Центральный Дом Знаний - Проблемы развития малого бизнеса в России

Информационный центр "Центральный Дом Знаний"

Заказать учебную работу! Жми!



ЖМИ: ТУТ ТЫСЯЧИ КУРСОВЫХ РАБОТ ДЛЯ ТЕБЯ

      cendomzn@yandex.ru  

Наш опрос

Как Вы планируете отдохнуть летом?
Всего ответов: 922

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Форма входа

Логин:
Пароль:

Проблемы развития малого бизнеса в России

Введение

Самой историей доказано: предпринимательство было и будет основным компонентом экономической системы того общества, которое называет себя цивилизованным. Поэтому переход к рыночным отношениям ставит перед нашим обществом множество сложных задач, среди которых важное место занимает развитие предпринимательства.

Следует отметить, что в посткоммунистической России предпринимательство было развито слабо. Отсутствие собственного практического опыта предпринимательства заставляет заимствовать западный. Но попытки слепо копировать Запад во всем, что необходимо для развития рынка, не приведут к положительному результату. Необходимо приспособление, адаптация известных рыночных структур и институтов к своеобразным российским условиям. Скорее всего, следует ожидать, что период, на протяжении которого новое поколение российских предпринимателей методом проб и ошибок будет осваивать практическую философию бизнеса, окажется длительным. Пройдет немало времени, прежде чем можно будет говорить о сложившейся культуре предпринимательства, о предпринимательской этике, отвергающей любые пути нечестного извлечения прибыли.

Экономический строй, базировавшийся на безграничном господстве государственной собственности, не смог обеспечить условий для творчества и инициативы, без которых невозможно широкое распространение нововведений. Следует признать, что непременным условием развития предпринимательства является частная собственность.

Под предпринимательством, или предпринимательской деятельностью, понимают инициативную самостоятельную деятельность граждан и их объединений, осуществляемую на свой риск и под свою имущественную ответственность, направленную на получение прибыли.

Для развития предпринимательства нужны и другие условия. Они включают в себя стабильность государственной экономической и социальной политики, льготный налоговый режим, развитую инфраструктуру поддержки предпринимательства, существование эффективной системы защиты интеллектуальной собственности, формирование гибких рыночных механизмов повышения деловой активности предпринимателей. Предприниматели должны иметь возможность свободного выхода на внешний рынок. Следует создать доступную для предпринимателей кредитную систему, предоставить возможность приобретать необходимые средства производства, сырье и комплектующие изделия.

Это обусловило актуальность данной дипломной работы.

Цель работы – выявить проблемы развития малого бизнеса в России и Нижегородской области (г. Павлово).

Задачи:

  • Выявить законодательные и нормативные основы малого предпринимательства.

  • Рассмотреть взаимоотношение малого бизнеса и государства: ответственность субъектов предпринимательской деятельности.

  • Исследовать развитие малого бизнеса в Нижегородской области.

  • Выявить подходы к развитию инфраструктуры поддержки малого предпринимательства Нижегородской области.

  • Рассмотреть областной и городской государственный фонд поддержки малого бизнеса.

Теоретической базой данного дипломного исследования являлись нормативные и правовые акты в области предпринимательства, специальная литература, данные статистических ежегодников и другие статистические источники.

Дипломная работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы.

1. Законодательные и нормативные основы малого предпринимательства

1.1. Состояние федерального законодательства, регулирующего предпринимательскую деятельность

Государственная поддержка предпринимательства с самого начала была направлена на создание экономических, правовых и организационных условий для деятельности субъектов малого бизнеса. Предполагалось, что все реализованные мероприятия Федеральных программ поддержки в комплексе обеспечат формирование и развитие институциональной среды малого бизнеса, увеличение численности малых предприятий и рост результативности этого сектора экономики.

В то же время ключевые количественные показатели развития малого и среднего предпринимательства в России, по оценкам аналитиков, остаются практически неизменными с 1994 года.

