Центральный Дом Знаний - Азбуковник

Информационный центр "Центральный Дом Знаний"

Заказать учебную работу! Жми!



ЖМИ: ТУТ ТЫСЯЧИ КУРСОВЫХ РАБОТ ДЛЯ ТЕБЯ

      cendomzn@yandex.ru  

Наш опрос

Я учусь (закончил(-а) в
Всего ответов: 2690

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Форма входа

Логин:
Пароль:

Азбуковник

Азбуковник, список непонятных иностранных слов с их кратким объяснением (обычно глосс к текстам). А. составлялись в XVII веке на Украине и в России. Примерный синоним — глоссарий. Образцом служили западноевропейские тезаурусы.

Статьи располагались в алфавитном (азбучном) порядке (обычно учитывались лишь первые буквы), отсюда и пошло название "А.". На полях приводились ссылки на источник толкований. В особый жанр оформились в конце XVI века под влиянием трудов Максима Грека. Сохранилось большое число списков азбуковников различного типа.


АЗБУКОВНИКИ – анонимные рукописные сборники статей словарного, учебного, нравоучительного и справочного характера в России, распространенные в России в 13–18 вв., прообразы первых энциклопедий. Первые не богослужебные, а светские книги.

Составителями (копиистами) и читателями азбуковников были горожане низшего и среднего сословий. По содержанию подразделяются на:  словари иностранных слов и сведений из разных областей знания;  учебные пособия типа букварей, включающие базовые знания по арифметике, грамматике, религии, отчасти – истории и природоведению;  воспитательно-дидактические руководства;  смешанные. Первые справочники, именуемые «А.», появились на русской земле еще в 13 в. Древнейший список словарного А.  был помещен в Новгородской кормчей книге 1282, написанной для новгородского епископа Климента, и озаглавлен так: «Речь жидовскаго языка, преложена на русскую, неразумно на разум, и в евангелиях, и апостолах, и в псалтыри, и паремии и в прочих книгах». По сути – это был первый известный на Руси словарь: автор его дал толкование 174 еврейским словам, встречающимся в богослужебных книгах. Второй словарный А.  1431 (Тлъкование неудобь познаваемом в писанных речем) объяснял 61 иностранное слово. Третий известный текст 1506 помещен Лаврентием Тустановским в Славянской грамматике. В нем, озаглавленном Лексис, сиречь речения вкратце собранная, собрано и объяснено 1061 иностранное слово. Этот тип А. похож на современные словари. Понятия в них расположены в алфавитном (азбучном) порядке, каждое иностранное слово сопровождается более или менее пространным разъяснением (от одной – двух строк до страницы), иногда дается перевод на несколько языков. Подбор терминов – хаотичен и случаен. Позднее, в 17–18 вв. этот тип А. превратился в словари практически современного типа.

Учебные А. (О начале грамоты греческие и русския, Сказание о осьми частях речи) – явление 16–17 веков. Они состояли, как правило, из двух частей: лексикографической (включала в себя толковую азбуку, слоги, прописи в порядке алфавита, иногда – сведения по грамматике, образцы учебных сочинений и писем) и познавательной.

В познавательной части учебных А. печатались статьи по философии (об Аристотеле, Демокрите, Платоне, Школе стоиков, объяснялись такие отвлеченные категории как «сущность», «качество», «свойство»), по всеобщей истории (биографии Юлия Цезаря, Яна Гуса, рассказ о «граде-Царъграде» и истории отечества (о происхождении славян, Андрее Боголюбском, Иване Грозном). Особый интерес представляли краткие сведения по естественным наукам – географии (о частях света, реках, городах – как правило, тех, что упомянуты в Библии) и метеорологии (о снеге и граде, о временах года), минералогии и ботанике. В описаниях животных, якобы живущих на территории Азии и Африки, Америки и Европы А. сообщали массу фантастических сведений, но – наряду с ними – содержали и реальные наблюдения над флорой и фауной разных стран. Источниками этого типа А. были дидактические сборники, имевших хождение на Руси: Измарагды, Маргариты, Пчёлы, а также Хронографы и пособия для толмачей (переводчиков). Учебные А. пользовались наибольшей популярностью, так как расширяли кругозор средневековых «московитов» и предлагали им развлекательное чтение.

Наставительные А. бытовали на рубеже 17–18 вв. Появление их свидетельствовало о зарождении «науки воспитания», формировании этических норм. Воспитательно-дидактические тексты азбуковников (О нерадиво учащихся ученицех; Школьное благочиние) составлялись в стихотворной форме – в виде силлабических вирш. Это облегчало заучивание втолковываемых норм:

В доме своем, от сна восстав, умыйся,

Прилучившимся плата краем добре утрися,

В поклонении святым образам продолжися,

Отцу и матери низко поклонися.

В школу тщательно иди

И товарища своего веди,

В школу с молитвой входи,

Тако же вон исходи.

В сборниках этого типа отражена система наказаний, взаимоотношения учителя и учащихся.

Некоторые поздние А.  относят к рукописям смешанного характера, так как они содержат элементы сразу нескольких типов вышеописанных текстов.

В Российском Государственном архиве древних актов, Отделе рукописей и старопечатных книг Российского исторического музея, рукописных отделах РГБ и РНБ им. М.Е.Салтыкова-Щедрина хранится около 200 списков А., главным образом – 17 в., что говорит о том, что число этих «народных энциклопедий» в допетровское время доходило до нескольких тысяч. Большинство исследователей считает А., бытовавшие не только в столице, но и в удаленных от Москвы городах, важным источником по истории общественной и педагогической мысли раннего Нового времени.

