Центральный Дом Знаний - Азербайджанская музыка 1

Информационный центр "Центральный Дом Знаний"

Заказать учебную работу! Жми!



ЖМИ: ТУТ ТЫСЯЧИ КУРСОВЫХ РАБОТ ДЛЯ ТЕБЯ

      cendomzn@yandex.ru  

Наш опрос

Я учусь (закончил(-а) в
Всего ответов: 2690

Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0


Форма входа

Логин:
Пароль:

Азербайджанская музыка 1

Отдельные сведения о ранних этапах развития музыки на территории современного А. дают наскальные изображения, датируемые 5—3-м тыс. до н. э. Сохранился своеобразный ударный инструмент каменного века «гавал-даш» («камень-бубен») в Кобустане. Найденные при раскопках музыкальные инструменты (на территории Мингечаура), а также сказания (героический эпос «Китаби Деде Коркуд») свидетельствуют о музыкальной культуре прошлого. На протяжении многих веков азербайджанская музыка бытовала в рамках фольклорного искусства. Были созданы классические образцы мелодий, отмеченные тонкой разработанностью ладово-интонационного строя и ритмики. Вокально-инструментальные формы содержат существенные элементы многоголосия. Особенно обширно народное песенное творчество, многогранно отразившее различные стороны национальной жизни. Широко представлены песни трудовые («Лучи труда», «Песня косаря»), исторические («Пеший Кёр-оглы»), лирические («Ты похожа на возлюбленную», «У подножия крепости», «О, сокол»), обрядовые, свадебные, шуточные («Иди, иди») и т. д. Песни исполняются соло, редко — коллективно, в основном в унисон. Самостоятельной областью в азербайджанском музыкальном фольклоре является танцевальная музыка. Характерные размеры 6/8 и 3/4 отличаются разнообразием и остротой ритмических фигур (часты пунктиры, синкопы). Среди азербайджанских музыкальных инструментов — тар, саз, канон, уд (струнно-щипковая группа), кеманча (струнно-смычковая), тутек, баламан, или балабан, зурна (духовые), нагара, гоша-нагара, дэф, или бубен (ударные), и др.

  Искусство ашугов, представляющее профессиональное народное искусство, импровизационно, оно подчинено определённым стилистическим признакам (многократные точные или вариантные повторы коротких полевок, иногда одного звука, небольшой диапазон мелодии и т. д.). Существует несколько десятков классических ашугских мелодий, каждая из которых может исполняться на разные тексты (гахраманы — героическая песня, гёзеллеме — лирическая песня-восхваление и т. д.). Ашуги исполняют дастаны (сказания) — героические («Кёр-оглы»), лирические («Асли и Керем», «Ашуг-Гариб»), песни-диалоги — дейишме (музыкально-поэтические соревнования 2 ашугов), аккомпанируя себе на сазе. Среди выдающихся ашугов прошлого — Гурбани, Аббас Туфарганяы, Алескер, среди современных ашугов — Асад Рзаев, Мирза Байрамов, Шамшир Годжаев, Ислам Юсифов и др. Традиционная азербайджанская музыка основана на развитой ладовой системе. Особенно распространены лады раст, шур, ссгях. Шур является интонационной основой музыки ашугов. Исследованиями этих ладов занимались уже в средние века теоретики Сафи-ад-дин Абд-аль-Мумин аль Урмави, Абдул Кадир Мараги, писавшие трактаты о ладах, музыкальных формах и связях музыки с поэтическим текстом. Названия основных 7 ладов стали названиями мугамов.

