Центральный Дом Знаний - Азербайджанская литература 1

Информационный центр "Центральный Дом Знаний"

Заказать учебную работу! Жми!



ЖМИ: ТУТ ТЫСЯЧИ КУРСОВЫХ РАБОТ ДЛЯ ТЕБЯ

      cendomzn@yandex.ru  

Наш опрос

Как Вы планируете отдохнуть летом?
Всего ответов: 922

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Форма входа

Логин:
Пароль:

Азербайджанская литература 1

 Азербайджанский фольклор. Во многих памятниках сохранились черты древнего фольклора: мидийские легенды (7 — 6 вв. до н. э.), записанные Геродотом и связанные с иранскими завоевательными войнами, религиозно-философские древние тексты в «Авесте» и др. На протяжении тысячелетий складывались трудовые, обрядовые и бытовые песни, легендарные, любовные и историко-героические эпические произведения (дастаны), сказки, юморески (лятифа), пословицы, поговорки, загадки, проникнутые верой в силу народа. Основное место в азербайджанском фольклоре занимают дастаны «Кер-оглы», «Асли и Керем», «Ашуг-Гариб», «Шах Исмаил» и др. Многие дастаны перекликаются с истинными событиями, отражают патриотические и гуманистические чувства народа. Лирическая народная поэзия многогранна по содержанию (баяти и гошма). Начиная с 16 — 17 вв. записывались стихи народных певцов — ашугов. До нас дошли произведения Гурбани, Сары-ашуга, ашуга Аббаса Туфарганлы, ашуга Валеха и др. Основными создателями народной поэзии, видимо, являлись именно ашуги. Ашугская поэзия как специфическая форма национального искусства активно влияет на культурную жизнь. Очень популярны песни азербайджанских ашугов конца 19—20 вв. — Алескера, Гусейна Бозалганлы, Асада Рзаева, Мирзы Байрамова, Шамшира Годжаева, Ислама Юсифова, Гусейна Джавида и др.

  Древняя литература. Многие памятники письменной азербайджанской литературы древнего периода до нас не дошли, но известно, что ещё в 5 в. в Кавказской Албании (на С. современного А.) существовала высокая культура; были написаны оригинальные и переводные религиозные книги и художественные произведения. В связи с усилением арабо-исламских (7 — 9 вв.) и иранских (11 — 12 вв.) влияний такие крупные азербайджанские учёные и поэты, как Хатиб Тебризи, Бахманяр, Катран Тебризи и др., писали на арабском и фарси языках. Одновременно создавались художественные произведения и на азербайджанском языке Выдающийся образец — эпос «Китаби Деде Коркудч». События эпоса в основном приурочиваются к 10 — 11 вв.— периоду проникновения огузских племён на Кавказ. В 12 героических сказаниях эпоса отражена борьба огузов, влившихся в азербайджанскую, туркменскую и турецкую народности, с соседями за упрочение своего места на Кавказе.

  В 11 — 12 вв. в городах Гандже, Шемахе (Ширван), Тебризе и Нахичевани при дворах азербайджанских правителей группировались крупные поэты, в том числе Абу-ль-Ала Ганджеви, поэт и астроном фелеки Ширвани. Пользовались успехом поэты-лирики Иззеддин Ширвани, Мюджиреддин Бейлакани, поэтесса Мехсети Гянджеви, в вольнодумных стихах которой выражены горести и печали азербайджанской женщины. Наиболее признанным среди ширванских поэтов был Хагани. Вершиной азербайджанской поэзии 12 в. является творчество Низами Ганджеви, одного из корифеев мировой поэзии. Поэт-гуманист был носителем прогрессивных идей своей эпохи, выступал в защиту прав угнетённого человека, против насилия и несправедливости.

  В 13 в. тяжёлое положение угнетённых масс вызвало в поэзии мотивы пессимизма и привело к распространению суфийской литературы (см. Суфизм); поэты Зюльфигар Ширвани, Шамс Тебризи, Авхеди Марагаи и др. Характерным явлением литературной жизни 13 в. был упадок придворной поэзии. Лирические стихи на тюркском языке создавал Гасаноглы. В 14 в. выдвинулся поэт Ассар Тебризи, автор поэмы «Мехр и Муштари», и Ариф Ардебили, автор поэмы «Фархад-наме». В 14—15 вв. получило распространение религиозно-философское учение — хуруфизм, направленное в основном против догм ислама и отчасти кровавого нашествия Тимура. Видным представителем хуруфизма был поэт и мыслитель Имадеддин Несими, создавший первый большой диван на азербайджанском языке.

