|
Ажбе АнтонАжбе, Ашбе (Ažbè), Антон (30.5. 1862, Доленьчице, Словения, — 6.8.1905, Мюнхен), словенский живописец и педагог. Учился в венской и мюнхенской АХ. В своём творчестве («Голова крестьянина», около 1890, «В гареме», около 1895, «Негритянка», около 1895, — все в Национальной галерее в Любляне) отошёл от живописной системы академизма и приблизился к принципам пленэрной живописи. В 1891 основал в Мюнхене частную художественную школу. Учениками А. были словенские импрессионисты И. Грохар, М. Яма, чешский живописец Л. Куба, а также И.Э. Грабарь, В.В. Кандинский и другие. Лит.: Грабарь И., Моя жизнь, М., 1937, с. 119—146; Молева Н.М., Белютин Э.М., Школа Антона Ашбе, М., 1953; Anton Ažbè in njegova sola (katalog-zbornik), Ljubljana, 1962.
АЖБЕ, Антон (1862—1905) — словенский живописец. Известен гл. обр. как педагог. В период расцвета немецкого модернизма А. организовал в Мюнхене свою школу, из к-рой вышло немало художников, в их числе словенские и сербские живописцы— И. Грохар (1867—1911), Р. Якопич (1869—1943), Н. Петрович (1874—1915) и др. А., хотя и сохранил верность некоторым принципам реализма, подвергся влиянию импрессионизма и стал выразителем ряда его ложных идей.
Ажбе Антон (словен. Anton Ažbe; 30.05.1862, Доленьчице, Словения — 6.08.1905, Мюнхен), австро-венгерский художник словенского происхождения. Азы художественного образования А. получил в Любляне у Янеша Вольфа, одного из ведущих словенских художников второй половины XIX века. Осенью 1882 г. он отправился на учёбу в венскую Академию художеств, а в 1884 г. переехал в Мюнхен, где посещал уроки античного искусства в академии изобразительных искусств, а затем в художественной школе Людвига фон Лёфца. В собственном творчестве А. эволюционировал от академической к реалистической живописи, став крупнейшим (наряду сЮрием Шубицем) представителем реализма в словенском искусстве. Он рассматривал свою картину «Чернокожая женщина» как воплощение своих художественных принципов. По мнению А., это полотно показывает, как цвет может измениться под влиянием освещения. После обучения в специальном классе профессора Александра Вагнера он по настоянию группы студентов Академии художеств, недовольных процессом обучения, в 1891 году основал в Мюнхене частную художественную школу. Среди этих студентов, ставших его первыми учениками, был известнейший впоследствии словенский художник Рихард Якопич. Учениками Ажбе были Давид Бурлюк,Марианна Верёвкина, И. Грабарь, З. Гржебин, Мстислав Добужинский, Василий Кандинский, Д. Кардовский, Кузьма Петров-Водкин,Фанни Ревентлов и Алексей Явленский. Ажбе являлся значительной фигурой в художественной среде Мюнхена. Методика А. была направлена на развитие индивидуальных способностей учеников и выработка ими собственной манеры. Большое внимание он уделял изучению рисунка и считал его необходимой частью художественного образования. В живописи он отвергал какие-либо шаблоны и считал необходимым для художника искать новые художественные приёмы. Поэтому выпускники школы А. не специализировались на каком-либо одном направлении в живописи, а стали значительными фигурами в самых различных художественных течениях. Среди прочего, школа А. собирала талантливых словенских студентов, которые не могли получить качественного образования в Любляне. Наряду с Якопичем, среди первых учеников Ажбе был Фердо Весел. У А. учились все четыре художника, позже образовавших течение словенского импрессионизма — Рихард Якопич, Иван Грохар, Матия Яма и Матей Стернен. Они сохраняли близкие отношения с А. и ежегодно приезжали на зиму в Мюнхен вплоть до его смерти в 1905 году. А. Ажбе. «Негритянка». 1895. Национальный музей. Любляна. |
Loading
|