Центральный Дом Знаний - Экономика Азербайджана

Информационный центр "Центральный Дом Знаний"

Заказать учебную работу! Жми!



ЖМИ: ТУТ ТЫСЯЧИ КУРСОВЫХ РАБОТ ДЛЯ ТЕБЯ

      cendomzn@yandex.ru  

Наш опрос

Как Вы планируете отдохнуть летом?
Всего ответов: 922

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Форма входа

Логин:
Пароль:

Экономика Азербайджана

См. Экономическая карта А.Р.

Экономика А.Р. — 72-я по номинальному объёму ВВП национальная экономика мира по состоянию на 2010 год.

По состоянию на 2010 г. А.Р. в последние годы лидировал среди стран СНГ по темпам экономического роста. В 2003—2008 годах ВВП А.Р. вырос в 2,6 раза; уровень бедности в государстве, с 2003 года, снизился с 45 до 11 %.

Большое значение имело проведение в 1883 железной дороги от Тбилиси до Баку и включение в 1900 Закавказской железнодорожной магистрали в общероссийскую сеть железных дорог. Важную роль сыграло и расширение торгового мореплавания на Каспии. С конца XIX века Баку становится крупным железнодорожным узлом и каспийским портом. Развиваетсянефтедобыча в районе Баку. До 1872 добыча нефти здесь была незначительной. С 1872 здесь появляются первые крупные промышленные предприятия, примитивные нефтяные колодцы заменяются буровыми скважинами, в бурении стали применяться паровые двигатели. Высокие прибыли привлекают в нефтяную промышленность Бакинского района отечественные и иностранные капиталы. Добыча нефти в районе Баку с 26 тыс. т в 1872 возросла до 11 млн т в 1901, составив около 50 % мировой нефтедобычи.

В годы Первой мировой войны экономика губернии переживала упадок. Свёртывались нефтеразведочные и буровые работы, резко сокращались посевные площади под сельскохозяйственными культурами, в особенности под хлопчатником.

Экономика Азербайджанской ССР — составная часть экономики СССР, расположенная на территории Азербайджанской ССР. Входила в Закавказский экономический район.

Ведущие отрасли промышленности:

  • нефтяная

  • газовая

  • химическая

  • машиностроительная и металлообрабатывающая

  • лёгкая

  • пищевкусовая

Азербайджан — старейший в СССР район добычи нефти (добывалась на Апшеронском полуострове, в Кура-Араксинской низменности, на морских промыслах) и газа. Нефтепереработка развита в Баку. В районе Дашкесана добывали железную руду, алунит. Около 90 % электроэнергии производилось на ТЭС. Крупнейшие ТЭС: Али-Байрамлинская ГРЭС, Азербайджанская ГРЭС, крупнейшая ГЭС —Мингечаурская ГЭС. Металлургическая промышленность (производство стали, стальных труб, алюминия, прокат цветных металлов) — вСумгаите, Кировабаде. В машиностроении выделялось химическое и нефтехимическое машиностроение, развиты электротехническая, радиоэлектронная отрасли промышленности, приборостроение (основной центр — Баку). Предприятия химической и нефтехимической промышленности производили минеральные удобрения, серную кислоту, синтетический каучук и другое (Сумгаит, Баку). Производство строительных материалов (цемент, изделия из асбеста, железобетонные конструкции и другое). Из отраслей лёгкой промышленности наиболее развиты хлопчатобумажная, шёлковая, шерстяная, трикотажная, производство ковров (Баку, Кировабад, Мингечаур, Шеки, Степанакерт). Важные отрасли пищевкусовой промышленности — консервная, табачная, чайная, переработка винограда.

В 1986 году в республике насчитывалось 808 совхозов, 608 колхозов. Сельскохозяйственные угодья составляли 4,1 млн га, из них:

  • пашня — 1,4 млн га,

  • пастбища — 2,1 млн га.

Площадь орошаемых земель — 1,33 млн га (1986 год).

