|
Ильин Е.П. Мотивация и мотивы (Мастера Психологии)Ильин Е.П. Серия "Мастера психологии" Издательство "Питер", 2000. Учебное пособие посвящено основным вопросам теории и методологии изучения мотивации мотивов человека. Особое внимание в нем уделяется анализу представлений о сущности мотива его структуре и разновидностям. Автор предлагает собственную концепцию мотивации и мотивов, базирующуюся на критическом рассмотрении и синтезе имеющихся в психологии взглядов наэт проблему. В пособии излагаются закономерности формирования мотивационной сферы человека В онтогенезе и в различных видах поведения и деятельности рассматриваются нарушения мотивации при патологии. Представленные в пособии психодиагностические методики могут быть с успехом использованы в практической деятельности специалистов системы образования, спортивной, производственно-организационной сферы. Для психологов психофизиологов, педагогов, а также студентов факультетов психологии и педагогических учебных заведений. ОГЛАВЛЕНИЕ: Предисловие.........................................................................................................................7 Глава 1. ПОБУДИТЕЛЬНЫЕ МЕХАНИЗМЫ АКТИВНОСТИ (ПОВЕДЕНИЯ) ЧЕЛОВЕКА И ЖИВОТНЫХ..........................................................................................9 1.1. Краткий экскурс в историю изучения детерминации активности человека и животных.....................................................................................................................9 1.2. Сходства и различия в детерминации поведения животных и человека......................14 1.3. Трудности в изучении мотивации и мотивов человека................................................17 Глава 2. ПОТРЕБНОСТЬ КАК ВНУТРЕННИЙ ПОБУДИТЕЛЬ АКТИВНОСТИ ЧЕЛОВЕКА....................................................................................................................21 2.1. Понимание потребности как нужды...........................................................................21 2.2. Потребность как предмет удовлетворения нужды.....................................................23 2.3. Понимание потребности как отсутствия блага. Потребность как ценность..............25 2.4. Потребность как необходимость.................................................................................28 2.5. Потребность как состояние........................................................................................33 2.6. Потребность личности как системная реакция...........................................................35 2.7. Вторичные потребности личности..............................................................................39 2.8. Этапы формирования потребности личности.............................................................40 2.9. Классификация потребностей....................................................................................41 2.10. Характеристики и индивидуальная выраженность потребностей............................44 Глава 3. МОНИСТИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О СУЩНОСТИ МОТИВА.............46 3.1. Мотив как потребность.................................................................................................46 3.2. Мотив как цель (предмет удовлетворения потребности).............................................52 3.3. Мотив как побуждение..................................................................................................56 3.4. Мотив как намерение....................................................................................................59 3.5. Мотив как устойчивые свойства (личностные диспозиции).........................................60 3.6. Мотив как состояние.....................................................................................................60 3.7. Мотив как формулировка.............................................................................................61 3.8. Мотив как удовлетворенность......................................................................................62 Глава 4. МОТИВАЦИЯ КАК ПРОЦЕСС..........................................................................65 4.1. Понимание термина «мотивация».................................................................................65 4.2. Экстринсивная и интринсивная мотивация.................................................................67 4.3. О положительной и отрицательной мотивации...........................................................68 4.4. Стадиальность мотивационного процесса....................................................................70 Глава 5. ВНУТРЕННЕОРГАНИЗОВАННАЯ МОТИВАЦИЯ..........................................75 5.1. Мотивация, обусловленная потребностями личности.................................................75 5.2. Мотиваторы...................................................................................................................85 5.3. «Укороченная» мотивация. Автоматизированные и импульсивные («немотивированные») действия и поступки................................................................86 Глава 6. ВНЕШНЕОРГАНИЗОВАННАЯ МОТИВАЦИЯ................................................89 6.1. Мотивация, обусловленная внешними второсигнальньгми стимулами.......................89 6.2. Неимперативные прямые формы внешней организации мотивационного процесса.......................................................................................................................92 6.3. Внешнее внушение как средство психологического воздействия на процесс формирования мотива..................................................................................................96 6.4. Императивные прямые формы организации мотивационного процесса....................102 6.5. Манипуляция...............................................................................................................106 6.6. Мотивация, вызванная привлекательностью объекта...............................................107 6.7. Индивидуальные особенности мотивации..................................................................110 Глава 7. МОТИВ КАК СЛОЖНОЕ ИНТЕГРАЛЬНОЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ............................................................................................................115 7.1. Границы и структура мотива......................................................................................116 7.2. Проблема полимотивации поведения и деятельности...............................................120 7.3. Функции мотива.........................................................................................................122 7.4. Характеристики мотива..............................................................................................125 7.5. Осознаваемость мотива..............................................................................................128 7.6. Мотивировка, ее психологические механизмы..........................................................133 7.7. Что означает «борьба мотивов»?.................................................................................135 7.8. О классификации мотивов...........................................................................................139 Глава 8. ВИДЫ МОТИВАЦИОННЫХ ОБРАЗОВАНИЙ..............................................143 8.1. Мотивационные состояния........................................................................................143 8.2. Мотивационная установка.......................................................................................145 8.3. Мечта как разновидность мотивационной установки..............................................148 8.4. Влечения, желания, хотения....................................................................................150 8.5. Склонность................................................................................................................160 8.6. Привычки...................................................................................................................161 8.7. Интересы...................................................................................................................165 8.8. Направленность