|
Хегенхан Б., Олсон М. Теории Научения (Мастера Психологии)Хегенхан Б., Олсон М. 6-е Издание
В данной книге, выдержавшей шесть
изданий, излагаются основные теории
научения, одного из самых давних и
разработанных направлений в психологии.
В книге подробно рассказывается о том,
какую роль играют ранние и современные
теории научения в психологическом
знании и современной педагогике,
рассматриваются теории таких всемирно
известных ученых, как И.П.Павлов, Э.Толмен,
А.Бандура, Ж.Пиаже и Б.Ф.Скиннер. Издание
снабжено подробным терминологическим
словарем. Книга адресована преподавателям
вузов и студентам психологических и
психолого-педагогических факультетов,
а также всем специалистам, занятым в
сфере образования.-Серия «Мастера
психологии» адресована тем, кто
совершенствует свой профессионализм
в области теоретической и практической
психологии - преподавателям, аспирантам
и студентам психологических, гуманитарных
и медицинских вузов, психотерапевтам
и психологам-практикам. Тематический
и жанровый спектр изданий этой серии
чрезвычайно широк: в нее входят
классические учебники по базовым курсам,
учебные пособия по относительно новым
и развивающимся дисциплинам, материалы
уникальных спецкурсов, ранее недоступных
для широкой аудитории, а также литература
справочно-энциклопедического характера.
Задача серии - обеспечить читателя
качественной литературой по психологии,
оперативно знакомить его с лучшими
образцами и достижениями отечественной
и зарубежной мысли в этой области знаний. Оглавление Предисловие........................................................9 Часть I. Введение в научение Глава 1. Что такое научение? .................................12 Должно ли научение приводить к изменению поведения?...............13 Существуют ли разные виды научения?..............................18 Научение и выживание ...........................................19 Зачем необходимо изучать научение?................................21 Вопросы для обсуждения..........................................22 Глава 2. Подходы к изучению теории научения ....................23 Систематическое исследование научения ............................23 Эксперимент с научением.........................................27 Использование моделей.......,...................................31 Научение в лабораторных условиях в сравнении с естественным наблюдением.................................................32 Взгляд Куна на развитие науки.....................................33 Взгляд Поппера на науку..........................................35 Вопросы для обсуждения..........................................36 Глава 3. Ранние представления о научении........................37 Эпистемология и теория научения..................................37 Платон.........................................................38 Аристотель ..................................................... 40 Истоки современной психологии...................................42 Другие исторические влияния на теорию научения ....................47 Ранние школы в психологии.......................................51 Резюме и обзор..................................................56 Вопросы для обсуждения..........................................58 Часть II. Преимущественно функционалистские теории Глава 4. Эдвард Ли Торндайк .................................60 Исследования животных до Торндайка..............................61 Основные теоретические понятия...................................63 Взгляды Торндайка до 1930 г.......................................67 Вторичные концепции до 1930 г.....................................69 Взгляды Торндайка после 1930 г....................................74 Оценка теории Торндайка.........................................79 Вопросы для обсуждения..........................................80 Глава 5. Бэррас Фредерик Скиннер.............................82 Основные теоретические положения................................84 Относительность подкрепления...................................117 Аномальное поведение организмов.................................121 Оценка теории Скиннера.........................................126 Вопросы для обсуждения.........................................127 Глава 6. Кларк Леонард Халл ................................129 Подход Халла к построению теории................................130 Основные теоретические положения...............................131 Основные различия между теориями Халла 1943 и 1952 гг..............138 Оценка теории Халла............................................145 Хобарт Маурер......................•...........................148 Кеннет Спенс ..................................................15г Абрам Амсель..................................................157 Нил Миллер, висцеральное обусловливание и биологическая обратная связь.......................................................161 Вопросы для обсуждения.........................................163 Часть III. Преимущественно ассоцианистские теории Глава 7. Иван Петрович Павлов...............................166 Эмпирические наблюдения.......................................168 Теоретические объяснения обусловливания.........................173 Сравнение классического и инструментального обусловливания........178 Современные исследования классического обусловливания............180 Выученная беспомощность.......................................188 Другие теории классического обусловливания.......................191 Условная вкусовая аверсия: эффект Гарсиа..........................194 Эксперимент Джона Б. Уотсона с маленьким Альбертом...............196 Дальнейшее применение классического обусловливания в клинической психологии.....................................199 Применение классического обусловливания в медицине...............201 Оценка теории Павлова..........................................202 Вопросы для обсуждения.........................................203 Глава 8. Эдвин Рей Газри ...................................205 Основные теоретические положения...............................205 