Азербайджанские народные танцы разнообразны по тематическому содержанию; они делятся на трудовые («чобаны» — «пастушеские»), обрядовые (ритуальные, календарные, свадебные), бытовые («мирзаи», «тураджи»), героические — военные («дженги» — «боевой»), спортивные («зорхана»), хороводно-игровые («яллы», «халай») и другие. Наиболее популярные танцы: «таракяма"—кочевников, "гытгылыда"— хороводный женский, "иннаби», — исполняемый на свадьбах, девичьих вечеринках молодыми женщинами и девушками, «джейран-балла», «яллы» и др.
Азербайджанский народный танец, как правило, трёхчастный: первая часть стремительная, ход по кругу; вторая лирическая, танцовщик как бы застывает на одном месте («сюзма»), корпус строго и горделиво подтянут; третья — опять ход по кругу, стремительный, торжественный, с большим эмоциональным порывом. Женский и мужской танцы резко отличаются друг от друга. Развитие женского танца было обусловлено костюмом: длинная юбка определяла плавность движения ног, всё внимание танцовщицы сосредоточено на разработанной технике рук и верхней части корпуса (плечи, голова, мимика лица и др.). Мужской танец определяет техника ног. Танцовщик с лёгкостью встаёт на пальцы (танец «казахи»), стремительно опускается на колено и т. д. Музыкальный размер азербайджанских танцев — 6/8 и 3/4. Для женского танца наиболее характерен 3-дольный размер, а для мужского 2-дольный. Танцы обычно исполняются под аккомпанемент народных инструментов: трио зурначей (две зурны и одна нагара), трио сазандари (тар, кеманча, бубен) и др.
После установления в республике Советской власти (1920) народный танец обогатился новым содержанием, отражающим духовный мир, идеологию, трудовую деятельность нового человека («танец хлопкоробов», «урожайный танец», «танец рыбаков», «космический танец» и др.). Наряду со стремлением сохранить старинные женские танцы («мирзаи», «узундара») создаются новые. Так, на музыку песен «Басти» Г. Гусейнли и «Сурайя» С. Рустамова поставлены танцы девушек, приобрели популярность молодёжные танцы (совместно юноши и девушки) и др.
Первый профессиональный танцевальный коллектив в А. был создан в 1938 на базе самодеятельности. Этот ансамбль остаётся ведущим профессиональным танцевальным коллективом республики. Ансамбль выступает с разнообразным репертуаром, состоящим из старинных и современных народных танцев. Его деятельность связана с пропагандой танцевального искусства как в республике, в СССР, так и за рубежом. Среди ведущих исполнителей народный артист Азербайджанской ССР А. Дильбази, А. Абдуллаев, Б. Мамедов; заслуженный артист Азербайджанской ССР Р. Джалилова и др.
В 1959 в А. был создан девичий самодеятельный танцевальный ансамбль «Чинар» («Платан») под руководством А. Дильбази. Вскоре коллектив стал профессиональным народным ансамблем.
Зарождение современного профессионального балетного искусства связано с развитием национальной оперы и оперетты. С 1908 в театрах Баку ставились национальные оперы и музыкальные комедии, в которых исполнялись хореографические номера. Отдельно ставились сцены из классических балетов («Лебединое озеро» Чайковского, «Жизель» Адана). В сезон 1924—25 создан Театр оперы и балета (ныне Азербайджанский театр оперы и балета им. М.Ф. Ахундова). В репертуаре театра 20—30-х гг. балеты П.И. Чайковского, А.К. Глазунова, Л. Минкуса, Б.В. Асафьева, Р.М. Глиэра и др. В 1940 поставлен первый национальный балет «Девичья башня» А. Бадалбейли, затем «Гюльшен» С. Гаджибекова (1950), «Семь красавиц» (1952) и «Тропою грома» (1960) К. Караева, «Легенда о любви» А. Меликова (1962), «Лебединое озеро» Чайковского (1963), «Спартак» Хачатуряна (1967) и др. Балетную труппу театра возглавляет народный артист СССР Г. Алмасзаде. В числе ведущих артистов балета: народный артист СССР Л. Векилова; заслуженные артисты Азербайджанской ССР М. Мамедов, Р. Ахундова, Р. Измайлова, Ч. Бабаева; арт. Т. Ширалиева и др.
С 1933 функционирует Государственное хореографическое училище.
