Ильин Е.П.
Серия "Мастера психологии"
Учебное пособие посвящено основным вопросам теории и методологии изучения мотивации мотивов человека. Особое внимание в нем уделяется анализу представлений о сущности мотива его структуре и разновидностям. Автор предлагает собственную концепцию мотивации и мотивов, базирующуюся на критическом рассмотрении и синтезе имеющихся в психологии взглядов наэт проблему. В пособии излагаются закономерности формирования мотивационной сферы человека В онтогенезе и в различных видах поведения и деятельности рассматриваются нарушения мотивации при патологии.
Представленные в пособии психодиагностические методики могут быть с успехом использованы в практической деятельности специалистов системы образования, спортивной, производственно-организационной сферы. Для психологов психофизиологов, педагогов, а также студентов факультетов психологии и педагогических учебных заведений.
ОГЛАВЛЕНИЕ:
Предисловие.........................................................................................................................7
Глава 1. ПОБУДИТЕЛЬНЫЕ МЕХАНИЗМЫ АКТИВНОСТИ (ПОВЕДЕНИЯ)
ЧЕЛОВЕКА И ЖИВОТНЫХ..........................................................................................9
1.1. Краткий экскурс в историю изучения детерминации активности человека
и животных.....................................................................................................................9
1.2. Сходства и различия в детерминации поведения животных и человека......................14
1.3. Трудности в изучении мотивации и мотивов человека................................................17
Глава 2. ПОТРЕБНОСТЬ КАК ВНУТРЕННИЙ ПОБУДИТЕЛЬ АКТИВНОСТИ
ЧЕЛОВЕКА....................................................................................................................21
2.1. Понимание потребности как нужды...........................................................................21
2.2. Потребность как предмет удовлетворения нужды.....................................................23
2.3. Понимание потребности как отсутствия блага. Потребность как ценность..............25
2.4. Потребность как необходимость.................................................................................28
2.5. Потребность как состояние........................................................................................33
2.6. Потребность личности как системная реакция...........................................................35
2.7. Вторичные потребности личности..............................................................................39
2.8. Этапы формирования потребности личности.............................................................40
2.9. Классификация потребностей....................................................................................41
2.10. Характеристики и индивидуальная выраженность потребностей............................44
Глава 3. МОНИСТИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О СУЩНОСТИ МОТИВА.............46
3.1. Мотив как потребность.................................................................................................46
3.2. Мотив как цель (предмет удовлетворения потребности).............................................52
3.3. Мотив как побуждение..................................................................................................56
3.4. Мотив как намерение....................................................................................................59
3.5. Мотив как устойчивые свойства (личностные диспозиции).........................................60
3.6. Мотив как состояние.....................................................................................................60
3.7. Мотив как формулировка.............................................................................................61
3.8. Мотив как удовлетворенность......................................................................................62
Глава 4. МОТИВАЦИЯ КАК ПРОЦЕСС..........................................................................65
4.1. Понимание термина «мотивация».................................................................................65
4.2. Экстринсивная и интринсивная мотивация.................................................................67
4.3. О положительной и отрицательной мотивации...........................................................68
4.4. Стадиальность мотивационного процесса....................................................................70
Глава 5. ВНУТРЕННЕОРГАНИЗОВАННАЯ МОТИВАЦИЯ..........................................75
5.1. Мотивация, обусловленная потребностями личности.................................................75
5.2. Мотиваторы...................................................................................................................85
5.3. «Укороченная» мотивация. Автоматизированные и импульсивные («немотивированные») действия и поступки................................................................86
Глава 6. ВНЕШНЕОРГАНИЗОВАННАЯ МОТИВАЦИЯ................................................89
6.1. Мотивация, обусловленная внешними второсигнальньгми стимулами.......................89
6.2. Неимперативные прямые формы внешней организации мотивационного
процесса.......................................................................................................................92
6.3. Внешнее внушение как средство психологического воздействия на процесс формирования мотива..................................................................................................96
6.4. Императивные прямые формы организации мотивационного процесса....................102
6.5. Манипуляция...............................................................................................................106
6.6. Мотивация, вызванная привлекательностью объекта...............................................107
6.7. Индивидуальные особенности мотивации..................................................................110
Глава 7. МОТИВ КАК СЛОЖНОЕ ИНТЕГРАЛЬНОЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ............................................................................................................115
7.1. Границы и структура мотива......................................................................................116
7.2. Проблема полимотивации поведения и деятельности...............................................120
7.3. Функции мотива.........................................................................................................122
7.4. Характеристики мотива..............................................................................................125
7.5. Осознаваемость мотива..............................................................................................128
7.6. Мотивировка, ее психологические механизмы..........................................................133
7.7. Что означает «борьба мотивов»?.................................................................................135
7.8. О классификации мотивов...........................................................................................139
Глава 8. ВИДЫ МОТИВАЦИОННЫХ ОБРАЗОВАНИЙ..............................................143
8.1. Мотивационные состояния........................................................................................143
8.2. Мотивационная установка.......................................................................................145
8.3. Мечта как разновидность мотивационной установки..............................................148
8.4. Влечения, желания, хотения....................................................................................150
8.5. Склонность................................................................................................................160
8.6. Привычки...................................................................................................................161
8.7. Интересы...................................................................................................................165
