Представлена оригинальная системно-деятельностная технология психологического изучения разнообразных сфер профессионального труда, оснащенная ориентировочно-методическим инструментарием, обеспечивающим планирование и организацию решения информационных, экспертных, конструктивных, диагностических, прогностических, методических и формирующих задач.
Для студентов-психологов и преподавателей вузов, психологов-практиков сферы профессионального труда, специалистов служб занятости населения, профконсультационных и кадровых служб.
Введение
— Кто ты? — Кормщик корабля.
— Где корабль твой? — Вся Земля.
— Верный руль твой? — В сердце, здесь.
— Сине море? — Разум весь.
— Весь? Добро и рядом Зло?
— Сильно каждое весло.
— Пристань? — Сон. — Маяк? — Мечта.
— Достиженье? — Полнота.,.
К. Бальмонт «Кормщик»
Что обусловливает успешность человека в профессиональной деятельности? Какими средствами она достигается? Почему в равных условиях одни люди оказываются успешными, а другие нет? Почему возникают конфликты в профессиональной среде? От чего зависит эффективность исполняемой человеком деятельности? Все эти вопросы непосредственно относятся к области психологической науки, занимающейся сферой профессионального труда, центральной задачей которой является обеспечение взаимосоответствия человека и профессии. В реальности согласованное взаимодействие человека и профессии, раскрывающееся в профессиональной деятельности, наступает не сразу и не всегда. Это, с одной стороны, связано с тем, что организацию, проектирование, планирование, стимулирование, обеспечение (техническое, материальное, правовое) и управление трудовой деятельностью человека осуществляют специалисты из различных областей знания и практики (технических, экономических, социологических, правовых и других). В каждой из этих областей существуют свои специфические задачи, свои законы работы, нормы и правила, которые в большинстве случаев не согласуются с природой, особенностями и возможностями человека. С другой стороны, сам человек не всегда готов к избранной им же профессиональной деятельности. Его представления о профессии и своей роли в организации, представления о целях деятельности и своих возможностях рассогласуются с той реальностью, в которую он попадает. В результате могут происходить деформации личности или профессиональные деформации. В связи с этим очень важно знать уровень психологической готовности человека к преодолению профессиональных кризисов, возникающих в процессе профессиональной деятельности. Также важно уметь определять его индивидные и личностные возможности и разрабатывать (в случае необходимости) рекомендации для преодоления неблагоприятных условий, отрицательно влияющих на исполнение профессиональной деятельности, и на функциональное состояние человека. В этом и заключается основная сущность психологии профессиональной деятельности.
Для того чтобы психолог мог помочь человеку в таких случаях, прежде всего ему необходимо изучить и проанализировать конкретную профессию. Только сопоставление объективной (нормативной) реальности профессии (характеристик предмета, задач, средств и условий) с мо-тивационно-эмоциональными, когнитивными и операторными особенностями поведения человека, при исполнении деятельности, позволят выявить причины его неуспешности в работе или стратегии преодоления трудностей. Изучение профессии также позволяет составить психологический прогноз критических моментов в экстремальных профессиях и кризисных ситуациях, который может своевременно обеспечить психологическую помощь в их преодолении. Знание о «мире профессии» и его разнообразии с точки зрения психологических особенностей значимо и для выбирающих профессию, и сменяющих ее.
Наряду с этим современное развитие научно-технического прогресса, необозримо разнообразное расширение сфер профессиональной деятельности, появление совершенно новых для нашего общества коммерческих организаций, изменение социально-экономических взаимоотношений в обществе и т.п. с еще большей остротой активизировало интерес к проблемам психологического изучения профессиональной деятельности. Произошло осознание сложности достижения успешного подбора кадров, обучения, управления людьми, осуществляющими какую-либо профессиональную деятельность, и понимание того, что требуется научно-обоснованная система знаний для обеспечения экономически эффективной и безопасной организации и управления этой деятельностью.
Сложность решения данных проблем, с одной стороны, состоит в том, что в настоящее время не только существует трудно обозримый «мир» профессий, но и происходят очень быстрые и комплексные инновации в этой области. С другой стороны, в связи с инновациями профессионального труда, да и вообще с ранее уже известными проблемами человека, возникающими в связи с его профессиональной деятельностью, не менее остро стоит вопрос о психологическом обеспечении профессионально-консультационных служб, служб занятости, кадровых служб различных организаций (обучение, отбор, подбор, аттестация, выдвижение резерва кадров), служб безопасности труда и др.
