Центральный Дом Знаний - Архитектура Азербайджана 1

Информационный центр "Центральный Дом Знаний"

Заказать учебную работу! Жми!



ЖМИ: ТУТ ТЫСЯЧИ КУРСОВЫХ РАБОТ ДЛЯ ТЕБЯ

      cendomzn@yandex.ru  

Наш опрос

Как Вы планируете отдохнуть летом?
Всего ответов: 922

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Форма входа

Логин:
Пароль:

Архитектура Азербайджана 1

Развитие архитектуры и изобразительного искусства А. отразило его насыщенную политическими и военными потрясениями историю и положение на путях, издревле соединяющих Восток с Западом. Локальные условия исторического бытия на протяжении веков породили самобытность искусства А., определив его специфическое место в художественном наследии Переднего Востока, а общность судеб с соседними и близрасположенными странами способствовала взаимосвязи их художественных культур.

 Народное жилище. Дом в Кубе. 


Памятники искусства А. имеют древнюю историю. К 8—7-му тыс. до н. э. восходят ранние произведения огромной «галереи» наскальных изображений (доходящих до зрелого средневековья) в Кобустане (Беюкдаш, Кичикдаш и др.) с искусно награвированными сценами труда, быта, ритуальных обрядов. Мегалитические и циклопические сооружения в предгорьях Малого Кавказа и на территории Нахичеванской АССР, остатки доисторического жилья (прообраз народного жилища — карадам), материалы раскопок городищ и инвентарь захоронений (зооморфные керамические сосуды, украшения, глиняные и каменные фигурки животных) характеризуют строительство и художественную культуру эпохи энеолита и ранней бронзы. искусство последних веков до н. э. и первых веков н. э., преимущественно северных областей А. (Албании Кавказской), представлено художественными изделиями из металла, мелкой пластикой, расписными чёрнолощёными керамическими и стеклянными сосудами. Сохранились остатки сооружений г. Кабалы, крепости Чирах-Кала (6 в.), а также культовых сооружений, в том числе базиликального храма в с. Кум и круглого храма в с. Лекит (5—6 вв.; булыжный камень, известняк, обожжённый кирпич), вместе со сходными памятниками Армении и Грузии этого времени принадлежащих к закавказскому художественному кругу; интересны руины храмового комплекса в Мингечауре (7 в., кирпич-сырец).

  Арабское завоевание (7 в.) и распространение ислама вызвали появление новых типов сооружений (мечети, минареты, медресе, мавзолеи), а ограничение изображения живых существ определило преимущественное развитие орнаментальных форм декоративного искусства.

  Народное жилище. Дом в Ордубаде (фасад).


Ослабление (9—10 вв.) Арабского халифата обусловило возникновение множества небольших государств, в городах которых (Барда, Шемаха, Байлакан, Ганджа, Нахичевань и др.) складывались локальные художественные и архитектурные школы. Важнейшие из них — нахичеванская, ширвано-апшеронская, позднее тебризская. Памятники нахичеванской школы поражают великолепием керамического «одеяния» сооружений, первоначально одноцветного, а впоследствии многоцветного. Для ширвано-апшеронской школы традиционен контраст глади каменных стен с пластикой скупо применяемых архитектурных элементов. Лучшим произведениям тебризской школы свойственны парадность архитектурность строя, многообразие приёмов и средств декора.

  Высокое искусство средневековых зодчих и мастеров художественных ремёсел выявилось в совершенстве композиций и тонкости орнаментики башенных мавзолеев Юсуфа, сына Кусейира и Момине-хатун в Нахичевани, созданных во 2-й половине 12 в. зодчим Аджеми, сыном Абубекра, мавзолеев в Мараге, Джуге, в выразительной монументальности бакинской Девичьей башни (Кыз-каласы; 12 в.), замков 13 в. в Мардакяне (зодчий Абд аль-Меджид, сын Масуда), Нардаране (зодчий Махмуд, сын Саада), Ханеги на реке Пирсагат­ в экспрессии рельефов «Баиловских камней» (затонувшего укрепленного сооружения 13 в. в Бакинской бухте), изяществе металлических изделий Нахичевани, яркой красочности расписной керамики Байлакана и Ганджи.

  В 14—16 вв. в условиях возникших крупных государств, роста городов художественные традиции А. получили новый импульс развития. Лучшим образцам каменного и кирпичного зодчества А. того времени присущи продуманность композиций, тектоничность архитектурных форм, филигранная вязь резьбы по камню или великолепие керамического поливного декора. В резиденции Ширваншахов — Баку создаётся художественно целостный комплекс дворцовых сооружений (Ширваншахов дворец, основные сооружения —  15 в.), а в Тебризе строится Голубая мечеть (1465), известная замечательным поливным декором. Жизненность традиций местных школ зодчества ощутима в архитектурных формах, композиции и убранстве башенных мавзолеев Барды, Карабагляра, Хачин-Дорбатлы, замка в с. Рамана, скальной гробницы в с. Мараза.

  Руины крепости Чирах-Кала. 6 в.