  С развитием городской культуры в средние века связано возникновение мугамов — вокально-инструментальных циклических пьес с контрастным сопоставлением импровизационно-речитативных разделов и чётких, закруглённых песенно-танцевальных мелодий (тэсниф — песня в мугаме, ренг — инструментальный эпизод). Каждая пьеса строится в одном из ладов мугамов и носит соответствующее название — «Раст», «Шур», «Сегях», «Шуштэр», «Чаргях», «Баяты-шираз», «Хумаюн». Исполнители их — музыканты-профессионалы, составляют вокально-инструментальные ансамбли в составе: ханенде — певец, сазандари — тарист, кеманчист, бубнист. Текстами мугамов служат обычно стихи поэтов-классиков. В мугамах прослеживаются элементы многоголосия. Контрастность мелодических линий возникает в зэрби-мугамах, в которых импровизационная вокальная партия звучит на фоне остинатных, ритмически чётких мотивов инструментального сопровождения. Известные мугаматисты старших поколений (19—20 вв.) — певцы Г. Гуси, Кечачи Мамед, И. Абдуллаев, Д. Карягды, М. Бейбутов, М. Д. Амиров, С. Шушинский, З. Адигезалов, таристы Садых Асад-оглы, или Садыхджан (реконструктор тара и основатель школы современной игры на этом инструменте), К. Примов, М. Мансуров, А. Бакиханов; новых поколений — певцы Х. Шушинский, С. Кадымова, Ш. Алекперова, А. Алиев, таристы Б. Мансуров, Э. Дадашев, Г. Мамедов и др. Большая часть муга-матистов родом из Карабаха. Мугамы исследовал Навваб Мир Мохсин Шушинский. Теория азербайджанских ладов создана У. Гаджибековым — «Основы азербайджанской народной музыки» (изд. в 1945).

  В начале 20 в. У. Гаджибеков закладывает фундамент современной музыкальной культуры А. Его первая опера «Лейли и Меджнун» по одноименной поэме Физули (пост. 1908), основанная на народных напевах, положила начало мугамной опере. В этом жанре написаны и др. оперы У. Гаджибекова (в т. ч. «Асли и Керем», 1912), М. Магомаева («Шах Исмаил», пост. 1919), З. Гаджибекова («Ашуг-Гариб», пост. 1916). У. Гаджибеков создал также 3 музыкальные комедии, из которых известность приобрела «Аршин мал алан» (пост. 1913). Среди первых представителей национального музыкального театра — дирижёр М. Магомаев, артисты оперы и драмы Г. Сарабский, М. Терегулов, М. Багиров, Г. Гаджибабеков, М. Алиев, А. Агдамский.

  После установления Советской власти в А. (1920) для развития музыкальной культуры открылись невиданные перспективы. В республике создаются консерватория (1921), музыкальные техникум и школы, музыкальное издательство (1923). В 1926 У. Гаджибеков организовал первый многоголосный азербайджанский хор, в 1931 — первый нотный оркестр народных инструментов. Были созданы музыкальная школа-десятилетка, филармонии (в Баку и Кировабаде), Азербайджанский государственный хор и другие коллективы; в 1938 — симфонический оркестр. В 1920-е гг. развитие получает массовая песня (У. Гаджибеков и М. Магомаев), появляются первые образцы национального романса (А. Зейналлы). Крупным событием в музыкальной жизни А. была постановка в Баку оперы Р. М. Глиэра «Шахсенем» (1927, 2-я ред. 1934).

  Бурный расцвет переживает азербайджанская музыка в 1934—40. Создаются оперы «Нэргиз» М. Магомаева (пост. 1935), выдающийся образец национальной музыкальной классики — «Кёр-оглы» У. Гаджибекова (пост. 1937), первый азербайджанский балет «Девичья башня» А. Бадалбейли (пост. 1940), музыкальная комедия «Пятирублёвая невеста» С. Рустамова (пост. 1938). Основоположниками современной национальной школы вокального мастерства были певцы Ш. Мамедова и Бюль-Бюль.

  В годы Великой Отечественной войны созданы героико-патриотическая опера «Вэтэн» («Родина») К. Караева и Дж. Гаджиева (пост. 1945) и другие произведения. В музыкальном театре была поставлена опера Ниязи «Хосров и Ширин», написанная на сюжет одноименной поэмы Низами (пост. 1942). Особенно заметно развивается симфоническая музыка. Первые азербайджанские симфонии создают К. Караев, Дж. Гаджиев, С. Гаджибеков (впервые исполнены на концертах декады музыки республик Закавказья в 1944 в Тбилиси). Одно из центральных мест в азербайджанской музыке тех лет занимает массовая песня патриотического содержания. Возникает жанр романса-газели (У. Гаджибеков — «Без тебя», «Возлюбленная», слова Низами).

