|
Азербайджанская литература 1Азербайджанский фольклор. Во многих памятниках сохранились черты древнего фольклора: мидийские легенды (7 — 6 вв. до н. э.), записанные Геродотом и связанные с иранскими завоевательными войнами, религиозно-философские древние тексты в «Авесте» и др. На протяжении тысячелетий складывались трудовые, обрядовые и бытовые песни, легендарные, любовные и историко-героические эпические произведения (дастаны), сказки, юморески (лятифа), пословицы, поговорки, загадки, проникнутые верой в силу народа. Основное место в азербайджанском фольклоре занимают дастаны «Кер-оглы», «Асли и Керем», «Ашуг-Гариб», «Шах Исмаил» и др. Многие дастаны перекликаются с истинными событиями, отражают патриотические и гуманистические чувства народа. Лирическая народная поэзия многогранна по содержанию (баяти и гошма). Начиная с 16 — 17 вв. записывались стихи народных певцов — ашугов. До нас дошли произведения Гурбани, Сары-ашуга, ашуга Аббаса Туфарганлы, ашуга Валеха и др. Основными создателями народной поэзии, видимо, являлись именно ашуги. Ашугская поэзия как специфическая форма национального искусства активно влияет на культурную жизнь. Очень популярны песни азербайджанских ашугов конца 19—20 вв. — Алескера, Гусейна Бозалганлы, Асада Рзаева, Мирзы Байрамова, Шамшира Годжаева, Ислама Юсифова, Гусейна Джавида и др.Древняя литература. Многие памятники письменной азербайджанской литературы древнего периода до нас не дошли, но известно, что ещё в 5 в. в Кавказской Албании (на С. современного А.) существовала высокая культура; были написаны оригинальные и переводные религиозные книги и художественные произведения. В связи с усилением арабо-исламских (7 — 9 вв.) и иранских (11 — 12 вв.) влияний такие крупные азербайджанские учёные и поэты, как Хатиб Тебризи, Бахманяр, Катран Тебризи и др., писали на арабском и фарси языках. Одновременно создавались художественные произведения и на азербайджанском языке Выдающийся образец — эпос «Китаби Деде Коркудч». События эпоса в основном приурочиваются к 10 — 11 вв.— периоду проникновения огузских племён на Кавказ. В 12 героических сказаниях эпоса отражена борьба огузов, влившихся в азербайджанскую, туркменскую и турецкую народности, с соседями за упрочение своего места на Кавказе. В 11 — 12 вв. в городах Гандже, Шемахе (Ширван), Тебризе и Нахичевани при дворах азербайджанских правителей группировались крупные поэты, в том числе Абу-ль-Ала Ганджеви, поэт и астроном фелеки Ширвани. Пользовались успехом поэты-лирики Иззеддин Ширвани, Мюджиреддин Бейлакани, поэтесса Мехсети Гянджеви, в вольнодумных стихах которой выражены горести и печали азербайджанской женщины. Наиболее признанным среди ширванских поэтов был Хагани. Вершиной азербайджанской поэзии 12 в. является творчество Низами Ганджеви, одного из корифеев мировой поэзии. Поэт-гуманист был носителем прогрессивных идей своей эпохи, выступал в защиту прав угнетённого человека, против насилия и несправедливости. В 13 в. тяжёлое положение угнетённых масс вызвало в поэзии мотивы пессимизма и привело к распространению суфийской литературы (см. Суфизм); поэты Зюльфигар Ширвани, Шамс Тебризи, Авхеди Марагаи и др. Характерным явлением литературной жизни 13 в. был упадок придворной поэзии. Лирические стихи на тюркском языке создавал Гасаноглы. В 14 в. выдвинулся поэт Ассар Тебризи, автор поэмы «Мехр и Муштари», и Ариф Ардебили, автор поэмы «Фархад-наме». В 14—15 вв. получило распространение религиозно-философское учение — хуруфизм, направленное в основном против догм ислама и отчасти кровавого нашествия Тимура. Видным представителем хуруфизма был поэт и мыслитель