  В 16 в. образовалось государство Сефевидов. Сефевидский правитель шах Исмаил Хатаи, писавший на азербайджанском языке, мастерски использовал мотивы народной поэзии, что придавало его лирике и эпическим произведениям («Дех-наме», «Несихат-наме») простоту и задушевность. За Хатаи шли одарённые поэты Хабиби, Хамиди, Кишвери и др. В этот же период выступил корифей азербайджанской поэзии Мухаммед Физу-ли. Его полные философских раздумий лирические стихи на азербайджанском, арабском и фарси языках долгое время служили образцами лирической поэзии на Ближнем Востоке. С именем Физули связано окончательное формирование азербайджанского литературного языка.

  В 16 — 17 вв. под влиянием фольклора происходит известная демократизация классической поэзии: усиливаются народные мотивы в письменной литературе, формы и язык стиха приобретают простоту и ясность. Поэты Саиб Тебризи, Месихи, Говей Тебризи и др. продолжают лучшие традиции Физули. Ширванские поэты начала 18 в. (Ага Масих, Нишат, Махджур и др.) живо откликались на политические события своего времени. Два крупнейших поэта — Видади и Вагиф, воплотили лучшие черты лирики 18 в. В лирике Видади преобладают скорбь и печаль поэта-гражданина, живущего в условиях жестокой феодальной действительности. Поэзия Вагифа оптимистична. Его творчество — значительный этап в развитии азербайджанской поэзии на пути к реализму.

  Литература 19 — нач. 20 вв. В 19 в. поэты Абульгасем Набати, Шюкухи, Ашиг Пери, а также поэтесса Хейран ханум и поэт Бахар Ширвани продолжали традиции Вагифа. Вхождение Северного А. в состав России (19 в.) явилось новым этапом в политической и культурной жизни народа. Усиливается азербайджанская просветительная литература, направленная против деспотизма, отсталости, фанатизма. Учёный и поэт Аббас-кули Бакиханов, писатель Исмаил-бек Куткашенский и др. ввели в литературу новые жанры (новелла, реалистическая бытовая поэма) и образ «маленького человека». «Песни Мирзы Шафи» поэта Вазеха, впервые изданные в Германии в 1881 немецким поэтом Ф. Боденштедтом, были переведены на многие языки Европы, в том числе на русский язык (1880).

  Среди писателей 19 в. исключительное место занимает Мирза Фатали Ахундов — писатель-реалист, философ-материалист, основоположник азербайджанской драматургии и выдающийся общественный деятель. Его произведения сыграли большую роль в развитии общественной мысли ряда восточных стран, особенно Ирана. В 1-й половине 19 в. Касумбек Закир в своих сатирических стихах клеймил продажность царских чиновников, жестокость помещиков, жадность купцов и духовенства. Во 2-й половине 19 в. выдвинулся поэт Сеид Азим Ширвани. Под влиянием его просветительской деятельности во 2-й половине 19 в. в Баку, Шемахе, Шуше и др. городах появились литературные кружки (меджлисы), выдвинувшие новых поэтов. Литературный кружок в Шуше был связан с именем поэтессы Хуршидбану Натаван. Н. Везиров создал ряд бытовых драм и комедий, направленных против патриархальной отсталости. Дальнейшее развитие азербайджанская драматургия получает в сочинениях Н. Н. Нариманова, С. С. Ахундова. Драмы А. Ахвердова, Дж. Мамед-кулизаде рисуют несостоятельность отживших порядков, появление новых людей. Реалистичные рассказы этих писателей сыграли большую роль в развитии азербайджанской прозы. В 1906 начал издаваться сатирический журнал «Молла Насреддин», на страницах которого выступал поэт-новатор А. Сабир.

  Заметно влияние романтического направления в творчестве поэта-драматурга Г. Джавида, поэтов А. Сиххата и М. Хади. Перевод Сиххатом сочинений Крылова, Пушкина, Лермонтова и Горького способствовал популяризации русской классики в А. Одним из пропагандистов русской литературы был литературовед Ф. Кочарли.

