Центральный Дом Знаний - Изобразительное искусство Азербайджана

Информационный центр "Центральный Дом Знаний"

Заказать учебную работу! Жми!



ЖМИ: ТУТ ТЫСЯЧИ КУРСОВЫХ РАБОТ ДЛЯ ТЕБЯ

      cendomzn@yandex.ru  

Наш опрос

Я учусь (закончил(-а) в
Всего ответов: 2690

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Форма входа

Логин:
Пароль:

Изобразительное искусство Азербайджана

Насыщенная политическими и военными потрясениями история и положение на путях, издревле соединяющих Восток с Западом отражено в развитии изобразительного искусства Азербайджана. Согласно БСЭ «локальные условия исторического бытия на протяжении веков породили самобытность искусства Азербайджана, определив его специфическое место в художественном наследии Переднего Востока, а общность судеб с соседними и близ расположенными странами способствовала взаимосвязи их художественных культур». 

На развитие искусства XVII века и особенно XVIII века тяжело сказались войны между Турцией и Ираном, а также междоусобные феодальные распри между ханствами. Однако продолжали создаваться яркие произведения изобразительного искусства, одними из которых являются росписи дворца шекинских ханов, построенного зодчим Хадали Зейнал Абдином из Шираза в 1797 году. Эти декоративные рисунки, созданные в такими мастерами, как Аббасгулу, Уста Ганбар Гарабаги, Али Гулу, Гурбан Али, Шукюр и другими, выполнены яркими и пёстрыми красками. Здесь изображены стилизованные узоры, изображения людей и животных, а также сменяющие друг друга во внутренних залах и комнатах дворца сцены войны и охоты.

А. А. Рзакулиев. «Бой буйволов». Линогравюра. 1962.


Монументальное строительство в целом переживает упадок. В XVIII веке в домах богатых горожан появлялись стенные росписи, которые представляли собой в основном композиции из растительных мотивов. Иногда эти росписи включали изображения птиц, животных, людей. Народное искусство создавало узоры для оружия и посуды. Высокохудожественной по отделке представлены, к примеру, медная посуда и оружие, найденное в селе Лагич.

Следует особо подчеркнуть развитие многообразных по композиции и цветовым сочетаниям школ азербайджанского ковра: Куба-Ширванской, Гянджа-Казахской, Карабахской и Тебризской школ, а также художественной вышивки из Шеки и др.

В XIX веке новое прогрессивное изобразительное искусство в Азербайджане обнаруживало некоторое отставание в развитии. Крайне медленно развивалось станковое реалистическое искусство.

В этот период в азербайджанском изобразительном искусстве начинается зарождение станковой живописи, но работы этого периода, например портреты, написанные Эривани, «ещё крепко связаны с традициями восточной средневековой миниатюры».

С XIX по начало XX века известность получили несколько художников декоративного стиля, не получивших профессионального художественного образования:

Среди таких известных азербайджанских художников того времени считался Мир Мохсун Навваб, который, не имея профессионального художественного образования, был известен также как поэт, теоретик музыки, каллиграф. Особое место в сферах живописи занимают созданные им узоры. Для его творчества характерны плоскостно-декоративные орнаментальные стенные росписи, рисунки с изображением цветов и птиц с попыткой объемной моделировки, иллюстрации к собственным рукописям («Бахр-уль Хазан» (Море горестей), 1864). Интересен также «портрет Тимура», выполненный им акварелью в 1902 году и хранящийся ныне в Азербайджанском музее искусств в Баку.

В. А. Самедова. «Перед экзаменом». 1958. ( Азербайджанский музей искусств им. Р. Мустафаева. Баку).


Художник Мирза Гадим Эривани, также не имевший профессионального художественного образования, прославился в основном как портретист. Известны такие его произведения, как «Танцовщица» (азербRəqqasə), «Дервиш», «Силач» (азербPəhlivan), «Кавалерист» (азербSüvari). В Азербайджанском музее искусств им. Р. Мустафаева хранятся выполненне им произведения, в том числе портрет молодого человека, портрет сидящей женщины и др. Эривани, произведения которого всё ещё были крепко связаны с традициями восточной средневековой миниатюры, заложил основы реалистической станковой живописи в Азербайджане.

