Ольшанский Д.В.
СПб.: Питер, 2002. — 368 с. — (Серия «Мастера психологии»)
Впервые в отечественной литературе за последние сто лет издается новая книга о психологии масс. Три части книги — «Массы», «Массовые настроения» и «Массовые психологические явления» — представляют собой систематическое изложение целостной и последовательной авторской концепции массовой психологии. От общих понятий до конкретных феноменов психологии религии, моды, слухов, массовой коммуникации, рекламы, политики и массовых движений, автор прослеживает действие единых механизмов массовой психологии. Книга написана на основе анализа мировой литературы по данной тематике, а также авторского опыта исследовательской, преподавательской и практической работы.
- Содержание:
- Введение............................................................................................................. 7
- Часть 1. Массы................................................................................................. 11
- Глава 1.1. Массы и массовое сознание............................................................ 13
- Теории «массы»................................................................................................................................ 14
- Теории «массового общества»...................................................................................................... 17
- Массовое сознание.......................................................................................................................... 20
- Массы.................................................................................................................................................. 28
- Основные выводы............................................................................................................................. 31
- Глава 1.2. Человеке массе................................................................................ 33
- Индивид и масса: что первично?................................................................................................. 34
- Влияние массы на индивида......................................................................................................... 38
- Феномен обезличивания................................................................................................................ 42
- «Мы» и «они», «вы» и «ты», «он» и «я»........................................................................................ 43
- Масса и ее вожаки........................................................................................................................... 46
- Распад массы: освобождение индивида.................................................................................... 48
- Основные выводы............................................................................................................................. 50
- Глава 1.3. Массовые психические состояния и проявления........................... 51
- Общие механизмы стихийного поведения................................................................................ 52
- Основные субъекты стихийного поведения.............................................................................. 54
- Психология толпы........................................................................................................................ 54
- Психология собранной публики.............................................................................................. 59
- Несобранная публика................................................................................................................. 60
- Основные формы стихийного поведения................................................................................... 61
- Массовая паника.......................................................................................................................... 61
- Массовая агрессия....................................................................................................................... 65
- Основные выводы............................................................................................................................. 68
- Глава 1.4. Механизмы массовой психологии.................................................. 70
- Заражение как механизм психологии массы........................................................................... 71
- Подражание как следствие заражения................................................................................... 73
- Внушение как следствие заражения....................................................................................... 75
- Внушение как механизм психологии массы............................................................................. 77
- Заражение как следствие внушения....................................................................................... 77
- Подражание как следствие внушения.................................................................................... 79
- Подражание как механизм психологии массы........................................................................ 81
- Основные выводы............................................................................................................................. 86
- Глава 1.5. Психология масс в прошлом и будущем........................................ 89
- Интерлюдия: происхождение сознания..................................................................................... 89
- Интермедия: индивидуализация деятельности........................................................................ 92
- Апофеоз: двойственная роль развития речи............................................................................. 95
- Психологическая эволюция в истории человечества............................................................ 98
- Психология масс при рабовладении....................................................................................... 98
- Психология масс при феодализме......................................................................................... 100
- Психология масс при капитализме........................................................................................ 103
- Психология масс при социализме.......................................................................................... 106
- Психология масс в социально-психологической перспективе.......................................... 109
- Основные выводы........................................................................................................................... 111
- 4 Содержание
-
Глава 1.6. «Русская душа» как особое
состояние массовой психологии:
между Западом и Востоком.......................................................................... 113 - Геоклиматические факторы........................................................................................................ 114
- Фактор отставания в развитии................................................................................................... 116
- Фактор ограниченности частной собственности.................................................................. 118
- Фактор крепостного права.......................................................................................................... 121
- Фактор татаро-монгольского ига и «враждебного окружения»....................................... 124
- Слагаемые «русской души»......................................................................................................... 127
- Историко-психологические этюды........................................................................................ 127
- Литературно-философские размышления........................................................................... 130
- «Счастье по-русски»...................................................................................................................... 133
- Основные выводы........................................................................................................................... 137
- Часть 2. Массовые настроения....................................................................... 139
- Глава 2.1. Массовые настроения в истории и современность....................... 141
- Массовые настроения в историческом развитии.................................................................. 141
- Европейская история настроений.......................................................................................... 142
- Настроения в русской истории............................................................................................... 145
- Массовые настроения в XX веке............................................................................................ 146
- К обобщению опыта.................................................................................................................. 147
- Массовые настроения в современных условиях................................................................... 149
- Настроения современного «человека массы».................................................................... 150
- Современные настроения в политике................................................................................... 152
- Массовые настроения и крах социализма.......................................................................... 155
- Основные выводы........................................................................................................................... 156
- Глава 2.2. Психология массовых настроений................................................ 158
- Общепсихологические подходы................................................................................................ 159
- Психофизиологические трактовки......................................................................................... 159
- Индивидуальное и социальное в природе настроений................................................... 161
- Настроения в теории деятельности....................................................................................... 164
- Социальная природа настроений............................................................................................. 166
- Попытки упрощенной социологизации................................................................................ 168
- Генетическая трактовка «социальности»............................................................................ 169
- Содержательная «социальность» настроений................................................................... 171
- «Социальность» как свойство субъекта настроений........................................................ 174
- Массовые политические настроения........................................................................................ 177
- Основные выводы........................................................................................................................... 180
- Глава 2.3. Массовые настроения в политике................................................. 183
- Природа массовых политических настроений...................................................................... 183
- Массовые настроения как сигнал.......................................................................................... 184
- Настроения как оценка............................................................................................................. 184
- Настроения как устремления.................................................................................................. 186
- Субъект массовых настроений.................................................................................................. 187
- Гетерогенность и ситуативность........................................................................................... 188
- Формирование настроенческих масс.................................................................................... 189
- От толпы — к «средним слоям».............................................................................................. 190
- Возникновение и развитие массовых настроений................................................................ 191
- Психологический аспект.......................................................................................................... 192
- Социально-политический аспект........................................................................................... 194
- Содержание 5
- Динамика развития настроений............................................................................................. 196