Имадеддин Несими, создавший первый большой диван на азербайджанском языке. В 16 в. образовалось государство Сефевидов. Сефевидский правитель шах Исмаил Хатаи, писавший на азербайджанском языке, мастерски использовал мотивы народной поэзии, что придавало его лирике и эпическим произведениям («Дех-наме», «Несихат-наме») простоту и задушевность. За Хатаи шли одарённые поэты Хабиби, Хамиди, Кишвери и др. В этот же период выступил корифей азербайджанской поэзии Мухаммед Физу-ли. Его полные философских раздумий лирические стихи на азербайджанском, арабском и фарси языках долгое время служили образцами лирической поэзии на Ближнем Востоке. С именем Физули связано окончательное формирование азербайджанского литературного языка. В 16 — 17 вв. под влиянием фольклора происходит известная демократизация классической поэзии: усиливаются народные мотивы в письменной литературе, формы и язык стиха приобретают простоту и ясность. Поэты Саиб Тебризи, Месихи, Говей Тебризи и др. продолжают лучшие традиции Физули. Ширванские поэты начала 18 в. (Ага Масих, Нишат, Махджур и др.) живо откликались на политические события своего времени. Два крупнейших поэта — Видади и Вагиф, воплотили лучшие черты лирики 18 в. В лирике Видади преобладают скорбь и печаль поэта-гражданина, живущего в условиях жестокой феодальной действительности. Поэзия Вагифа оптимистична. Его творчество — значительный этап в развитии азербайджанской поэзии на пути к реализму. Литература 19 — нач. 20 вв. В 19 в. поэты Абульгасем Набати, Шюкухи, Ашиг Пери, а также поэтесса Хейран ханум и поэт Бахар Ширвани продолжали традиции Вагифа. Вхождение Северного А. в состав России (19 в.) явилось новым этапом в политической и культурной жизни народа. Усиливается азербайджанская просветительная литература, направленная против деспотизма, отсталости, фанатизма. Учёный и поэт Аббас-кули Бакиханов, писатель Исмаил-бек Куткашенский и др. ввели в литературу новые жанры (новелла, реалистическая бытовая поэма) и образ «маленького человека». «Песни Мирзы Шафи» поэта Вазеха, впервые изданные в Германии в 1881 немецким поэтом Ф. Боденштедтом, были переведены на многие языки Европы, в том числе на русский язык (1880). Среди писателей 19 в. исключительное место занимает Мирза Фатали Ахундов — писатель-реалист, философ-материалист, основоположник азербайджанской драматургии и выдающийся общественный деятель. Его произведения сыграли большую роль в развитии общественной мысли ряда восточных стран, особенно Ирана. В 1-й половине 19 в. Касумбек Закир в своих сатирических стихах клеймил продажность царских чиновников, жестокость помещиков, жадность купцов и духовенства. Во 2-й половине 19 в. выдвинулся поэт Сеид Азим Ширвани. Под влиянием его просветительской деятельности во 2-й половине 19 в. в Баку, Шемахе, Шуше и др. городах появились литературные кружки (меджлисы), выдвинувшие новых поэтов. Литературный кружок в Шуше был связан с именем поэтессы Хуршидбану Натаван. Н. Везиров создал ряд бытовых драм и комедий, направленных против патриархальной отсталости. Дальнейшее развитие азербайджанская драматургия получает в сочинениях Н. Н. Нариманова, С. С. Ахундова. Драмы А. Ахвердова, Дж. Мамед-кулизаде рисуют несостоятельность отживших порядков, появление новых людей. Реалистичные рассказы этих писателей сыграли большую роль в развитии азербайджанской прозы. В 1906 начал издаваться сатирический журнал «Молла Насреддин», на страницах которого выступал поэт-новатор А. Сабир. Заметно влияние романтического направления в творчестве поэта-драматурга Г. Джавида, поэтов А. Сиххата и М. Хади. Перевод Сиххатом сочинений Крылова, Пушкина, Лермонтова и Горького способствовал популяризации русской классики в А. Одним из пропагандистов русской литературы был литературовед Ф. Кочарли. Советская литература. Прогрессивные писатели, связанные с жизнью народа, в 20-е гг. приняли деятельное участие в создании советской литературы: Дж. Мамедкулизаде, А. Ахвердов, С.