Автомашинист
железнодорожный,
автоматическое устройство, помогающее
машинисту выполнять график движения с
повышенной точностью. Эффективно
применяется при малых интервалах между
поездами (метрополитен, пригородное
железнодорожное
сообщение). Система автоматического
управления движением поезда впервые
создана в Советском Союзе. В 1958 под
Москвой были проведены испытания
пригородного поезда с А. , который
обеспечил выполнение графика и точность
остановки поезда. Первое упоминание об
А. за рубежом относится к 1959, а сообщение
об испытаниях первого поезда с А. в
нью-йоркском метро появилось в 1960, где
А. решал лишь задачу точной остановки
поезда, но не контролировал выполнение
графика. Первые образцы А. для поездов
пригородного сообщения за рубежом
появились в 1965 для железнодорожного
узла в Сан-Франциско
(США).
А. действует по программе 1 (рис.), отражающей заданный график движения
и содержащей граничные условия движения
(допустимые скорости Vпр, интенсивности
разгона и замедления и т. п.). При движении
поезда по пути S А. сравнивает действительное
время tд с программным tпр и, с учётом
граничных условий, с помощью блока 2
меняет режимы Р ведения поезда, выбирая
момент или точку пути для перехода от
одного режима к другому.
В упрощённых
системах функции автоматики ограничены
сравнением времени и скорости движения
с программными. Результат сравнения в
виде отклонения от графика Dt или резерва
повышения скорости DV с помощью табло 3
и 4 сообщается машинисту, который
принимает решение об изменении
режима.
Блок программы движения поезда
может быть расположен на центральном
пункте (централизованная система), на
пути (распределённая система) или на
поезде (автономная система). В первом
случае команды об изменении режима
движения для каждого поезда вырабатываются
в вычислительном центре на основании
информации, поступающей от всех поездов,
и передаются на нужный поезд, для чего
каждый поезд должен иметь свой адрес,
присвоенный ему либо участку, по которому
он движется, независимо от номера поезда.
На поезде сохраняются только исполнительная
аппаратура и устройства для передачи
информации и приёма команд. Эта система
наиболее перспективна, однако требует
большого числа каналов двусторонней
связи между центральным пунктом и
движущимся поездом.
При расположении
блока программы на пути роль центрального
пункта ограничивается передачей единого
для всех поездов времени, сигналов,
корректирующих движение поезда, и, при
наличии более чем одной программы, -
сигналов, включающих нужную из программ.
Устройства на поезде такие же, как и в
первом случае. Такой способ наиболее
приемлем для участков с однотипными
поездами (метрополитены).
Расположение
блока программы на локомотиве (поезде)
позволяет вести по участку разнотипные
поезда. Число каналов связи с центральным
пунктом минимальное и может ограничиваться
передачей единого времени. Программа
выбирается автоматически, дистанционно
или машинистом в соответствии с номером
нитки графика. Способ наиболее пригоден
при постепенном переводе поездов на
автоматическое управление.
Система
А. постоянно связана с другими
автоматическими системами, участвующими
в процессе управления движением. Она
воздействует на локомотивную автоматику
5, выполняющую выбранные ею режимы, и
подчиняется командам автодиспетчера
6 и автоблокировки 7. Через автодиспетчер
А. взаимосвязан с другими автоматическими
системами, выполняющими различные
функции на железнодорожном
транспорте.
В перспективе А. будет
составной частью комплексной системы
автоматического управления участком,
дорогой.