Общее отношение субъектов малого бизнеса к реализуемой государством поддержке как к недостаточно действенной находит косвенное выражение в относительно низкой активности их обращений к структурам, осуществляющим поддержку предпринимательства.

Финансово-кредитная поддержка малого бизнеса является одним из основных направлений государственной поддержки, поскольку низкая доступность финансовых ресурсов признана одной из ключевых проблем в деятельности малых предприятий. Сложившийся к настоящему времени механизм оказания финансовой поддержки таков, что преимущественное право на ее получение предоставляется субъектам МБ, производственный профиль которых отвечает определенным требованиям. Например, основное направление деятельности данного предприятия должно соответствовать одному из приоритетных для данного региона видов деятельности, либо на момент подачи заявки на финансовую поддержку предприниматель должен производить работы по выполнению местного заказа, либо участвовать в реализации территориальной или отраслевой программы социально-экономического развития.

Финансирование субъектов МП осуществляется на конкурсной основе под конкретные инвестиционные проекты или бизнес-планы, представляемые на экспертизу в соответствующий уполномоченный орган.

Нормативно-правовая поддержка малого бизнеса со стороны государства заключается в создании такой нормативно-правовой базы, которая, регулируя деятельность малых предприятий на всех этапах его жизненного цикла, обеспечивала бы при этом наиболее благоприятные возможности для развития этого сектора экономики.

К сожалению, в настоящее время российский малый бизнес не располагает самостоятельной законодательной и нормативной базой, учитывающей специфику условий деятельности субъектов малого предпринимательства, особенности его взаимоотношений с различными хозяйствующими субъектами и органами власти и управления, несмотря на то, что, по оценкам специалистов, деятельность субъектов малого бизнеса только на федеральном уровне регулируется несколькими тысячами правовых актов, включая ведомственные нормативные правовые акты.

Как следствие, при регулировании сектора МСП возникают многочисленные административные барьеры на этапах регистрации, лицензирования, контроля деятельности малых предприятий и др.

Наиболее важным, с правовой точки зрения, для эффективной реализации государственной политики в сфере поддержки предпринимательства является Федеральный закон «О государственной поддержке малого и среднего предпринимательства в России». Принятый в 1995 году, он до сих пор играет исключительную роль в правовом регулировании взаимоотношений между государством и малым бизнесом, хотя и имеет свои недостатки. О необходимости совершенствования этого закона, принятия новой его редакции говорят специалисты, фиксирующие различные рассогласования с действующей нормативной правовой базой, а также желающие укрепить правовую основу для решения серьезных проблем в практической деятельности по государственной поддержке малых предприятий.

Исследование, которое было осуществлено автономной некоммерческой организацией «Информационно-консультационный центр «Бизнес-Тезаурус» в 2001 году по заказу Федерального фонда поддержки малого предпринимательства, который решением Правительства России в настоящее время ликвидирован, показало следующие результаты.

Одной из целей проведенного исследования было выявление того, насколько ощущают предприниматели необходимость изменения данного Федерального закона, исходя из реальных проблем, с которыми они сталкиваются при ведении своего бизнеса, есть ли у них какое-либо определенное мнение на этот счет, каково их отношение к конкретным вариантам поправок к данному Закону, которые наиболее часто встречаются в средствах массовой информации, прозвучали на всероссийской конференции предпринимателей, заявляются от имени предпринимателей в проекте концепции «Государственная политика и развитие малого предпринимательства в России».

Материалы опроса показали, что три четверти предпринимателей имеют вполне определенное мнение о качестве данного закона (см. рис. 1). На вопрос о том, нуждается ли в изменениях Закон РФ «О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ» ответили практически все принимавшие участие в опросе, при этом только 24,9% ответивших по всей выборке в целом затруднились дать определенный ответ о необходимости изменений. Затруднения при ответе на данный вопрос отметили 68,7% предпринимателей из Новосибирска. Это рекордное количество затруднившихся. Меньше всего затруднений вопрос встретил у москвичей, где только 9,0% опрошенных не смогли проявить свою точку зрения. Немного затруднившихся с ответом оказалось в Ростове-на-Дону (13,0%) и Екатеринбурге (13,3%), а также в Курске (19,8%).