С. Ахундов, А. Шаик и др. впервые отразили в своих сочинениях борьбу за новую жизнь, серьёзные сдвиги в сознании людей. Советские писатели печатались в журналах «Маариф ве медениет» («Просвещение и культура»), «Гызыл галемлер» («Красные перья»). Сатирические пьесы ставились на сцене сатир-агиттеатра (1921—25). Создавались историко-революционные пьесы — «Соколиное гнездо» (1921) С.С. Ахундова. «Старый дом» (1927) А. Ахвердова, «Невеста огня» (пост. 1928) Дж. Джабарлы, «Князь» (1929) Г. Джавида. Азербайджанская советская литература развивалась и крепла в борьбе с реакционной буржуазной идеологией и теорией «чистого искусства». Литературную критику представляли М. Кулиев, А. Назим и др. Наряду с представителями старшего поколения (Т. Шахбази, Али Назми, С. Гусейн, Б. Талыблы, Дж. Джабарлы и др.) в литературу вступили молодые литераторы, которые в 1926 объединились в союз азербайджанских пролетарских писателей «Гызыл галемлер», а затем (1928) слились в Азербайджанскую ассоциацию пролетарских писателей (АзАПП). Они выступали с художественными произведениями, отражающими борьбу за новую, социалистическую жизнь. В 1932 основан Союз советских писателей Азербайджана — объединение писателей, стремящихся активно участвовать в социалистическом строительстве, 30-е гг. были периодом роста азербайджанской литературы, всех её жанров: поэзии, драматургии, прозы. В стихах Самеда Вургуна отразились характерные черты азербайджанской советской поэзии, её народность, гуманизм и интернационализм («Комсомольская поэма», ч. 1, 1933, «Басти», 1937, и др.). В годы Великой Отечественной войны и после неё выросли талантливые поэты: Н. Бабаев (Хазри), Б. Вахабзаде, Г. Гусейнзаде, Б. Азероглы, К. Касумзаде, А. Кюрчайли, А. Бабаев, И. Сафарли, И. Габил и др. Актуальны стихи Сулеймана Рустама — пионера азербайджанской советской поэзии («От печали к радости», 1927; «Два берега», 1949; «Русскому брату», 1964, и др.). Певцом советского строя был поэт Микаил Мюшфик (сборники «Ветры», 1930; «Стихи», 1934). Пролетарским интернационализмом пронизаны стихи Расула Рзы («Иракская тетрадь», «Баллада о негритёнке Вилли» и др.). За поэму «Ленин» (1950) поэту присуждена Государственная премия СССР (1951). Поэзии Расула Рзы присущи философские размышления («Дни испытаний», «Краски», 1962). Высокие моральные качества советских людей воспевает в своих лирических и эпических произведениях Мамед Рагим. Чувством патриотизма проникнуты стихи поэтов О. Сарывелли, А. Джамиля, З. Халила, М. Дильбази, Р. Нигяр. Пафос созидательного труда, дружба народов, борьба за мир и демократию — основные мотивы азербайджанской советской поэзии. Азербайджанская советская драматургия развивает богатые традиции национальной и руской драматургии. В драмах Дж. Джабарлы («Невеста огня», «Севиль», опубликованы 1929, «Алмас», пост. 1931; «В 1905 году», пост. 1931) нашли отражение важные вехи истории и современной жизни азербайджанского народа. Джабарлы, показавший рождение и развитие положительного героя, был одним из первых представителей социалистического реализма. М. Ибрагимов, продолжая реалистические традиции Джабарлы, в пьесах «Хаят» (пост. 1935), «Махаббет» (пост. 1942), «Деревенская девушка» (1962) и др. отразил ростки коммунизма в сознании людей. Талантливый комедиограф