Центральный Дом Знаний - Внешняя политика Азербайджана

Информационный центр "Центральный Дом Знаний"

Заказать учебную работу! Жми!



ЖМИ: ТУТ ТЫСЯЧИ КУРСОВЫХ РАБОТ ДЛЯ ТЕБЯ

      cendomzn@yandex.ru  

Наш опрос

Как Вы планируете отдохнуть летом?
Всего ответов: 922

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Форма входа

Логин:
Пароль:

Внешняя политика Азербайджана

Внешняя политика Азербайджана
Напряжённые отношения между современными Азербайджаном и Арменией имеют глубокие исторические корни. В конце 1980-х годов армянское большинство населения Нагорно-Карабахской автономной области Азербайджанской ССР выступило с требованиями о передаче области в состав Армянской ССР. Эти требования были поддержаны руководством Армении. Разраставшийся этнополитический конфликт привёл к этническим чисткам с обеих сторон и вооружённым столкновениям, которые после распада СССР переросли в полномасштабную войну, в ходе которой под контроль армян перешли некоторые районы Азербайджана, прилегающие к территории бывшей НКАО. Ещё с конца 1980-х азербайджанское руководство ввело экономическую блокаду НКАО и Армении, прекратив транспортное сообщение с Арменией.

В 1994 году при посредничестве России Азербайджан, Армения и непризнанная Нагорно-Карабахская Республика подписали трёхстороннее соглашение о прекращении огня, которое в последние 3-4 года периодически нарушается со взаимными обвинениями. Стороны занимают позиции, соответствующие их положению на момент подписания соглашения. Бо́льшая часть Нагорного Карабаха, а также ряд прилегающих к нему территорий контролируется Нагорно-Карабахской Республикой, поддерживающей тесные связи с Республикой Армения, в частности, использующей её национальную валюту — драм.Азербайджан и другие государства-члены ООН считают Нагорный Карабах частью Азербайджана. Руководство Азербайджана не раз подчеркивало, что в случае, если армянская сторона не освободит оккупированные территории и в нагорно-карабахском переговорном процессе не произойдет подвижек, то это будет означать, что все мирные возможности разрешения конфликта исчерпаны и Азербайджан будет вынужден прибегнуть к силовым методам его разрешения. О необходимости новой войны в Карабахе говорят и многие депутаты парламента республики. Азербайджан наращивает военную мощь, что вызывает негативную реакцию со стороны ряда проармянских конгрессменов США, и заявляет о необходимости изолировать Армению от региональных проектов.

2 ноября 2008 года президентами Азербайджана, Армении и России была подписана декларация, касающаяся Карабахского конфликта. Лидеры трёх государств договорились совместно работать над оздоровлением ситуации на Кавказе. «Президенты, предметно и содержательно обсудив состояние и перспективы урегулирования нагорно-карабахского конфликта политическими средствами путем продолжения прямого диалога между Азербайджаном и Арменией при посредничестве России, США и Франции, заявляют, что будут способствовать оздоровлению ситуации в Южном Кавказе и обеспечению установления в регионе обстановки стабильности, безопасности путем политического урегулирования конфликта», говорится в декларации.

Дипломатические отношения между Азербайджанской Республикой и Российской Федерацией были установлены 4 апреля 1992 года. Основополагающим документом договорно-правовой базы двусторонних отношений является Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной безопасности между Российской Федерацией и Азербайджанской Республикой (подписан 3 июля1997 г.).

Россия принимает активное участие в процессе политического урегулирования Карабахского конфликта.

Развивается торгово-экономическое сотрудничество. В 2008 г. внешнеторговый оборот между Азербайджаном и Россией составил 2,403 млрд долларов. В связи с прекращением с 1 января 2007 г. поставок российского газа в Азербайджан в структуре товарооборота увеличилась доля несырьевых товаров.

Азербайджан осуществляет через территорию Российской Федерации транспортировку нефти по маршруту Баку-Новороссийск. С 2007 г. в связи с вводом в эксплуатацию нового маршрута транспортировки нефти «Баку-Тбилиси-Джейхан» и перераспределением экспортных потоков азербайджанской нефти транзит через российскую территорию существенно сократился.

