Год:
2002
Издательство:
Сфера
ISBN: 5-89144-166-7
Язык: Русский
Формат:
PDF
Качество: Отсканированные страницы
+ слой распознанного текста
Количество
страниц: 255
Пособие представляет
собой полный курс детской психологии,
представленной в задачах и ответах на
них. Содержит практические задания для
наблюдений и бесед с ребенком. Пособие
может быть использовано воспитателями
дошкольных учреждений, студентами
педагогических учебных заведений, а
также родителями.
ВВЕДЕНИЕ
Ежедневно взрослому приходится сталкиваться с детьми разных индивидуальностей, неповторимых характеров. На все нюансы поведения детей взрослый должен правильно реагировать. Это дело нелегкое. Надо знать, как, в, какой, мере, чем руководствоваться, как организовывать свое поведение. Для этого нужны знания психологии, педагогики, чтобы проявить педагогический такт, основанный на.любви и уважении личности ребенка. ^
Наша практика показывает, что студенты педагогических учебных заведений, даже хорошо знающие теоретический курс ■/ психологии и педагогики, часто испытывают трудности при анализе и оценке, интерпретации реальных педагогических ситуаций, затрудняются принять решение, адекватное сложившейся обстановке.
' ' Преодоление подобного рода противоречий возможно при введении в изучение курса психологии, как возрастной, так и педагогической, большого количества практических заданий, позволяющих через учебные ситуации переходить к практике. Это способствует формированию педагогического мышления; во-обряжения, сообразительности, творческих способностей.
Для правильного решения психологических задач необходимо знание причин, вызывающих то или иное явление. Их может быть много. Например: «Внучка Таня дерзко ответи-. ла бабушке, когда та пришла в детский сад раньше обычного времени и невольно оторвала девочку от игры. Чем вызвана ' грубость?» Она может быть связана со многими причинами: и с досадой из-за нёоконченной игры, и с отношением к ба-« бушке, которое сложилось в семье, и с нездоровьем ребенка, 1 и с его перевозбуждением, и с полученным ранее замечанием воспитателя, й с другими причинами.
Для решения задачи требуется рассмотрение во взаимо-<; связи ряда обстоятельств й условий, в том числе и противо-.Г' речивых. При этом надо ориентироваться не только на те психологические особенности, которые, четко определились у ребенка в настоящее время, но и на особенности психики, которые только еще складываются- в перспектив^, т.е. предвидеть т/развитие ребенка.
Задачи, используемые, в учебных целях, принято разделять на конкретно-практические и учебные.
Конкретно-практические задачи имеют непосредственно-жизненное содержание, и их решение приводит к столь же жизненно значимым результатам.'
К таким задачам можно отнести поиски ответов, когда требуется разрешить конкретную ситуацию.
Пример 1. В среднюю группу детского сада недавно поступил Сережа (4 года). До этого в детский сад он не ходил. После игры с машинкой оставил ее посередине комнаты.
Как должна поступить воспитательница в данной ситуации?
В этой ситуации воспитательница учла, что мальчик — новичок, не знает еще правил детского сада. Учла и его тревожное состояние. Она спокойно, убедительно рассказала о правилах, принятых в их группе, что все игрушки должны быть на своем месте, иначе их трудно найти, и тогда будет неинтересно играть. Затем с доброжелательной интонацией' предложила: «Давай мы с тобой отвезем машинку, туда, где она должна быть, т.е. в гараж». Мальчик охотно выполнил это.
Пример 2. В другой раз в этой же группе Маша (4 года 2 мес), которая постоянно ходит в детский сад к этой же воспитательнице, после рисования оставила на столе и карандаши, и бумагу. Обычно Маша убирает сама без напоминаний. В этот раз она поторопилась на прогулку.
Как в подобной ситуации вести себя воспитательнице?
В этой ситуации воспитательница должна удивиться тому, что Маша не убрала за собой. Напомнить о правилах в группе, проверить, положила ли Маша на место карандаш и бумагу. Выразить надежду, что Маша в следующий раз все вы-; полнит без напоминаний.
Полезно сравнивать между собой подобные задачи и ответы на них.
Верные ответы на такие конкретно-практические задачи можно получить, решая их в большом количестве. При этом будут накапливаться сведения о приемах ориентировки в таких и похожих ситуациях.
Решая задачи, необходимо развивать способность анализировать конкретные жизненные ситуации на эмоциональном и рациональном уровнях. К тому же навыки сопереживания к действующим лицам раз от раза будут совершен-; ствоваться за счет:
а) получения новой информации о развитии ребенка, которая помогает в осмыслении каждого конкретного случая;
б) лучшего понимания своих собственных реакций на описание жизненных ситуаций.
Общая схема использования метода сопереживания ситуации
I. Уровень первых реакций.
А. Прочтите описание ситуации, и расскажите о своих
впечатлениях от прочитанного. Б. Опишите те моменты из собственного жизненного опыта, которые помогли бы объяснить свою первую реакцию,. И. Уровень эмоциональной реакции.
А. Постарайтесь почувствовать себя в роли действующего лица данной ситуации.
Последовательно поставьте себя на место каждого из действующих лиц и проникнитесь его чувствами^ Будьте осторожны с оценками: не порицайте, не осуждайте. Только описывайте ощущения.
СОДЕРЖАНИЕ:
Введение.....................................................'................ 3
1. Методы изучения психики ребенка............................ 16
2. Основные закономерности психического развития ребенка..................................................................49
3. Психическое развитие детей от рождения до 1 года .... 85
4. Психическое развитие детей от 1 года до 3 лет........... 97
5. Психическое развитие детей дошкольного
возраста................................................................135
6. Психическая готовность детей к.обучению в школе. Психические особенности детей 6 лет..................... 212
Приложение 1. Ситуация успеха и ее создание ..—247
Приложение 2. Рекомендации родителям .....247
Словарь терминов..............................................249
Литература.....................................................:....(... '. 254