  Интенсивное развитие получает азербайджанская музыка в послевоенные годы. Симфоническая музыка ярко и многогранно представлена в творчестве К. Караева (поэма «Лейли и Меджнун», 1947), Ф. Амирова (струнная симфония «Низами», 1947; симфоническая мугамы «Шур», «Кюрд Овшары», 1948), Дж. Гаджиева (поэма «За мир», 1951; 4-я симфония «Памяти Ленина», 1956), С. Гаджибекова (картина «Караван», 1945; Увертюра, 1956), Ниязи (симфонический мугам «Раст», 1949), Дж. Джангирова (вокально-симфоническая поэма «По ту сторону Аракса», 1949; Концерт для скрипки с оркестром, 1951), Р. Гаджиева (Концерт для скрипки с оркестром, 1952).

  Развитие музыкального театра определили постановки оперы «Севиль» Ф. Амирова (1953), балета «Гюльшен» С. Гаджибекова (1950). Значительным событием стала постановка балета «Семь красавиц» К. Караева (1952), раскрывшего гуманистическую направленность образов Низами. Оперу «Низами» пишет А. Бадалбейли (пост. 1948). Современная тема прочно вошла в область оперетты: «Гызыл гюль» С. Гаджибекова (пост. 1940), «Дурна» С. Рустамова (пост. 1947), «Гезюн айдын» («Добрая весть») Ф. Амирова (пост. 1946), «Улдуз» С. Алескерова (пост. 1948). Заметно возрос интерес композиторов к камерной музыке (К. Караев, Ф. Амиров, Дж. Гаджиев). Популярность приобрели песни С. Рустамова, Т. Кулиева, А. Рзаевой, Дж. Джангирова, Р. Гаджиева и др.

  С конца 50-х гг. азербайджанская музыка выдвигается на арену мирового музыкального искусства. Сформировавшуюся в А. композиторскую школу возглавляет К. Караев, в творчестве которого впервые возникает сложное соединение национальных черт и стилевых признаков современного музыкального искусства, ставшее определяющим для азербайджанской музыки в целом. Острым чувством современности проникнута музыка балета К. Караева «Тропою грома» (пост. 1958, Ленинградский театр оперы и балета им. Кирова). Музыкальная драматургия этого произведения отличается непрерывностью развития, конкретность танца соединяется в нём с широким симфоническим дыханием. Завоевал популярность балет А. Меликова «Легенда о любви» (пост. 1961, там же).

  Музыкально-сценические произведения создали Дж. Джангиров (опера «Азад», пост. 1957), А. Аббасов (балет «Чернушка», пост. 1965; оперетта «Не быть тебе милой моей», пост. 1963), Р. Гаджиев (оперетты «Ромео — мой сосед», пост. 1961; «Куба — любовь моя», пост. 1963), С. Алескеров (музыкальная комедия «Нищий сын миллионера», пост. 1966; опера «Багадур и Сона», пост. 1961), Т. Кулиев (муз. комедии «Золотоискатели», пост. 1961; «Одно слово твоё», пост. 1967), Г. Ханмамедов (музыкальная комедия «Одна минута», пост. 1961), З. Багиров (музыкальная комедия «Свекровь», пост. 1964).

  Азербайджанский симфонизм конца 50-х и 60-х гг. отмечен новаторскими тенденциями в области формы и музыкального языка. К лучшим достижениям советской музыки относятся симфонические гравюры «Дон Кихот» (1960), 3-я симфония (1965), Концерт для скрипки с оркестром (1967) К. Караева, Концерт на арабские темы Ф. Амирова и Э. Назировой (1957), «Азербайджанское каприччио» Ф. Амирова (1962), Концерт для симфонического оркестра С. Гаджибекова (1964). В области хоровой музыки работает Дж. Джангиров (кантата «Физули», 1959; оратория «Сабир», 1962), в области камерной музыки — К. Караев, Ф. Амиров, Дж. Гаджиев и др. Произведения для детей написаны М. Ахмедовым, З. Багировым, Э. Назировой.

