Центральный Дом Знаний - Образование в Азербайджане

Информационный центр "Центральный Дом Знаний"

Заказать учебную работу! Жми!



ЖМИ: ТУТ ТЫСЯЧИ КУРСОВЫХ РАБОТ ДЛЯ ТЕБЯ

      cendomzn@yandex.ru  

Наш опрос

Как Вы планируете отдохнуть летом?
Всего ответов: 922

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Форма входа

Логин:
Пароль:

Образование в Азербайджане

В период 2004 — 2008 гг. в Азербайджане были достигнуты значительные успехи в области образования. Сфере образования государством уделяется большое внимание. В расходах государственного бюджета Азербайджана на цели образования выделяются крупные средства. Расходы на образование находятся на втором месте после расходов на армию. В 2009 годуони составят примерно 1 миллиард манатов (1,25 миллиардов долларов США), что позволит укрепить материально-техническую базу образования, а также привести учебные программы в соответствие с самым высоким мировым уровнем. В этот период в Азербайджане высокими темпами идет и строительство школ. За 4 года построены 1200 новых школ, сотни старых школ отремонтированы.

Указом Президента Азербайджана Ильхама Алиева от 21 августа 2004 года, в целях усовершенствования существующего в учебных заведениях Азербайджанской Республики режима работы, в связи с созданием эффективной системы деятельности, служащей повышению качества обучения в данных учебных заведениях, Президент Азербайджана постановил:

  1. Установить, что занятия во всех учебных заведениях Азербайджанской Республики начинаются 15 сентября.

  2. Объявить 15 сентября «Днем знаний».

  3. С 2004/2005 учебного года в I—IV классах общеобразовательных школ Азербайджанской Республики ввести пятидневную учебную неделю.

  4. Министерству образования Азербайджанской Республики в шестимесячный срок совместно с соответствующими органами исполнительной власти подготовить и представить Президенту Азербайджанской Республики предложения по обеспечению перехода всех общеобразовательных школ на пятидневную учебную неделю.

  5. Кабинету Министров Азербайджанской Республики решить вопросы, вытекающие из настоящего Указа.

В целях создания в Азербайджанской Республике единой общенациональной образовательной среды путем широкого внедрения современных информационных и коммуникационных технологий и обеспечения всем слоям населения возможности получения качественного образования Президент Азербайджанской Республики Ильхам Алиев своим указом от 10 июня 2008 года постановил:

  1. Утвердить «Государственную программу по информатизации системы образования в Азербайджанской Республике в 2008—2012 годах».

  2. Определить координирующим органом Государственной программы, утвержденной пунктом 1 настоящего Распоряжения, Министерство образования Азербайджанской Республики.

  3. Кабинету Министров решить вопросы, вытекающие из настоящего Распоряжения.

Система образования в Азербайджане:

  • Дошкольное воспитание

  • Общее образование

  • Специализированное образование

  • Подготовка после диплома

  • Магистратура

  • Докторантура

  • Занятия и воспитание за пределами школы

  • Свободное образование

  • Подготовка кадров и квалификаций

В А.Р. предпринимаются весьма успешные шаги и в области международного сотрудничества, присоединились к Болонскому процессу. В рамках Болонского процесса более активно осуществляется обмен студентами. Молодежь из Азербайджана учится в ведущих высших учебных заведениях мира. Для организации этой работы было подписано специальное распоряжение президента, и в 2007 году первые студенты были направлены в ведущие вузы мира. Они получают там образование за счет государственных средств и затем возвращаются на родину. Все эти действия направлены на то, чтобы в республике появились профессиональные кадры, отвечающие всем современным требованиям.

Среди многих праздников, которые проводятся в школе, особое место занимает День учителя, проводимый в первое воскресенье октября. Посвященные ему школьные вечера, театрализованные представления и праздничные концерты. В Азербайджане День Учителя отмечают в первое воскресенье октября. Во многих школах этот день считают именно Днем учителя, а не праздником всей школы: учителя приходят нарядными, принимают поздравления, цветы, вечером устраивают чаепитие. Дети же не чувствуют этот праздник своим. Даже в очень хороших школах, где существует настоящая дружба взрослых и детей, педагогический коллектив нередко забывает о больших воспитательных возможностях праздника: формировании любви к своей школе, интереса к профессии учителя.

Ежегодно 21 февраля жители планеты отмечают День родного языка. Каждый год в этот день в Баку под эгидой Департамента Общественной Информации ООН, национальной комиссии Азербайджана по делам ЮНЕСКО проводят различные мероприятия, в котором принимают участие известные в республике общественные и политические деятели, представители научных кругов и высшей школы.