Истоки театрального искусства азербайджанского народа — в древнейших народных празднествах и плясках. Элементы театральности содержались во многих видах народного творчества, сопровождавшего трудовые процессы. Были они и в календарных празднествах («новруз» — наступление весны, «кевседж» — подготовка к зиме) и в обрядах («году-году» — призывание солнца в ненастные дни и дождя в дни засухи) и др.
Первичные формы театральных представлений связаны с синкретическим творчеством ашугов; к ним относятся также коллективный мужской танец «яллы», выступления канатоходцев, фокусников (кяндирбазов), представления дервишей и др. С давних времён получили распространение представления азербайджанского народного театра — оюн и тамаша, из которых наиболее известны: «Кечал-пехлеван» («Плешивый богатырь»), «Кафтаркос» («Гиена»), «Марал оюну» («Оленья игра»), «Хан-хан» («Повелитель-судья»), «Тапдыг-чобан» («Пастух Тапдыг»), «Тенбель гардаш» («Брат-лентяй»), «Коса-коса» (игра в масках) и др. Древнейшим явлением театральной культуры А. был кукольный театр «Килим-арасы» («Из-за ковра»), представления которого высмеивали уродливые стороны быта, обличали социальное неравенство, несправедливость. В средние века возник и в дальнейшем получил широкое распространение азербайджанский религиозно-мистериальный театр, отражавший в своих представлениях («Шабих») идеологию феодального общества.
Воздействие прогрессивной культуры и искусства русского народа, усилившееся в начале 19 в. с присоединением Северного А. к России, способствовало возникновению профессионального театра в А. Основой развития национального театра стала драматургия родоначальника азербайджанской реалистической литературы, выдающегося писателя и драматурга М. Ф. Ахундова. Некоторые из его комедий были поставлены на русском языке ещё при жизни драматурга в Петербурге (1851) и Тифлисе (1852). В 1873 в Баку состоялись первые представления комедий Ахундова «Гаджи Кара» («Приключение скряги») и «Везир Ленкоранского ханства» (на азербайджанском языке), в которых участвовали видный общественный деятель Г. Зардаби и его ученики — будущие драматурги Н.Ф. Везиров, А. Адигезалов и др. Эта дата считается датой возникновения азербайджанского профессионального драматического театра.
К концу 19 в. спектакли на азербайджанском языке ставились во многих городах А. — в Гандже, Шуше, Шемахе, Нахичевани и др. Последователи Ахундова, выдающиеся азербайджанские просветители, драматурги Н.Ф. и Г. Везировы, Н.Н. Нариманов, А.Б. Ахвердов, С.С. Ахундов, Дж. Мамедкулизаде, У. Гаджибеков и др. были также активными организаторами театральных постановок. В репертуар азербайджанского дореволюционного театра входили пьесы этих авторов, включались также произведения русских (Н.В. Гоголь, Л.Н. Толстой) и западно-европейских (У. Шекспир, Мольер, Ф. Шиллер) драматургов. Драматургия А. 19 в. («Горе Фахреддина» Н.Ф. Везирова, «Разорённое гнездо», «Несчастный юноша», «Волшебница пери» Ахвердова и др.) была проникнута просветительскими и демократическими идеями, разоблачала нравы патриархально-феодального общества, религиозный фанатизм.
Огромное влияние на развитие азербайджанского театра оказала русская Революция 1905—07. В это время возникали новые театр, коллективы — «Товарищество мусульманских драматических артистов», труппа «Гамийет» («Содействие»), просветительного общества «Ниджат» («Спасение»), «Сафа» («Чистота») с театральными секциями при них, расширялся круг драматургов, актёров, возрастало значение театра в культурной жизни А. Значительный вклад в развитие театра внесли выдающиеся актёры Г. Араблинский, Дж. Зейналов и др.