Россия участвует в нефтегазовых проектах Азербайджана, имеет свою долю в международных консорциумах. Компании «ЛУКОЙЛ» принадлежит 10 % — в разработке месторождения «Шах-Дениз» и 80% в проекте D-222. В то же время это единственная крупная российская компания, работающая здесь, и объём российских инвестиций в азербайджанскую экономику достаточно скромен по сравнению с западными капиталовложениями.

Проблема занятости в Азербайджане в основном решается за счёт миграции в Россию. Численность азербайджанцев, работающих в России, оценивается примерно в 2 млн. По разным подсчётам, они ежегодно присылают в Азербайджан до двух с половиной миллиардов долларов. В связи с этим в Азербайджане внимательно следят за проявлениями антимусульманских настроений в России. В Баку не забывают, как в середине 1990-х российско-азербайджанские экономические контакты были заморожены почти на три года в связи с армяно-азербайджанским конфликтом.

Развивается военно-техническое сотрудничество. В 2003 г. было подписано межправительственное соглашение о военно-техническом сотрудничестве, а в 2006 г. — межправительственное соглашение о взаимной охране прав на результаты интеллектуальной деятельности, используемые и полученные в ходе двустороннего военно-технического сотрудничества.

Россия арендует в Азербайджане Габалинскую РЛС — это одна из составных частей российской системы слежения за пусками баллистических ракет. Габалинская РЛС была построена в советское время в качестве одного из важнейших элементов системы противоракетной обороны СССР. После получения Азербайджаном независимости и перехода РЛС в его собственность Россия продолжала её использование несмотря на все перипетии внутриполитической жизни Азербайджана.

Лишь в 2002 г. было подписано соглашение о статусе, принципах и условиях использования Россией Габалинской радиолокационной станции (РЛС «Дарьял»), а в 2007 г. — межправительственный протокол о статусе уполномоченных представителей России и Азербайджана, назначенных для исполнения этого соглашения.

В 2007 г. российское предложение об использовании Габалинской РЛС в разрабатываемой США системе ПРО получило поддержку азербайджанского руководства.

На территории Азербайджана проживает немало беженцев из Чечни, в том числе участников вооружённых действий против российских войск. Азербайджанская территория в течение длительного времени, по сообщениям СМИ, использовалась чеченскими сепаратистами как транзитная страна и своего рода тыловая база, где, в частности, проходили восстановление раненые боевики. Боевикам сравнительно легко удавалось пересекать границу между Азербайджаном и Дагестаном. 15 сентября 2004 российские власти после теракта в Беслане закрыли все пограничные сухопутные переходы для автотранспорта и людей и открыли их лишь через полтора месяца после переговоров между президентами, а также задержаний и выдачи российским властям группы бывших боевиков. В Баку было закрыто чеченское представительство.

В настоящее время сообщается о развитии взаимодействия правоохранительных и судебных органов двух стран, развитии пограничного сотрудничества, с учётом общей ситуации на Кавказе и исходя из задач борьбы против международного терроризма.

Продолжается работа по делимитации государственной границы с Азербайджаном. По состоянию на начало 2008 г. согласованная линия границы, оформленная рабочими протоколами, картографическими и описательными документами, составила 301,1 км (из 336,5 км), то есть делимитировано 90 % госграницы.

Некоторые другие аспекты российско-азербайджанских отношений:

  • В начале 1990-х гг. Азербайджан выражал обеспокоенность российской поддержкой вооружённых сил Армении во время Карабахской войны.

  • В середине 2000-х гг. Азербайджан выражал озабоченность в связи с переброской российской военной техники с закрывающихся военных баз на территории Грузии в Гюмри(Армения) и влиянием, которое она может оказать на перспективы карабахского урегулирования.

  • Азербайджан неоднократно протестовал против того, что российские компании вкладывают средства и ведут бизнес на территории НК.

  • Азербайджан обеспокоен призывами России решать проблему непризнанных республик на постсоветском пространстве по модели Косово - а также уже свершившимся признанием Россией самостоятельности Южной Осетии и Абхазии.

