Ольшанский Д.В. Психология Масс (Мастера Психологии)
Ольшанский Д.В.
Психология
масс
СПб.: Питер, 2002. — 368 с. — (Серия «Мастера
психологии»)
Впервые в отечественной
литературе за последние сто лет издается
новая книга о психологии масс. Три части
книги — «Массы», «Массовые настроения»
и «Массовые психологические явления»
— представляют собой систематическое
изложение целостной и последовательной
авторской концепции массовой психологии.
От общих понятий до конкретных феноменов
психологии религии, моды, слухов,
массовой коммуникации, рекламы, политики
и массовых движений, автор прослеживает
действие единых механизмов массовой
психологии. Книга написана на основе
анализа мировой литературы по данной
тематике, а также авторского опыта
исследовательской, преподавательской
и практической работы.
- Содержание:
-
Введение.............................................................................................................
7
-
Часть 1.
Массы.................................................................................................
11
-
Глава 1.1. Массы и массовое
сознание............................................................
13
-
Теории
«массы»................................................................................................................................
14
-
Теории «массового
общества»......................................................................................................
17
-
Массовое
сознание..........................................................................................................................
20
-
Массы..................................................................................................................................................
28
-
Основные
выводы.............................................................................................................................
31
-
Глава 1.2. Человеке
массе................................................................................
33
-
Индивид и масса: что
первично?.................................................................................................
34
-
Влияние массы на
индивида.........................................................................................................
38
-
Феномен
обезличивания................................................................................................................
42
-
«Мы» и «они», «вы» и «ты», «он» и
«я»........................................................................................
43
-
Масса и ее
вожаки...........................................................................................................................
46
-
Распад массы: освобождение
индивида....................................................................................
48
-
Основные
выводы.............................................................................................................................
50
-
Глава 1.3. Массовые психические состояния
и проявления........................... 51
-
Общие механизмы стихийного
поведения................................................................................
52
-
Основные субъекты стихийного
поведения..............................................................................
54
-
Психология
толпы........................................................................................................................
54
-
Психология собранной
публики..............................................................................................
59
-
Несобранная
публика.................................................................................................................
60
-
Основные формы стихийного
поведения...................................................................................
61
-
Массовая
паника..........................................................................................................................
61
-
Массовая
агрессия.......................................................................................................................
65
-
Основные
выводы.............................................................................................................................
68
-
Глава 1.4. Механизмы массовой
психологии..................................................
70
-
Заражение как механизм психологии
массы...........................................................................
71
-
Подражание как следствие
заражения...................................................................................
73
-
Внушение как следствие
заражения.......................................................................................
75
-
Внушение как механизм психологии
массы.............................................................................
77
-
Заражение как следствие
внушения.......................................................................................
77
-
Подражание как следствие
внушения....................................................................................
79
-
Подражание как механизм психологии
массы........................................................................
81
-
Основные
выводы.............................................................................................................................
86
-
Глава 1.5. Психология масс в прошлом и
будущем........................................ 89
-
Интерлюдия: происхождение
сознания.....................................................................................
89
-
Интермедия: индивидуализация
деятельности........................................................................
92
-
Апофеоз: двойственная роль развития
речи.............................................................................
95
-
Психологическая эволюция в истории
человечества............................................................
98
-
Психология масс при
рабовладении.......................................................................................
98
-
Психология масс при
феодализме.........................................................................................
100
-
Психология масс при
капитализме........................................................................................
103
-
Психология масс при
социализме..........................................................................................
106
-
Психология масс в социально-психологической
перспективе.......................................... 109
-
Основные
выводы...........................................................................................................................
111
-
4
Содержание
-
Глава 1.6. «Русская душа» как особое
состояние массовой психологии:
между
Западом и
Востоком..........................................................................
113 -
Геоклиматические
факторы........................................................................................................
114
-
Фактор отставания в
развитии...................................................................................................
116
-
Фактор ограниченности частной
собственности..................................................................
118
-
Фактор крепостного
права..........................................................................................................
121
-
Фактор татаро-монгольского ига и
«враждебного
окружения»....................................... 124
-
Слагаемые «русской
души».........................................................................................................
127
-
Историко-психологические
этюды........................................................................................
