М.: Изд-во УРАО, 1997. – 304 с.
ОГЛАВЛЕНИЕ:
Введение. 5
Глава I. Из истории психологической диагностики. 8
§ 1. Истоки психодиагностики. 8
§ 2. Возникновение тестирования. 9
§ 3. Возникновение группового тестирования. 12
§ 4. Тесты специальных способностей и достижений. 13
§ 5. Другие виды диагностических методик. 14
§ 6. Отечественные работы в области психологической диагностики. 16
Глава II. Классификация психодиагностических методик. 22
§ 1. Типы диагностических методик. 22
§ 2. Методики высокого уровня формализации. 22
§ 3. Малоформализованные методики. 29
Глава III. Требования к построению и проверке методик. 34
§ 1. Стандартизация. 34
§ 2. Надежность и валидность. 37
Глава IV. Диагностика умственного развития и общих способностей. 48
§ 1. Умственное развитие и интеллект. 48
§ 2. Диагностика интеллектуального уровня. 49
§ 3. Тест Р. Амтхауэра. 51
§ 4. Неязыковые тесты, тесты действия и свободные от влияния культуры тесты.. 52
§ 5. Теоретические вопросы тестирования интеллекта. 55
§ 6. Применение интеллектуальных тестов в зарубежной психологии. 56
§ 7. Изучение креативности в зарубежной психологии. 58
§ 8. Диагностика креативности. 60
§ 9. Проблемы отечественной психодиагностики умственного развития. 61
§ 10. Изучение и диагностика креативности в отечественной психологии. 65
Глава V. Диагностика способностей. 68
§ 1. Что такое способности. 68
§ 2. Диагностика специальных способностей. 70
§ 3. Диагностика профессиональной пригодности. 79
§ 4. Тесты специальных способностей и профконсультация. 81
Глава VI. Диагностика уровня достижений. 84
§ 1. Диагностика учебных достижений. 84
§ 2. Диагностика профессиональных достижений. 87
Глава VII. Диагностика природных психофизиологических особенностей человека. 90
§ 1. Понятие о природных особенностях человека. 90
§ 2. Методики диагностики индивидуальных психофизиологических особенностей человека 92
§ 3. Бланковые методики диагностики лабильности и силы нервной системы в мыслительно-речевой деятельности. 94
§ 4. Метод наблюдения. 99
Глава VIII. Психодиагностическое изучение некоторых параметров личности. 102
§ 1. К проблеме диагностики параметров личности. 102
§ 2. Психологические принципы и методы диагностики мотивации. 103
§ 3. Принципы и методы диагностики самосознания. 107
§ 4. Принципы и методы диагностики межличностных отношений. 111
§ 5. Изучение морально-психологического статуса. 114
§ 6. Опросники и проективные методики. 116
§ 7. Изучение личности в возрастном плане. 121
§ 8. Новое направление в разработке личностных методик. 124
Глава IX. Психодиагностика развития младенцев и дошкольников. 126
§ 1. Диагностика развития младенцев. 126
§ 2. Диагностика развития дошкольников. 129
Глава X. Психологическая диагностика в клинико-консультационной работе. 134
§ 1. Из истории возникновения клинической психодиагностики. 134
§ 2. Методы клинической диагностики. 136
Глава XI. Критериально-ориентированное тестирование (КОРТ) 140
§ 1. Разработка методик КОРТ, диагностирующих математическое мышление. 140
§ 2. Диагностика развития естественнонаучного мышления. 145
§ 3. Критериально-ориентированные тесты для диагностики сформированности естественнонаучного мышления. 148
Глава XII. Основные тенденции развития психодиагностики. 151
Глава XIII. Социальные и этические аспекты психологической диагностики. Этический кодекс психолога-диагноста. 158
Глава XIV. Простейшие методы статистической обработки материалов психологических исследований 164
Приложение I. Этические стандарты психологов. 198
Приложение II. Статистические таблицы значимости. 207