  В 50—60-е гг. созданы талантливые произведения представителями нового творческого поколения — воспитанниками азербайджанской консерватории. Музыкально-сценические произведения написаны Р. Мустафаевым (опера «Вагиф», пост. 1960), И. Мамедовым (опера «Лиса и волкодав», пост. 1963). В жанрах симфонической и камерной музыки выступают А. Рзаев, Г. Рзаев, Н. Аливердибеков, В. Адигезалов, Х. Мирзазаде, М. Мирзоев, Н. Мамедов, Т. Бакиханов, О. Зульфугаров, Т. Гаджиев, Э. Махмудов, А. Ализаде, Ф. Караев.

  Признание получила исполнительская культура А. Выдающимися заслугами отмечена деятельность дирижёра Ниязи, возглавляющего азербайджанский симфонический оркестр. Среди дирижёров старшего поколения — народный артист Азербайджанской ССР А. Бадалбейли, А. Гасанов, Ч. Гаджибеков, К. Абдуллаев. На азербайджанской оперной сцене выдвинулись певцы А. Рзаева, Ф. Мухтарова, В. Никольский, А. Садыхов, А. Буниятзаде, Ф. Ахмедова, Р. Атакишиев, Л. Иманов, М. Магомаев, исполнитель песен народный артист СССР Р. Бейбутов. Среди музыковедов — Э. Абасова, И. Абезгауз, Д. Данилов, М. С. Исмаилов, Л. Карагичева, К. Касимов, А. Эльдарова и др.

  В Баку функционируют: Консерватория им. У. Гаджибекова, Азербайджанский театр оперы и балета им. М.Ф. Ахундова, Театр музыкальной комедии им. Ш. Курбанова, Театр песни (художеств. руководитель народный артист СССР Р.М. Бейбутов). В составе филармонии им. М. Магомаева — симфонический оркестр им. У. Гаджибекова, хоровая капелла, ансамбль азербайджанской песни и танца, струнный квартет, государственный эстрадный оркестр. Республиканское радио имеет оркестр народных инструментов, камерный оркестр, хор, вокальный квартет «Гая». В А. — 6 музыкальных училищ и 73 музыкальные школы.

  В 1945 открыт Научно-исследовательский институт азербайджанского искусства им. У. Гаджибекова АН Азербайджанской ССР (занимается вопросами музыки и театра). В 1934 основан Союз композиторов А.

    Лит.: Мамедова Ш., Пути развития азербайджанского музыкального театра, М., 1931; Виноградов В., Узеир Гаджибеков и азербайджанская музыка, М., 1938; Гаджибеков У., Основы азербайджанской народной музыки. Баку, 1945; Касимов К., Очерки из истории музыкальной культуры Азербайджана XII века, в кн.: Искусство Азербайджана, т. 2, Баку, 1949; Житомирский Д., Багиров 3., Музыка Советского Азербайджана, в сборнике ст.: Советская музыка, М., 1954; Карагичева Л., Азербайджанская ССР, 2 изд., М., 1957 (серия «Музыкальная культура союзных республик»); Азербайджанская музыка. Сборник статей, М., 1961: Касимов К., Музыкальная культура Азербайджана 16—17 вв., в кн.: Искусство Азербайджана, т. 8, Баку, 1962; Эльдарова Э., Искусство ашугов Азербайджана, там же; Летопись музыкальной жизни Советского Азербайджана (1920—1925), Баку, 1965; Абасова Э., Касимов К., Музыкальное искусство Азербайджана, в кн.: История музыки народов СССР, т. 1, ч. 2, М., 1966.


Уходящая своими корнями в глубокую древ­ность, многогранная в своих формах, жанрах и ху­дожественных средствах выразительности азер­байджанская музыка замечательна разнообразием содержания и самобытностью национальных черт.

