Центральный Дом Знаний - История Азербайджана

Информационный центр "Центральный Дом Знаний"

Заказать учебную работу! Жми!



ЖМИ: ТУТ ТЫСЯЧИ КУРСОВЫХ РАБОТ ДЛЯ ТЕБЯ

      cendomzn@yandex.ru  

Наш опрос

Как Вы планируете отдохнуть летом?
Всего ответов: 922

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Форма входа

Логин:
Пароль:

История Азербайджана

Топоним «Азербайджан» происходит от названия древнего государства Атропатена или Мидия Атропатена (также Малая Мидия). Мидией Атропатеной (перс. Мад-и-Атурпаткан‎, Мидия Атропатова), или просто Атропатеной, после нашествия Александра Македонского стали называть северную часть Мидии, где создал себе царство последний ахеменидский сатрап Мидии, Атропат (Атурпатак). Другое её название у античных авторов — Малая Мидия. От названия «Атурпаткан» через среднеперсидское «Адербадган» (перс. Âzarâbâdagân‎) происходит современное название Азербайджан. Впоследствии, в результате народной этимологии, название стали толковать как «место, защищаемое богом огня» («Адор Бад Аган»), тем более что в Атропатенской Мидии было действительно много зороастрийских храмов с горящими в них негасимыми огнями. Страна была населена ираноязычными племенами мидийцев. Географически Мидия Атропатена была расположена на территории нынешнего Южного Азербайджана в Иране, и ограничивалась Араксом, но в III в. до н. э. власть её временно распространилась на Нахичевань, находящуюся на территории современной Азербайджанской Республики. С тех пор до 1918 года под Азербайджаном понималась прежде всего территория вокруг озера Урмия, к югу от реки Аракс.

С начала с XVI века н. э. термин «Азербайджан» распространялся и на север от Аракса. Согласно энциклопедии «Ираника», термин «Азербайджан» при Сефевидах (XVI—XVII вв.) использовался для обозначения некоторых территорий к северу от Аракса, административно подчинявшихся наместникам Азербайджана, но после падения Сефевидов вышел из употребления в этом смысле; азербайджанские авторы XIX в. из России употребляют его только в отношении земель к югу от Аракса. Европейские источники начала ХХ века обозначают термином Азербайджан лишь территорию современной иранской провинции, к югу от Аракса. Территории к северу от Аракса (то есть территорию современной Азербайджанской Республики) в России как правило называли «Восточным Закавказьем»; исторические области, которые она включала, носили названия Арран и Ширван. Согласно Энциклопедическому Словарю Ф. А. Брокгауза и И. А. Ефрона исторически Азербайджана граничил «...на севере с русской Арменией (южное Закавказье), от которой она отделена Арасом». По мнению В. В. Бартольда «если нужно было бы придумать термин для всех областей, которые объединяет сейчас Азербайджанская Республика, то, скорее всего, можно было бы принять название Арран». И. М. Дьяконов отмечает, что до XX века термин «Азербайджан» употреблялся только в отношении тюркоговорящего региона северо-западного Ирана. Этот факт подтверждает еще один ведущий специалист по истории региона — В. Ф Минорский.

Термин «азербайджанцы» для самоназвания тюркской народности, населявшей Иранский Азербайджан и Восточное Закавказье, был введён европейскими этнографами (в форме «азербайджанские тюрки», или, в России, также «азербайджанские татары»); среди самих азербайджанцев он был впервые введен в обиход в 1891 году либеральной бакинской газетой «Кашкюл» в борьбе за новую идентичность, которая могла бы успешно соперничать с простонародной «мусульманской» идентичностью). Официально используется с 1936 года.

Наряду с Манной, одним из первых государственных образований на территории современного Азербайджана было Скифское царство — Ишкуза, располагавшееся в основном севернее реки Аракс, но также включавшее в себя земли южнее её. В зависимости от Скифского царства некоторое время находилось и Маннейское царство.