С. Рахман создал для азербайджанского театра ряд комедий на бытовые темы («Свадьба», пост. 1939; «Счастливцы», пост. 1941; «Ложь», 1966, и др.). Комедии Рахмана обладают сатирической остротой, направлены против рецидивов мещанства, бюрократизма и тунеядства. Репертуар театра обогатил своими историческими героико-романтическими пьесами С. Вургун («Вагиф», 1937; «Ханлар», 1939, «Фархад и Ширин», 1941, и др.). Мехти Гусейн создал исторические пьесы «Низами» (1940), «Джаваншир»; С. Рустам — пьесу «Гачах Наби» (пост. 1940). Злободневностью тематики, лиризмом отмечены пьесы И. Эфендиева «Вешние воды» (пост. 1948), «Семья Атаевых» (1955), «Ты всегда со мной» (1965), комедия Э. Мамедханлы «Ширванская красавица» (1957) и его пьеса «Утро Востока» (1947). Известность получили пьесы И. Касумова («Заря над Каспием», 1951; «Человек бросает якорь», 1965, и др.). Ставятся пьесы Дж. Меджнунбекова, И. Сафарли, Ю. Азимзаде и др. Значительны успехи азербайджанской прозы. Романы А. Абульгасана «Подъёмы» (1930), «Мир рушится» (1933), М. С. Ордубады «Тавриз туманный» (1933 — 48), «Подпольный Баку» (1940), Мир Джалала «Манифест молодого человека» (1940), М. Гусейна «Утро» (ч. 1 — 2, 1950 — 53), С. Рагимова «Шамо» (т. 1 — 3, 1931 — 64), П. Макулу «Саттархан» (1953, отд. изд. 1957) и др. отразили переломные моменты в истории азербайджанского народа, вступившего в революционную борьбу за новую жизнь. О самоотверженном труде бакинских нефтяников рассказывают романы М. Гусейна «Апшерон» (1947 — 50) и «Чёрные скалы» (1957). Советской деревне, её трудностям и успехам в социалистическом строительстве посвящены романы С. Рагимова «Сачлы» (1940—48), А. Велиева «Гюльшен» (1949), «В нашем Чичекли» (1951), М. Ибрагимова «Великая опора» (1957, в рус. пер. «Слияние вод», 1958), И. Гусейнова «Самед Амирли» (1960), рассказы И. Эфендиева, повести Б. Байрамова, И. Шыхлы, Ю. Ширвана и др. М. Ибрагимов в романе «Наступит день» (1948) отобразил революционно-освободительную борьбу трудящихся Ирана. Тема народного героизма в годы Великой Отечественной войны нашла отражение в романах И. Касумова и Г. Сеидбейли «На дальних берегах» (1954), А. Абульгасана «Война» (кн. 1 — 2, 1947 — 50, кн. 3 — «Бастионы дружбы», 1955—56), С. Велиева «Спорный город» (1957—58, отд. изд. 1962), Г. Абасзаде «Генерал» (1962) и др. О недавнем прошлом азербайджанского народа рассказывают романы Э. Абасова «Зангезур» (1956), Г. Мусаева «Восстание в крепости» (1959) и «Северный ветер» (ч. 1 — 2, 1958—63) и др. Для детей и юношества много пишут М. Сеидзаде, М. Рзакулизаде, Г. Мусаев, Т. Алиев (Эльчин), Х. Хасилов, Х. Алибейли и др. В последние годы стали известны прозаики Анар, Самедоглы, Меликзаде, Максуд и Рустам Ибрагимовы, Айлисли и др. Успешно развиваются литературная критика и литературоведение. Известны работы Г. Араслы, М. Арифа, М. Джафара, Дж. Джафарова, Ф. Касимзаде, С. Мумтаза, М. Рафили, А. Султанлы, Дж. Хандана, М. Кулизаде, А. Шарифа, А. Мирахмедова и К. Талыбзаде. Издана 3-томная «История азербайджанской литературы» (1957—60). Созданы монографии об азербайджанских классиках (Низами, Физули и др.), выпускаются труды по истории азербайджанской литературы, публикуются научно-критические тексты памятников народного творчества. Много сделали для ознакомления русских и армянских читателей с лучшими образцами азербайджанской литературы И. Оратовский, А. Плавник, М. Давитян, С. Григорян и др. Лит.: Кочарлинский Ф., Литература азербайджанских татар, Тифлис, 1903; Сеидзаде А. А., Мирза Шафи или Боденштедт?, Баку, 1940; Рафили М., Древняя азербайджанская литература, Баку, 1941; Ариф М., Литература азербайджанского народа, Баку, 1958; Касимзаде Ф., Очерки по истории азербайджанской литературы XIX в., Баку, 1962: Курбанов Ш., Этапы развития азербайджано-русских литературных связей в XIX в.. Баку, 1964; его же, Пушкин и Азербайджан, Баку, 1959; Залеман К. Г., Четверостишия Хакани, СПБ, 1875; Вертельс Е.