Рис. 1. Распределение ответов на вопрос «Нуждается ли в изменениях закон РФ «О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ»

Из 75,1% респондентов, которые смогли дать определенную оценку Закону РФ «О государственной поддержке малого предпринимательства» только 1,7% посчитали, что он не нуждается в изменениях. Во всех региональных группах, кроме представителей Екатеринбурга, этот ответ поддержало от 3% до 1% предпринимателей. В Екатеринбурге не нашлось ни одного респондента, разделяющего это мнение.

Все остальные, а это 73,4% ответивших, заявили, что закон нуждается в изменениях. Несколько более половины опрошенных предпринимателей (52,0%) дали ответ: «Да, нуждается в значительных изменениях». Причем, наиболее радикально настроены предприниматели из Екатеринбурга, где за значительные изменения закона выступило 84,7% всех представителей региона. Самыми умеренными в этом вопросе оказались предприниматели Новосибирска, где поддержать значительные изменения закона готовы 20,0% участников опроса из этого города. Остальные регионы не имели существенных различий (от Москвы, где за значительные изменения проголосовало 57,0% москвичей, до Курска, где таких голосов 43,8%).

С тем, что закон «О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ» нуждается в незначительных изменениях, согласились 21,4% опрошенных предпринимателей из всех шести регионов. Наибольшее число поддержавших эту точку зрения оказалось в трех регионах: Курск (35,4% опрошенных в Курске); Ростов-на-Дону (33,0% ростовчан); Москва (31,0% москвичей). За то в Екатеринбурге за незначительные изменения проголосовало всего 2% предпринимателей, в Новосибирске несколько больше – 10%, а в Нижнем Новгороде – 16,5%.

Поскольку содержание поправок и изменений должно позволить решить многочисленные проблемы в осуществлении государственной поддержки субъектов малого бизнеса, обеспечить рост ее эффективности, а самое главное, удовлетворить реальные запросы и ожидания предпринимателей, существенным является вопрос о том, кто должен быть автором этих поправок, кто сможет реализовать в данном случае интересы предпринимателей.

В ходе исследования выяснялось мнение представителей малого бизнеса отдельных регионов относительно поставленных вопросов.

На вопрос о том, кто должен разработать юридически грамотные формулировки поправок к Закону РФ «О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ» в интересах предпринимателей, респонденты достаточно единодушно ответили: «Юристы-профессионалы» (рис. 2). С этой точкой зрения согласилось 76,3% опрошенных. За профессионалов выступили практически все представители Новосибирска (94,0%). Другие регионы продемонстрировали отсутствие различий, за исключением Ростова-на-Дону, где только 63,0% выразили согласие с этой позицией.

Практически равноценной силой представляются в данном процессе сами предприниматели. Вторым по значимости оказался ответ «Предприниматели (их союзы, объединения)». Так ответили 70,7% всех опрошенных предпринимателей. Наибольшее количество согласных с этой точкой зрения оказалось среди москвичей (88,9%) и среди представителей Новосибирска (76,5%). Более сдержанно к этой альтернативе отнеслись в Ростове-на-Дону (64,0% поддержавших) и Нижнем Новгороде (63,3%).

Все остальные варианты ответов получили значительно менее существенную поддержку.

Рис. 2. Распределение ответов на вопрос «Кто должен разрабатывать формулировки поправок к Закону РФ «О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ»

С тем, что формулировки поправок к Закону должны разрабатывать сотрудники Федерального Фонда поддержки предпринимательства, согласились 28,1% предпринимателей, участвовавших в опросе. Лидерами среди них оказались три региона: Ростов-на-Дону (36,0%); Москва (35,4%) и Нижний Новгород (34,7%). Минимальное количество согласных с этой точкой зрения оказалось в Курске (15,6%) и Новосибирске (19,2%).

