Автоматическая сварка
Автоматическая
сварка, дуговая электросварка, в которой
основные операции - подача электрода в
дугу и перемещение дуги по линии сварки
- механизированы. Если механизирована
только подача проволоки, а дугу перемещают
вручную, сварка называется полуавтоматической.
Чаще всего применяется А.с. плавящимся
электродом-проволокой, смотанной в
бухту массой 20-60 кг и непрерывно подаваемой
в дугу по мере плавления. Для защиты
сварочной ванны от атмосферного воздуха,
а также для раскисления металла и его
легирования шов предварительно засыпают
толстым слоем флюса,
в который погружена дуга. Флюс обеспечивает
высокое качество металла шва, устраняет
разбрызгивание металла, позволяет
повысить сварочный ток и производительность
в несколько раз по сравнению со сваркой
открытой дугой. Дуга по линии сварки
(например, при круговых швах) перемещается
передвижением сварочного автомата или
самого изделия. Если автомат конструктивно
объединён с механизмом передвижения,
его называют самоходным; если же его
передвигают непосредственно по
поверхности изделия или по лёгкому
переносному пути, уложенному на изделие,
то его называют сварочным
трактором.
Широко распространены шланговые
полуавтоматы. В них электродная проволока
из механизма подачи по гибкому шлангу
поступает в держатель, находящийся в
руке сварщика. Вместо флюса применяют
защитные газы - аргон
или углекислый газ, а также газовые
смеси. Однако из-за разбрызгивания металла в
этом случае сила тока и производительность
ниже, чем при сварке под флюсом. Известна
также А.с. неплавящимся вольфрамовым
электродом в защитном газе, обычно в
аргоне. Наряду с проволокой сплошного
сечения при автоматической и
полуавтоматической сварке пользуются
т. н. порошковым электродом, представляющим
собой трубку, начинённую порошками
железа, легирующих и флюсообразующих
компонентов.
Сварка барабана котла сварочным
трактором: 1 - барабан котла; 2 - сварочный
трактор; 3 - ролики вращателя.