«Благодаря поддержке президента Ильхама Алиева и правительства республики в Азербайджане на иврите — родном для каждого еврея языке — издаются книги, словари и другая литература, иврит изучается в еврейской школе, на языковых отделениях Университета иностранных языков и Бакинского Государственного университета. И этот феномен не только подтверждает присущую Азербайджану толерантность, но имеет также безусловную ценность для взаимообогащения культур населяющих республику народов», — подчеркнул в своем выступлении глава общины горских евреев Азербайджана.

Ежегодно, в день рождения Ханса Кристиана Андерсена, — 2 апреля празднуется Международный день детской книги. Начиная с 1967 года по инициативе и решению Международного совета по детской книге 2 апреля, в день рождения великого сказочника Ханса Кристиана Андерсена, весь мир отмечает Международный день детской книги, подчеркивая тем самым непреходящую роль детской книги в формировании духовного и интеллектуального облика новых поколений Земли.

Немало детских книг собрано в Музее Миниатюрной книги в Баку. Более двадцати лет его создатель, Зарифа Салахова, собирала эту редкую коллекцию — 4 тысячи мини-книг из 47 стран мира.

Зарифа Салахова, директор Музея миниатюрной книги:

«За 5 лет я издала 30 миниатюрных книг, которые связаны с нашей литературой, искусством, музыкой. Среди них немало книг, посвященных детям: сказки, повести, рассказы, стихи и многое другое».

В музее собраны книги, изданные в России в дореволюционный период и в советское время. Миниатюрные издания Украины и Белоруссии, Молдовы и Средней Азии, Грузии. Из азербайджанской литературы — произведения классиков — Низами, Насими, Вагифа, Физули, Фатали Ахундова.

После принятия ислама грамотность в Баку стала фактически обязательной, так как все мусульмане должны были уметь читать Коран. Школы (мектебы) были при всех мечетях, университеты (медресе) — только при больших мечетях. Существовали и отдельные мектебы, а также большие медресе. Преподавание велось обычно с группами в 4-6 учеников в мектебах и 10-15 — в медресе. Мальчики и девочки должны были учиться вместе. Однако в действительности девочки получали образование дома, хотя в начале XIX века в Баку существовали две небольшие школы для девочек. Часто домашнее образование получали и мальчики из зажиточных семей. Мулла, ведущий обучение, играл роль европейского гувернера. Слово мулла стало синонимом слова муаллим (учитель). В мектебе педагог сидел среди учеников, в медресе — на кафедре, а рядом с ним сидели его помощники, которые доводили до студентов слова педагога и отвечали на их вопросы. Мектебы находились в ведении отдельных мулл, а медресе были на обеспечении крупных религиозных организаций.

Обучение в школах начиналось с освоения арабской письменности и заучивания Корана наизусть. Выучивший Коран наизусть назывался хафизом. После этого приступали к изучению персидского языка, исламского права, истории ислама, философии, арифметики, астрономии и астрологии и др. Поэтому после присоединения Баку к России эти школы иногда называли персидскими.

Для легкости усвоения материала некоторые учебники писались в стихотворной форме. Начиная с раннего Средневековья для таких школ составлялись и переписывались писцами в больших количествах персидско-азербайджанские и арабско-азербайджанские словари. Ученики сидели на ковре, поджав ноги под себя. Книгу или тетрадь держали на правом колене. Редкие и дорогие книги размещались на специальной подставке — рахиле. Перед учениками лежал галамдан (пенал), в котором находились принадлежности, необходимые для каллиграфического письма: чернильница, перья, перочинный ножик, ножницы и кусок слоновой кости, необходимой для подрезания перьев. Занятия велись с утра до вечера с часовым перерывом на обед. Каникул не было. На Новруз байрамы отдыхали три или четыре дня. Еду дети приносили вместе со специальной скатертью из дома.

Методика преподавания (особенно языков), отработанная веками, была очень эффективной, хотя для достижения этой эффективности порой приходилось применять телесные наказания.

Для продолжения обучения выпускники ехали в ведущие университеты Шамахи, Гянджи, Тебриза и Багдада, участвовали во всевозможных диспутах. В небольшом Баку было около 20 мечетей с мектебами и медресе, несколько самостоятельных мектебов и несколько медресе высшего образования при ханагях и имам-заде. С начала XIX века указанные школы начали европеизироваться. Появились школы нового типа. В первых школах такого типа детей сажали на небольшие табуреточки у невысоких парт, так, чтобы им легко было приспособиться к новым условиям. Появились классные доски и всевозможные учебные пособия.