Для психолога, работающего в данной области, наиболее сложным является ориентация в разнообразном, трудно обозримом «мире профессий», так как каждая профессия имеет свою специфику, выраженную в задаче, предмете, средствах и условиях ее исполнения. Без знания и понимания того, какие требования профессия предъявляет к человеку как к личности, какие психологические процессы должны активизироваться у него в той или иной профессиональной деятельности, какова напряженность и сложность работы, психолог не сможет грамотно выполнять свои профессиональные задачи.
Многоаспектность научных (теоретических, методических) и эмпирических знаний в сочетании с разнообразием задач, которые должен решать психолог, и определили необходимость в обеспечении студентов ориентировочной основой их будущей деятельности, т.е. технологией построения психологического изучения человека в профессиональной деятельности.
Учебное пособие ориентирует студента в теоретическом материале, раскрывающем сущность познания, изучения и понимания психологии профессиональной деятельности в разные периоды времени и с различных научных позиций через осмысление взаимосвязи человека и профессии. Раскрывает пути и способы разработки оригинального методического инструментария, необходимого для работы психолога в различных сферах профессионального труда. А также обогащено множеством примеров психологического изучения различных видов профессиональных деятельностей, иллюстрирующих успешность решения научно-методических, практических и формирующих задач. В то же время данное учебное пособие обеспечивает психологов технологией организации и проведения психологического изучения профессиональной деятельности на основе системно-деятельностного подхода к изучению человека как субъекта труда. В целом, учебное пособие обеспечивает организацию самостоятельной творческой работы студентов и формирует у них готовность к профессиональной деятельности.
Содержание
Введение.......................................................................................................3
Глава I
Теоретико-эмпирические предпосылки психологического изучения профессиональной деятельности.............................................................7
1.1. История развития принципов и методов психологического изучения профессиональной деятельности............................7
1.2. Человек и профессия..................................................................21
1.3. Профессиональная деятельность как объект психологического изучения.....................................................36
Глава II
Методологические и теоретические основы психологического изучения профессиональной деятельности.........................................44
2.1. Предпосылки формирования системного подхода
к познанию профессиональной деятельности.....................44
2.2. Развитие принципов системно-деятельностного подхода к психологическому изучению профессиональной деятельности................................................................................49
2.3. Субъектно-деятельностный подход— основа психологического изучения профессиональной деятельности человека...............................................................59
Глава III
Системно-деятельностный подход к психологическому изучению профессиональной деятельности...........................................................74
3.1. Принципы изучения профессиональной деятельности
как системного объекта.............................................................74
3.2. Правила организации системного изучения профессиональной деятельности............................................81
Глава IV
Психотехнологня изучения профессиональной деятельности.......85
4.1. Динамика развития психотехнологий профессиографирования........................................................,85
4.2. Ориентировочная схема системного субъектно-деятельностного профессиографирования...........................92
4.3. Ориентировочная схема применения методов
при профессиографироваиии..................................................99
4.4. Дифференцированное профессиографирование — стратегия психологического изучения профессиональной деятельности ..............................................................................120
Глава V
Психологическое изучение профессиональной деятельности
в производственных целях...................................................................127
5.1. Ориентировочно-диагностическое профессиографирование.........................................................127
5.2. Конструктивное профессиографирование.........................134
5.3. Прогностическое профессиографирование........................140
5.4. Диагностическое профессиографирование........................150
Глава VI
Дифференцированное методическое профессиографирование.......196
6.1. Разработка метода системного анализа психологической операторной структуры профессиональной деятельности ..............................................................................197
6.2. Аналитическая профессиограмма как средство обеспечения профессиональной психодиагностики деятельности разработчика радиоэлектронной аппаратуры................................................................................205
6.3. Разработка методик для сравнительного изучения профессионально важных качеств субъекта труда
в условиях внедрения новой техники..................................213
Глава VII
Дифференцированное профориентаций н ное
профессиографирование.........................................................................231
7.1. Психологические проблемы профориентации..................231
7.2. Дифференцированное профессиографирование — методическая основа процесса профориентации.............238
7.3. Информационное профессиографирование......................243
7.4. Информационно-консультационное профессиографирование.........................................................274
7.5. Консультационно-диагностическое профессиографирование.........................................................310
Глава VU1
Психологическое изучение профессиональной деятельности как средство формирования ориентировочного образа профессионала.........................................................................................329
8.1. Формирующее профессиографирование............................329
8.2. Формирование образа объекта труда.................................333
8.3. Формирование образа субъекта труда...............................336
8.4. Построение ориентировочного образа профессионала.....344
Заключение........................................................................................357
Литература.......................................................................................359