  Советская литература. Прогрессивные писатели, связанные с жизнью народа, в 20-е гг. приняли деятельное участие в создании советской литературы: Дж. Мамедкулизаде, А. Ахвердов, С.С. Ахундов, А. Шаик и др. впервые отразили в своих сочинениях борьбу за новую жизнь, серьёзные сдвиги в сознании людей. Советские писатели печатались в журналах «Маариф ве медениет» («Просвещение и культура»), «Гызыл галемлер» («Красные перья»). Сатирические пьесы ставились на сцене сатир-агиттеатра (1921—25). Создавались историко-революционные пьесы — «Соколиное гнездо» (1921) С.С. Ахундова. «Старый дом» (1927) А. Ахвердова, «Невеста огня» (пост. 1928) Дж. Джабарлы, «Князь» (1929) Г. Джавида. Азербайджанская советская литература развивалась и крепла в борьбе с реакционной буржуазной идеологией и теорией «чистого искусства». Литературную критику представляли М. Кулиев, А. Назим и др. Наряду с представителями старшего поколения (Т. Шахбази, Али Назми, С. Гусейн, Б. Талыблы, Дж. Джабарлы и др.) в литературу вступили молодые литераторы, которые в 1926 объединились в союз азербайджанских пролетарских писателей «Гызыл галемлер», а затем (1928) слились в Азербайджанскую ассоциацию пролетарских писателей (АзАПП). Они выступали с художественными произведениями, отражающими борьбу за новую, социалистическую жизнь.

  В 1932 основан Союз советских писателей Азербайджана — объединение писателей, стремящихся активно участвовать в социалистическом строительстве, 30-е гг. были периодом роста азербайджанской литературы, всех её жанров: поэзии, драматургии, прозы.

  В стихах Самеда Вургуна отразились характерные черты азербайджанской советской поэзии, её народность, гуманизм и интернационализм («Комсомольская поэма», ч. 1, 1933, «Басти», 1937, и др.). В годы Великой Отечественной войны и после неё выросли талантливые поэты: Н. Бабаев (Хазри), Б. Вахабзаде, Г. Гусейнзаде, Б. Азероглы, К. Касумзаде, А. Кюрчайли, А. Бабаев, И. Сафарли, И. Габил и др.

  Актуальны стихи Сулеймана Рустама — пионера азербайджанской советской поэзии («От печали к радости», 1927; «Два берега», 1949; «Русскому брату», 1964, и др.). Певцом советского строя был поэт Микаил Мюшфик (сборники «Ветры», 1930; «Стихи», 1934). Пролетарским интернационализмом пронизаны стихи Расула Рзы («Иракская тетрадь», «Баллада о негритёнке Вилли» и др.). За поэму «Ленин» (1950) поэту присуждена Государственная премия СССР (1951). Поэзии Расула Рзы присущи философские размышления («Дни испытаний», «Краски», 1962). Высокие моральные качества советских людей воспевает в своих лирических и эпических произведениях Мамед Рагим. Чувством патриотизма проникнуты стихи поэтов О. Сарывелли, А. Джамиля, З. Халила, М. Дильбази, Р. Нигяр. Пафос созидательного труда, дружба народов, борьба за мир и демократию — основные мотивы азербайджанской советской поэзии.