  • Россия выражает недовольство по поводу инициированных США проектов экспорта каспийской нефти на Запад в обход России, считая их более политическими, нежели экономическими проектами. Вслед за строительством трубопровода Баку — Тбилиси — Джейхан речь идёт о проекте создания нефтепровода по маршруту Актау-Баку для транзита казахской нефти на Запад через территорию Азербайджана — в случае его реализации основная масса казахской нефти пойдет через трубопровод Баку-Джейхан и, соответственно, в обход России.

Дипломатические отношения между Азербайджанской Республикой и Румынией были установлены 21 июня 1992 года. Страны открыли посольства в столицах своих стран.Президент Азербайджана впервые посетил Румынию в 1995 году. В настоящее время между двумя странами подписано более пятидесяти соглашений.

Румыния официально признала независимость Азербайджана 11 декабря 1991 года. Азербайджан открыл в Румынии первое своё посольство в Восточной Европе.

Основной упор в отношениях делается на торговлю и энергетические связи. Обе страны ведут активные переговоры относительно дальнейшего развития торговых отношений. Связано это увеличением объёма двусторонней торговли: экспорт/импорт Азербайджана примерно в пять раз больше (161 млн $), чем экспорт/импорт Румынии (31.83 млн $). С момента основания посольства Азербайджана в Румынии торговый оборот между двумя государствами возрос в 25 раз.

Когда Румыния уже стала членом НАТО, она была активным сторонником будущего членства Азербайджана в этой организации, указав на стратегическое значение страны в сфере торговли и судоходства. В настоящее время Румыния поддерживает Азербайджан в вопросе о вступлении в Европейский союз.

Во время визита президента Азербайджана Ильхама Алиева в Румынию в сентябре 2009 года тот отметил, что отношения двух стран продолжают успешно развиваться. ПредседательСената Румынии Мирча Джоанэ заявил, что «Азербайджан — важное государство во всех сферах, дружественная нам [Румынии] страна». Во время визита президента Азербайджана в Румынию была подписана «Совместная декларация о договорённости относительно налаживания стратегического партнёрства между Азербайджанской Республикой и Румынией». Также президент Азербайджана заявил, что ожидается создание и других крупных межгосударственных проектов.

В 1992 году под давлением армянского лобби была принята Поправка 907 к «Акту в поддержку свободы» (Freedom Support Act). «Акт в поддержку свободы» был принят для экономической поддержки бывших советских республик. Однако под давлением армянского лобби в него была включена Поправка 907, запрещавшая оказание помощи Азербайджану со стороны правительства США. В обоснование запрета помощи приводятся действия Азербайджана по блокаде Армении и НКР, однако поправка игнорирует тот факт, что Армения сама осуществила эмбарго в отношении Нахичевани, отделенной от основной части Азербайджана, а закрытие границы с Арменией произошло из-за оккупации азербайджанских земель. Более того, использование термина «блокада» само по себе вводит в заблуждение — Армения имеет тесные экономические связи с Грузией и Ираном и данном случае больше подходит термин «эмбарго».

Успех в принятии Поправки был достигнут благодаря нескольким факторам: высокий уровень организации и лоббистских возможностей армянской диаспоры, её важность в парламентских и президентских выборах из-за высокой концентрации в ключевых штатах (например, Калифорния), отсутствие четкой политики правительства в отношении Закавказья на тот момент, чем и воспользовались армянские лоббисты (в США в это время не было даже посольства Азербайджана).

Томас Де Ваал называет принятие этой поправки «самой аномальной частью внешней политики». Она сильно ограничивала возможности США в отношениях с Азербайджаном и усложнила работу американских посредников по урегулированию карабахского конфликта. В своем письме главе Палаты Представителей в сентябре 1998 года Мадлен Олбрайтписала: «Поправка 907 вредит национальным интересам США, подрывая их нейтралитет в урегулировании карабахского конфликта, их возможности в поддержке экономических и широких правовых реформ в Азербайджане, их усилия в развитии энергетического транспортного коридора Восток-Запад».

Азербайджан и Украина входили в состав Российской империи и СССР. Дипломатические отношения между двумя государствами были уставлены после обретения ими независимости, в 1992 году. Азербайджан имеет посольство в Киеве, Украина — в Баку. Обе страны являются полноправными членами Совета Европы, Организации по Безопасности и Сотрудничеству в Европе (ОБСЕ), Содружества Независимых Государств (СНГ), Организация за демократию и экономическое развитие (ГУАМ) и Организации Черноморского экономического сотрудничества (ОЧЭС).