Отдать разработку поправок к Закону депутатам Госдумы согласно 22,4% предпринимателей. Наибольшее доверие вызывают депутаты у предпринимателей из Екатеринбурга, где более половины (52,0%) опрошенных считают, что именно они должны заниматься поправками к Закону. Совершенно иная картина в Ростове-на-Дону, где только 6,0% поддержали эту идею.

Предложение передать разработку поправок к Закону РФ «О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ» государственным служащим из Министерства по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства (МАП России) поддержали только 18,0% предпринимателей. Среди регионов наиболее положительно к нему отнеслись Москва, отдавшая в поддержку 29,3% голосов, и Ростов-на-Дону, где оказалось 20,0% поддержавших.

У предпринимателей при определении позиции по этому вопросу практически не возникало затруднений (4,2% не определились с ответами). Среди регионов «первенство» по затруднениям с ответом на этот вопрос оказалось у Нижнего Новгорода (7,1%) и Ростова-на-Дону (7,0%). Не было трудностей у Москвы и Новосибирска.

Другие лица и структуры для разработки поправок предпринимателями не предлагались.

Интересным было также мнение представителей малого бизнеса о том, из каких источников должна оплачиваться работа по совершенствованию закона о государственной поддержке предпринимательства. Несмотря на то, что недостаточное финансирование господдержки приводит к тому, что предприниматели практически не получают ее, респонденты проявили понимание приоритетности полноценной законодательной базы и, в большинстве своем, сочли, что на эту работу должны быть направлены финансовые средства, выделенные на господдержку малого бизнеса.

На вопрос об источниках оплаты разработки поправок к Закону РФ «О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ» большинство предпринимателей (61,3%) указали на вариант «Из средств госбюджета на цели поддержки предпринимательства». Наибольшее число сторонников этого варианта оплаты оказалось в Новосибирске (82,5% от общего количества опрошенных в Новосибирске предпринимателей) и Москве (75%). Наименьшую поддержку этот вариант получил в Екатеринбурге (47,4%). Распределение ответов представлено на рисунке 3.

Рис. 3. Распределение ответов предпринимателей на вопрос: «Из каких источников должна оплачиваться разработка поправок к закону?»

Второе место занял вариант «Из средств госбюджета на содержание МАПа». Его выделили 40,9% предпринимателей. Больше всего сторонников у варианта оказалось в Москве (53,6%), а меньше – в Нижнем Новгороде (40,0%).

На третьем месте предложение оплачивать разработку поправок «Из средств предпринимателей (их союзов, объединений)» – его поддержали 14,8% опрошенных, среди которых больше всего представителей Новосибирска (23,7%) и Нижнего Новгорода (22,4%).

Положительное отношение у 10,7% опрошенных встретила идея оплачивать работу «Из средств международных организаций и фондов». Значительную поддержку идея получила в Нижнем Новгороде, где за нее проголосовало 23,5% предпринимателей.

Не имеют определенного мнения по поводу источника финансирования необходимых работ 9,6% опрошенных предпринимателей. Больше всего затруднившихся с оценкой в Нижнем Новгороде (18,8%).

Таким образом, опрос подтвердил, что потребность в изменениях законодательной базы малого бизнеса, и, в частности, Закона РФ «О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ», очень высока и осознана представителями малого бизнеса. Острота проблемы для предпринимателей проявляется настолько, что они выражают готовность участвовать в ее решении, занимаясь непосредственной разработкой поправок и даже финансированием необходимых работ.

Loading

Календарь

«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930

Архив записей

Друзья сайта

  • Заказать курсовую работу!
  • Выполнение любых чертежей
  • Новый фриланс 24