В древности территория южного Азербайджана входила в состав государства Манна, первого государственного образования на территории современного Азербайджана, которое было завоёвано вновь образованной Мидийской державой. В составе Мидии (и позднее Ахеменидской империи) территория Манны часто именовалась Малой Мидией. После падения Ахеменидской империи Мидией Атропатеной (перс. Мад-и-Атурпаткан‎, Мидия Атропатова), или просто Атропатеной, после нашествия Александра Македонского стали называть северную часть Мидии, где создал себе царство последний ахеменидский сатрап Мидии, Атропат (Атурпатак). Другое её название у античных авторов — Малая Мидия. Географически Мидия Атропатена была расположена на территории нынешнего Южного Азербайджана в Иране и ограничивалась Араксом, но в III в. до н. э. власть её временно распространилась на современную Нахичевань.

На большей части территории современного северного Азербайджана в I тысячелетии до н. э. жили племена, известные как кавказские албаны, говорившие преимущественно на нахско-дагестанских языках лезгинской группы (само название современных лезгинпроизошло от легиев — одного из племён албанского союза). Непосредственным потомком письменного албанского («гаргарейского») языка, то есть языка района Кабалаки, считается удинский язык. По сообщениям древнегреческого историка-географа Арриана, албаны впервые появляются на исторической арене уже в IV в. до н. э. Как полагают учёные, они подчинялись ахеменидскому сатрапу Мидии, а с падением Ахеменидской державы — царям Атропатены. По-видимому, в конце II в. до н. э. севернее Куры возникает албанский племенной союз, начинающий приобретать черты государственного образования. К этому времени албаны уже имели отделённое от народа войско и тяжёлую конницу. Страбон в I в. н. э. описывает албанов следующим образом:

«Албанцы больше привержены к скотоводству и стоят ближе к кочевникам; однако они не дики и поэтому не очень воинственны. Они живут между иберийцами и Каспийским морем; на востоке их страна прилегает к морю, а на западе граничит с иберийцами. (...) Люди там отличаются красотой и высоким ростом, вместе с тем они простодушны и не мелочны. У них обычно нет в употреблении чеканной монеты, и, не зная чисел больше 100, они занимаются лишь меновой торговлей. И в отношении прочих жизненных вопросов они высказывают равнодушие. Точные меры и вес им неизвестны. К вопросам войны, государственного устройства и земледелия они относятся беззаботно. Однако сражаются они как в пешем строю, так и верхом и в легком и тяжелом вооружении подобно армянам. (...) Албанцы вооружены дротиками и луками; они носят панцири и большие продолговатые щиты, а также шлемы из шкур зверей подобно иберийцам. (...) Их цари тоже замечательны. Теперь, правда, у них один царь управляет всеми племенами, тогда как прежде каждое разноязыкое племя управлялось собственным царем. Языков у них 26, так что они нелегко вступают в сношения друг с другом. (...) Старость у албанцев в чрезвычайном почете и не только родителей, но и прочих людей. Заботы о покойниках или даже воспоминания о них считаются нечестием. Вместе с покойниками погребают и все их имущество, и потому живут в бедности, лишенные отцовского достояния.». 

Однако, пользуясь сообщениями Страбона о примитивности албан и их образа жизни, в них следует внести значительные поправки, и события того времени требуют более подробного изучения на основании результатов археологических исследований. Страбон зачастую сокращал и опускал отдельные сведения, «писавший свою „Географию" вскоре после того, как западный мир столкнулся с албанами во времена походов Лукулла и Помпея на Кавказ (66 — 65 гг.)». Так, например, в местности Ялойлу-Тапа, к юго-востоку от Нухи (Шеки), были обнаружены древние погребения, датируемые IV—I вв. до н. э. Найденный в погребениях Ялойлу-Тапа инвентарь говорит уже об оседлом образе жизни местного населения, уже тогда занимавшегося земледелием и овцеводством. Уже в конце II или в середине I в. до н. э. возникает государство Албания. Религия албанов представляла собой сочетание местных культов (главным образом культа природы и небесных светил, из которых особенно почиталась Луна) с проникшим из Атропатенызороастризмом. Во II в. н. э. Птолемей уже отмечает в Албании около 30 «городов» (укреплённых поселений). Столицами государства были города Кабала (Кабалака, Кукашен), а с середины V века н. э. — Барда (Партав). После военного похода римлян (конец I века н. э.) под командованием Помпея, Албания вошла в сферу влияния Римской империи.