В 1832 году царская администрация открыла в Баку уездное училище, позднее преобразованное в губернское. Размещалось оно за пределами крепостных стен в первой линии новой застройки в одноэтажном каменном доме. Преподавание велось на русском и азербайджанском языках по программе, принятой в христианской России. Особой популярностью в связи с этим училище не пользовалось, хотя выпускники училища имели определенные привилегии при поступлении на работу. В связи с этим по инициативе и при материальной поддержке зажиточных бакинцев в 1848 году в Баку открылось так называемое Мусульманское училище, программа обучения в котором была более близкой к традициям, принятым в мектебах города, а оснащение и методика преподавания — более современными. Срок обучения был 6 лет — по два года на курс. Выпускники училища имели право поступления в гимназию.

Количество общеобразовательных школ (к началу учебного года)

 

2000/2001

2003/2004

2004/2005

2005/2006

2006/2007

2007/2008

2008/2009

общее количество

4561

4565

4553

4559

4538

4562

4557

включая:

дневных

4548

4553

4544

4550

4529

4555

4550

из которых:

государственных

4548

4542

4533

4538

4516

4538

4533

негосударственных

-

11

11

12

13

17

17

вечерних

13

12

9

9

9

7

7


Первое высшее учебное заведение русско-европейского типа — Бакинский государственный университет основан в 1919 году. В нём учатся ныне 18 000 студентов. Количество преподавателей 1300, из них 250 докторов наук, профессоров и 750 кандидатов наук.

Факультеты: механико-математический, прикладной математики, физический, химический, биологический; географический, геологический, исторический, юридический, филологический, востоковедения, библиотечный, международного права и международных отношений, социальных наук и психологии, журналистики, теологии.

В состав университета также входят НИИ прикладной математики, выставочный центр, 5 музеев, библиотека и издательство.

Первое высшее учебное заведение современного А.Р. — частный (первый) Университет Хазар основан в 1991 году. Основной язык преподавания — английский, в случае некоторых специальностей употребляются оба — английский и азербайджанский языки. Отличается сетью международных программ сотрудничества.

Факультеты: Инженерных и прикладных наук, экономики и менеджмента, гуманитарных и социальных наук, образования (педагогических наук), права, медицины.

В университете функционируют несколько институтов, разные центры, 4 музеев, издательство.


Всеобщее начальное обучение было введено в Азербайджане в 1928. В том же году был осуществлен переход с арабской системы письменности на латинскую, а в 1939 – на кириллицу. Число грамотных среди взрослого населения до 1917 составляло ок. 10%, в 1939 – 82,8%, а в 1959 достигло 97%. В 1959 было введено обязательное восьмилетнее образование, а в 1966 – всеобщее среднее образование. В настоящее время в средних общеобразовательных школах обучается ок. 1,9 млн. школьников.

В Азербайджане действуют ок. 50 высших учебных заведений, в которых получают образование примерно 100 тыс. студентов. Крупнейшие вузы страны – Азербайджанский государственный университет им. Расулзаде (основан в 1919, ок. 11 тыс. студентов), Институт нефти и химии (основан в 1920, ок. 15 тыс. студентов), Азербайджанский технический университет, Азербайджанский педагогический институт русского языка и литературы им. М.В.Ахундова, Азербайджанский государственный институт иностранных языков, Азербайджанский медицинский университет им. Н.Нариманова, Консерватория им. У.Гаджибекова, Государственный сельскохозяйственный институт в Гяндже и др. В последние годы появилось несколько частных (первый из них – Хазарский университет, основан в 1991, обучение ведется на английском языке) и международных вузов. Среди последних выделяется Западный университет (основан в 1991, насчитывает ок. 1000 студентов). В Кавказском университете обучение ведется на турецком языке. Имеются также филиалы Дагестанского и Днепропетровского университетов. Большинство вузов находится в Баку.

Основные научные исследования проводятся в институтах Академии наук Азербайджана, созданной в 1945 (в Институте философии и права, Институте истории, языка и литературы им. Г.Низами, Институте экономики, а также в институтах естественного и технического профиля). Крупнейшая библиотека Азербайджана – Государственная библиотека им. М.Ахундова, крупнейшее хранилище документов – Национальный архив.

продолжение

Loading

Календарь

«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031

Архив записей

Друзья сайта

  • Заказать курсовую работу!
  • Выполнение любых чертежей
  • Новый фриланс 24