127
-
Литературно-философские
размышления...........................................................................
130
-
«Счастье
по-русски»......................................................................................................................
133
-
Основные
выводы...........................................................................................................................
137
-
Часть 2. Массовые
настроения.......................................................................
139
-
Глава 2.1. Массовые настроения в истории
и современность....................... 141
-
Массовые настроения в историческом
развитии..................................................................
141
-
Европейская история
настроений..........................................................................................
142
-
Настроения в русской
истории...............................................................................................
145
-
Массовые настроения в XX
веке............................................................................................
146
-
К обобщению
опыта..................................................................................................................
147
-
Массовые настроения в современных
условиях...................................................................
149
-
Настроения современного «человека
массы»....................................................................
150
-
Современные настроения в
политике...................................................................................
152
-
Массовые настроения и крах
социализма..........................................................................
155
-
Основные
выводы...........................................................................................................................
156
-
Глава 2.2. Психология массовых
настроений................................................
158
-
Общепсихологические
подходы................................................................................................
159
-
Психофизиологические
трактовки.........................................................................................
159
-
Индивидуальное и социальное в природе
настроений...................................................
161
-
Настроения в теории
деятельности.......................................................................................
164
-
Социальная природа
настроений.............................................................................................
166
-
Попытки упрощенной
социологизации................................................................................
168
-
Генетическая трактовка
«социальности»............................................................................
169
-
Содержательная «социальность»
настроений...................................................................
171
-
«Социальность» как свойство субъекта
настроений........................................................
174
-
Массовые политические
настроения........................................................................................
177
-
Основные
выводы...........................................................................................................................
180
-
Глава 2.3. Массовые настроения в
политике.................................................
183
-
Природа массовых политических
настроений......................................................................
183
-
Массовые настроения как
сигнал..........................................................................................
184
-
Настроения как
оценка.............................................................................................................
184
-
Настроения как
устремления..................................................................................................
186
-
Субъект массовых
настроений..................................................................................................
187
-
Гетерогенность и
ситуативность...........................................................................................
188
-
Формирование настроенческих
масс....................................................................................
189
-
От толпы — к «средним
слоям»..............................................................................................
190
-
Возникновение и развитие массовых
настроений................................................................
191
-
Психологический
аспект..........................................................................................................
192
-
Социально-политический
аспект...........................................................................................
194
-
Содержание
5
-
Динамика развития
настроений.............................................................................................
196
-
Циклы развития
настроений....................................................................................................
198
-
Уровни развития
настроений..................................................................................................
199
-
Основные виды и функции массовых
настроений................................................................
200
-
Проблема типологии
настроений..........................................................................................
200
-
Основные функции массовых
настроений..........................................................................
203
-
Функциональные разновидности
настроений...................................................................
204
-
Механизмы воздействия на массовые
настроения1.............................................................
205
-
Игра на
притязаниях..................................................................................................................
205
-
Проблема осуществления
притязаний.................................................................................
207
-
Прогнозирование массовых
настроений.................................................................................
209
-
Прогнозирование на «проблемных
сетях»..........................................................................
210
-
Основные
выводы...........................................................................................................................
212
-
Глава 2.4. Массовые настроения в революциях,
контрреволюциях
и
«перестройках».........................................................................................
214 -
Динамика массовых настроений в Чили
(1970-е—1980-е гг.)...........................................
215
-
Притязания С.
Альенде.............................................................................................................
215
-
Достижения А.
Пиночета..........................................................................................................
216
-
Крах А.
Пиночета.......................................................................................................................
218
-
Массовые настроения и хомейнистская
революция в
Иране............................................ 220
-
Антишахские
настроения.........................................................................................................
220
-
Притязания Р.
Хомейни.............................................................................................................
222
-
Хомейнистская
революция......................................................................................................
223
-
Консервация
настроений.........................................................................................................
224
-
Массовые настроения и «перестройка»
в
СССР...................................................................
225
-
Структуры и
люди......................................................................................................................
226
-
Перестройка
настроений..........................................................................................................
228
-
Превентивная
акция...................................................................................................................
229
-
Провал............................................................................................................................................
230
-
Основные
выводы...........................................................................................................................
235
-
Часть 3. Массовые социально-психологические
явления.............................. 237
-
Глава 3.1. Психология
религии......................................................................