В 189 году до н. э. на юго-западе от Албании, селевкидский стратег Арташес (Артаксий) возглавил восстание армян против Селевкидской династии и провозгласил государство Великая Армения. Армения стала значительно укреплять и расширять свои владения, подчинив почти всё Армянское нагорье, а позже и часть Малого Кавказа. Во II веке до н. э. армянскими царями были завоёваны территории, населённые различными албанскими, а также скифскими племенами (Сакасена, Орхистена, Отена иКаспиана). Тем не менее, по мнению западного историка Роберта Хьюсена, в древности население этих регионов состояло из ряда народностей, таких как утийцы, гаргарейцы, каспии и другие, и каково бы не было их происхождение, они определённо не были армянами, и, хотя определённое число ираноязычных народов поселилось в регионе за долгие годы мидийского и персидского правления, большая часть коренного населения даже не были индо-европейцами. В частности, основным населением области Отена (Утик) на юго-западе современного Азербайджана было, как это показывает и название, племя удинов. Северо-западная, степная часть этой провинции (район современного Мингечаура) носила название Сакасена (Шакашен) по имениираноязычного народа саков или скифов, поселившихся на ней ещё в VII—VI веках до н. э. Во времена правления армянских царей, Страбон называет Сакасену «лучшей землёй в Армении»; по его словам, Сакасена «граничит с Албанией и рекой Киром (Курой)». Следует отметить, что кавказское население этих областей постепенно ассимилировалось сармянами, и уже на рубеже н. э. Страбон утверждал, что все области Армении «говорят на одном языке», что однако никак не может быть истолковано как свидетельство о том, что население состояло только из этнических армян. Как отмечает академик Дьяконов, в наше время неизвестно, где именно в древнем Закавказье проходили языковые границы, так как эта проблема, по-видимому, не занимала самих жителей: для них была важна общинная, государственная, а к концу античности — и конфессиональная идентичность. В результате, к средним векам в районах, расположенных на стыке ареалов различных языков Закавказья, языковые границы начали совпадать с конфессиональными. В VII веке армянский географ Анания Ширакаци писал, что «албанцы отторгли у армян области: Шикашен, Гардман, Колт, Заве и ещё 20 областей, лежащих до впадения Аракса в реку Кур». Утик он описывает как 12-ю провинцию, некогда Великой Армении, которой (к тому времени) «владеют албанцы»:

Ути, к западу от Аракса между Арцахом и рекою Курой, имеет 7 областей, которыми владеют албанцы: 1. Аранрот, 2. Три, 3. Ротпациан, 4. Агуэ, 5. Тучкатак, 6. Гардман, 7. Шикашен, 8. Собственный Ути с городом Партавом. Производит масличное дерево, (огуречное или) китровое дерево, а из птиц встречается катак.

Каспиана — район Муганской степи и Талыша, которую, согласно Страбону, первые цари Армении отняли у «мидийцев» (атропатенцев). Тем не менее уже во времена Страбона эта территория принадлежала Кавказской Албании. Во II веке н. э. Армения вновь захватила регион, который стал называться Пайтакаран, но во времена Ширакаци, то есть после 387 года, эта провинция вновь отошла от Армении, на этот раз к Атурпаткану, теперь уже как к части сасанидской державы. Население Пайтакарана состояло из различных ираноязычных племён. Территория нынешней Нахичеванской Республики того периода была частью двух, подвластных Армении, провинций: земли по Араксу, гавары Нахчаван (с главным городом того же имени) и «обильный вином» Гохтан (районОрдубада) входили в состав наханга (провинции) Васпуракан, тогда как более северные земли принадлежали гаварам Чахук (нынеШахбузский район) и Ернджак (Джульфинский район) наханга Сюник. Округ Нахичевани находился в ведении наследственных гофмейстеров армянских царей, которые, соответственно, носили титул «мардпетов» («начальников маров»), а их род именовался «Мардпетакан». Согласно Фавсту Бузанду, в самом Нахчыване были поселены евреи, выведенные Тиграном Великим изПалестины; когда во время персидского нашествия на Армению в 369 году город был взят персами, они вывели оттуда «две тысячи семей армян и 16 тысяч семей евреев».