- Циклы развития настроений.................................................................................................... 198
- Уровни развития настроений.................................................................................................. 199
- Основные виды и функции массовых настроений................................................................ 200
- Проблема типологии настроений.......................................................................................... 200
- Основные функции массовых настроений.......................................................................... 203
- Функциональные разновидности настроений................................................................... 204
- Механизмы воздействия на массовые настроения1............................................................. 205
- Игра на притязаниях.................................................................................................................. 205
- Проблема осуществления притязаний................................................................................. 207
- Прогнозирование массовых настроений................................................................................. 209
- Прогнозирование на «проблемных сетях».......................................................................... 210
- Основные выводы........................................................................................................................... 212
-
Глава 2.4. Массовые настроения в революциях,
контрреволюциях
и «перестройках»......................................................................................... 214 - Динамика массовых настроений в Чили (1970-е—1980-е гг.)........................................... 215
- Притязания С. Альенде............................................................................................................. 215
- Достижения А. Пиночета.......................................................................................................... 216
- Крах А. Пиночета....................................................................................................................... 218
- Массовые настроения и хомейнистская революция в Иране............................................ 220
- Антишахские настроения......................................................................................................... 220
- Притязания Р. Хомейни............................................................................................................. 222
- Хомейнистская революция...................................................................................................... 223
- Консервация настроений......................................................................................................... 224
- Массовые настроения и «перестройка» в СССР................................................................... 225
- Структуры и люди...................................................................................................................... 226
- Перестройка настроений.......................................................................................................... 228
- Превентивная акция................................................................................................................... 229
- Провал............................................................................................................................................ 230
- Основные выводы........................................................................................................................... 235
- Часть 3. Массовые социально-психологические явления.............................. 237
- Глава 3.1. Психология религии...................................................................... 239
- Корни религии................................................................................................................................. 240
- Социально-психологические функции религии..................................................................... 244
- Психология веры............................................................................................................................. 246
- Религиозный культ: психология религиозных действий..................................................... 248
- Психология суеверий..................................................................................................................... 251
- Мотивы обращения к религии.................................................................................................... 253
- Основные выводы........................................................................................................................... 254
- Глава 3.2. Психология моды ......................................................................... 256
- В поисках сущности моды........................................................................................................... 257
- Психологические механизмы моды........................................................................................... 259
- Двойной механизм моды........................................................................................................... 259
- Факторы модности..................................................................................................................... 260
- Мода как массовое подражание............................................................................................ 261
- Конформизм как фактор моды................................................................................................ 262
- Социально-психологические функции моды.......................................................................... 263
- Элементы распространения моды............................................................................................. 264
- Парадокс модника......................................................................................................................... 266
- Модник-антимодник (модник-индивидуалист).................................................................. 267
- 6 Содержание
- Модник-суггестор (модник-массовик).................................................................................. 269
- Влияние моды на психологию масс.......................................................................................... 271
- Основные выводы........................................................................................................................... 273
- Глава 3.3. Психология слухов и сплетен........................................................ 274
- Слухи и их разновидности.......................................................................................................... 275
- Источники и условия возникновения слухов.......................................................................... 279
- Особенности циркуляции слухов.............................................................................................. 282
- Противодействие слухам............................................................................................................. 284
- Психология сплетни...................................................................................................................... 286
- О пользе слухов и сплетен........................................................................................................... 289
- Основные выводы........................................................................................................................... 290
- Глава 3.4. Психология массовой коммуникации........................................... 292
- Теоретическое осмысление......................................................................................................... 293
- Система массовой коммуникации............................................................................................. 296
- Коммуникатор............................................................................................................................. 297
- Аудитория..................................................................................................................................... 298
- Коммуникационное сообщение.............................................................................................. 299
- Средства массовой коммуникации............................................................................................ 302
- Обратная связь............................................................................................................................ 305
- Эффекты массовой коммуникации............................................................................................ 306
- «Эффект ореола»......................................................................................................................... 306
- «Эффект бумеранга».................................................................................................................. 308
- Основные выводы........................................................................................................................... 309
- Глава 3.5. Психология рекламы и PR-воздействия....................................... 311
- Немного истории............................................................................................................................ 312
- Генеральная функция рекламы.................................................................................................. 314
- Почему люди поддаются рекламе?........................................................................................... 315
- Психологические механизмы рекламы.................................................................................... 317
- Возбуждение желаний.............................................................................................................. 318
- Внушение...................................................................................................................................... 318
- Заражение..................................................................................................................................... 320
- Подражание как итог................................................................................................................. 321
- Политическая реклама................................................................................................................. 323
- Политическая реклама как вид коммерческой рекламы................................................. 323
- PR как политическая реклама................................................................................................. 325
- Политик как специалист по PR............................................................................................... 327
- Основные выводы........................................................................................................................... 328
- Глава 3.6. Психология политических партий и массовых движений............ 329
- Психология массовых движений................................................................................................ 330
- Истоки возникновения движения............................................................................................ 332
- Социально-психологические функции движения.............................................................. 333
- Мотивы участия в движении................................................................................................... 334
- Условия и этапы развития движений.................................................................................... 336
- Политические партии.................................................................................................................... 340
- Кадровые и массовые партии................................................................................................. 342
- Партии и движения..................................................................................................................... 343
- Основные выводы........................................................................................................................... 346
- Заключение..................................................................................................... 348
- Литература...................................................................................................... 351