После установления Советской власти в А. (1920) были созданы условия для подлинного расцвета азербайджанского театра. Правительство Азербайджанской ССР национализировало театры, объединило разрозненные театральные труппы. В 1920 был создан Объединённый государственный театр, ныне Азербайджанский театр им. М. Азизбекова, деятельность которого отражает развитие национальной театральной культуры Советского А. Значительное влияние на развитие азербайджанской советской драматургии и театра оказало творчество Гусейна Джавида, Дж. Джабарлы. Опираясь на лучшие национальные традиции, театр систематически обращался к постановке мировой классики, разрабатывал в сотрудничестве с азербайджанскими драматургами значительные темы современности. Работа над пьесами «Невеста огня», «Севиль», «Алмас», «В 1905 году», «Яшар» Дж. Джабарлы, отразившими пафос революционной борьбы и торжество социалистической революции, была важнейшим этапом в творчестве театра. В 1930 театр выступал на Всесоюзной олимпиаде национальных театров в Москве, где высокое признание получили драматургия Дж. Джабарлы и мастерство актёров А.М. Шарифзаде, У. Раджаба, М.А. Алиева, С. Рухуллы и др. В 30 — 40-е гг. театр поставил спектакли, разнообразные по жанру и стилю: «Князь» и «Сиявуш» Гусейна Джавида: «Хаят» М. Ибрагимова: «Вагиф», «Ханлар», «Фархад и Ширин» С. Вургуна; «Гачах Наби» С. Рустама; а также «Гроза» Островского, «Гибель эскадры», «Платон Кречет» Корнейчука, «Отелло», «Макбет» Шекспира и др. В годы Великой Отечественной войны героическую борьбу советского народа, его патриотизм отражали спектакли: «Вэфа» Расула Рзы, «Месть» З. Халила, «Львиное логово» М.Г. Тахмасиба и др. Оптимизмом были проникнуты постановки последующих лет: «Утро Востока» Э. Мамедханлы, «Светлый путь» И. Эфендиева, «Айдынлыг» С. Рахмана и др. В 50—60-е гг. театр стремился к созданию спектаклей, отражающих трудовые подвиги и будни советских людей, проблемы морали и нравственности, коммунистического воспитания молодого поколения: «Бухта Ильича» Д. Меджнунбекова, «Глазной врач» И. Сафарли, «На дальних берегах» Г. Сеидбейли и И. Касумова, «Пламя» М. Гусейна, «Деревенщина» М. Ибрагимова, «Ты всегда со мной» И. Эфендиева, «Без тебя» Ш. Курбанова и др. Театр постоянно обращается к русской и западно-европейской классике — «Живой труп» Л.Н. Толстого, «Антоний и Клеопатра», «Гамлет» Шекспира и др.
В республике работают также: Русский драматический театр им. С. Вургуна (основан в 1923, Баку), Театр юного зрителя им. М. Горького (азербайджанская и русская труппы, Баку), Театр кукол (Баку), Театр азербайджанской драмы им. Дж. Джабарлы (Кировабад), Музыкально-драматический театр им. Дж. Мамедкулизаде (Нахичевань), Армянский театр им. М. Горького (Степанакерт), театры в гг. Агдам, Мингечаур, Сумгаит.
Значительный вклад в развитие национального искусства внесли народные артисты СССР: М. Алиев, М. Давудова, С. Рухулла, А. Искендеров, А. Алекперов, О. Курбанова; народные артисты Азербайджанской ССР: И.Г. Идаятзаде, Д. Кязим Зия, Р. Тахмасиб, С. Гаджиева, Ф.К. Кадри, М. Марданов, М.С. Санани, Б.Г. Шекинская; артисты А.М. Шарифзаде, У. Раджаб и многие др.
Подготовка театральных кадров с 1923 была сосредоточена в бакинском театральном техникуме, с 1945 — в Азербайджанском государственном институте искусств им. М. Алиева. В 1944 в Баку основано Азербайджанское Театральное общество.
Первый художественный фильм азербайджанского кино «В царстве нефти и миллионов» по произведению И. Мусабекова с участием выдающегося актёра Г. Араблинского (режиссер Б.Н. Светлов) был поставлен в 1916. После установления в А. Советской власти (1920) прокатная сеть была национализирована. В 1923 учреждено Азербайджанское фотокиноуправление (АФКУ). Первый советский азербайджанский художественный фильм — «Легенда о Девичьей башне» (1924, режиссер В.В. Баллюзек). На азербайджанской киностудии ставили фильмы мастера советского кино др. республик: А. И. Бек-Назаров, Н.М. Шенгелая, Б.В. Барнет. Фильмы 20-х гг. разрабатывали темы, актуальные для молодых республик Советского Востока, — интернациональное единство и дружба рабочих («Дом на вулкане», 1929, совместно с киностудией «Арменкино», режиссер А.И. Бек-Назаров), раскрепощение женщин и приобщение их к обществ. жизни («Севиль», 1929, режиссер А.И. Бек-Назаров). В 20—30-е гг. сформировался первый коллектив творческих работников азербайджанского кино: Дж. Джабарлы, А.М. Шарифзаде, А. Кулиев, М. Ю. Микаилов, С. Марданов. Они создали ряд значительных картин — «Во имя бога» (1925), «Гаджи Кара» (1929) (оба фильма режиссера А.М. Шарифзаде). «Лятиф» (1930, режиссер М. Ю. Микаилов) и др. В 1933 режиссер Н.М. Шенгелая поставил в А. одну из лучших своих картин — «Двадцать шесть комиссаров», посвященную памяти героических руководителей бакинского пролетариата. Во 2-й половине 30-х — начале 40-х гг. азербайджанское кино интенсивно разрабатывает современную тематику — строительство социалистического общества, новые отношения между людьми. Создаются также фильмы, воскрешающие славные страницы революционного прошлого, — «Бакинцы» (1938, режиссер В.А. Турин), «Кендлиляр» (1940, режиссер С. Марданов) и др.