Мастерство художественной обработки металла иллюстрируют военные доспехи работы Мухаммеда Момина(16 в., Оружейная палата, Москва), а об успехах ковроделия свидетельствуют знаменитый ковёр ардебильской мечети и воспроизведения азербайджанских ковров на картинах Х. Мемлинга, Х. Хольбейна и др. художников европейского Возрождения. Высокое искусство зодчих и мастеров А. отмечают средневековые хроники и подтверждают архитектурные достоинства многих сохранивших их «подписи» примечательных зданий Бурсы, Каира, Багдада, Дербента, Самарканда, Шахрисябза, Герата и др. городов Востока.

  На развитии искусства 17 в. и особенно 18 в. тяжело сказались борьба Турции и Ирана за обладание А. и междоусобные феодальные распри. В 17 в. ещё создаются крупные культовые комплексы в Ардебиле (16—17 в.), в Гандже, продолжающие традиции местных школ. От 18 в. сохранился интересный по архитектуре и росписям дворец ханов в Шеки, но монументальное строительство в целом переживает упадок. Архитектурно-строительные традиции сохраняются в народном зодчестве, определяя специфику планировки и своеобразие облика жилищ современного Кировабадского (купольные дома), Ордубадского (дома с вестибюлями) и др. районов. В домах богатых горожан в 18 в. появляются стенные росписи (преимущественно композиции из растительных мотивов, иногда включающие изображения птиц, животных, людей). Народное искусство представлено благородной по форме и изящной по узорам медной посудой и высокохудожественным по отделке оружием из с. Лагич, многообразными по композиции и цветовым сочетаниям коврами Куба-Ширванской, Ганджа-Казахской, Карабахской и Тебризской зон, художественной вышивкой из Шеки и др.

  После вхождения северных областей А. в состав России (19 в.) в новых районах городов и в возникших поселениях появляется регулярная планировка, заметно влияние русской архитектурной и строительной культуры. Распространяется тип городского дома с проёмами на уличных фасадах, двухрядным расположением комнат и застеклёнными галереями — «шушебенд». Традиционные приёмы архитурной композиции, национальные архитектурные формы и мотивы декора нередко сочетаются с формами русского классицизма. В конце 19 — начале 20 вв. Баку, превратившийся в крупный промышленный город, застраивается зданиями эклектичной архитектуры, подражающей различным стилям.

  Коренной перелом в развитии искусства. А. определила Великая Октябрьская социалистическая революция, подчинив его запросам народа, избавившегося от социального и национального гнёта. В 20-е гг. строятся первые благоустроенные рабочие посёлки—"Азнефти", посёлок им. Мамедьярова и др., сооружаются клубы и дворцы культуры. Начинаются работы по реконструкции Баку. В строительных и реконструктивных работах А., а также в воспитании национальных кадров архитекторов участвуют видные советские зодчие — братья Веснины, А.П. Иваницкий, А.В. Щусев, Л.А. Ильин,. Г.М. Тер-Микелов, В.С. Саркисов и др. С 30-х гг. работают главным образом воспитанники созданного в 1920 архитектурно-строительного факультета Азербайджанского политехнического института — зодчие старшего поколения С.А. Дадашев, М.А. Усейнов, В.М. Иванов и др., среднего поколения — Э.А. Касимзаде,. Г.А. Меджидов и др.

Дворец шекинских ханов в Шеки. 18 в.


  Этапы развития советской архитектуры А., особенности творческой направленности и индивидуальностей зодчих определяют многообразный характер зданий, построенных в Баку и др. городах. Для начала 20-х гг. характерно поверхностное стилизаторство под феодальную архитектуру мусульманского Востока (сооружения электрической ж. д. и др.). В конце 20-х — начале 30-х гг. его ненадолго вытеснил т. н. конструктивизм с рациональностью плановых решений, лаконичностью геометрически чётких объёмов (дворцы культуры нефтепромысловых районов, братья Веснины; Дворец печати, архитектор С.С. Пэн; гостиница «Интурист», архитектор А.В. Щусев; физиотерапевтический институт, архитектор Г.М. Тер-Микелов; все здания — в Баку). Архитектуру 2-й половины 30 — 40-х гг. определило стремление к освоению и творческому переосмыслению классического, в том числе национального, архитектурного наследия (парк им. С.М. Кирова, архитектор Л.А. Ильин; консерватория, здание ЦК КПА. и Совета Министров Азербайджанской ССР, Музей им. Низами, — все архитекторы С.А. Дадашев и М.А. Усейнов — в Баку; павильон на ВСХВ 1939 в Москве, архитекторы С.А. Дадашев, М.А. Усейнов; и мн. др.). строительство множества разнообразных зданий и реконструкция районов резко изменили облик городов А. В послевоенные годы завершалось строительство ряда крупных ранее запроектированных зданий (Дом правительства, архитектор Л.В. Руднев, В.О. Мунц; республиканский стадион им. Ленина, архитекторы Л.И. Гонсиоровский, О.М. Исаев, Г.А. Сергеев; республиканская библиотека, архитектор М.А. Усейнов; театр им. М. Азизбекова в Баку, архитекторы Г.М. Ализаде и М.М. Мадатов; универмага Баку, архитектор Н.Я. Кенгерли; и др.). Однако распространившееся эстетское понимание архитектуры привело к механическому копированию архаичных архитектурных форм и тем самым к распространению эклектики.