Среди произведений Мирзы Гадима Эривани известны изображения во Дворце Сардара в городеЭривань, в том числе четыре портрета: «Фетх Али-шаха», «Аббас Мирзы», «Мах Таллят ханым» и «Веджуллах Мирзы». Кроме этих произведений был выполнен также портрет неизвестного «Воина» (дворец был разрушен в 1914 году, были уничтожены в числе прочих четыре портрета крупного размера, сделанных на стенах дворца), а также росписи на стенах ряда домов в Шуше.

Т. Т. Салахов. Портрет композитора Кара Караева. 1960. Третьяковская галерея. Москва.


Национальные традиции стенной росписи использовал Уста Гамбар Карабаги (1830-е — 1905). Он известен своими работами в реставрации Дворца шекинских ханов, росписями интерьеров домов Мехмандарова и Рустамова в Шуше и других городах. Выполненная им роспись не нарушала плоскостности стены, подчёркивало её архитектурные детали. Новые же его работы отличались нарастанием реалистических черт.

Стоит отметить также пейзажи, изображения цветов и образцы декоративно-прикладного искусства известной поэтессы Хуршидбану Натаван. Свои стихи она также украшала лирическими изобразительными мотивами.

Среди азербайджанских миниатюристов того времени известны Авазали Муганлы («Калила и Димна» 1809 года), Мирзы Алигулу («Шахнаме» 1850 года), Наджафгулу Шамахылы («Юсиф и Зулейха» 1887 год) и др.

В связи с изданием в начале XX века журнала «Молла Насреддин», с развитием книгопечатания, начали возникать и жанры сатирической графики. В этой сфере искусства активно работали такие художники журнала, как О.Шмерлинг, И.Роттер, А.Азимзаде и Х.Мусаев. Основоположник же азербайджанской сатирической графики считается Азим Азимзаде. Известны его острые карикатуры и шаржи, высмеивающие царившее в стране общественное неравенство, невежество и фанатизм, гнёт царизма. Известна его знаменитая серия из акварельных работ «Сто типов», посвящённые свободе женщин, атеизму и политическим мотивам, а также иллюстрации к сборнику произведений Мирзы Алекпера Сабира «Хопхопнаме».

Бахруз Кенгерли, первый азербайджанский художник получивший неполное профессиональное образование (1916), будучи одним из основоположников азербайджанской реалистической станковой живописи, создал такие пейзажи, как «Гора Иланлы при лунном свете», «При заходе солнца», «Весна». Известны также созданные им портреты обездоленных людей из серии «Беженцы», бытовые композиции «Сватовство», «Свадьба». В Азербайджанском музее искусств хранится его альбом «Память о Нахичевани» с авторскими повторениями двадцати пейзажей.

Для поставленных в 1910-е годы в Нахичевани пьес «Мертвецы», Джалиля Мамедкулизаде, «Гаджи Гара» М. Ф. Ахундова, «Пери-джаду»А.Ахвердиева и др. Кенгерли оформил эскизы костюмов.

Советская графика. М. Ю. Рахманзаде. «Эстакада» из серии «Нефтяные Камни». Автолитография. 1956—57.


После установления независимости Азербайджанской Демократической Республики в 1919 году в Баку был учреждён Государственный музей «Истиглал» («Независимость»), где создавались национальные атрибуты — государственные герб и флаг. В музее проводились также мероприятия по охране и восстановлению памятников истории и искусства. В это время выходил журнал «Фуюзат», издателем которого был известный в то время философ, журналист и художник Али бей Гусейнзаде. Известны такие его произведения, как «Мечеть Биби-Эйбат», «Портрет Шейх уль-ислама».

После установления советской власти в Азербайджане в 1920 году, в Азербайджане начало формироваться искусство нового типа. В 1920 году в Баку было открыто первое художественное училище, где создавали новые жанры изобразительного искусства.

