Центральный Дом Знаний - Нормативное регулирование бухгалтерского учета

Информационный центр "Центральный Дом Знаний"

Заказать учебную работу! Жми!



ЖМИ: ТУТ ТЫСЯЧИ КУРСОВЫХ РАБОТ ДЛЯ ТЕБЯ

      cendomzn@yandex.ru  

Наш опрос

Как Вы планируете отдохнуть летом?
Всего ответов: 924

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Форма входа

Нормативное регулирование бухгалтерского учета

Введение

«Бухгалтерский учет нередко называют языком бизнеса. И это действительно так, в бухгалтерском учете и отчетности обобщается результаты деятельности и текущее состояние каждого предприятия. Изменения в экономической системе Российской Федерации привели к изменению в деятельности предприятий, которое должно было найти адекватное отражение в бухгалтерском учете. И бухгалтерский учет в России действительно подвергся коренному изменению. В настоящее время он далеко ушел от бухгалтерского учета в СССР. При подготовке документов, регулирующих бухгалтерский учет, были учтены многие положения и стандарты международного учета».

Тем не менее, сегодняшняя система бухгалтерского учета в России имеет свою специфику, которая связана с её происхождением из бухгалтерского учета в условиях плановой экономики. Не все из "пережитков” старой системы действительно являются пережитками, российская и советская школа теории бухгалтерского учета разработала некоторые понятия и методы, которые не утратили своего значения и сегодня, более того, они начинают постепенно получать распространение и в практике учета в развитых странах. Также некоторые из различий носят номинальный характер, сводятся к различию терминов и понятий.

Но некоторые особенности современной российской системы бухгалтерского учета объективно снижают её ценность для участников хозяйственного оборота и препятствуют нормальному развитию экономики. Одновременно экономическая система России продолжает интенсивно изменяться, возникают новые виды хозяйственной деятельности, которые должны найти адекватное отражение в учете. Наконец, российская система бухгалтерского учета ещё не получила законченного оформления в законодательстве, не принят закон о бухгалтерском учете и отчетности, нет единых методологических основ, на которых базировалось бы регулирование учета.

С этой точки зрения рассмотрение международного опыта исключительно интересно, так как многое из него может быть с пользой перенято для использования в России. Естественно, заимствование не должно носить слепой характер, а должно учитывать специфику российской деловой среды. Рассмотрение системы финансового учета западных стран, с их более чем столетним опытом развития, имеет смысл не только для заимствования методик, но и для избежания ошибок, которые были допущены в процессе становления учета.

Понимание принципов функционирования международной системы финансового учета приобретает особенное значение в современных условиях, когда российские предприятия активно пытаются проникнуть на международные фондовый и финансовый рынки. Равноправное сотрудничество с партнерами непременно потребует способности понимать предоставляемую ими отчетность, и в свою очередь предоставлять отчетность в формате, принятом на международном рынке. К сожалению, до сих пор не для всех очевидна разница между российской и международной учетной моделью.

1. Концепции и стандарты финансового учета в РФ

1.1. Понятие и значение бухгалтерской финансовой отчетности

Отчетность хозяйствующих субъектов представляет собой си­стему обобщенных цифровых показателей, характеризующих их деятельность и выполнение плана за истекший период (месяц, квартал, год). Отчетность составляется путем подсчета, группи­ровки и специальной обработки данных текущего учета и явля­ется завершающей его стадией.

Отчетность включает ряд форм, каждая из которых содержит определенную часть общей системы отчетных показателей рабо­ты организации. В формах отчетности наряду с фактическими данными за отчетный период приводятся и фактические данные за прошлый период, что необходимо для анализа результатов работы хозяйства.

Содержание и построение показателей отчетности, их вза­имная увязка определяются потребностями хозяйственного ру­ководства и контроля за выполнением плана. Различные формы отчетности, в которых сопоставляются показатели отчетного периода с фактическими данными за предыдущий период, слу­жат важнейшим материалом для контроля за развитием хозяй­ства и базой для определения дальнейшего улучшения и роста организации. Изучение данных отчетности позволяет выявить и привести в действие имеющиеся в организации внутренние ре­зервы. На основе анализа отчетных данных дается оценка дея­тельности не только отдельных субъектов, но и целых отраслей в масштабе государства.