  К концу 50-х гг. определился новый этап в развитии советского искусства А. Для перелома в архитектуре характерны повышение внимания к её социальной роли, градостроительный подход к архитектурным задачам, смелость творческих исканий, подсказанных расширением возможностей строительной техники. Небывалый размах приобрело жилищное строительство, основанное на массовом применении типовых проектов и внедрении индустриальных методов. Показательны комплексное развитие новых городов (Сумгаит, Мингечаур, Дашкесан, Али-Байрамлы) и новые приёмы реконструкции исторически сложившихся городов (Баку, Кировабад, Степанакерт): применение свободной планировки, создание микрорайонов (Салаханы и др.), формирование общественных центров Баку (площадь им. Ленина, реконструированный Приморский бульвар, площадь Академгородка, площадь имени 26 бакинских комиссаров, Северная Советская площадь), Кировабада, Нахичевани, Степанакерта и др. Для большинства городов были разработаны генеральные планы реконструкции и развития (архитекторы Г.А. Алескеров, С.М. Ваидов и др.). Эстетические качества современного этапа советского зодчества А. нашли известное выражение в архитектуре капитальных зданий Баку (здание Президиума АН Азербайджанской ССР, архитектор М.Л. Усейнов; аэровокзал, архитектор Г.А. Меджидов; цирк, архитекторы Э.А. Исмайлов, Ф.Р. Леонтьева; станции бакинского метрополитена, архитекторы М.А. Усейнов, К.И. Сенчихин и др.; новая гостиница «Интурист», архитектор М.А. Усейнов; высотная гостиница, архитектор Г.А. Меджидов и др.), в жилой застройке, в садово-парковых сооружениях.

  Рельеф фриза сооружения «Баиловские камни». Камень. 13 в. Фрагмент.


Конец 50-х гг.— значительная веха и в дальнейшем развитии изобразительного искусства. Углубляется и расширяется далёкий от экзотического бытовизма процесс осмысления национальных художественных традиций. Кроме упомянутых выше художников, в монументальной скульптуре работают О.Г. Эльдаров и Т.Г. Мамедов (создавшие памятники В.И. Ленину в Сумгаите и Физули в Баку), в графике — М.Ю. Рахманзаде, А.А. Рзакулиев, О.С. Садыхзаде и др. Ярким своеобразием отличается живописная школа А. Её лицо определяют не только названные художники старшего поколения, но главным образом живописцы, выдвинувшиеся в 50 — 60-е гг.,— М.Г. Абдуллаев, Н.Г. Абдурахманов, А.А. Джафаров, Н.С. Касумов, Т.Ф. Нариманбеков, Т.Т. Салахов, В.А. Самедова и др. Для их произведений, посвященных преимущественно современности, характерны оптимистичность художественного строя, насыщенная звучность палитры, приподнято-романтическая трактовка образов, многообразие приёмов и средств художественной выразительности. Многие художники А. участвовали в выставках за рубежом — в странах Европы. Африки (ОАР), Латинской Америки; некоторые имели там персональные выставки (М.Г. Абдуллаев, Т.Ф. Нариманбеков, С.Б. Бахлулзаде).

  В А. функционируют архитектурно-строительный факультет Азербайджанского политехнического института, Азербайджанское художественное училище им. А. Азимзаде, факультет декоративно-прикладного искусства института искусств им. М.А. Алиева. В 1936 в Баку организован Союз  архитекторов Азербайджанской ССР, в 1940 — Союз художников Азербайджанской ССР.

    Лит.: Искусство Азербайджана, т. 1—12, Баку, 1949—68; Архитектура Азербайджана. Очерки, Баку, 1952; Изобразительное искусство Азербайджанской ССР, М., 1957; Тревер К., Очерки по истории и культуре Кавказской Албании, М.—Л., 1959; Очерки изобразительного искусства Советского Азербайджана, Баку, 1960; Новрузова Д., Монументальная скульптура Азербайджана, Баку, 1960; Керимов Л., Азербайджанский ковёр. Баку, [1961]; Усейнов М., Бретаницкий Л., Саламзаде А., История архитектуры Азербайджана, М., 1963; Саламзаде А., Архитектура Азербайджана XVI—XIX вв., Баку, 1964; Бретаницкий Л., Зодчество Азербайджана XII—XV вв. и его место в архитектуре Переднего Востока, М., 1966; Касимзаде Э., Проблемы развития азербайджанской советской архитектуры на современном этапе. Баку, 1967; Изд. Института архитектуры и искусства. Каталог, Баку, 1966.

продолжение

Loading

Календарь

«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031

Архив записей

Друзья сайта

  • Заказать курсовую работу!
  • Выполнение любых чертежей
  • Новый фриланс 24