Земледелие давало свыше 70 % стоимости валовой продукции сельского хозяйства. Главная техническая культура — хлопчатник (сбор хлопка-сырца 784 тыс. т в 1986 году), основные посевы которого располагались на Кура-Араксинской низменности. В предгорьях Большого и Малого Кавказа выращивали высококачественные сорта табака, на Ленкоранской низменности — чай. 31 % посевов занималось зерновыми культурами. Азербайджанская ССР — одна из всесоюзных баз раннего овощеводства (855 тыс. т в 1986 году). Развиты плодоводство, виноградарство (1539 тыс. т в 1986 году). Распространены субтропические культуры: гранат, инжир, айва и другие. Мясо-шёрстное овцеводство и мясо-молочное скотоводство. Поголовье (на 1987 год, в млн голов): крупный рогатый скот — 2,0, овец и коз — 5,7. Шелководство.

Основной вид транспорта — железнодорожный. Эксплуатационная длина (на 1986 год):

  • железных дорог — 2,07 тыс. км,

  • автодорог — 24,4 тыс. км (в том числе с твёрдым покрытием — 22,8 тыс. км).

Крупный морской порт — Баку, который связан железнодорожным паромом с Красноводском (Туркменская ССР). Действовали нефтепроводы: Баку — Батуми, Али-Байрамлы — Баку;газопроводы: Карадаг — Акстафа с ответвлениями на Тбилиси и Ереван и другие.

20 сентября 1994 года правительство А.Р. заключило Контракт века с крупнейшими мировыми нефтегазовыми корпорациям на крупномасштабную разработку месторождений «Азери-Чираг-Гюнешли» в азербайджанском секторе Каспия. Это соглашение сыграло исключительную роль в деле привлечения инвестиций и развития промышленности страны.

Во время первого президентского срока Ильхама Алиева был осуществлен пуск основных экспортных трубопроводов: нефтепровода Баку—Тбилиси—Джейхан и газопровода Баку—Тбилиси—Эрзурум. В течение пяти лет в результате экономических и энергетических проектов Азербайджан прошёл большой и успешный путь социально-экономических преобразований. Экономика страны выросла в 2,6 раза, промышленное производство увеличилось в 2,5 раза, появились около 770 тысяч новых рабочих мест, уровень бедности снизился с 49 до 13,2 %, а бюджетные расходы возросли более чем в 12 раз.

Экономический район А.Р. — территориально внутренне связанные части единого народного хозяйства А. Р., взаимосвязанные друг с другом их различной специализацией, постоянным обменом производимых товаров и другимиэкономическими отношениями.

А. Р., с учетом экономико-географического расположения, природных ресурсов, полезных ископаемых, заселенностью территории, административно—территориального деления, а также специфики исторического развития, делится на 10 экономических районов (азерб. İqtisadi rayon):

  1. Апшеронский экономический район

  2. Гянджа-Казахский экономический район

  3. Шеки-Закатальский экономический район

  4. Ленкоранский экономический район

  5. Куба-Хачмасский экономический район

  6. Аранский экономический район

  7. Верхне-Карабахский экономический район

  8. Кельбаджар-Лачинский экономический район

  9. Экономический район Горный Ширван

  10. Нахичеванский экономический район

Экспорт

В 2008 году А.Р. экспортировала продукцию на общую сумму $47,7 млрд. Углеводороды составляют около 88,2 % всего экспорта из республики, помимо этого на экспорт идёт продукция машиностроительной отрасли, хлопок и продовольствие. По данным Федеральной торговой службы (ФТС) России, по итогам 2008 года уровень товарооборота между Азербайджаном и Россией составил 2402,5 миллионов долларов, увеличившись по сравнению с 2007 годом на 39,3 процентов.

В 2008 году А.Р.  импортировал продукцию на общую сумму $7,2 млрд. Это составляет 13 % внешноторгового оборота.

Промышленность — одна из развитых отраслей экономики страны. Эта важная отрасль, которая в основном включает в себя машиностроение, металлургию, топливно-энергетическую, химическую, продовольственную и другие области промышленности .