Вся работа по составлению отчетности, начиная с исходных принципов построения системы отчетных показателей и кончая формами отчетных таблиц, имеет детально разработанную зако­нодательно-правовую основу. Формы отчетности унифицирова­ны. Бухгалтерская отчетность – это отчетность, показатели ко­торой непосредственно вытекают из данных синтетического и аналитического учета и подтверждаются бухгалтерскими доку­ментами.

«По периодичности составления отчетность подразделяется на промежуточную (внутригодовую) и годовую. Организация должна составлять бухгалтерскую отчетность за месяц, квартал (проме­жуточные отчеты) и год нарастающим итогом, если иное не установлено законодательством Российской Федерации».

Квартальная отчетность включает: бухгалтерский баланс – форма № 1; отчет о прибылях и убытках – форма № 2.

В состав годовой бухгалтерской отчетности включаются: бухгалтерский баланс – форма № 1; отчет о прибылях и убытках – форма № 2; приложения: отчет о движении денежных средств, приложения к бухгалтерскому балансу и иным отчетам, предус­мотренным нормативными актами системы нормативного регулирования бухгалтерского учета; пояснительная записка; ауди­торское заключение. Субъекты малого предпринимательства, не применяющие в соответствии с законом упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, имеют право не пред­ставлять в составе годового отчета формы № 3, 4, 5.

Формы бухгалтерской отчетности организаций и инструкции о порядке их заполнения утверждаются министерством финан­сов РФ. Федеральными законами предоставлено право регули­рования бухгалтерского учета, разрешено утверждать в пределах своей компетенции формы бухгалтерской отчетности, а также инструкции о порядке их заполнения, но при условии что их содержание не противоречит нормативным правовым актам Министерства финансов РФ.

«Отчетность должна давать достоверное и полное представле­ние об имущественном и финансовом положении организации, об его изменениях, а также о финансовых результатах ее дея­тельности Если организация имеет филиалы, представительства и иные структурные подразделения, то она должна включать их показатели деятельности в свою отчетность». Это относится и к предприятиям, имеющим балансы.

Данные отчетности по числовым показателям приводятся минимум за два года - отчетный и предшествовавший ему Ког­да они за период, предшествовавший отчетному, несопостави­мы с данными за отчетный период, первые подлежат корректи­ровке, исходя из правил, установленных нормативными актами. Каждая существенная корректировка должна быть раскрыта в пояснительной записке вместе с указанием ее причин.

Бухгалтерская отчетность составляется за отчетный год, т.е. с 1 января по 31 декабря календарного года. Первым отчетным годом для вновь созданной либо реорганизованной организации считается период со дня ее государственной регистрации по 31 декабря включительно, а для организации, вновь созданной поел! 1 октября (включая 1 октября), - с даты государственной регистрации по 31 декабря следующего года.

Бухгалтерская отчетность подписывается руководителем и главным бухгалтером организации. Если в организации бух­галтерский учет ведется на договорных началах специализи­рованной организацией (централизованной бухгалтерией) или бухгалтером-специалистом, бухгалтерская отчетность подпи­сывается руководителем организации, руководителем специализированной организации (централизованной бухгалтерии) либо специалистом, ведущим бухгалтерский учет. Ответственность лиц, подписавших бухгалтерскую отчетность, опреде­ляется в соответствии с законодательством Российской Феде­рации.

В том случае, когда возникла необходимость внести измене­ния в бухгалтерскую отчетность, изменения вносятся независи­мо от того, произошли они в отчетном или предшествовавшем периоде.

Зачет между статьями активов и пассивов, статьями прибы­лей и убытков, кроме случаев, когда такой зачет предусмотрен правилами, установленными нормативными актами, в бухгалтерской отчетности не допускается.

