деятельность в рыночной экономике представляет собой целенаправленную деятельность людей, ориентированную на получении дохода в размерах, не только покрывающих текущие издержки производства благ, но и обеспечивающих их производителю некоторый дополнительный доход (прибыль).

Объект исследования настоящей дипломной работы - компания "Новотекс", в соответствии с российским законодательством, является коммерческим предприятием. Т.е. в качестве основной цели своей деятельности преследует - получение прибыли. Сфера деятельности фирмы - торговля.

Торговля, являясь конечным звеном экономической активности субъектов рынка, обеспечивает эффективное удовлетворение запросов и нужд потребителей. Торговля как вид хозяйственной деятельности представляет собой процесс реализации конечному потребителю товаров, приобретенных или взятых на комиссию с целью последующей продажи. Становление в России рыночной системы хозяйствования расширяет роль предприятий торговли в развитии производства и сферы обращения. Наблюдаются тенденции расширения «торгового сектора» экономики, что способствует объективным мировым процессам. Так, по данным Госкомстата России, если в 1990 году на его долю приходилось 4,6% объема валового продукта, то уже в 1997 году – 11% (для сравнения – в США, Франции, Италии этот показатель составляет 15-18%).

Обособление торговли в отдельную отрасль экономики связано с общественным разделением труда и выделением торгового капитала как части промышленного капитала, что обусловлено стремлением к более эффективному использованию имеющихся ресурсов. Следовательно, торговля выражает собой экономические отношения, связанные с обменом товаров и конкретные хозяйственные отношения, связанные с процессом их реализации. В воспроизводстве торговля занимает свое определенное место в фазе облика, а как отрасль – определенное место в системе отраслей народного хозяйства.

Кроме того, торговля – особая деятельность людей, связанная с осуществлением актов купли-продажи и представляющая собой совокупность специфических технологических и хозяйственных операций направленных на обслуживание процесса обмена.

ООО "Новотекс" - субъект торговой деятельности - торговый посредник.

По масштабу деятельности предприятие относится к категории "малых предприятий", поскольку в соответствии со ст.3 Федерального закона от 14.06.95 г. № 88 – ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ" удовлетворяет следующим критериям (1, п.1 ст.3):

  1. организация должна быть коммерческой;

  2. В ее уставном капитале:

  • доля участия РФ, субъектов РФ, религиозных, общественных объединений, благотворительных и иных фондов не превышает 25%; - доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не превышает 25 %;

  1. Средняя численность работников, за отчетный период не превышает следующих предельных уровней:

  • в промышленности – 100 человек;

  • в строительстве - 100 человек;

  • в сельском хозяйстве – 60 человек;

  • в розничной торговле – 50 человек;

  • в остальных отраслях – 50 человек.

Динамика малого предпринима­тельства за последние годы показыва­ет, что этот сектор переходит от стартового этапа к этапу развития, ког­да основное значение приобретают эффективность и устойчивость малых предприятий, построение при их учас­тии новых хозяйственных связей, активизация их производственной и инновационной деятельности, осуществ­ление прогрессивных структурных сдви­гов.

В результате действия антимонопольного законодательства происходит расширение масштабов малого предпринимательства. Сфера малого бизнеса оказывает все большее воз­действие на развитие российской эко­номики, процессы ее стабилизации. Исключительно важна ее социальная роль. При возрастающей напряженно­сти на рынке труда эта сфера распола­гает большими возможностями для создания новых рабочих мест. Именно здесь формируется тот средний класс, который становится важнейшим усло­вием укрепления социальной стабиль­ности в России.

В настоящее время малые предприятия достаточно устойчиво обеспечивают население дальневосточного региона товарами и услугами. Согласно статистическим данным на начало 1999 года в целом по России насчиты­валось около 900 тысяч малых предпри­ятий, на которых работало 8,5 млн. че­ловек (примерно 12% от занятого на­селения). Эти предприятия произвели примерно 10% ВНП и на них приходи­лось 20% полученной прибыли. Отраслевая структура малого предпри­нимательства выглядела следующим образом (см. рис.1.1.):

  • 46,8% работало в сфере тор­говли и общественного питания;

  • 13,8% — в строительстве;

  • 14,2% — в промышленности;

  • 5,8% — в науке и в научном об­служивании;

  • 5,8% — в общей коммерческой де­ятельности по обслуживанию рынка;

  • 13,7% — приходилось на дру­гие отрасли.