Э., Низами, М., 1956; Араслы Г., Великий азербайджанский поэт Физули, Баку, 1958: Рафили М., М. Ф. Ахундов, Баку, 1957; его же, Мирза Шафи в мировой литературе, Баку, 1958; Джафаров Д ж., Драматургия Ахундова, Баку, 1958: Садыхов М., Писатели-декабристы и Азербайджан, Баку, 1967; Очерк истории азербайджанской советской литературы, М., 1963; Араслыh., XVII—XVIII эср Азэрбаjчан эдэбиjjaты тарихи, Бакы, 1956; Азэрбаjчан эдэбиjjaты тарихи, ч. 1—3, Бакы, 1957—60; Чэфэр М., Азэрбаjчан эдэбиjjaтында романтизм, Бакы, 1963; Ариф М., Сэмэд Вургунун драматуркиjacы, Бакы, 1964; Гулузадэ М., Фузулинин лирикасы, Бакы, 1965; Талыбзадэ К., ХХ эср Азэрбаjчан эдэби тэнгиди, Бакы, 1966; Азэрбаjчан совет эдэбиjjaты тарихи, ч. 1—2; Бакы, 1967. Азербайджанская литература имеет многовековую историю. Древнейшими памятниками мидийского периода (7—6 вв. до п. э.) являются т. н. ми- дийские легенды, народные сказания, записанные Геродотом. Эти героико-патриотич. произведения, созданные на древнемидийском языке, в основном были направлены против персидских набегов. К числу древнейших памятников азерб. культуры относится также «Авеста» Зардушта (Заратуштры), отразившая религиозные, философские, социально-житейские воззрения древних азербайджанцев. После падения могучего мидийсксго государства очаг культуры древнего А. передвинулся в северо-восточную часть страны, в Албанию. В этот период (4—7 вв. н. э.) азербайджанцы имели свою письменность (албанский алфавит), поддерживали культурную связь с Византией. До прихода арабов при князе Джеваншире (7 в. н. э.) в А. была высоко развита поэзия. После нашествия арабов (7 в.) Албанское государство распалось. Арабы уничтожили памятники культуры и искусства, огнём и мечом насаждая ислам. В 7—11 вв. из среды азербайджанцев вышли крупные учёные и поэты, к-рые на господствовавшем в то время арабском языке создали ряд выдающихся произведений. В 10 в. в Багдаде жили и творили азерб. учёные Абульгасан Ардебили, Сеид Бардаи и Ахмед ибн Сулеймап, поэты Бабакухи Бакуи, Пир Гу- сейн Ширваии и др. Крупными учёными были поэт Хатиб Табризи (1030—1108) и философ Бахманяр (см. выше — Философия). Наряду с господствовавшим искусственно насаждённым арабским языком, развивался и народный азерб. язык, на к-ромбыл создан выдающийся памятник литературы и культуры того времени, эпос «Китаби деде Коркуд». Эпос «Китаби деде Коркуд» относится приблизительно к И в. и является итогом длительного культурного развития азерб. парода. Он состоит из 12 героических сказаний, в к-рых воспеваются верность, правдивость, любовь к Родине, мужество, героизм. Он оказал большое влияние на дальнейшее развитие народного творчества. Записан эпос в 15 в. Разрушительные нашествия турок-сельджуков на А. в середине И в. не могли остановить государственного формирования и развития культуры в стране. Содружество ширваншахов с грузинскими царями усилило их совместную борьбу против завоевателей- сельджуков и создало благоприятные условия для развития культуры и поэзии. После распада Сельджукской империи возрождение самостоятельных государственных образований и бурное развитие городов особенно способствовали развитию культуры А. Тесное содружество пародов Закавказья — азербайджанцев, армян и грузин — ещё больше содействовало развитию их литературы и искусства. В 12в. экономил, развитие