Организация представляет годовую бухгалтерскую отчетность, в соответствии с учредительными документами учредителям, участникам организации или собственникам ее имущества, а, также территориальным органам государственной статистики по месту их регистрации. Государственное и муниципальное уни­тарное предприятие представляет бухгалтерскую отчетность орга­нам, уполномоченным управлять государственным имуществом. Другим органам исполнительной власти, банкам и иным пользо­вателям бухгалтерская отчетность представляется в соответствии с законодательством Российской Федерации. Организация представляет бухгалтерскую отчетность в установленные адреса по одному экземпляру бесплатно.

Организация обязана представлять годовую бухгалтерскую отчетность в течение 90 дней по окончании года, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации, а квартальную (в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации) – в течение 30 дней по окончании квартала. В пределах установленных сроков конкретная дата пред­ставления бухгалтерской отчетности определяется учредителя­ми (участниками) организации или общим собранием. Причем годовая бухгалтерская отчетность должна представляться не ра­нее 60 дней после окончания отчетного года. Годовая отчетность должна быть утверждена в порядке, установленном учредитель­ными документами организации.

День представления организацией бухгалтерской отчетности определяется по дате ее почтового отправления или дате факти­ческой передачи по принадлежности. Если дата представления бухгалтерской отчетности приходится на нерабочий (выходной) день, то сроком представления отчетности считается первый следующий за ним рабочий день.

Годовая бухгалтерская отчетность организации должна быть открыта для заинтересованных пользователей: банков, инвесто­ров, кредиторов, покупателей, поставщиков и т.д., которые могут знакомиться с годовой бухгалтерской отчетностью и по­лучать ее копии с возмещением затрат на копирование. Органи­зация должна обеспечить возможность для заинтересованных пользователей ознакомиться с бухгалтерской отчетностью.

Отчетность, содержащая показатели, отнесенные к государ­ственной тайне по законодательству Российской Федерации, представляется с учетом требований указанного законодатель­ства Если законодательством Российской Федерации предусмот­рена публикация бухгалтерской отчетности и итоговой части аудиторского заключения, их опубликование производится не позднее 1 июня года, следующего за отчетным (если иное не установлено законодательством Российской Федерации).

1.2. Нормативное регулирование финансовой отчетности

Основой правового регулирования и нормативной базой со­ставления бухгалтерской отчетности служат:

  • Закон Российской Федерации «О бухгалтерском учете» от 21.11.96 г. № 129-ФЗ;

  • Гражданский кодекс Российской Федерации;

  • План счетов бух­галтерского учета финансово-хозяйственной деятельности, ут­вержденный Министерством финансов РФ от 31.10.2000 №94н;

  • Инструкция о порядке заполнения годовой бухгалтерской отчетности (прило­жение 2 к приказу Министерства финансов Российской Феде­рации от 12.11.96 г. № 97 «О годовой бухгалтерской отчетности организаций»);

  • Приказ Министерства финансов Российской Федерации от. 21.11.97 г. № 81н «О формировании годовой бух­галтерской отчетности»;

  • Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика предприятий», утвержденное приказом Ми­нистерства финансов Российской Федерации № 60н от 09.12.98 г. (ПБУ 1/98);

  • Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержден­ное приказом Министерства финансов Российской Федерации от 29.07.98 г. № 34н;

  • другие положения и нормативные докумен­ты, определяющие порядок ведения бухгалтерского учета и со­ставления отчетности.

2. Национальные и международные стандарты финансовой отчетности

2.1. Отличия российской и западной практики учета

«Применение международных стандартов финансовой отчетности на российских предприятиях может привести к значительным различиям в данных о результатах деятельности предприятия по сравнению с данными, подготовленными по существующим российским стандартам. Например, использование различных стандартов может изменить зна­чения таких важных показателей, как прибыль и себестоимость. В одних и тех же условиях, по данным российской отчетности, результатом деятельности предприятия будет прибыль, а при пересчете по международным стандартам возможен результат – убыток».