В IV в. н. э. царь Урнайр, следуя примеру армянского царя Трдата III, принял из Армении христианство. В восточной части Албании широко распространяется армянский язык, тогда как в прикаспийском районе — среднемидийский язык, предок современного талышского языка. В этот же период возникает албанская письменность, изобретённая армянским просветителем Месропом Маштоцем, который и сам некоторое время жил и проповедовал в Албании и внёс вклад в христианизацию края. В ту же эпоху Албания подвергается нашествиям кочевников — гуннов и хазар. Армянское влияние усилилось тем более, что в 387 году к Албании отошли от Армении земли по правобережью Куры: провинции Отена, Орхистена и часть Каспианаы c армяно-албанским населением, которое было частично арменизировано. В раннем Средневековье албанское население было частью армянизировано, частью иранизировано и Албания уже к Х веку превратилась в историческое понятие. Однако, по сообщениям мусульманских географов, ещё в X веке население окрестностей столицы Албании — Барды говорило на албанском языке. Эти же арабские авторы сообщают, что за Бардой и Шамуром (Нагорный Карабах) жили армяне.

Первое столкновение персов с арабами произошло в 637 году близ столицы государства Сасанидов — города Ктесифона. В рядах персидской армии сражались и албанцы во главе с Джеванширом. С 642 года начинается завоевание арабскими полководцами Восточного Закавказья. Сюда стали переселяться многие арабские роды и даже племена, составившие господствующий слой населения; часть арабов была переселена по распоряжению халифов, для обеспечения политического преобладания. Вместе с тем, в отдельных областях кое-где оставались и местные князья, признавшие власть арабов. Под властью арабов население Восточного Закавказья продолжает говорить на своих языках (лезгинских в Албании, иранских в прикаспийских областях), однако господствующей религией становится ислам. В Средней Азии подобный этнический субстрат привёл к формированию таджикской народности.

По сообщению историка Балазури, уже в период правления халифа Али ибн Абу-Талиба (656—661) большинство местного населения приняло ислам. На севере этот процесс несколько затянулся. Исламские завоевания во многих местах осуществлялись мирным путём, а в некоторых — силой оружия. На захваченных территориях язычникам предлагалось принять ислам. Те, кто соглашался, платили закят и получали право участвовать в боях в рядах мусульман. Принимавшим участие в боевых действиях полагалась доля от военных трофеев. На завоёванных территориях арабы облагали местных жителей налогами, заключали мирные договоры, продолжали свои походы, а затем возвращались назад. При отказе населения платить налоги начинались нашествия. Несколькими веками позже большая часть земель Албании «вошла в состав азербайджанских феодальных государств — Ширвана и др.»

В 816—836 годах в Иране вспыхивает крупное антиарабское и антиисламское восстание, возглавляемое предводителем хуррамитов зороастрийцемБабеком. Главной движущей силой восстания были крестьяне и ремесленники — последователи учения хуррамитов, боровшихся против властиАрабского халифата, феодальной эксплуатации и ислама. К восстанию примкнули многие мелкие землевладельцы, страдавшие от арабского ига. Центром восставших была крепость Базз в провинции Азербайджан, близ Аракса, и власть Бабека распространилась также на сопредельные территории Аррана и Сюника.

Восстание Бабека по своей силе и размаху было самым мощным на Ближнем и Среднем Востоке. После изгнания арабских гарнизонов в руках восставших оказался почти весь Азербайджан и некоторые области Ирана; восстание охватило также Восточную Армению. За годы своей борьбы хуррамиты уничтожили шесть регулярных армий Халифата. По свидетельству источников, численность хуррамитов на юге Азербайджана и в Дейлеме доходила до 300 тыс. человек. Под влиянием восстания Бабека восстало население Джибала, Хорасана, Табаристана, Астрабада, Исфахана и других местностей. На этих землях была установлена власть хуррамитов, которые осуществляли ряд социально-экономических мер.