личности........................................................................................174 8.9. Мотивационные свойства личности.........................................................................176 8.10. Мотивационная сфера личности..............................................................................182 Глава 9. ОНТОГЕНЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МОТИВАЦИИ И СТРУКТУРЫ МОТИВА.......................................................................................................................184 9.1. Период младенчества................................................................................................184 9.2. Период раннего детства (1-3 года)...........................................................................186 9.3. Период дошкольного детства....................................................................................189 9.4. Период младшего школьного возраста.....................................................................191 9.5. Период среднего школьного возраста (отрочество)..................................................193 9.6. Период старшего школьного возраста......................................................................195 9.7. Доминирующие потребности в различные возрастные периоды.............................197 9.8. Возрастные изменения направленности личности..................................................199 9.9. Онтогенетическое развитие интересов.....................................................................201 9.10. Возрастные особенности представленности в сознании структуры мотива......................................................................................................................203 Глава 10. МОТИВАЦИЯ ОБЩЕНИЯ...............................................................................205 10.1. Что такое «потребность в общении»..........................................................................205 10.2. Цели общения...........................................................................................................210 10.3. Застенчивость как отрицательный мотиватор общения..........................................212 10.4. Возрастные особенности мотивации общения.........................................................213 10.5. Классификация мотивов общения.............................................................................215 Глава 11. МОТИВАЦИЯ ПРОСОЦИАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ.....................................216 11.1. Мотивация нормативного поведения.......................................................................216 11.2. Мотивация помощи и альтруистического поведения................................................218 11.3. Мотивация семейной жизни.....................................................................................222 11.4. Мотивация самосовершенствования.......................................................................225 11.5. Мотивация политического выбора избирателями..................................................230 11.6. Мотивация читательской деятельности..................................................................231 11.7. Мотивы интеллектуальной миграции.......................................................................235 Глава 12. МОТИВАЦИЯ ОТКЛОНЯЮЩЕГОСЯ (ДЕВИАНТНОГО) ПОВЕДЕНИЯ...............................................................................................................236 12.1. Общие представления о девиантном поведении и его причинах.............................236 12.2. Мотивация агрессивного поведения человека........................................................238 12.3. Мотивация агрессивного поведения........................................................................243 12.4. Мотивация преступного (делинквентного) поведения.............................................243 12.5. Мотивы аддиктивного поведения.............................................................................249 12.6. Мотивы суицидального поведения...........................................................................251 Глава 13. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ................................................253 13.1. Мотивация учебной деятельности в школе..............................................................253 13.2. Формирование мотивов учебной деятельности школьников....................................261 13.3. Мотивация учебной деятельности студентов..........................................................264 Глава 14. МОТИВАЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ........................270 14.1. Мотивация трудовой деятельности..........................................................................270 14.2. Мотивы педагогической деятельности.....................................................................279 14.3. Особенности мотивации научной деятельности......................................................281 14.4. Особенности мотивации предпринимательской деятельности и мотивации потребителя...............................................................................................................283 14.5. Мотивация учебно-физкультурной и спортивной деятельности.............................286 Глава 15. МОТИВАЦИЯ И ЭФФЕКТИВНОСТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.............................297 15.1. Сила мотива и эффективность деятельности...........................................................297 15.2. Мотивационный потенциал различных видов стимуляции......................................300 Глава 16. ПАТОЛОГИЯ И МОТИВАЦИЯ.......................................................................316 16.1. Неудовлетворенные потребности и влечения и невротические расстройства личности.............................................................................................316 16.2. Особенности мотивации и мотивов при различных заболеваниях..........................319 Глава 17. МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ МОТИВАЦИИ И МОТИВОВ....................................327 17.1. Методы изучения мотивировок и мотиваторов.........................................................328 17.2. Наблюдение и оценка причин действий и поступков человека..........................330 17.3. Экспериментальные методы выявления мотивов......................................................337 ПРИЛОЖЕНИЕ:...............................................................................................................341 I. Научный словарь терминов, характеризующих мотивационную сферу личности.....343 II. Бытовой словарь терминов, характеризующих мотивационную сферу личности......347 III. Фразеологический мотивационный словарь................................................................358 IV. Методики изучения мотивации и мотивов...................................................................363 1. Методика «Выявление осознанности различных компонентов мотива»............363 2. Методики изучения выраженности различных потребностей личности...........365 3. Методики изучения личностных особенностей, влияющих на принятие решения................................................................................................................376 4. Методики изучения особенностей мотивации общения.....................................400 5. Методики изучения мотивации поведения в группе..........................................405 6. Методики изучения силы и устойчивости мотива............................................413 7. Методики изучения мотивов поведения дошкольников.....................................418 8. Методики изучения мотивации учебной деятельности и поведения.................421 9. Методики изучения мотивации профессиональной деятельности....................437 10. Методики изучения мотивов спортивной деятельности...................................470 Литература.......................................................................................................................481 Предметный указатель....................................................................................................502 |
Loading
|