  В народном творчестве А. широко представлены песни трудовые, бытовые, обрядовые, лирические, героические, юмористические, сатирические и др. В памяти народа сохранились весьма древние песни, связанные с первобытными процессами земледелия, вызыванием солнца в ненастные дни, дождя в дни засухи, воспевающие отары кочевника и т. п. 5 более близких нам по времени своего возникно­вения трудовых песпях («Сона», «Аман нэнэ» и др.) сохранились яркие элементы мелодий прошлых веков. Из дореволюционных обрядовых песен сле­дует отметить, особенно богатые гиперболами и ме­тафорами песни свадебного цикла, а также песни- причитания, исполнявшиеся в широко известных формах «баяти», «агу» и «шикэстэ». До нас дошли прекрасные образцы лирических песеп, т. н. песни- диалоги («Гюль-башмак», «Сандых» и др.). Эти жем­чужины народной фантазии, выделяющиеся своей тонкой орнаментикой и изяществом рисунка, оста­вили глубокий след в песенном творчестве народа и оказали, в частности, большое влияние на совре­менные песни-диалоги Азербайджана. Во многих дореволюционных песнях отразилось обездолен­ное положение бедных слоев крестьянства; в них бичевались хищные нравы беков, воспевались само­отверженные борцы против феодалов (Качаг Наби, его храбрая подруга X аджар и другие народные герои).

Песни патриотическо-героического жанра зани­мают ведущее место в фольклоре А. Отдельные образцы этих песен дошли до нас еше со времён на­родных героев Джаваншира (7 в.) и Бабека (9 в.). Особенно широкое развитие этот жанр получил в 16—17 вв. в связи с борьбой азербайджанского народа против иранских и турецких захватчиков и их феодальных приспешников. До сих пор ц на­роде живут песни о народном герое Кёр-Оглу, боров­шемся против феодалов и иностранных захватчиков.

Народные песни А. одноголосны и при этом мело­дически высоко развиты. Как правило, поются они соло, но изредка встречается и хоровое унисонное исполнение; напр., танцовальный по ритму декла­мационный припев в песве частушечного типа «Мей- хане»; песня рисоводов, сопровождаемая игровыми движениями.

Народная музыка А. отличается богатством и разнообразием своего инструментария. Еще Низами Гянджеви в своих произведениях упоминает свыше 30 названий муз. инструментов, распространённых в А., в т. ч. саз, руд, бербет, чянг, эрганун, рубаб, кеманча, шейпур, нэфир, ной, зиндж, тэбил и т. д. В наше время популярны: саз и тар — плекторные щип­ковые инструменты, кеманча — смычковый инстру­мент, ясты балабан (или дудук) и зурна — духовые, нагара (барабан), габал или даф (бубен). При сов­местной игре па кеманче и таре музыканты испол­няют мелодию в один голос (унисон); в сложных виртуозных пьесах, как правило, опи прибегают к имитации, основанной на своеобразной переклич­ке голосов (инструментов). При совместной игре двух зурначей или дудукистов один ведёт основную мелодию, а второй (дамкеш) в это время тянет выдер­жанный звук под аккомпанемент нагары. В репер­туаре музыкантов — песенные мелодии и специ­альные инструментальные пьесы. Звуками зурны, имеющей обширный массово-бытовой репертуар, сопровождались военные походы, скачки, борьба, свадебный и другие обряды. Чабаны, играющие на тутеке (свистковой флейте), имеют особый ре­пертуар: лирические мелодии, наигрыши к выгону скота на пастбище, на водопой и т. д. Наконец, су­ществует разнообразная танцовальная музыка: плавная (сюзме), более подвижная (тэрэкеме, яллы, и др.) и быстрая (казахи, лязги, дженги).