А. поднимается на более высокую ступень. В результате развития торговли и кустарного ремесла оживляется городская жизнь и растут культурные запросы населения. В крупнейших городах страны: Гандже, Шемахе, Тебризе, Нахичевани развиваются архитектура, искусство, наука, поэзия. Обострившиеся классовые противоречия нашли свсёяркое выражение в поэзии 12 в., представителями к-рой была целая плеяда крупных поэтов, различных по мировоззрению и стилю. Абуль- Ула Ганджеви, стоявший во главе позтов при дворе ширваншахов и носивший титул «царя поэтов», был крупнейшим представителем феодальной панегирической поэзии. Он писал хвалебные оды в вычурной, высокопарной форме. В его творчестве нашли своё отражение ограниченные интересы честолюбивой придворной знати. Крупный мастер поэтич. слова Хагани (1120—1199), подобно своему учителю Абуль- Ула, начал с панегирической поэзии, с воспевания правителей Ширвана. Но впоследствии за свои смелые, полные гневного протеста против тирании стихи испытывал гонения и много странствовал. Он подвергал критике религиозный фанатизм и обрядность ислама, выступал против жестокости феодального гнёта. Талантливый поэт Фелеки (1118— 1181), Друг Хагани, мастер любовной лирики, одновременно был выдающимся учёпым-астрономом своего времени. Впоследствии он был заточён в тюрьму и рано умер. В И—12 вв. жил и творил поэт Катран Теоризи, с глубокой любовью воспевавший природу родной страны. Лирика поэтессы Мехсети Ханум отличалась вольнодумством: поэтесса защищала право человека на земное счастье. Венцом плеяды поэтов 12 в. был Низами Гандже' ви (1141—1203), гениальный поэт и мыслитель, автор «Хамсе» («Пятерицы»), состоящей из пяти поэм: «Сокровищница тайн», «Хосров и Ширин», «Лейли и Меджнун», «Семь красавиц» и «Искандер-наме». Кроме «Хамсе», перу Низами принадлежит около 20 тыс. бейтов газелей. Великий гуманист был носителем самых прогрессивных идей своей эпохи, он выступил с защитой прав угнетённого человека против насилия и несправедливости. В отличие от всех своих предшественников и современников, Низами черпал свои творческие силы из постоянного и тесного общения с народными массами. Эта постоянная связь явилась главным источником художественного обаяния и бессмертного величия его поэтических творений. Его вдохновляли народные мечты и чаяния, душевное богатство народа, его мудрость и трудолюбие. Этим объясняется и связь великого поэта с представителями секты «Ахи», члены к-рой стремились ограничить произвол феодальных правителей и облегчить тяжёлое положение народа. В своих произведениях Низами едко высмеивал придворную жизнь, лживость и алчность шахских приближённых. Он отвечал отказом на все приглашения ширваншаха Ахситана служить при его дворе. Низами положил основу особому жанру романтич. поэм, оказал большое влияние на крупнейших поэтов той эпохи (индийского поэта Эмира Хосрова Пехлеви, таджикского поэта Абдуррахмана Джами, узбекского поэта Алишера Навои, азерб. поэта Физули и многих других). Низами не был атеистом, но в своих газелях он критически относился к мусульманской морали и религиозным канонам, выступал против расовых различий. Мировоззрение великого поэта было ограниченно. Он верил в «преобразовательную силу» справедливых государей, видел путь для облегчения участи угнетённого человека в религиозно-нравственном усовершенствовании правителей и т. д. Творения великого поэта завоевали ему бессмертную славу в истории мировой литературы. Его замечательные произведения вошли в золотой фонд культуры народов Советского Союза. 800-летие со дня рождения Низами широко праздновалось советским народом в 1947. |
Loading
|