«Многие принципы и практические методы МСФО могут быть приняты без нарушения требований российских стандартов бухгалтерского учета. Но вследствие исторически разных задач некоторые данные, имеющие огромное значение для отчетности МСФО, не входят в российскую финансовую отчетность. Поэтому для улучшения каче­ства бухгалтерской информации российским предприятиям нужно организовать аналитический учет таким образом, чтобы охватить все необходимые данные для подготовки финансовой отчетности в фор­мате МСФО».

Многие из существующих отличий между российскими и междуна­родными стандартами имеют свои корни в различии используемых принципов и методов учета, которые будут рассмотрены ниже.

Документооборот.

Естественной основой учета являются исходные документы, на основе которых делаются записи в учетных регистрах. В России обязательность своевременного оформления исходных документов зафиксировано как одно из правил ведения бухгалтерского учета: Основанием для записей в регистрах бухгалтерского учета являются первичные учетные документы, фиксирующие факт совершения хозяйственной операции. Уровень регулирования в области документооборота едва ли не больший чем в области собственно бухгалтерского учета. Регулируется буквально все: существуют типовые формы большинства используемых документов, а для документов, типовых форм которых нет, имеется подробный список обязательных реквизитов: наименование документа (формы), код формы; дату составления; содержание хозяйственной операции; измерители хозяйственной операции (в натуральном и денежном выражении); наименование должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления, личные подписи и их расшифровки. Отступления от унифицированных типовых форм документов, если они существуют, не допускаются.

Документами должны оформляться все операции, находящие отражение в учетных регистрах, причем они должны создаваться перед самой хозяйственной операцией или, если это невозможно, сразу после ее завершения. Определяется порядок заполнения документов - в них не должно быть пропусков (если информация отсутствует то ставиться прочерк), все исправления производятся определенным способом, в некоторых видах документов исправления вообще не допускаются.

Сроки хранения документов тоже регламентируются и составляют от 3 лет (по большинству первичных документов) до 75 лет (в некоторых случаях по расчетным ведомостям). Более того, регламентируется даже порядок хранения документов в зависимости от их вида: временные документы должны храниться отдельно от постоянных, копии от оригиналов, некоторые документы должны храниться в подшитых папках по описи, некоторые могут храниться в просто папках. Интересно, что вся эта регламентация направлена не на государственные организации и учреждения, где государство является хозяином, а еще и на коммерческие предприятия, где соблюдение предписанного порядка не только иногда влечет за собой издержки на его выполнение, но создает и дополнительные издержки, когда эти предписания находятся в противоречии с обычаями хозяйственного оборота данной организации. Возникает проблема - какие документы оформлять - пригодные для данной организации или те, которые требуются государством.

В Международной практике документооборот вообще не воспринимается как часть финансового учета, а скорее как часть управленческого. Единственное, что должны обеспечивать исходные документы - соблюдение принципов учета, т.е. финансовая отчетность должна иметь основание в виде достаточно (согласно принципу существенности) полных, правильных и своевременно оформленных документов. Все остальные характеристики первичных документов и порядка их оформления относятся к компетенции менеджмента. То же самое относится к порядку хранения документов. Их хранение требуется лишь в той мере, в которой они могут способствовать проверке в отчетном периоде. Также, в некоторых случаях при изменении учетной политики для обоснования допустимости такого изменения (например, применение другого метода амортизации объекта основных средств в связи с пересмотром срока его использования) в отчетности требуется предоставление исходных документов. Однако, международная традиция значительно более либеральна в признании допустимости некоторых видов исходных документов. Так, основанием для начисления резервов по сомнительным долгам может служить просто обоснованное экспертное мнение бухгалтера, причем если источник этого мнения (решения) очевиден, то исходные документы могут вообще не оформляться.

Loading

Календарь

«  Декабрь 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031

Архив записей

Друзья сайта

  • Заказать курсовую работу!
  • Выполнение любых чертежей
  • Новый фриланс 24