Широкой популярностью в А. пользуется искус­ство ашугов (предшественниками их были озаны, сопровождавшие своё пение игрой на струнном ин­струменте — кобузе). Содержанием музыкально- цоэтических произведений ашугов больщей частью йвляются любовно-лирические, героические, а так­же дидактические темы. Ашуг ведёт рассказ, поёт, сам аккомпанирует себе, преимущественно на сазе (помимо того, как правило, имеете с ним играет дудукист), слегка пританцовывает, сопровождая пение выразительной мимикой и жестами. Известно много популярных ашугских- песен («Кёр-Оглу», «Гахраманы», «Джэнги», «Диваны», «Герайлы», «Авшары», «Кюрди», «Мисри», «Кэрэми», «Шэрилы», «Гейча Гюли» и др.). Одной из излюбленных форм является т. н. дейшме — музыкально-поэтическое состязание двух (а иногда и более) ашугов. Наряду с знаменитыми ашугами прошлых веков — Гурба- ном (16 в.), Гарибом, Дильгамом, Диварганлы Аббасом, Валехом (17—18 вв.), Алесксром, Шам- кирли Гусейном, Наджаф-Кули, Аббас-Кули, Мол­ла Джума (19 в.), всенародно известны и совре­менные ашуги А.: Асад Рзаев, Мирза Байрамов, Кара Мовлаев, Ислам Юсифов и др. Социалистич. революция дала ашугскому творчеству новое содер­жание. Опо обогатилось песнями о В. И. Ленине, И. В. Сталине, о социалистич. революции, Сталин­ской Конституции, колхозной деревне, социали­стич. индустрии, о новом быте и т. д. Видное место в тематике азерб. ашугов заняли советский патрио­тизм и героизм советских воинов на фронтах Ве­ликой Отечественной войны, в которой непосредст­венно участвовало большинство азербайджанских ашугов.

Высокое развитие в А. получило искусство муга- мон — круппых циклических вокально-инструмен­тальных произведений, исполняемых хананде (го­родскими певцами) и музыкантами-инструмента­листами (характерен ансамбль сазандари в составе: тар, кеманча и габал — бубен; па последнем играет хананде). Музыкально-поэтическая практика азерб. мугамата выработала стройную систему, основан­ную на определенных ладах (также наз. мугамами) и сочетающую устойчивые по мелодике строфич. песни (таснифы) и инструментально-танцовальные номера (ренги) с эпизодами импровизационного склада. Многие хананде и сазандары родились в г. Шуше, где искусство мугамата получило исклю­чительно большое распространение (крупнейшие же очаги ашугского искусства —Кировабадский, Тауз- ский и другие районы средней полосы А.). За пос­ледние 150 лет в А. выросла целая плеяда хананде, получивших известность на всём Кавказе и в стра­нах Ближнего и Среднего Востока, в числе их певцы: Мирза Саттар, Гаджи Гуси, Мешади Иси, Меджид Беибутов, Мешади Мамед Фарзалиев, Джаббар Карягды, Алескор Абдуллаев, Кечечи Мамед, Ислам Абдуллаев и др. Большой популярностью пользуются в наши дни певцы: Сеид Шушинский, Хан Шушинский, а также таристы: Курбан Примов, А. Бакиханов и др. В развитии и распро­странении ладовой системы мугамов крупную роль сыграли выдающиеся практики и теоретики азерб. музыки: Сафиаддин-Абдул Момин бини Юсиф-аль Урмеви (13 в.) и знаменитый Абдул Кадир Мараги (16 в.). В 20 в. азерб. мугамы исследованы народным артистом СССР Узеиром Гаджибековым (1885—1948). Следует отметить так­же работу азерб. музыковеда Навваба Мир Мохсин Шушцнского (1833—1919) «Визухиль эркэм» («Му­зыкальное искусство»), опубликованную в Баку в 1913 на азерб. языке. С именем знаменитого азерб. тариста 19 в. Садыха Асад-Оглы связана коренная реконструкция тара, приобретшего в условиях А. свои особые признаки (тембр, форма, лады, количество струн и др.).

Наряду с народным творчеством (крестьянским и городским) и связанными с ним демократич. фор­мами ашугского искусства и мугамата, в музыке А. существовали явления, отражавшие идеологию господствовавших эксплоататорских классов (бы­товая музыка феодальных и буржуазных слоев населения, ряд религиозных песнопений ислама и т. п.).