Богатые залежи нефти в А.Р. были известны давно.

В Средние века на территории Азербайджана нефть добывалась в большом количестве, особенно на Апшеронском полуострове. В X—XIII вв. из деревни Балаханы добывалась «лёгкая нефть», а из Сураханы — «тяжёлая». В первые века нашей эры население территории современного Азербайджана уже имело представление об очищении нефти. Географ XIII века Ибн Бекран пишет, что нефть в Баку очищали, чтобы избавиться от его плохого запаха и сделать нефть более пригодной для лечения.

В 1264 году во время путешествия через Баку в Персию итальянский путешественник Марко Поло стал свидетелем добычи просачивающейся нефти. На берегах Каспийского моря на территории современного Азербайджана он видел как собирали эту нефть. Марко Поло писал о крупных прудах, заполненных нефтью, которым, как он писал, можно было бы заполнить сто судов. Он также отмечал, что нефть применяли для освещения домов и лечения кожных заболеваний.

Встречаются у Марко Поло и упоминания о грязевых вулканах, выходах газа и пылающих холмах (газ, вырываясь наружу, соприкасается с кислородом и загорается). С этим феноменом были связаны религиозные представления огнепоклонников. Так, на окраине селения Сураханы расположен храм огнепоклонников-зороастрийцев Атешгях (Место огня), где горящий газ выходит с древних времён.

Арабский географ Абд ар-Рашид Бакуви (XIV—XV вв.) отмечал, что из Баку каждый день отправлялся караван из более 200 нагруженных нефтью верблюдов. Каждый верблюд носил около 300 кг нефти. Хамдулла Газвини (XIV век) отмечал, что для извлечения нефти из колодцев, последние наполняли водой. Так нефть всплывала, после чего её собирали сумками, деланными из тюленей кожи. Такие сумки, согласно Мухаммеду Мумину (1669 год) использовали также для хранения и транспортировки нефти.

В 1572 году Баку посетил британец Джефри Декет, согласно которому вблизи города находятся обширные выхода нефти, многие люди для приобретения которого проходят большой путь. Декет писал об используемой для освещения домов чёрной нефти, называя её «нафт».

В 1601 году иранский историк Амин Ахмад ар-Рази отмечал, что поблизости Баку имелось около 500 колодцев, из которых каждый день добывалась нефть. Это подтверждал и турецкий историк XVII века, Катиб Челеби. Немецкий путешественник XVII века, Лерх писал, что на Апшеронском полуострове было расположено от 350 до 400 нефтяных колодцев. А из колодца из селения Балаханы каждый день добывали около трёх тысяч кг нефти.

Британский миссионер Отец Уиллот, посетивший Ширван в 1689 году отмечал, что ежегодный доход Сефевидских шахов, получаемый от бакинской нефти составляет 7 тыс. туманов, или 420 тыс. французских ливр.

В 1639 году немецкий путешественник и учёный Адам Олеарий описал добычу нефти (Oleum Petroleum) из нефтяных колодцев в окрестностях Баку.

В 1803 году бакинским купцом Касымбеком были сооружены два нефтяных колодца в море. Эти колодцы были расположены на расстоянии 18 и 30 м от берега Биби-Эйбата, а также были защищены от воды срубом из плотно сколоченных досок.

После присоединения Бакинского ханства к Российской империи в 1806 году нефтяные промыслы региона перешли к России. Согласно собранным в этом же году сведениям количество добываемой чёрной нефти равнялось тогда 3930 т в год, а белой — только 41 т в год. Из колодцев нефть черпалась бурдюками, а затем поднималась ручным воротом (или с помощью лощади). Чёрную нефть хранили в погребах, в белую — в глиняных кувшинах, зарытых в землю в каменных сараях.