Война арабов с Византией и борьба с восстанием в Египте (830—833) несколько ослабили борьбу Халифата с повстанцами. Но после заключения мира с Византией в 833 халиф Мутасим (833—842) бросил все силы на подавление восстания. Местные феодалы, поддерживавшие хуррамитов, напуганные размахом народного выступления, предали Бабека и перешли на сторону его противников. Бабек был разгромлен, бежал в Хачен (Карабах), но был выдан тамошним армянским князем Сахлом Смбатяном и казнён. Несмотря на поражение хуррамитского движения, народно-освободительная война под предводительством Бабека по мнению многих историков ускорила падение Арабского Халифата и облегчила освободительную борьбу других народов.

Арабские наместники Северного Азербайджана (Ширвана) постепенно иранизируются, принимают титул ширваншахов и в результате центробежных тенденций Халифата в 861 году создают собственное государство c центром в Шемахе. В VII—X вв. территория Азербайджана подвергается неоднократным нашествиям хазар и русов. В XII веке столица Ширвана переносится в Баку, где в XV веке строится Дворец Ширваншахов. Государство Ширваншахов существует вплоть до XVI века, после чего поглощается Сефевидами.

В конце IX века Нахичевань была отвоёвана у арабов вторым царём Анийского царства — Смбатом I Багратуни, который в 891/92 году отдал её на правах условного владения армянскому княжеству Сюника. В 902 году Смбат передал её владетелю Васпуракана Ашоту Арцруни, а после смерти последнего в 904 году — вновь владетелю Сюника Смбату, в результате чего возмущённый наследник Ашота Гагик Арцруни (считавший Нахичеван родовым владением васпураканских правителей) провозгласил независимость Васпуракана. В 1064 году тюрки-огузы, возглавляемые Алп-Арсланом из династии Сельджуков, покорили Ани — столицу Багратидов.

Во конце VIII века к власти в Ширване пришла арабская (впоследствии иранизировавшаяся) династия Йазидидов, быстро добившаяся фактической независимости от Халифата. Арран с 889 года входил во владения эмира Мухаммада, сына одного из победителей Бабека Абу-л-Саджа Дивдада. Мухаммад был назначен халифом наместником Армении и Азербайджана, пытался даже провозгласить свою независимость от халифа, но не преуспел. В целом однако, Мухаммад и его потомки (Саджиды) вели себя скорее как вассалы, чем как ставленники халифов. Они пытались восстановить в Закавказье твёрдую власть, поддерживая традиции Халифата. В 924 году Саджиды вновь провозгласили свою независимость от халифата, однако вскоре государство Саджидов пало в результате внутренних смут. В то же время мощное движение среди иранских племён — дайламитов и курдов — освободило Западный Иран от власти халифата. В 40-х гг. Х века провинцией Азербайджан и Арраном овладели Салариды (другое название — Мусафириды), происходившие от местных иранских правителей Дайлема (к югу от Гиляна)  происхождения), Саларидов. Однако вскоре (971) наместник Саларидов был изгнан из Гянджи при помощи местных жителей Фадлом ибн Мухаммедом, сыном курдского вождя Мухаммеда ибн Шеддада, бывшего ранее правителем Двина, принадлежавшей тогда правителю Южного Азербайджана Марзубану ибн Мухаммаду, из рода Мусафиридов. Фадл передал власть над Гянджой своему старшему брату Али Лашкари, а вскоре после смерти последнего убил второго брата и стал править Арраном сам, приняв титул арраншаха (985—1036). Шеддадиды правили Арраном более 100 лет. В 1045 году они признали над собой власть вторгшихся в Закавказье сельджуков, которые в 1075 году ликвидировали власть шеддадидов в Гяндже, непосредственно присоединив Арран к своим владениям. В то же время в Южном Азербайджане власть Саларидов свергла династия Раввадидов (979) — йеменского происхождения, объявившая своей столицей Тебриз.