Подъём революционно-общественного движения в А. в начале 20 в., рост культуры и искусства азерб. парода в результате благотворного влияния куль­туры и искусства русского парода, а также жизнен­ность прогрессивных элементов народного муз. искусства создали благоприятные условия для зарождения в 1908 азерб. национальной оперы. Огромный успех первой оперы «Лейли и Меджнун», написаннои У. Гаджибековым (см.) (роль к-рого в развитии современной муз. культуры А. исклю­чительно велика), определил путь развития азерб. музыкально-театрального искусства. В дореволю­ционное время в музыкально-сценическом жан­ре, характерном для «Лейли и Меджнун», У. Гад­жибековым были написаны ещё пять опер, ого братом Зульфугаром Гаджибековым опера «Ашиг Гариб» (1916), Муслимом Магомаевым (см.) (1885— 1937) — опера «Шах Исмаил» (1916). Главной особен­ностью структуры этих опер является импровизация арий в заданном композитором ладе — мугаме. Хоры, танцы, нек-рые сольные вокальные номера, неболь­шие симфонические отрывки в «Лейли и Меджнун» зафиксированы нотной записью. Мелодика основана в ряде случаев на народной музыке или сочинена композитором в народном стиле. У. Гаджибекову принадлежит также и честь создания первых азерб. музыкальных комедий: «Муж и жена» (1909). «Не та, так эта», или «Мешади Ибад» (1910) и получив­шая широкую известность, переведённая не менее чем на 34 языка «Аршин мал алан» (1913). Ряд музыкальных комедий написан 3. Гаджибековым («Пятидесятилетний юноша», «Женатый холостяк»), М. Кязимовским («Молла Джаби») и др. Если дореволюционные оперы были построены на фанта- стическо-сказочных сюжетах, то муз. комедии посвя­щены социально-бытовым темам (гл. обр. раскре­пощению женщины-азербайджанки и неравному браку). В этих комедиях остро бичевались также и пороки, порождённые феодально-патриархальным обществом и капитализмом.

Подлинный расцвет азерб. музыки пачался с установлением Советской власти в стране. Неви­данный рост культуры и искусства азерб. народа сопровождался не только появлением нового содер­жания, но и возникновением новых музыкальных форм. Широкая сеть музыкальных учебных заведений, организация хоров, оркестров, ансамблей, создание многоголосной (хоровой, симфонической, камерной) музыки — всё это и многое другое про­ложило новые пути для профессионального муз. искусства Советского А. Передовая музыкальная культура социалистич. А. в своём бурном росте оставила далеко позади себя муз. искусство зару­бежных стран Востока (Ирана, Турции, арабских стран), пребывающих в условиях косной феодаль­ной и полуфеодальной культуры. Расцвет азерб. музыки сопровождался острой борьбой против буржуазного национализма, пантюркизма и панис- ламиза, формализма и преклонения перед реак- ционым буржуазным Западом и отсталым Восто­ком. Благодаря последовательному проведению ленинско-сталипской национальной политики были нанесены сокрушительные удары по стремлениям изолировать азерб. музыку от достижений русской и западноевропейской классики и попыткам ниве­лировать её национально-самобытные черты, сде­лать её придатком арабо-иранской музыкальной культуры. Активное творческое строительство но­вой музыкальной культуры началось с первых же дней установления советского строя. В 1920 в Баку была организована государственная консерватория, ныне носящая имя У. Гаджибекова, в 1922 — первая азерб. муз. школа, преобразованная затем в муз. техникум. В 1923 было положено начало нотоизда- тельскому делу в Азербайджане. В Баку пригла­шаются музыкальные педагоги из Москвы, Ленин­града и др. городов. В 1926 У. Гаджибековым был организован первый многоголосный азербайджан­ский хор, а в 1931 им же — первый нотный оркестр народных инструментов. В последующие годы были учреждены музыкальная школа 10-летка, хореографическое училище, филармония в Баку (им. М. Магомаева) и Кировабаде, Дом народного творчества. В эти же годы организованы Азербай­джанский государственный хор, капелла, ансамбль азербайджанской песни и пляски и др. художествен­ные коллективы. В 1945 в системе Академии наук Азерб. ССР был учреждён Научно-исследователь­ский институт азербайджанского искусства им. У. Гаджибекова.