239
-
Корни
религии.................................................................................................................................
240
-
Социально-психологические функции
религии.....................................................................
244
-
Психология
веры.............................................................................................................................
246
-
Религиозный культ: психология религиозных
действий.....................................................
248
-
Психология
суеверий.....................................................................................................................
251
-
Мотивы обращения к
религии....................................................................................................
253
-
Основные
выводы...........................................................................................................................
254
-
Глава 3.2. Психология моды
.........................................................................
256
-
В поисках сущности
моды...........................................................................................................
257
-
Психологические механизмы
моды...........................................................................................
259
-
Двойной механизм
моды...........................................................................................................
259
-
Факторы
модности.....................................................................................................................
260
-
Мода как массовое
подражание............................................................................................
261
-
Конформизм как фактор
моды................................................................................................
262
-
Социально-психологические функции
моды..........................................................................
263
-
Элементы распространения
моды.............................................................................................
264
-
Парадокс
модника.........................................................................................................................
266
-
Модник-антимодник
(модник-индивидуалист)..................................................................
267
-
6
Содержание
-
Модник-суггестор
(модник-массовик)..................................................................................
269
-
Влияние моды на психологию
масс..........................................................................................
271
-
Основные
выводы...........................................................................................................................
273
-
Глава 3.3. Психология слухов и
сплетен........................................................
274
-
Слухи и их
разновидности..........................................................................................................
275
-
Источники и условия возникновения
слухов..........................................................................
279
-
Особенности циркуляции
слухов..............................................................................................
282
-
Противодействие
слухам.............................................................................................................
284
-
Психология
сплетни......................................................................................................................
286
-
О пользе слухов и
сплетен...........................................................................................................
289
-
Основные
выводы...........................................................................................................................
290
-
Глава 3.4. Психология массовой
коммуникации...........................................
292
-
Теоретическое
осмысление.........................................................................................................
293
-
Система массовой
коммуникации.............................................................................................
296
-
Коммуникатор.............................................................................................................................
297
-
Аудитория.....................................................................................................................................
298
-
Коммуникационное
сообщение..............................................................................................
299
-
Средства массовой
коммуникации............................................................................................
302
-
Обратная
связь............................................................................................................................
305
-
Эффекты массовой
коммуникации............................................................................................
306
-
«Эффект
ореола».........................................................................................................................
306
-
«Эффект
бумеранга»..................................................................................................................
308
-
Основные
выводы...........................................................................................................................
309
-
Глава 3.5. Психология рекламы и
PR-воздействия.......................................
311
-
Немного
истории............................................................................................................................
312
-
Генеральная функция
рекламы..................................................................................................
314
-
Почему люди поддаются
рекламе?...........................................................................................
315
-
Психологические механизмы
рекламы....................................................................................
317
-
Возбуждение
желаний..............................................................................................................
318
-
Внушение......................................................................................................................................
318
-
Заражение.....................................................................................................................................
320
-
Подражание как
итог.................................................................................................................
321
-
Политическая
реклама.................................................................................................................
323
-
Политическая реклама как вид коммерческой
рекламы................................................. 323
-
PR как политическая
реклама.................................................................................................
325
-
Политик как специалист по
PR...............................................................................................
327
-
Основные
выводы...........................................................................................................................
328
-
Глава 3.6. Психология политических партий
и массовых движений............ 329
-
Психология массовых
движений................................................................................................
330
-
Истоки возникновения
движения............................................................................................
332
-
Социально-психологические функции
движения..............................................................
333
-
Мотивы участия в
движении...................................................................................................
334
-
Условия и этапы развития
движений....................................................................................
336
-
Политические
партии....................................................................................................................
340
-
Кадровые и массовые
партии.................................................................................................
342
-
Партии и
движения.....................................................................................................................
343
-
Основные
выводы...........................................................................................................................
346
-
Заключение.....................................................................................................
348
-
Литература......................................................................................................
351
Для
студентов, стажеров, аспирантов и
преподавателей психологических,
исторических и политологических
специальностей вузов, для
специалистов-практиков в сфере
политической психологии, политики,
массовых коммуникаций, рекламы, моды,
PR и проведения избирательных кампаний.