В 30-ые годы в области графики работали такие художники, как Азим Азимзаде, Г.Халыгов, И.Ахундов, А.Гаджиев, М. А. Власов, К.Кязымзаде, А.Мамедов и др. создавались иллюстрации к книгам азербайджанских и зарубежных писателей. На актуальные темы того времени рисовались плакаты.

Советская графика. О. С. Садыхзаде. Иллюстрация к повести Дж. Мамедкулизаде «События селения Джанабаши». 1959.


В 1928 году открылась первая творческая выставка Азербайджанского общества молодых художников. В 30-е годы успехом пользовалась выставка Азербайджанского союза революционного изобразительного искусства. Интересны рисунки С.Саламзаде, Г.Халыгова, А.Рзагулиева, посвящённые актуальным темам.

В 1932 году был создан комитет азербайджанских художников. В этот период известны работы С.Шарифзаде «Уборка винограда», «Портрет А.Азимзаде» Г.Хагвердиева, «Портрет Низами Гянджеви» Газанфара Халыгова. Следует отметить работы Микаила Абдуллаева, Б.Мирзазаде, Б.Алиева, Саттара Бахлулзаде, К.Ханларова. Первый съезд азербайджанских художников состоялся в 1940 году.

В годы Второй мировой войны создавались в основном политические плакаты и сатирические карикатуры. Создавали политические карикатуры такие уже известные художники как А.Азимзаде, Г.Халыгов, И.Ахундов, А.Гаджиев, С.Шарифзаде.

Этап художественной зрелости наступил в азербайджанском изобразительном искусстве в середине 50-х годов. Во второй половине XX века обрели известность такие художники советского Азербайджана, как Микаил Абдуллаев, Таир Салахов, Т.Нариманбеков, Саттар Бахлулзаде, Н.Абдуррахманов и др. В произведениях Б.Алиева, Л.Фейзуллаева, А.Мамедова, А.Вердиева и др. находят своё отражение темы труда и индустрии. Темы, посвящённые историческому прошлому, обычаям и традициям азербайджанского народа, темам войны и мира видны в творчестве Э.Рзагулиева, В.Нариманбекова, Т.Садыгзаде, А.Гусейнова, К.Наджафзаде и др.

Успешно проявила себя в области станковой графики и книжной иллюстрации Марал Рахманзаде — первая азербайджанка, получившая профессиональное художественное образование.

Мифологические представления нашли своё отражение в произведениях Дж. Мирджавадова, Н.Рахманова, К.Ахмедова, Г.Юнусова, С.Вейсова, А.Ибрагимова, И.Мамедова, С.Мирзазаде, Ф.Хашимова, Ф.Гуламова, А.Самедова и др.

«Птицы». Мир Мохсун Навваб. 1874—1875


В жанре пейзажа работали Н.Гасымов, К.Ханларов, М.Тагиев, С.Хагвердиев, Т.Джавадов, Ф.Халилов, Б.Маратлы, Н.Рзаев, А.Аскеров, У.Хаквердиев и др. К современным жанрам близки работы Ф.Халилова, посвященные природе Апшерона.

Одним из известных азербайджанских художников-пейзажистов, отображавший красоты природы Азербайджана был народный художник республики Саттар Бахлулзаде. Известны такие его работы, как Мечта Земли, «Дорога в Гызбановше» (азербQızbənövşəyə gedən yol), «Родные равнины» (азерб. Doğma düzənliklər), «Тоска по земле» (азерб. Torpağın həsrəti), «Слёзы Кяпаза» и др.

Среди портретистов того времени известны С.Саламзаде, Т.Тагиев, В.Самедова, Ш.Шарифзаде, О.Садыгзаде, Наджафгулу, А.Керимов, Г.Мустафаева, О.Агабабаев, Г.Зейналов, Г.Керимов, С.Мамедов, Ч.Фарзалиев и др. Широко известны портреты деятелей культуры и искусства, выполненные Б.Мирзазаде (певица Зейнаб Ханларова, режиссёр Шамси Бадалбейли).

Развивалось также театрально-декорационное искусство.

продолжение

Loading

Календарь

«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031

Архив записей

Друзья сайта

  • Заказать курсовую работу!
  • Выполнение любых чертежей
  • Новый фриланс 24