  Азербайджанская советская драматургия развивает богатые традиции национальной и руской драматургии. В драмах Дж. Джабарлы («Невеста огня», «Севиль», опубликованы 1929, «Алмас», пост. 1931; «В 1905 году», пост. 1931) нашли отражение важные вехи истории и современной жизни азербайджанского народа. Джабарлы, показавший рождение и развитие положительного героя, был одним из первых представителей социалистического реализма. М. Ибрагимов, продолжая реалистические традиции Джабарлы, в пьесах «Хаят» (пост. 1935), «Махаббет» (пост. 1942), «Деревенская девушка» (1962) и др. отразил ростки коммунизма в сознании людей. Талантливый комедиограф С. Рахман создал для азербайджанского театра ряд комедий на бытовые темы («Свадьба», пост. 1939; «Счастливцы», пост. 1941; «Ложь», 1966, и др.). Комедии Рахмана обладают сатирической остротой, направлены против рецидивов мещанства, бюрократизма и тунеядства. Репертуар театра обогатил своими историческими героико-романтическими пьесами С. Вургун («Вагиф», 1937; «Ханлар», 1939, «Фархад и Ширин», 1941, и др.). Мехти Гусейн создал исторические пьесы «Низами» (1940), «Джаваншир»; С. Рустам — пьесу «Гачах Наби» (пост. 1940). Злободневностью тематики, лиризмом отмечены пьесы И. Эфендиева «Вешние воды» (пост. 1948), «Семья Атаевых» (1955), «Ты всегда со мной» (1965), комедия Э. Мамедханлы «Ширванская красавица» (1957) и его пьеса «Утро Востока» (1947). Известность получили пьесы И. Касумова («Заря над Каспием», 1951; «Человек бросает якорь», 1965, и др.). Ставятся пьесы Дж. Меджнунбекова, И. Сафарли, Ю. Азимзаде и др.

  Значительны успехи азербайджанской прозы. Романы А. Абульгасана «Подъёмы» (1930), «Мир рушится» (1933), М. С. Ордубады «Тавриз туманный» (1933 — 48), «Подпольный Баку» (1940), Мир Джалала «Манифест молодого человека» (1940), М. Гусейна «Утро» (ч. 1 — 2, 1950 — 53), С. Рагимова «Шамо» (т. 1 — 3, 1931 — 64), П. Макулу «Саттархан» (1953, отд. изд. 1957) и др. отразили переломные моменты в истории азербайджанского народа, вступившего в революционную борьбу за новую жизнь. О самоотверженном труде бакинских нефтяников рассказывают романы М. Гусейна «Апшерон» (1947 — 50) и «Чёрные скалы» (1957). Советской деревне, её трудностям и успехам в социалистическом строительстве посвящены романы С. Рагимова «Сачлы» (1940—48), А. Велиева «Гюльшен» (1949), «В нашем Чичекли» (1951), М. Ибрагимова «Великая опора» (1957, в рус. пер. «Слияние вод», 1958), И. Гусейнова «Самед Амирли» (1960), рассказы И. Эфендиева, повести Б. Байрамова, И. Шыхлы, Ю. Ширвана и др. М. Ибрагимов в романе «Наступит день» (1948) отобразил революционно-освободительную борьбу трудящихся Ирана.

  Тема народного героизма в годы Великой Отечественной войны нашла отражение в романах И. Касумова и Г. Сеидбейли «На дальних берегах» (1954), А. Абульгасана «Война» (кн. 1 — 2, 1947 — 50, кн. 3 — «Бастионы дружбы», 1955—56), С. Велиева «Спорный город» (1957—58, отд. изд. 1962), Г. Абасзаде «Генерал» (1962) и др. О недавнем прошлом азербайджанского народа рассказывают романы Э. Абасова «Зангезур» (1956), Г. Мусаева «Восстание в крепости» (1959) и «Северный ветер» (ч. 1 — 2, 1958—63) и др. Для детей и юношества много пишут М. Сеидзаде, М. Рзакулизаде, Г. Мусаев, Т. Алиев (Эльчин), Х. Хасилов, Х. Алибейли и др. В последние годы стали известны прозаики Анар, Самедоглы, Меликзаде, Максуд и Рустам Ибрагимовы, Айлисли и др.

  Успешно развиваются литературная критика и литературоведение. Известны работы Г. Араслы, М. Арифа, М. Джафара, Дж. Джафарова, Ф. Касимзаде, С. Мумтаза, М. Рафили, А. Султанлы, Дж. Хандана, М. Кулизаде, А. Шарифа, А. Мирахмедова и К. Талыбзаде. Издана 3-томная «История азербайджанской литературы» (1957—60). Созданы монографии об азербайджанских классиках (Низами, Физули и др.), выпускаются труды по истории азербайджанской литературы, публикуются научно-критические тексты памятников народного творчества. Много сделали для ознакомления русских и армянских читателей с лучшими образцами азербайджанской литературы И. Оратовский, А. Плавник, М. Давитян, С. Григорян и др.