В Азербайджанской гос. консерватории выросла плеяда талантливой музыкальной молодёжи: ком­позиторы А. Зейналлы (1909—32), Кара Караев и Д. Гаджиев (последние два завершили своё музы­кальное образование в Москве), С. Рустамол, Ф. Амиров, А. Бадалбейли, Ниязи, С. Гаджибеков, А. Аббасов, Ш. Ахундова, С. Алескеров и др.; дирижёр — Ашраф Гасанов и другие. За годы Со­ветской власти в А. выросли крупнейшие мастера вокального искусства, создавшие яркие образы в оперных произведениях советских композиторов. Видными представителями советской вокальной школы являются народные артисты СССР Бюль- Бюль Мамедов и Шевкет Мамедова.

Воспитанные на замечательных образцах азерб. народной музыки и лучших традициях русской и западноевропейской музыкальной классики, ком­позиторы А. создали высокохудожественные оперы, балеты, симфонии, концерты, сюиты, хоры, романсы, несни и т. д. Оперное искусство А., продемонстри­рованное в 1938 в Москве постановкой опер «Кёр- Оглу» У. Гаджибекова, «Нергиз» (1935) М. Маго­маева и др., получило высокую оценку музыкаль­ной общественности столицы. Опера «Кёр-Оглу» (1937) — шедевр азерб. национального оперного ис­кусства — удостоена Сталинской премии. Опера «Нергиз» положила начало советской тематике в азерб. оперном искусстве. В 1940 появился первый азерб. балет «Девичья башня» А. Бадалбейли. На ис­торические темы написаны оперы: «Хосров и Ши­рин» (1942) Ниязи, «Низами» (1948) А. Бадалбейли. Героике Великой Отечественной войны посвящена удостоенная Сталинской премии опера «Вэтэн» («Родина», 1945) К. Караева и Д. Гаджиева. Азерб. музыкальный театр располагает теперь обширным репертуаром, охватывающим как национальные, так и русские и западноевропейские оперы и балеты. Азербайджанские композиторы (С. Рустамов, Ф. Амиров и др.) написали ряд музыкальных комедий на современные темы.

Большое развитие в А. получила симфоническая музыка. Гимн, посвященный памяти расстрелянных 26 бакинских комиссаров, написанный У. Гаджи­бековым, его же кантата, посвящённая 60-летию И. В. Сталина, рапсодии «На полях Азербайджана» и «Тураджи» М. Магомаева заложили основу ново­го вида композиторского творчества в Азербай­джане. Интенсивная деятельность композиторов A.    в период Великой Отечественной войны завер­шена «Гимном победы» У. Гаджибекова. Его же перу принадлежит и музыка к Государственному гимну Азербайджанской ССР.

Огромную роль в развитии азерб. музыкаль­ной культуры и подготовке национальных кадров музыкантов сыграли постановление ЦК ВКП(б) от 10 февраля 1948 «Об опере „Великая дружба"

B.    Мурадели» и последовавшее за ним решение ЦК КП(б) Азербайджана от 16 апреля 1948, на­правленные против игнорирования богатого на­ционально-музыкального наследства и против про­явлений примитивизма, формализма и буржуазно­го космополитизма. Среди произведений, написан­ных композиторами А. п послевоенные годы, удо­стоены Сталинских премий: симфоническая поэма «Лейли и Меджнун» (1947) К. Караева, азербай­джанские мугамы для симфонич. оркестра — «Шур» и «Кюрди овшары» (1948) Ф. Амирова.

Успешно записываются и издаются народные песни, танцовальные мелодии, мугамы и ашугское творчество. Традиционные декады, олимпиады, смотры и слёты, проводимые в республике, превра­щаются в большие праздники народного и профес­сионального искусства.

Loading

Календарь

«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031

Архив записей

Друзья сайта

  • Заказать курсовую работу!
  • Выполнение любых чертежей
  • Новый фриланс 24