Салариды (или Мусафириды) — являлась правящей Исламской Иранской династией, известной главным образом своим правлением над Иранским Азербайджаном и частью Армении начиная с 942 до 979 гг. Правление Саларидов ознаменовало новый период в истории Ирана известный под названием «Иранская Интермеццо», длившийся с IX по XI века, и характерной особенностью которого было приход к власти коренных иранских династий.

Шеддадиды — династия курдского происхождения, в период распада Арабского халифата с 951 года наследственно закрепившая за собой должность вали провинции Арминийа со столицей в г. Двин. Также с 967 года Шеддадиды правили в области Арран со столицей в Гяндже, ранее в административном отношении подчинённой арабским вали провинции Арминийа. После завоевания сельджуками Закавказья, стали их вассалами и в 1072 году получили в вассальное владение Анийское царство Багратидов, образовав Анийский эмират.

Туркоманы, иначе огузы — тюркские кочевые племена, говорившие на языке огузской группы — являются прямыми предками современных азербайджанцев. Они переселились на территорию Азербайджана из Средней Азии через Иран, который они завоевали под предводительством династии Сельджукидов в 1038 году. Вторжение сельджуков, явившееся бедствием для региона, было первым массированным вторжением тюрок в регион и положило начало ассимиляции местного населения пришлыми тюрками. Сельджукские племена расположились прежде всего на пастбищах Мугани и в предгорьях Аррана. Наоборот, горная часть Аррана оставалась вне сферы их влияния и была прибежищем христианского населения, к тому времени арменизированного.

Спустя 100 лет, с ослаблением сельджукского государства, внутри него возвысился кыпчакский (половецкий) гулям Шамс ад-Дин Ильдегиз, который в 1137 году получил в качестве икта(владения) Арран, а затем овладел также провинцией Азербайджан и, получив наследственный титул атабека, стал практически опекуном ослабевших сельджукских султанов и полновластным хозяином остатков распадающейся сельджукской империи; его сын Кызыл-Арслан в 1191 году даже отнял у сельджуков титул султана. В это время атабеки, овладевшие Западным Ираном, приходят в столкновение с хорезмшахами, овладевшими Восточным Ираном; в конце концов, государство атабеков было уничтожено последним хорезмшахом Джалал-ад-дином (1225).

В книге «Черкесские мамлюки» автор Х. Хатхо пишет, что в половецком объединении племён, не существовало орды «Бурчевичей, Бурджаков». Но данные летописей говорят обратное. В рассказе о походе русских 1195 года летопись донесла до нас особый материал, потому что в нём названы многие орды и роды, объединённые Канчаком в «Донской союз». Союниками хана Канчака были Таксобичи, Колобичи, Етибичи, Тортробичи, Торголове, Улашевичи и Бурчевичи. Многие из перечисленных родов половцев неоднократно встречаются на страницах русских летописей: Токсобичи, которые известны ещё во второй период половецкой истории и Бурчевичи, которые были одной из самых сильных орд приднепровского объединения. В XIII веке непокорная часть половцев с боями отступала в двух направлениях на Запад, и Восток. Взяв штурмом Дербент, половцы прорвались в Закавказье, многие из них осели в Азербайджане, об этом говорит ономастика края. Три селения Куманлы, несколько селений под названием Буджаг. Этноним Буджаг сохранился в начале XX века в названиях селений: Кара Буджак, Джвавском и Гегчайском уездах; Эгри-Буджаг, Агумском, Буджаг — Нухимском. В грузинской летописи «Картлис цховреба» сказано, что половцы входили в отряды кавказцев, боровшихся с войсками монгольского хана Хулагу в 1256 году, и что в походах персидского шаха Газана участвовали половцы, «прославившиеся бесстрашием и отвагой».