В годы Великой Отечественной войны режиссер А. Кулиев поставил 2 короткометражных фильма о героях-азербайджанцах — «Сын Родины» (1941) и «Бахтиар» (1942), режиссер А.И. Бек-Назаров — фильм «Сабухи» (1942) о выдающемся азербайджанском просветителе 19 в. М. Ф. Ахундове. В 1945 экранизируется музыкальная комедия У. Гаджибекова «Аршин мал алан» (режиссеры Р. Тахмасиб и Н.М. Лещенко). В последующий ряд лет азербайджанское кино выпускало только документальные фильмы.
Значительного развития азербайджанское кино достигло со 2-й половины 50-х гг. Молодое поколение сценаристов, режиссёров, операторов, пришедших в кино в 50—60-е гг., ищет новые пути развития национального киноискусства. Резко возрастает производство художественных фильмов, разрабатывающих современную тематику. Различным аспектам современной темы посвящены фильмы «Встреча» (1956, режиссер Т.М. Тагизаде), «Её большое сердце» (1959, режиссер А.М. Ибрагимов), «Можно ли его простить?» (1960, режиссер Р. Тахмасиб), «Телефонистка» (1962), «Почему ты молчишь?» (1967 — оба режиссера Г. Сеидбейли), «Земля, море, огонь, небо» (1968, режиссер Ш. Махмудбеков), «Человек бросает якорь» (1968, режиссер А. Бабаев). Большим успехом пользовался фильм «На дальних берегах» (1959, режиссер Т.М. Тагизаде), рассказывающий о Герое Советского Союза Мехти Гусейнзаде. В 1966 (совместно с киностудией «Мосфильм») был поставлен фильм «Двадцать шесть бакинских комиссаров» (режиссер А.М. Ибрагимов). Значительное место в азербайджанском кино занимает музыкальная комедия «Не та, так эта» (1958, режиссер Г.А. Сеидзаде), «Ромео, мой сосед» (1964, режиссер Ш. Махмудбеков), «Аршин мал алан» (1966, режиссер Т.М. Тагизаде) и др.
Интенсивно развивается документальная кинематография. Среди лучших документальных и видовых фильмов А. — «Страна вечных огней» (1945), «По ту сторону Аракса» (1946), «Советский Азербайджан» (1950), «Повесть о нефтяниках Каспия» (1954), «В заливе имени Кирова» (1955), «Баку и бакинцы» (1959), «Покорители моря» (1959), «Самед Вургун» (1966), «Кобустан» (1967), «Азербайджан» (1967), «И тут вступает правда» (1968) и др. Созданы фильмы, посвященные В.И. Ленину: «Бакинский филиал Центрального музея В. И. Ленина» (1968), «Встречи с Лениным», «Живое сердце Ильича» (оба в 1969). Выпускаются периодические киножурналы.
Успехи азербайджанского кино 60-х гг. связаны с творчеством режиссёров Г. Сеидбейли, Т.М. Тагизаде, А.М. Ибрагимова, М.Б. Дадашева, А.С. Атакшиева, операторов А.А. Нариманбекова, Х.Ю. Бабаева, Р.М. Оджагова, Э. Кулиева, О. Миркасимова, Р. Шахмалиева и др.
В 1965 основан Союз кинематографистов Азербайджанской ССР. В 1969 в А. было 1813 киноустановок.
Художественная самодеятельность возникла в А. в 20-е гг. и получила широкое распространение в 30-е гг. В 1968 в Азербайджанской ССР насчитывалось 4918 коллективов художественной самодеятельности, в том числе 823 хоровых, 770 оркестровых, 1042 театральных, 563 хореографических, 97 по различным видам изобразительного искусства.
В республике 39 народных театров: молодёжно-эстрадный театр Дворца культуры им. Ильича, театр Дворца культуры им. 26 бакинских комиссаров (оба в Баку), театры Агдамского, Закатальского, Куткашенского районов и др. Общее число участников самодеятельности около 95 тыс. человек.