В 2006 году Украина продала Азербайджану 48 танков Т-72АГ В 2009 году Украина поставила в Азербайджан 29 БТР-70, 29 единиц 122-миллиметровых самоходных гаубиц 2C1 «Гвоздика» и 6 единиц 152-миллиметровых самоходных гаубиц 2С3 «Акация», один учебно-боевой истребитель МиГ-29УБ, 11 вертолетов Ми-24. В 2010 году Украиной было продано Азербайджану 71 БТР-70 (без вооружения), 7 самоходных артиллерийских установок «Гвоздика» 2С1 калибра 122 мм, 1 вертолет Ми-24Р, 1 управляемый противоракетный комплекс и 3000 автоматов и пистолетов-автоматов.

Азербайджан и Израиль поддерживает дипломатические отношения с 1992 года. Азербайджан является одной из немногих в большинстве мусульманских стран, кроме Турции, Египта, Иордании а также бывших советских республик Центральной Азии, у которых развиты двусторонние политические и экономические отношения с Израилем.

25 декабря 1991 года, Израиль официально признал независимость Азербайджана, дипломатические отношения с Азербайджаном были установлены 7 апреля 1992 года. В августе 1993 года открылось посольство Израиля в Азербайджане.

В январе 2004 года депутат парламента Азербайджана президент фонда «Конституция» Алимамед Нуриев заявил, что в Азербайджане всегда дружественно относились к евреям, в республике никогда не было антисемитизма. Он призвал руководство страны расширять сотрудничество с Израилем в политической, экономической и военной сферах.

Однако, учитывая соседство Ирана, и его отношение к сотрудничеству с Израилем любой мусульманской страны, сближение в политической сфере идёт очень медленно. В частности, посольство Азербайджана в Израиле так и не открылось. Также не было визитов на высшем уровне в Израиль, хотя президент Израиля Шимон Перес посещал Азербайджан. Хотя Азербайджан и поддерживает позицию Израиля в борьбе с терроризмом, ему приходится учитывать возможную реакцию мусульманских стран. Кроме этого, интенсификацию отношениями с Израилем сдерживают также некоторые высказывания депутатов от правящей партии «Ени Азербайджан», которые критикуют израильскую позицию в вопросах палестино-израильского конфликта.

Израильские СМИ утверждают, что во время визита Шимона Переса была достигнута договорённость о создании на территории Азербайджана электронной сети разведки, направленной на сбор информации об иранской ядерной программе.

9 февраля 2010 года в Баку впервые прибыл с визитом министр иностранных дел Израиля Авигдор Либерман.

Израиль является вторым крупнейшим импортёром нефти из Азербайджана. После открытия нефтепровода Баку — Тбилиси — Джейхан (порт Джейхан в 600 километрах от Хайфы) Израиль также заявил, что заинтересован также в закупке азербайджанского газа. 29 июня 2009 года в Баку состоялся азербайджано-израильский бизнес-форум, в работе которого приняли участие президент Азербайджана Ильхам Алиев и президент Израиля Шимон Перес.

С 1993 года азербайджанская авиакомпания AZAL выполняет рейсы по маршруту Баку—Тель-Авив. Планировалось, что в декабре 2009 года израильская авиакомпания Аркиа также начнёт летать по этому маршруту. Несмотря на то, что план полётов «Аркии» не реализован из-за запрета на ношение оружия охранниками Аркии на территории Азербайджана, AZAL продолжает производить авиаперевозки 2 раза в неделю.

В 1994 году израильская компания GTIB инвестировала средства в создание компании Bakcell — первого оператора сотовой связи в Азербайджане.

20 февраля 2007 года между правительствами Израиля и Азербайджана было заключено соглашение о взаимной защите инвестиций.