С 1808 году бакинские и ширванские нефтяные промыслы отдавались на откуп, так испанский автор начала 19 века Хуан Ван-Гален, побывавший в этих местах отмечал, что некий армянин заплатил казне за право эксплуатации их более двухсот тысяч рублей ассигнациями. Нефтяные промыслы предстали ему горящими языками пламени газа, бьющего из буровых скважин и выделяющегося из нефти, добытчиками которой являлись армяне. Но поскольку желающих было не так много, промыслы отходили в казенное управление. В 1813 году годовая добыча нефти на Апшероне составляла 200-300 тысяч пудов.

В 1830 году из 116 колодцев, пробуренных в 1594 году, добывалось около 710—720 баррелей нефти. Среди горных инженеров, выполнивших технические усовершенствования на Бакинских промыслах был Николай Воскобойников, который был директором промыслов с 1825 по 1840 года. По предложению Воскобойникова нефтяные колодцы сооружались в виде шахтного ствола. В это же время нефтяные погреба в Баку и Балаханах соединились каменными каналами. Были построены мерные резервуары с кранами для отпуска нефти. В период с 1837 по 1839 год здесь работал нефтеперегонный завод.

В 1844 году русский инженер Василий Семёнов за десять лет до пробуривания известной скважины Колонела Дрейка в Пенсильвании, начал бурение на месторождении Биби-Эйбат (Апшеронский полуостров). В 1846 году им здесь была пробурена первая разведочная скважина на нефть глубиной 21 м. Первая в мире современная нефтяная скважина была также пробурена здесь в период с 1847 по 1848 год. Первая нефть была получена ударным способом с применением деревянных штанг 14 июля 1848 года.

В 1857 году промышленники В.А. Кокорев и П.И. Губонин заложили под Баку в Сураханах нефтеперегонный завод. Завод был возведён в местах выхода природного газа и работал на этом природном газе. В 1859 году в Сураханах был построен завод для получения осветительного материала из жира,. Затем этот материал был получен и из балаханской нефти. Первым соперником американского керосина на рынках России с 1861 года стал именно полученный тамфотонафтиль (осветительное масло).

Однако влияние усовершенствования техники сооружения нефтяных колодцев и хранилищ, разведки бурением и строительства нефтеперегонных заводов на развитие нефтяной отрасли в Баку чувствовалось не сразу. Так в 1862 году на местных промыслах было добыто столько же нефти, сколько и было добыто в 1825 — 4126 тон.

В 1863 году по приглашению нефтепромышленника В.А. Кокорева на Бакинский нефтеперегонный завод в Сураханах приезжает Дмитрий Менделеев. Здесь он работает в качестве консультанта. Свои передовые идеи непрерывной перегонки нефти, нефтяных резервуаров, нефтеналивных судов и нефтетрубопроводов Менделеев выдвинул именно здесь.

После отмены откупа казённые и частью крестьянские земли Бакинского района были сданы в аренду нефтепромышленникам. Благодаря этому началось интенсивное бурение скважин, число которых быстро возрастало (к 1876 году имелось уже 101 скважина).

В 1873 году астраханским купцом Н.И. Артемьевым из Баку в Астрахань была осуществлена первая перевозка нефти наливом в цистерны на морских судах. Спустя год была создана первая в мире акционерная вертикально-интегрированная компания в нефтяной промышленности – «Бакинское нефтяное общество», учредителями которого были нефтепромышленники Пётр Губонин и Василий Кокорев.

Также в 70-е годы В.Г.Шуховым был предложен компрессионный способ добычи нефти из скважин. В Баку этот способ испытали в 1897 году. Именно по проекту Шухова в 1878 году был построен первый в России промысловый нефтепровод от Балаханских промыслов до завода Л.Нобеля в Чёрном городе. Протяженность его составляла 10 км, а диаметр — 76 мм. Этот трубопровод строился по заказу «Товарищества нефтяного производства братьев Нобель».

Loading

Календарь

«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031

Архив записей

Друзья сайта

  • Заказать курсовую работу!
  • Выполнение любых чертежей
  • Новый фриланс 24