|
Азадовский Марк КонстантиновичАзадовский Марк Константинович [6(18).12.1888, Иркутск, — 24.11.1954, Ленинград], рус. сов. фольклорист, литературовед, этнограф. Окончил в 1913 историко-филологический факультет Петербургского университета. Преподавал в Томском, Иркутском и Ленинградском университетах. Автор трудов о сказках, причитаниях (1922), о писателях-декабристах, о связи литературы и фольклора. Итог научно-литературной деятельности А. — капитальный труд «История русской фольклористики» (т. 1—2, 1958—63). Соч.: Ленские причитания, Чита, 1922; Верхнеленские сказки, Иркутск, 1938; Русская сказка, т. 1—2, М.— Л., 1932; Литература и фольклор, Л., 1938; Затерянные и утраченные произведения декабристов, в кн.: Лит. наследство, т. 59, кн. 1, М., 1954; Статьи о литературе и фольклоре. М.— Л.. 1960. Лит.: Жирмунский В.М., М.К. Азадовский. Вступ. ст., в кн.: Азадовский М. К., История русской фольклористики, т. 1, М., 1958.
АЗАДОВСКИЙ, Марк Константинович (p. 1SSS)— русский советский литературовед, фольклорист. Наиболее значительны работы А. в области изучения сказок: «Сказки Верхнеленского края» (1925); «Русская сказка. Избранные мастера» (1931—32); «Верхнелеп- ские сказки» (1938), «Сказки Магая» (1940) и др. В них, так же как и в работе «Ленские причитания» (1922), А. выступил как собиратель и исследователь русского фольклора Сибири. В работах «И. А. Добролюбов и русская фольклористика» (1936), «Н. Г. Чернышевский в истории русской фольклористики» (1941), «Белинский и русская народная поэзия» (1948) А. показал значение революционных демократов в изучении русского народного творчества. В исследованиях А., особенно таких, как статья «Источники сказок Пушкина» (в кн.: «Литература и фольклор», 1938) и «А. И. Веселовский как исследователь фольклора» (1938), сказалось влияние порочного историко-сравнителышго метода Веселовского с его идеализмом и реакционным космополитизмом.
Азадовский Марк Константи́нович (18.12.1888, Иркутск—24.11.1954, Ленинград), росс. фольклорист, литературовед и этнограф. В 1913 году окончил Санкт-Петербургский университет. В 1913—1914 годах по поручению Отдела русского языка и словесности Академии Наук осуществил экспедицию по Восточной Сибири и Амуру. Летом 1915 года был командирован в Верхнеленский край Этнографическим Отделом Русского Географического Общества и Отделением Русского Языка и Словесности при Академии Наук для собирания материалов по этнографии и устному творчеству. В начале мая 1918 года выехал из Петрограда на Алтай. Пробыл в Сибири три года. В 1918—1921 годах был профессором Томского университета. В это время в Петрограде погибла значительная часть материалов, собранных Азадовским во время экспедиции на Лену. В 1919 году в журнале «Сибирские Записки» появилась его статья «Задачи Сибирской библиографии». Первый выпуск «Трудов О-ва этнографии, истории и археологии при Томском университете» (1920) опубликовал «Обзор библиографии Сибири» Азадовского, в котором отражено 133 разных библиографических источника, касающихся Сибири. С 1923 года печатался в журнале «Сибирские огни». В 1921—1923 годах работает в Чите профессорором ГИНО (Государственный институт народного образования). В 1923—1930 годах — профессор, заведующий кафедрой истории русской литературы Иркутского университета. Преподавал также в Томском иЛенинградском университетах. В 1924—1925 годах был редактором журнала «Сибирская живая старина», литературного отдела «Сибирской советской энциклопедии», сотрудничал в сибирских литературных альманахах. Был членом Восточно-Сибирского отделения РГО. Летом 1925 года выехал в экспедицию в Тункинский край. В 1920-е издал ряд трудов по библиографии и по истории литературы Сибири. С 1930 года жил в Ленинграде. В 1930—1933 годах был профессором Инситута речевой культуры. В 1942—1945 годах профессор Иркутского государственного университета. В эвакуации в Иркутске создал Общество истории литературы, языка и этнографии. В 1931—1942, 1945—1949 руководитель фольклорных отделений Государственного инситута по истории искусств, Института по изучению народов СССР, Института русской литературы (Пушкинский дом). В начале 1950-х годов подвергся репрессиям по обвинению в космополитизме. Член Союза советских писателей. Отец литературоведа К. М. Азадовского. Исследовал фольклор и этнографию русского старожилого населения Сибири. Центральное место в научных работах Азадовского занимали вопросы устного творчества. Итог его многолетней работы — капитальный труд «История русской фольклористики» (т. 1—2, 1958—1963).
Лит.: Г. В. Афанасьева-Медведева Деятельность М. К. Азадовского в 20-х годах XX века//Краеведческие записки / Икут. обл. краев. музей. — Иркутск: Оттиск, 2001. — Вып. 8: Селявская А. М. К. Азадовский // Литературная Сибирь. — Иркутск, 1986. Азадовский М. К. Сибирские страницы: Статьи, рецензии, письма // Составитель, предисл. и прим. Н. Н. Яновского. — Иркутск, 1988. |
Loading
|