    Лит.: Кочарлинский Ф., Литература азербайджанских татар, Тифлис, 1903; Сеидзаде А. А., Мирза Шафи или Боденштедт?, Баку, 1940; Рафили М., Древняя азербайджанская литература, Баку, 1941; Ариф М., Литература азербайджанского народа, Баку, 1958; Касимзаде Ф., Очерки по истории азербайджанской литературы XIX в., Баку, 1962: Курбанов Ш., Этапы развития азербайджано-русских литературных связей в XIX в.. Баку, 1964; его же, Пушкин и Азербайджан, Баку, 1959; Залеман К. Г., Четверостишия Хакани, СПБ, 1875; Вертельс Е.Э., Низами, М., 1956; Араслы Г., Великий азербайджанский поэт Физули, Баку, 1958: Рафили М., М. Ф. Ахундов, Баку, 1957; его же, Мирза Шафи в мировой литературе, Баку, 1958; Джафаров Д ж., Драматургия Ахундова, Баку, 1958: Садыхов М., Писатели-декабристы и Азербайджан, Баку, 1967; Очерк истории азербайджанской советской литературы, М., 1963; Араслыh., XVII—XVIII эср Азэрбаjчан эдэбиjjaты тарихи, Бакы, 1956; Азэрбаjчан эдэбиjjaты тарихи, ч. 1—3, Бакы, 1957—60; Чэфэр М., Азэрбаjчан эдэбиjjaтында романтизм, Бакы, 1963; Ариф М., Сэмэд Вургунун драматуркиjacы, Бакы, 1964; Гулузадэ М., Фузулинин лирикасы, Бакы, 1965; Талыбзадэ К., ХХ эср Азэрбаjчан эдэби тэнгиди, Бакы, 1966; Азэрбаjчан совет эдэбиjjaты тарихи, ч. 1—2; Бакы, 1967.


Азербайджанская литература имеет многовеко­вую историю. Древнейшими памятниками мидийского периода (7—6 вв. до п. э.) являются т. н. ми- дийские легенды, народные сказания, записанные Геродотом. Эти героико-патриотич. произведения, созданные на древнемидийском языке, в основном были направлены против персидских набегов. К чи­слу древнейших памятников азерб. культуры отно­сится также «Авеста» Зардушта (Заратуштры), отра­зившая религиозные, философские, социально-житей­ские воззрения древних азербайджанцев. После падения могучего мидийсксго государства очаг культуры древнего А. передвинулся в северо-восточ­ную часть страны, в Албанию. В этот период (4—7 вв. н. э.) азербайджанцы имели свою письменность (албанский алфавит), поддерживали культурную связь с Византией. До прихода арабов при князе Джеваншире (7 в. н. э.) в А. была высоко развита поэзия. После нашествия арабов (7 в.) Албанское государство распалось. Арабы уничтожили памят­ники культуры и искусства, огнём и мечом наса­ждая ислам.

В 7—11 вв. из среды азербайджанцев вышли круп­ные учёные и поэты, к-рые на господствовавшем в то время арабском языке создали ряд выдающихся про­изведений. В 10 в. в Багдаде жили и творили азерб. учёные Абульгасан Ардебили, Сеид Бардаи и Ахмед ибн Сулеймап, поэты Бабакухи Бакуи, Пир Гу- сейн Ширваии и др. Крупными учёными были поэт Хатиб Табризи (1030—1108) и философ Бахманяр (см. выше — Философия). Наряду с господствовав­шим искусственно насаждённым арабским языком, развивался и народный азерб. язык, на к-ромбыл соз­дан выдающийся памятник литературы и культу­ры того времени, эпос «Китаби деде Коркуд». Эпос «Китаби деде Коркуд» относится приблизительно к И в. и является итогом длительного культурного развития азерб. парода. Он состоит из 12 героиче­ских сказаний, в к-рых воспеваются верность, прав­дивость, любовь к Родине, мужество, героизм. Он оказал большое влияние на дальнейшее развитие народного творчества. Записан эпос в 15 в.

Разрушительные нашествия турок-сельджуков на А. в середине И в. не могли остановить государст­венного формирования и развития культуры в стране. Содружество ширваншахов с грузинскими царями усилило их совместную борьбу против завоевателей- сельджуков и создало благоприятные условия для развития культуры и поэзии. После распада Сель­джукской империи возрождение самостоятельных государственных образований и бурное развитие го­родов особенно способствовали развитию культуры А. Тесное содружество пародов Закавказья — азер­байджанцев, армян и грузин — ещё больше содейст­вовало развитию их литературы и искусства.