8.8. Направленность личности........................................................................................174
8.9. Мотивационные свойства личности.........................................................................176
8.10. Мотивационная сфера личности..............................................................................182
Глава 9. ОНТОГЕНЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МОТИВАЦИИ И СТРУКТУРЫ МОТИВА.......................................................................................................................184
9.1. Период младенчества................................................................................................184
9.2. Период раннего детства (1-3 года)...........................................................................186
9.3. Период дошкольного детства....................................................................................189
9.4. Период младшего школьного возраста.....................................................................191
9.5. Период среднего школьного возраста (отрочество)..................................................193
9.6. Период старшего школьного возраста......................................................................195
9.7. Доминирующие потребности в различные возрастные периоды.............................197
9.8. Возрастные изменения направленности личности..................................................199
9.9. Онтогенетическое развитие интересов.....................................................................201
9.10. Возрастные особенности представленности в сознании структуры мотива......................................................................................................................203
Глава 10. МОТИВАЦИЯ ОБЩЕНИЯ...............................................................................205
10.1. Что такое «потребность в общении»..........................................................................205
10.2. Цели общения...........................................................................................................210
10.3. Застенчивость как отрицательный мотиватор общения..........................................212
10.4. Возрастные особенности мотивации общения.........................................................213
10.5. Классификация мотивов общения.............................................................................215
Глава 11. МОТИВАЦИЯ ПРОСОЦИАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ.....................................216
11.1. Мотивация нормативного поведения.......................................................................216
11.2. Мотивация помощи и альтруистического поведения................................................218
11.3. Мотивация семейной жизни.....................................................................................222
11.4. Мотивация самосовершенствования.......................................................................225
11.5. Мотивация политического выбора избирателями..................................................230
11.6. Мотивация читательской деятельности..................................................................231
11.7. Мотивы интеллектуальной миграции.......................................................................235
Глава 12. МОТИВАЦИЯ ОТКЛОНЯЮЩЕГОСЯ (ДЕВИАНТНОГО)
ПОВЕДЕНИЯ...............................................................................................................236
12.1. Общие представления о девиантном поведении и его причинах.............................236
12.2. Мотивация агрессивного поведения человека........................................................238
12.3. Мотивация агрессивного поведения........................................................................243
12.4. Мотивация преступного (делинквентного) поведения.............................................243
12.5. Мотивы аддиктивного поведения.............................................................................249
12.6. Мотивы суицидального поведения...........................................................................251
Глава 13. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ................................................253
13.1. Мотивация учебной деятельности в школе..............................................................253
13.2. Формирование мотивов учебной деятельности школьников....................................261
13.3. Мотивация учебной деятельности студентов..........................................................264
Глава 14. МОТИВАЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ........................270
14.1. Мотивация трудовой деятельности..........................................................................270
14.2. Мотивы педагогической деятельности.....................................................................279
14.3. Особенности мотивации научной деятельности......................................................281
14.4. Особенности мотивации предпринимательской деятельности и мотивации потребителя...............................................................................................................283
14.5. Мотивация учебно-физкультурной и спортивной деятельности.............................286
Глава 15. МОТИВАЦИЯ И ЭФФЕКТИВНОСТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.............................297
15.1. Сила мотива и эффективность деятельности...........................................................297
15.2. Мотивационный потенциал различных видов стимуляции......................................300
Глава 16. ПАТОЛОГИЯ И МОТИВАЦИЯ.......................................................................316
16.1. Неудовлетворенные потребности и влечения и невротические
расстройства личности.............................................................................................316
16.2. Особенности мотивации и мотивов при различных заболеваниях..........................319
Глава 17. МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ МОТИВАЦИИ И МОТИВОВ....................................327
17.1. Методы изучения мотивировок и мотиваторов.........................................................328
17.2. Наблюдение и оценка причин действий и поступков человека..........................330
17.3. Экспериментальные методы выявления мотивов......................................................337
ПРИЛОЖЕНИЕ:...............................................................................................................341
I. Научный словарь терминов, характеризующих мотивационную сферу личности.....343
II. Бытовой словарь терминов, характеризующих мотивационную сферу личности......347
III. Фразеологический мотивационный словарь................................................................358
IV. Методики изучения мотивации и мотивов...................................................................363
1. Методика «Выявление осознанности различных компонентов мотива»............363
2. Методики изучения выраженности различных потребностей личности...........365
3. Методики изучения личностных особенностей, влияющих на принятие решения................................................................................................................376
4. Методики изучения особенностей мотивации общения.....................................400
5. Методики изучения мотивации поведения в группе..........................................405
6. Методики изучения силы и устойчивости мотива............................................413
7. Методики изучения мотивов поведения дошкольников.....................................418
8. Методики изучения мотивации учебной деятельности и поведения.................421
9. Методики изучения мотивации профессиональной деятельности....................437
10. Методики изучения мотивов спортивной деятельности...................................470
Литература.......................................................................................................................481
Предметный указатель....................................................................................................502