Центральный Дом Знаний - Волков Б.С., Волкова Н.В. Детская психология в вопросах и ответах

Информационный центр "Центральный Дом Знаний"

Заказать учебную работу! Жми!



ЖМИ: ТУТ ТЫСЯЧИ КУРСОВЫХ РАБОТ ДЛЯ ТЕБЯ

      cendomzn@yandex.ru  

Наш опрос

Я учусь (закончил(-а) в
Всего ответов: 2689

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Форма входа

Логин:
Пароль:

Волков Б.С., Волкова Н.В. Детская психология в вопросах и ответах

Волков Б.С., Волкова Н.В. 

Год: 2002
Издательство: Сфера
ISBN: 5-89144-166-7
Язык: Русский
Формат: PDF
Качество: Отсканированные страницы + слой распознанного текста
Количество страниц: 255
Пособие представляет собой полный курс детской психологии, представленной в задачах и ответах на них. Содержит практические задания для наблюдений и бесед с ребенком. Пособие может быть использовано воспитателями дошкольных учреждений, студентами педагогических учебных заведений, а также родителями.


ВВЕДЕНИЕ

Ежедневно взрослому приходится сталкиваться с детьми разных индивидуальностей, неповторимых характеров. На все нюансы поведения детей взрослый должен правильно реа­гировать. Это дело нелегкое. Надо знать, как, в, какой, мере, чем руководствоваться, как организовывать свое поведение. Для этого нужны знания психологии, педагогики, чтобы про­явить педагогический такт, основанный на.любви и уваже­нии личности ребенка. ^

Наша практика показывает, что студенты педагогических учебных заведений, даже хорошо знающие теоретический курс ■/ психологии и педагогики, часто испытывают трудности при анализе и оценке, интерпретации реальных педагогических ситуаций, затрудняются принять решение, адекватное сло­жившейся обстановке.

' ' Преодоление подобного рода противоречий возможно при введении в изучение курса психологии, как возрастной, так и педагогической, большого количества практических заданий, позволяющих через учебные ситуации переходить к практике. Это способствует формированию педагогического мышления; во-обряжения, сообразительности, творческих способностей.

Для правильного решения психологических задач необхо­димо знание причин, вызывающих то или иное явление. Их может быть много. Например: «Внучка Таня дерзко ответи-. ла бабушке, когда та пришла в детский сад раньше обычного времени и невольно оторвала девочку от игры. Чем вызвана ' грубость?» Она может быть связана со многими причинами: и с досадой из-за нёоконченной игры, и с отношением к ба-« бушке, которое сложилось в семье, и с нездоровьем ребенка, 1 и с его перевозбуждением, и с полученным ранее замечанием воспитателя, й с другими причинами.

Для решения задачи требуется рассмотрение во взаимо-<; связи ряда обстоятельств й условий, в том числе и противо-.Г' речивых. При этом надо ориентироваться не только на те психологические особенности, которые, четко определились у ребенка в настоящее время, но и на особенности психики, которые только еще складываются- в перспектив^, т.е. пред­видеть т/развитие ребенка.

Задачи, используемые, в учебных целях, принято разделять на конкретно-практические и учебные.

Конкретно-практические задачи имеют непосредственно-жизненное содержание, и их решение приводит к столь же жизненно значимым результатам.'

К таким задачам можно отнести поиски ответов, когда требуется разрешить конкретную ситуацию.

Пример 1. В среднюю группу детского сада недавно посту­пил Сережа (4 года). До этого в детский сад он не ходил. После игры с машинкой оставил ее посередине комнаты.

Как должна поступить воспитательница в данной си­туации?

В этой ситуации воспитательница учла, что мальчик — но­вичок, не знает еще правил детского сада. Учла и его тревожное состояние. Она спокойно, убедительно рассказала о правилах, принятых в их группе, что все игрушки должны быть на своем месте, иначе их трудно найти, и тогда будет неинтересно иг­рать. Затем с доброжелательной интонацией' предложила: «Давай мы с тобой отвезем машинку, туда, где она должна быть, т.е. в гараж». Мальчик охотно выполнил это.

Пример 2. В другой раз в этой же группе Маша (4 года 2 мес), которая постоянно ходит в детский сад к этой же воспитательнице, после рисования оставила на столе и ка­рандаши, и бумагу. Обычно Маша убирает сама без напоми­наний. В этот раз она поторопилась на прогулку.

Как в подобной ситуации вести себя воспитательнице?

В этой ситуации воспитательница должна удивиться тому, что Маша не убрала за собой. Напомнить о правилах в груп­пе, проверить, положила ли Маша на место карандаш и бума­гу. Выразить надежду, что Маша в следующий раз все вы-; полнит без напоминаний.

Полезно сравнивать между собой подобные задачи и отве­ты на них.

Верные ответы на такие конкретно-практические задачи можно получить, решая их в большом количестве. При этом будут накапливаться сведения о приемах ориентировки в та­ких и похожих ситуациях.

Решая задачи, необходимо развивать способность анали­зировать конкретные жизненные ситуации на эмоциональ­ном и рациональном уровнях. К тому же навыки сопережи­вания к действующим лицам раз от раза будут совершен-; ствоваться за счет:

а) получения новой информации о развитии ребенка, кото­рая помогает в осмыслении каждого конкретного случая;

б) лучшего понимания своих собственных реакций на опи­сание жизненных ситуаций.

Общая схема использования метода сопереживания ситуации

I. Уровень первых реакций.

А. Прочтите описание ситуации, и расскажите о своих

впечатлениях от прочитанного. Б. Опишите те моменты из собственного жизненного опыта, которые помогли бы объяснить свою первую реакцию,. И. Уровень эмоциональной реакции.

А. Постарайтесь почувствовать себя в роли действую­щего лица данной ситуации.

Последовательно поставьте себя на место каждого из действующих лиц и проникнитесь его чувствами^ Будьте осторожны с оценками: не порицайте, не осуж­дайте. Только описывайте ощущения.


СОДЕРЖАНИЕ:

Введение.....................................................'................ 3

1. Методы изучения психики ребенка............................ 16

2. Основные закономерности психического развития ребенка..................................................................49

3. Психическое развитие детей от рождения до 1 года .... 85

4. Психическое развитие детей от 1 года до 3 лет........... 97

5. Психическое развитие детей дошкольного

возраста................................................................135

6. Психическая готовность детей к.обучению в школе. Психические особенности детей 6 лет..................... 212

Приложение 1. Ситуация успеха и ее создание ..—247

Приложение 2. Рекомендации родителям .....247

Словарь терминов..............................................249

Литература.....................................................:....(... '. 254


Loading

Календарь

«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930

Архив записей

Друзья сайта

  • Заказать курсовую работу!
  • Выполнение любых чертежей
  • Новый фриланс 24