В 12в. экономил, развитие А. поднимается на более высокую ступень. В результате развития торговли и кустарного ремесла оживляется городская жизнь и растут культурные запросы населения. В крупней­ших городах страны: Гандже, Шемахе, Тебризе, Нахичевани развиваются архитектура, искусство, наука, поэзия. Обострившиеся классовые противоре­чия нашли свсёяркое выражение в поэзии 12 в., пред­ставителями к-рой была целая плеяда крупных поэ­тов, различных по мировоззрению и стилю. Абуль- Ула Ганджеви, стоявший во главе позтов при дворе ширваншахов и носивший титул «царя поэтов», был крупнейшим представителем феодальной панегири­ческой поэзии. Он писал хвалебные оды в вычурной, высокопарной форме. В его творчестве нашли своё отражение ограниченные интересы честолюбивой придворной знати. Крупный мастер поэтич. слова Хагани (1120—1199), подобно своему учителю Абуль- Ула, начал с панегирической поэзии, с воспевания правителей Ширвана. Но впоследствии за свои смелые, полные гневного протеста против тирании стихи испытывал гонения и много странствовал. Он подвергал критике религиозный фанатизм и об­рядность ислама, выступал против жестокости фео­дального гнёта. Талантливый поэт Фелеки (1118— 1181), Друг Хагани, мастер любовной лирики, одно­временно был выдающимся учёпым-астрономом сво­его времени. Впоследствии он был заточён в тюрьму и рано умер. В И—12 вв. жил и творил поэт Катран Теоризи, с глубокой любовью воспе­вавший природу родной страны. Лирика поэтессы Мехсети Ханум отличалась вольнодумством: поэтесса защищала право человека на земное счастье.

Венцом плеяды поэтов 12 в. был Низами Гандже' ви (1141—1203), гениальный поэт и мыслитель, ав­тор «Хамсе» («Пятерицы»), состоящей из пяти поэм: «Сокровищница тайн», «Хосров и Ширин», «Лейли и Меджнун», «Семь красавиц» и «Искандер-наме».

Кроме «Хамсе», перу Низами принадлежит около 20 тыс. бейтов газелей. Великий гуманист был носителем самых прогрессивных идей своей эпохи, он выступил с защитой прав угнетённого челове­ка против насилия и несправедливости. В отличие от всех своих предшественников и современников, Низами черпал свои творческие силы из постоянного и тесного общения с народными массами. Эта постоян­ная связь явилась главным источником художест­венного обаяния и бессмертного величия его поэти­ческих творений. Его вдохновляли народные мечты и чаяния, душевное богатство народа, его мудрость и трудолюбие. Этим объясняется и связь великого поэта с представителями секты «Ахи», члены к-рой стремились ограничить произвол феодальных пра­вителей и облегчить тяжёлое положение народа. В своих произведениях Низами едко высмеивал при­дворную жизнь, лживость и алчность шахских при­ближённых. Он отвечал отказом на все приглашения ширваншаха Ахситана служить при его дворе. Низа­ми положил основу особому жанру романтич. поэм, оказал большое влияние на крупнейших поэтов той эпохи (индийского поэта Эмира Хосрова Пех­леви, таджикского поэта Абдуррахмана Джами, уз­бекского поэта Алишера Навои, азерб. поэта Физули и многих других). Низами не был атеистом, но в своих газелях он критически относился к мусуль­манской морали и религиозным канонам, выступал против расовых различий.

Мировоззрение великого поэта было ограниченно. Он верил в «преобразовательную силу» справедли­вых государей, видел путь для облегчения участи угнетённого человека в религиозно-нравственном усовершенствовании правителей и т. д. Творения ве­ликого поэта завоевали ему бессмертную славу в истории мировой литературы. Его замечательные произведения вошли в золотой фонд культуры на­родов Советского Союза. 800-летие со дня рож­дения Низами широко праздновалось советским на­родом в 1947.

продолжение

Loading

Календарь

«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031

Архив записей

Друзья сайта

  • Заказать курсовую работу!
  • Выполнение любых чертежей
  • Новый фриланс 24