В течение 1220 и 1222 годов через территорию Азербайджана проносятся монгольские орды. Перед лицом опасности, угрожавшей народам Закавказья, правители Грузии и Ширвана предложили атабеку Узбеку объединиться и совместно выступить против монголов. Но монголы опередили союзников и первыми нанесли удар. В 1221 году монголы почти до основания разрушили города Марага, Ардебиль, Сераб, Хой, Салмас и Нахичеван. Печальной оказалась судьба известного торгово-ремесленного центра, богатого города Байлакана. Несмотря на отчаянное сопротивление байлаканцев, монголы ворвались в город, разграбили его и превратили в руины. В начале 1222 года монголы двинулись на Гянджу, но, встретив там ожесточённое сопротивление, ограничились получением дани. Затем их полчища осадили столицу ширваншахов — Шемаху. По словам современника, шемахинцы заявили: «От меча все равно не уйдешь, так лучше нам тверже стоять, по крайней мере, умрем с честью».

Шемахинцы нанесли монголам серьёзное поражение, и лишь после многих дней осады, когда защитники были доведены до полного истощения, вражеским войскам удалось проникнуть в город. Завоеватели разграбили Шемаху и перебили почти всё её население. В том же году монгольское войско полководцев Джебе и Субэдэя покинуло Азербайджан и ушло на север через Дербентский проход.

В 1231 году монгольское войско под предводительством Джормагуна легко разбило Джалал-ад-дина и заняло Южный Азербайджан. Была разграблена Марага, опустошены многие сёла. На очереди оказались области Северного Азербайджана. Трагична была участь крупнейшего торгово-ремесленного центра — Гянджи. В 1231 году после длительных боёв город пал. Большинство его жителей было перебито, а сам город полностью разрушен. Мужественное сопротивление монголам оказали жители Шамхора, Баку и других городов. Однако Азербайджан, силы которого были в конец истощены во время предыдущего вторжения монголов и хозяйничанья в стране Джалал ад-дина, не был способен к длительной борьбе. Этому мешали также раздоры как между местными феодалами, так и между правителями Закавказья. Захватом Дербента в 1239 году завершается завоевание Азербайджана монголами.

После монгольского нашествия территория современного Азербайджана в 1258 году включается в состав Монгольского Ирана Хулагуидов. Монгольское нашествие было страшной катастрофой для региона. Так, папский посол Рубрук, посетивший Нахичевань вскоре после её разгрома монголами, нашел на месте этого некогда «величайшего и красивейшего города» «почти пустыню»: «Прежде в нем было восемьсот армянских церквей, а теперь только две маленьких, а остальные разрушили сарацины».

После падения монгольской династии вновь возрождается государство Ширваншахов, однако в Иранском Азербайджане на месте бывшего государства Ильдегизидов в 1410 годуобразуется новое туркманское государство Кара-Коюнлу со столицей в Тебризе. Спустя полвека в 1467 году государство Кара-Коюнлу завоёвывается родственным туркманским племенемАк-Коюнлу с территории восточной Анатолии.

К концу XV века завершилась тюркизация населения Азербайджана и сформировался современный тюркоязычный азербайджанский народ, в процессе этногенеза которого участвовало также древнее коренное население Атропатены и Кавказской Албании, смешавшееся с мигрировавшими сюда в I тыс. до н. э. и I тыс. н. э. ираноязычными и тюркоязычными племенами. В XIV—XV веках возникает и самостоятельная азербайджанская культура, говоря о возникновении которой именно в XIV—XV вв., «следует иметь в виду прежде всеголитературу и другие части культуры, органически связанные с языком. Что касается материальной культуры, то она оставалась традиционной и после тюркизации местного населения. Впрочем, наличие мощного пласта иранцев, принявших участие в формировании азербайджанского этноса, наложило свой отпечаток прежде всего на лексику азербайджанского языка, в котором огромное число иранских и арабских слов. Последние вошли и в азербайджанский, и в турецкий язык главным образом через иранское посредство. Став самостоятельной, азербайджанская культура сохранила тесные связи с иранской и арабской. Они скреплялись и общей религией, и общими культурно-историческими традициями».

Переселение тюркских племен на территорию современного Азербайджана продолжалось вплоть до XVI—XVII века. Уже в XVIII веке сформировалась отличный от других тюркских языков азербайджский язык (это название тогда еще не использовалось) — один из определяющих признаков народа.

продолжение

Loading

Календарь

«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031

Архив записей

Друзья сайта

  • Заказать курсовую работу!
  • Выполнение любых чертежей
  • Новый фриланс 24