По состоянию на 1 января 1999 года в Дальневосточном регионе было зарегистрировано более 56 тыс. малых предприятий среднесписочной численностью свыше 500 тыс. Малые предприятия края дают 17% объема ВНП из всей совокупности малых предприятий Дальневосточного региона.

Рис.1.1. Структура малого предпринимательства по отраслям экономики

Как это видно из диаграммы, при­веденной ниже (рис.1.2.), наиболее развито малое предпринимательство в Примор­ском и Хабаровском краях, которое занимает 70% в общей совокупности малых предприятий, расположенных в Дальневосточном регионе.

Рис.1.2. Доля отдельных территорий в общем объеме малого предпринимательства ДВ региона

В соответствии со сложившейся в данном экономическом районе отраслевой структурой большая часть малых пред­приятий приходится на сферу торгов­ли и общественного питания-51%, строительство и промышленность 17% и 15% общего количества малых пред­приятий (рис.1.3.).

Рис.1.3. Структура малого бизнеса ДВ региона по отраслям

В то же время жестко привязать предприятия малого бизнеса к опреде­ленной сфере деятельности достаточно трудно, поскольку многие из них не специализированы и в ходе функцио­нирования расширяют спектр секторов экономики, в которых работают. При этом отраслевая принадлеж­ность зачастую определяется управлен­ческими решениями руководства предприятия и зависит от целей и задач дальнейшего развития. Таким образом, торговля - обслуживающая область предпринимательской деятельности и сфера приложения труда – получила в последние годы новые импульсы своего развития, существенно расширив "поле и правила игры" в условиях экономики переходного периода. В нее влилось много предприимчивых людей, в ряде случаев коренным образом поменявших свою профессию и жизненные ориентиры.

От рядовых спекулятивных торговых операций и "челночно-палаточного" бизнеса многие предприниматели перешли уже к более высокой стадии торговой деятельности, организовав индивидуальные и коллективные предприятия. Менеджерам таких предприятий приходится ежегодно сталкиваться с множеством проблем организационного, экономического и финансового характера, которые приходится решать интуитивно "методом проб и ошибок", приобретая постепенно практический опыт. Сфера деятельности анализируемой фирмы "Новотекс" - розничная торговля.

Место розничной торговли в системе распределения товаров схематично отражено на рис. 1.4.

Рис.1.4. Схема распределения продукта

Исходя из рис.1.4. видно, что розничная торговля предлагает:

  • потребителю - продажу на месте, концентрацию предложения ассортимента, складирование; консультацию и сервис;

  • производителю - определение ассортимента продукции, складское хранение, трансформацию заказов в производственные здания, расширение распределение товаров производителя, возможность специализации на стадии производства.

Торговля как обособленная отрасль экономики обладает рядом отличительных особенностей:

  • торговля характеризуется высокой скоростью оборота капитала, динамизмом развития;

  • В торговле используется ежедневно денежная наличность;

  • Торговля реагирует на любые изменения в экономической конъюнктуре и политической обстановке, уровнем цен и, регулируя ценами спрос и предложение, передает полученный импульс на производство и потребление;

  • Торговля изучая спрос на товары, вынуждена глубоко изучать экономические потребности человека и общества, благодаря чему реально воздействует на развитие общества в целом.

С точки зрения правового обеспечения торговая деятельность регулируется следующими нормами:

  • Закон РФ "О защите прав потребителей" от 09.01.96 г. № 2-ФЗ.

  • Уголовный кодекс РФ. Введен в действие с 01.01.97 г., с изменениями и дополнениями по состоянию на 01.01.2000 г. (с позиции ответственности продавцов): ст.46 "Штраф", ст. 143 "Нарушение правил охраны труда", ст.169 "Воспрепятствование законной предпринимательской деятельности", ст.171 "Незаконное предпринимательство", ст.178 "Монополистические действия и ограничение конкуренции", ст.182 "Заведомо ложная реклама" и др.

  • Кодекс РСФСР. С изменениями и дополнениями на 01.01.2000 г. (с позиции ответственности продавцов): Ст.146 "Нарушение правил торговли", ст.146 "Продажа товаров ненадлежащего качества или с нарушением санитарных правил", ст. Нарушение порядка приобретения строительных материалов" и др.