Как избавиться от привычки......................................213 Формализация Вокс теории Газри .................................222 Оценка теории Газри ............................................223 Вопросы для обсуждения.........................................224 Глава 9. Уильям Кей Эстес ..................................226 Теория выборки cf имулов Эстеса..................................226 Модель научения Маркова в трактовке Эстеса .......................232 Эстес и когнитивная психология...................................237 Научение научению.............................................245 Современное положение математических моделей научения............247 Оценка теории Эстеса ...........................................248 Вопросы для обсуждения.........................................249 Часть IV. Преимущественно когнитивные теории Глава 10. Гештальт-теория...................................252 Оппозиция волюнтаризму, структурализму и бихевиоризму............253 Основные теоретические концепции ...............................255 Мозг и сознательный опыт........................................257 Субъективная и объективная реальность............................258 Принципы научения гештальта....................................259 Продуктивное мышление.........................................266 След памяти ...................................................271 Оценка гештальт-теории.........................................273 Вопросы для обсуждения.........................................274 Глава 11. Жан Пиаже ......................................276 Основные теоретические положения...............................277 Стадии развития................................................282 Оптимальные условия для научения ...............................284 К какому лагерю примыкает теория Пиаже?.........................286 Краткое изложение теории Пиаже .................................287 Оценка теории Пиаже ...........................................289 Вопросы для обсуждения.........................................290 Глава 12. Эдвард Чейз Толмен................................291 Молярное поведение ............................................292 Целенаправленный бихевиоризм..................................293 Основные теоретические положения...............................294 Формальные аспекты теории Толмена..............................303 Формализация Мак-Коркудейлом и Милом теории Толмена...........307 Шесть видов научения...........................................308 Оценка теории Толмена..........................................311 Вопросы для обсуждения.........................................312 Глава 13. Альберт Бандура ..................................313 Ранние объяснения научения через наблюдение......................314 Взгляд Бандуры на научение посредством наблюдения................316 Животные могут научаться через наблюдение........................319 Переменные, влияющие на научение посредством наблюдения..........320 Реципрокный детерминизм.......................................325 Саморегуляция поведения........................................326 Ошибочные когнитивные процессы................................331 Практическое применение научения через наблюдение................332 Влияние новостей и развлекательных средств массовой информации .... 336 Социальная когнитивная теория...................................339 Краткое содержание главы........................................340 Оценка теории Бандуры..........................................342 Вопросы для обсуждения.........................................343 Часть V. Преимущественно нейрофизиологическая теория Глава 14. Дональд Олдинг Хебб...............................346 Ограниченная и обогащенная среда................................350 Констелляции клеток и фазовые последовательности .................352 Фазовые последовательности.....................................353 Теория активации...............................................354 Эффект разрыва сформировавшихся фазовых последовательностей.....357 Долговременная и кратковременная память .........................360 Центры подкрепления в мозге.....................................364 Реальные клетки и констелляции клеток............................373 Новый коннекционизм...........................................378 Краткое содержание главы........................................383 Оценка теории Хебба............................................385 Вопросы для обсуждения.........................................387 Часть VI. Эволюционная теория Глава 15. Роберт Боллс и эволюционная психология................390 Теория Дарвина и эволюционная психология........................391 Теория научения Боллса.........................................393 Биологические границы научения .................................396 Эволюционная психология и человеческое поведение.................402 Оценка эволюционной психологии.................................412 Вопросы для обсуждения.........................................414 Часть VII. Некоторые заключительные мысли Глава 16. Применение в образовательной сфере...................416 Задачи образования с точки зрения бихевиоризма....................416 Применение отдельных теорий научения в учебном процессе...........419 Основные различия между когнитивными и бихевиористскими теориями 431 Наследие Скиннера: ПСО, КО и онлайновое обучение.................433 Чтение лекций как техника преподавания...........................439 Вопросы для обсуждения.........................................440 Глава 17. Заключение ......................................441 Современные направления теории научения.........................441 Некоторые оставшиеся без ответа вопросы относительно научения......444 Не существует окончательных ответов о природе научения.............448 Вопросы для обсуждения.........................................449 Глоссарий ............................................... 450 Алфавитный указатель......................................471 |
Loading
|