Успешно развивается развивалось также военно-техническое сотрудничество двух стран. В 2004 году был заключён контракт на поставку в Азербайджан израильского вооружения, произведённого в Турции. По данным WikiLeaks в сентябре 2008 года Израиль и Азербайджан подписали соглашение, согласно которому компания Soltam получила контракт на поставку азербайджанской армии минометов и боеприпасов, Tadiran Communications — устройств связи, а Israel Military Industries — широкий спектр ракет и систем наведения.

В 2009 году израильская оборонная компания Elbit Systems открыла представительство в Азербайджане, а Министерство оборонной промышленности Азербайджана начинает производство БПЛА.

Отношения Азербайджана и Ирана по прежнему остаются достаточно напряженными. Они обострились после карикатурного скандала вокруг публикации в правительственной газете «Иран» оскорбительных для азербайджанцев карикатуры и текста. На карикатуре изображен мальчик, повторяющий на фарси слово «таракан», пока таракан, находящийся перед ним, не спрашивает у него по-азербайджански: «Что?»

В августе 2007 года состоялся официальный визит президента Ирана Махмуда Ахмадинеджада в Азербайджан, в ходе которого были подписаны важные для двух стран соглашения. Среди таковых строительство двух ГЭС на реке Араз (Ордубадская — на азербайджанские средства и Маразадская — на иранские), упрощение визового режима между Нахичеванской автономии и Ираном, строительство нового автомобильного маршрута между иранской и азербайджанской сторонами города Джульфы и Нахичеванской автономии.

Азербайджано-казахстанские отношения являются иностранными отношений между Азербайджаном и Казахстаном. Дипломатические отношения были установлены 27 августа 1992 года. Азербайджан имеет посольство в Астане. Казахстан имеет посольство в Баку с 16 декабря1994 года. Обе эти страны являются полноправными членами Содружества Независимых Государств (СНГ), Организации Экономического Сотрудничества (ОЭС) и Организации по Безопасности и Сотрудничеству в Европе (ОБСЕ).

Политический диалог между двумя странами были конструктивными, нет противоречий по основным вопросам двусторонних отношений и международной политики. Переговоры на высшем уровне проводятся на регулярной основе. Отношения между этими двумя тюркскими странами представляются наиболее благоприятными на пост-советском пространстве.

Новый импульс развитию азербайджано-казахстанские отношений дали государственный визит президента Азербайджана Ильхама Алиева в Астану в марте 2004 года и государственного визита Президента Республики Казахстан Нурсултана Назарбаева в Азербайджан в мае 2005 года. Был подписан ряд двусторонних документов, в том числе "Стратегическое партнерство и союзников в договорных отношениях".

Премьер-министр Азербайджана Артур Расизаде принял участие в церемонии инаугурации президента Казахстана 11-12 января 2006 года в Астане.

В целом, большинство казахских политиков считают Карабах Азербайджанской территорией, в тоже время официально Астана старается особо не выказывать каких-либо симпатий или антипатий, выступая против какого-либо кровопролития. Так президент Назарбаев предложил Азербайджану и Армении казахстанский план по урегулированию конфликта мирными методами, который прорабатывается сторонами как наиболее подходящий компромисс.

Азербайджан и Казахстан являются тюркскими европейцами.Они обмениваются обширным культурным, историческим и языковым наследием тюркских народов, обе страны стремятся к развитию более тесных связей и развития тюркской идентичности и дружбы среди других тюркских народов Евразии.


21 декабря 1991 Азербайджан вступил в Содружество независимых государств (СНГ). 2 марта 1992 он был принят в ООН, а позднее присоединился к другим международным организациям. Особые отношения поддерживаются с соседними мусульманскими государствами – Турцией и Ираном. К нерешенным международным вопросам относятся карабахская проблема и отсутствие соглашения о границах между Азербайджаном, Ираном, Казахстаном, Россией и Туркменистаном в Каспийском море.

Азербайджан имеет статус приглашенного члена в Совете Европы и является членом Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР), Международного банка реконструкции и развития (МБРР), организации «Исламский конгресс» (ОИК), ОБСЕ, программы НАТО «Партнерство во имя мира», Всемирной торговой организации (ВТО) со статусом наблюдателя и др.

Loading

Календарь

«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031

Архив записей

Друзья сайта

  • Заказать курсовую работу!
  • Выполнение любых чертежей
  • Новый фриланс 24