  • Правила продажи отдельных видов товаров. Утверждены постановлением Правительства РФ от 19.01.98 г. № 55 (С изменениями и дополнениями от 20.10.98 г. № 1222 и от 02.10.99 г. № 1104 ).

  • Правила продажи гражданам товаров длительного пользования в кредит. Утверждены постановлением Совета Министров РФ от 9.09.93 г. № 895.

  • Правила комиссионной торговли непродовольственными товарами. Утверждены Правительством РФ от 6.06.98 г. № 569. (С изменениями и дополнениями от 12.09.99 г. № 1143);

  • Правила продажи товаров по образцам. Утверждены постановлением Правительства РФ от 21.07.07 г. (С изменениями и дополнениями от 02.10.99 г.);

  • Унифицированные формы первичной учетной документации по учету торговых операций. Утверждены Постановлением Госкомстата РФ от 25.12.98 г. № 132.

  • Другие.

В целом, положение в секторе малого предпринимательства Дальневосточного экономического региона продолжает оставаться сложным. Часть зарегистри­рованных малых предприятий так и не приступает к хозяйственной деятельности, значительная часть ликвидируется. Малый бизнес в Дальневосточном экономическом регионе, занимающем примерно 41% территории России, не получил должного развития и влияния на экономику.

Факторами, серьезно сдерживающими развитие малого и среднего бизнеса на Дальнем Востоке России, являются объективные сложно­сти с доступом предпринимателей к источникам финансирования, отсутстви­ем условий и интереса вложений име­ющихся собственных средств, низким уровнем квалификации у представите­лей малого и среднего бизнеса. Кроме того, высокие энергетические и транс­портные тарифы на Дальнем Востоке ведут к росту себестои­мости и делают продукцию местных товаропроизводителей неконкуренто­способной по сравнению с другими ре­гионами.

Особенностью данного сектора экономики, которая должна быть учтена при разработке государственной поли­тики, является высокая степень зависимости состояния малого пред­принимательства от динамики макро - экономических показателей и факторов воздействия внешней среды. Проблемы и трудности, которые крупными предприятиями могут быть преодолены за счет использования внутренних ресурсов и возможностей экономического и политического влия­ния на внешнюю среду, для субъектов малого предпринимательства представ­ляют непосредственную угрозу их су­ществованию.

Многие проблемы малых предпри­ятий порождены именно недостатками государственной экономической поли­тики в целом, определяющей основные параметры внешней среды, в которой происходит развитие малого предпринимательства. Для Дальневосточного региона (в том числе Хабаровского края) в развитии малого предприни­мательства наиболее характерны сле­дующие проблемы:

— ограниченность внутреннего рынка, в том числе спроса на продук­цию субъектов малого предприниматель­ства, недостаток свободных финансовых ресурсов предприятий-потребителей;

— низкая покупательная способ­ность населения в условиях растущего давления со стороны зарубежных по­ставщиков;

— чрезмерная жесткость фискаль­ной и кредитно-денежной политики, приводящая к обострению проблем вос­производства (недостаточность ресур­сов для текущей деятельности и развития), и, как следствие, вынужден­ное бегство субъектов малого предпринимательства в «теневую экономику»;

— усиление региональной диффе­ренциации экономики и «регионализация» внутреннего рынка вследствие роста транспортных тарифов, недоста­точного развития инфраструктуры и действия субъективных факторов ("ре­гиональный сепаратизм"), что приводит к неравным условиям для развития субъектов малого предпринимательства в различных регионах;

— углубление структурного кризи­са и рост числа убыточных предприя­тий в отраслях с высокой степенью обработки, и, как следствие, обострение эффективной (функциональной, техно­логической) кооперации субъектов малого предпринимательства в произ­водственном цикле с крупными (сред­ними) товаропроизводителями;

— неразрешенность проблемы не­платежей и, как следствие, высокий предпринимательский риск субъектов малого предпринимательства, не обла­дающих запасом финансовой устойчи­вости;

— неурегулированность и "непроз­рачность" трудовых отношений между владельцами и наемными работника­ми, затрудняющее выявление и решение социальных конфликтов на правовой основе, в особенности в сфере малого предпринимательства;

— неполнота и противоречивость нормативно-правовой базы, неурегули­рованность отношений собственности и, как следствие, трудности участия субъектов малого предпринимательства в институциональных преобразованиях, невозможность стратегического плани­рования;

  • сохранение на практике нерав­ного отношения отдельных органов власти и их должностных лиц к предприятиям различных форм собственно­сти и размеров и, как следствие, дополнительные трудности субъектов малого предпринимательства при вза­имодействии с этими органами (реги­страции, лицензировании, сертификации, контроле).

