Ещё в
средние века были известны попытки
создания повозок, которые должны были
передвигаться силой ветра или мускульной
силой сидящих в них людей. Довольно
совершенную для своего времени машину
(1752) создал русский механик-самоучка
крестьянин Леонтий Шамшуренков. Его
«самобеглая коляска» приводилась в
движение силой двух человек. В 1784-91 над
вариантами трёх- и четырехколёсной
«самокатки» работал русский изобретатель
И. П. Кулибин. В его «самокатке» были
впервые применены такие элементы А. ,
как коробка передач, рулевой механизм,
тормоза, роликовые подшипники. С
появлением паровой машины (2-я половина
18 в.) создание самодвижущихся повозок
быстро продвинулось вперёд. В 1769-70 во
Франции
Ж. Кюньо, а через несколько лет в Англии
У. Мёрдок и Р. Тревитик построили паровые
А. Некоторое распространение паровые
А. получили в 19 в., например паровые
автомобили Г. Герни и У. Ханкока (Англия),
А. Болле, А. де Диона и Л. Серполле
(Франция). В 30-х гг. 19 в. были попытки
установить регулярные пассажирские
рейсы паровых А. Много интересных
проектов применения паровых А. было в
России. Изобретатель и предприниматель
В. Гурьев предложил (1837) создать сеть
деревянных (торцовых) дорог, по которым
могли бы регулярно совершать рейсы
паровые А.-тягачи с колёсными прицепами
(повозками) летом и санными - зимой. В
конце 19 в. производились опыты по созданию
электрических А. с питанием от
аккумуляторной батареи; они нашли
некоторое распространение. Русский
инженер И. В. Романов разработал (1899)
оригинальную конструкцию электрического
извозчика и электробуса. Большое влияние
на развитие конструкции А. имели
изобретения дифференциала (1828, О. Пеккёр,
Франция), пневматической шины (1845, Р.
Томпсон, Англия), передних управляемых
колёс на цапфах (1816, Г. Лангеншпергер,
Германия), независимой подвески колёс
(1878, А. Болле, Франция) и др.
Широкое
применение А. как транспортного средства
начинается с появлением быстроходного
двигателя
внутреннего сгорания.
Э. Ленуар (Франция) в 1862 сделал попытку
установки на А. своего газового двигателя,
которая успеха не имела. В 1885 Г. Даймлер
(Германия) построил мотоцикл с бензиновым
двигателем, а в 1886 его соотечественник
К. Бенц взял патент на трёхколёсный А.
с таким же двигателем мощностью 0,75 л.
с. Последующие годы явились началом
промышленного производства А. В 1890-е
гг. появились первые А. «Панар-Левассор»
и"Де Дион-Бутон" (Франция), в 1892
построил свой первый автомобиль Генри
Форд (США) и начал их промышленное
производство в 1903. Первый советский А.
- АМО-Ф15 был выпущен в 1924. В 1932 в СССР
началось массовое производство А. ГАЗ-А.
С 1894 регулярно устраиваются автомобильные гонки, которые сыграли большую роль в развитии конструкции А. и их распространении. Если в первой гонке средняя скорость была 24 км/ч, то уже через 5 лет она достигла 70 км/ч; в 1904 она составила 100 км/ч и в 1907 - 114 км/ч. Абсолютный мировой рекорд скорости составил (1968) 966,753 км/ч на А. с газотурбинным и 658,667 км/ч с поршневым двигателем.
Самокатка И.П.Кулибина
Автомобиль "Руссо-Балт"
Паровой
автомобиль Ж. Кюньо Электробус И.В.Романова Автомобиль "Ford" АМО Ф15