В настоящее время «А.» именуют виртуальные справочные энциклопедии: понятие прижилось и дожило до 21 в.

Литература:

  • Пруссак А. В. Описание азбуковников, хранящихся в рукописном отделении Публичной библиотеки. П., 1915.

  • Ковтун Л. С. Лексикография в Московской Руси XVI-начала XVII в. Л., 1975.

  • Усачев А.С. Степенная книга и памятники русской средневековой лексикографии // Лествица: Материалы научной конференции по проблемам источниковедения и историографии памяти профессора В.П. Макарихина. Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского (22 мая 2003 г.). Н. Новгород, 2005. С. 248-258.


    Азбуковники, русские анонимные рукописные сборники статей учебного, нравоучительного и энциклопедического характера. Первый список толкуемых слов типа А. помещен в Новгородской кормчей 1282. В 13—16 вв. А. были главным образом толковыми словарями «неудобопознаваемых речей» (т. е. непонятных слов), встречающихся преимущественно в книгах т. н. Священного писания. Слова располагались по алфавиту, указывалось их происхождение, перевод и разъяснение. В 17—18 вв. наибольшее распространение получили учебные А. Они состояли обычно из азбуки (со слогами и прописями), кратких сведений по русской, а иногда и греческой грамматике (например, «О начале грамоты греческия и русския»), арифметике и религиозно-нравственных поучений. В некоторых А. встречаются статьи по всеобщей истории (о Юлии Цезаре, Яне Гусе и других); статьи по русской истории заимствованы главным образом из хронографа (о князьях Борисе и Глебе, Андрее Боголюбском, об Иване Грозном и пр.). В занимательной форме А. сообщали сведения и по естествознанию (о некоторых экзотических животных, драгоценных камнях и растениях, «О четырёх временах года», «О громе и молнии»). Наряду с фантастическими сведениями в А. имелись и реальные данные и наблюдения над родной природой и жизнью того времени. Менее распространены были нравоучительные А., содержавшие правила поведения детей в школе и дома. Отдельные А., представлявшие собой материал для занимательного и поучительного чтения, пользовались популярностью в Древней Руси. Сохранилось более 200 списков А.

     

      Лит.: Баталин Н. И., Древнерусские азбуковники, «филологические записки», Воронеж, 1873, в. 3—4; Мордовцев Д., О русских школьных книгах XVII века, М., 1862; Пруссак А. В., Описание азбуковников, хранящихся в рукописном отделении императорской Публичной библиотеки, П., 1915; Буш В. В., Памятники старинного русского воспитания, П., 1918; Орлов А. С., Книга русского средневековья и ее энциклопедические виды, «Доклады АН СССР», 1931, [серия] В, № 3, с. 37—51.


    АЗБУКОВНИКИ, рукописные справочники, учеб­ные пособия и наставления, распространённые в Рос­сии в 16—17 вв. По содержанию азбуковники можно подразделить па 4 типа: 1) А.—словари иностран­ных слов и энциклопедических сведений; 2) А,— учебные пособия для первоначального обучения грамоте, грамматике, арифметике, религии и эле­ментарным сведениям по истории и природоведению;

    3) А. наставительные, воспитательного характера, и 4) А. смешанные. А,- словари дают толко­вание «неудоборазумеемых речей» (т. е. непонят­ных слов), встречающихся в «божественных кни­гах». Они представляли собой зародыши энциклопе­дических словарей: слова в них расположены в ал­фавитном порядке; указано, с какого языка взято слово, если оно иностранного происхождения; пос­ле объясняемого слова даётся его перевод, а часто и разъяснение — объёмом от одной-двух строк до стра­ницы и более. Встречается много сведений по при­родоведению (обычно описания животных), по геогра­фии — краткие сведения о частях света (Европе, Азии, Африке и Америке), государствах, реках и городах (преимущественно упоминаемых в библии), по истории. Наряду с фантастическими сведениями А.-словари давали немало сведений реальных. А,- учебные пособия содержат азбуку-границу (толковую азбуку), слоги, довольно богатые по тем временам сведения по грамматике. Часто встречаются подробные сведения по арифметике. В нек-рых А. по­мещены статьи по всеобщей истории (об Улии Кеса­ре, о булгарах, о Царьграде и др.), русской истории (о славянах, об убиении Андрея Боголюбского, о взятии Казани, о царствовании Иоанна Грозного и пр.) и статьи по естествознанию (о громе и молнии, о различных животных, о снеге и граде, о временах года ит.п. ).А. наставительные встречаются реже; можно указать «Школьное благочиние» — искусно написанное силлабическими виршами настав­ление, как детям вести себя в школе. А.смешан- н ы е (напр. А. полный) содержат в себе элементы всех или двух предыдущих типов А.

    Все А.— анонимные. В хранилищах древних русских рукописей (отделе рукописей Всесоюзной библиотеки им. Ленина, отделе рукописей и старопе­чатных книг Исторического музея, в рукописных от­делах библиотек им. Салтыкова-Щедрина, Академии наук и др.) сохранилось ок. 200 А. Если учесть, что за 250 лет много рукописей погибло, можно пред­положить, что число А. к концу 17 в. во всяком слу­чае доходило до нескольких тысяч и что ряд школ 2-     й       половины 17 в., не только в Москве, но и в других местах Московской Руси давал не только грамоту, но и элементарные сведения по различным отраслям знания.

Loading

Календарь

«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930

Архив записей

Друзья сайта

  • Заказать курсовую работу!
  • Выполнение любых чертежей
  • Новый фриланс 24