Опыт мирового развития показывает, что в условиях экономического кризиса политика, ориентированная на оказание помощи и содей­ствие развитию малого предпринимательства, дает ощутимые резуль­таты в достижении сбалансированного экономического роста. Многие проблемы малых предпри­ятий порождены именно недостатками государственной экономической поли­тики в целом, и отсутствием законодательной базы поддержки малого предпринимательства в регионах России.

На ранних стадиях развития рыночных отношений предпринима­тельство нуждается в серьезной государственной поддержке. Данная проблема может быть решена на основе разработанной системы спе­циальных программ, предусматривающих поддержку малого предпринимательства на федеральном уровне, на уровне субъектов РФ и местного самоуправления, с четким выделением целей, задач и приоритетов каждого уровня. Государственную политику необходимо направлять не на админи­стративно-директивное регулирование малого бизнеса, а на создание необходимой рыночной инфраструктуры, системы государственной и общественной поддержки его развития (общественными объединениями самих предпринимателей).

Существует ряд факторов, влияющих на деятельность предприятий: нестабильная политическая и экономическая ситуация в стране; изменяющиеся потребительские запросы и предпочтения; конъюнктура рынка и непредсказуемость поведения его субъектов; и др.

После обзора общеэкономической ситуации функционирования фирмы, следует дать общую ее характеристику и проанализировать условия ее функционирования с позиции микросреды: сама фирма, поставщики, посредники, покупатели, конкуренты.

Характеристика предприятия ООО «Новотекс»

Объектом исследования дипломной работы является Общество с ограниченной ответственностью "Новотекс". Сокращенное фирменное наименование фирмы- ООО "Новотекс". Правовое положение предприятия определяется Гражданским Кодексом РФ, принятым Государственной Думой РФ 21.10. 94 г. и Федеральным законом «Об обществах с ограниченной ответственностью» от 08. 02. 98 г.

ООО "Новотекс" является юридическим лицом по законодательству РФ, имеет в собственности обособленное имущество, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Общество имеет самостоятельный баланс, может открывать счета в кредитных организациях.

ООО "Новотекс" строит свою деятельность на основании Устава и действующего законодательства России. В соответствии с Уставом, целью создания ООО "Новотекс" является получение прибыли путем расширение рынка товаров и услуг. ООО "Новотекс" на рынке г. Хабаровска с 1997 г. Основной вид деятельности - обеспечение региона строительными товарами (стеновые, облицовочные, отделочные), а также другими видами интерьерных товаров.

В соответствии с Уставом, предметом деятельности Общества является:

  • Торговля потребительскими товарами и товарами производственно-технического назначения;

  • Осуществление розничной торговли непродовольственными товарами;

  • Оказание торговых и коммерческих услуг населению;

  • Внешнеэкономическая деятельность в соответствии с действующим законодательством;

  • Иные виды деятельности, не запрещенные законом.

Миссия компании: обеспечение населения социально-значимым товаром – (строительные товары, товары интерьера) с целью обеспечения психологически- комфортных условий жизнедеятельности человека, создания благоприятной рабочей, домашней обстановки.

В настоящее время предметом деятельности фирмы является:

- осуществление торговли: строительные материалы, светильники;

- предоставление услуг – осуществление доставки, сборки, подключения и пр.

Торговый ассортимент фирмы "Новотекс", представлен следующими группами товаров:

  • Облицовочные и отделочные изделия для потолка (натяжные потолки, реечные потолки, плитка потолочная);

  • Светильники;

  • Жалюзи;

Т.е., из всего существующего спектра видов строительных материалов и предметов интерьера, в ассортименте анализируемой фирмы представлены только 15 % наименований. Однако неширокий ассортимент товаров свидетельствует о специализации фирмы именно на продаже отделочных материалов для потолка.

Loading

Календарь

«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031

Архив записей

Друзья сайта

  • Заказать курсовую работу!
  • Выполнение любых чертежей
  • Новый фриланс 24