Театр А. происходит от древних азербайджанских народных празднеств и плясок. Элементы театральности сохранились во многих видах народного творчества А., в частности, в ряде детских игр («гизлянпач» — игра в прятки, «кесалдыгач» — игра в поло) и песен («кепэпэк» — мотылёк, «бэ- нефшэ» — фиалка), в свадебных обрядах («питан» — обручение, «дуахгапма» — снятие вуали с лица невесты, «той» — свадьба), в календарных празднествах («кэвсэдж» — показ готовности к зиме), в развлечениях скоморохов и фокусников. Из наиболее известных представлений азерб. народного театра (оюп и тамаша) следует отметить: «Килнм- арасы» («Посреди ковра»), «Кечал-пехлеван» («Лысый богатырь»), «Джейран-ханум» («Госпожа Джейран»), «Марал-отону» («Оленья игра»), «Кафтаркос» («Гиена») и др. В отличие от народного театра в средние века (15—16 вв.) развился религиозно-мистериальныи театр, отражавший в своих представлениях идеологию феодального общества.
Современный азерб. театр возник во второй половине 19 в. под благотворным влиянием русской культуры па основе комедий первого азербайджанского драматурга, видного мыслителя и философа Мирзы Фатали Ахундова (1812—78). Некоторые из его реалистических комедий были показаны на русском языке на любительских сценах С.-Петербурга (1851), Тбилиси (1852). Первые постановки комедий Мирзы Фатали Ахундова («Гаджи Кара» и «Визирь Ленкорапского ханства») на азербайджанском пзыке были осуществлены в марте 1873 в Баку при активном участии видных общественных деятелей Азербайджана — Гасапбека Меликова (Зардаби) и Наджафбека Везирова.
Живая связь работников азерб. театра с русскими театральными деятелями, систематическое посещение ими спектаклей московских и петербургских театров, широкое использование опыта и помощи гастролировавших в Баку русских театров и актёров помогли развитию азерб. театра. К концу 19 в. спектакли на азерб. языке ставились и в провинциальных городах А.: в Нухе, Шуше, Нахичевани, Гандже (ныне Кировабад) и др. Последователи ахундовской школы драматурги Наджаф- бек и Гашим-бек Везировы, И. Нариманов, Абду- рагим-бек Ахвердов, Д жал ил Мамед Кули-Заде, Сулейман Сани Ахундов, Узеир Гаджибеков и др. одновременно являлись и организаторами театральных постановок.
Дореволюционный репертуар азерб. театров строился гл. обр. на пьесах этих драматургов; он систематически обогащался также переводами произведений русских классиков (II. В. Гоголя, Й. С. Тургенева, Л. Н. Толстого) и зап.-европ. классиков (Шекспира, Мольера) и был насыщен просветительными и демократическими идеями. Такие пьесы, как «Горе Фахраддина», «Разорённое гнездо», «Несчастный юноша», «Ага Мухаммед-шах Каджар», «Пери Джаду», «Герой времени», а также комедии «Из огня, да в полымя», «Имя есть, а самого нет», «Шамданбек», «Жадность», «Темнота» и др., вскрывали нравы феодального общества, гнёт и деспотизм помещичье-капиталистич. строя.
Революция 1905 оказала огромное влияние па развитие азербайджанского театра. В нефтяных районах Баку вырастают рабочие драматические кружки, а также полупрофессиональные труппы при театральных секциях, т. н. благотворительных обществ («Товарищество мусульманских драматических артистов», театральная труппа при газете «Такамюль» п т. д. В них работали актёры-самородки Джангир-Зейналов, Эльвенди, Аб. Вели, Мирза-Ага Алиев, Г. Араблинский, М. Мурадов, А. Рзаев, Агалар Герайбейли, Сидги Рухулла, Г. К. Сарабский (Рзаев) и др. Эти лучшие творческие силы азерб. сцены способствовали идейному росту азерб. театра демо- кратич. направления, верности этого театра принципам реализма и народности искусства. В начале 20 в. началось развитие азерб. оперного театра. Но дореволюционные азербайджанские театральные коллективы влачили жалкое существование: они не имели своего постоянного помещения, актёры находились в бесправном положении; женские роли исполнялись мужчинами, жешпипы были лишены возможности посещать театр.
Подлинного расцвета достиг азерб. театр лишь после победы Советской власти в Азербайджане. Претворяя в жизнь лепипско-сталинскую национальную политику, правительство Азерб. ССР национализировало все театры г. Баку, объединило разрозненные группы актёров, зачислило их на государственную службу, из года в год увеличивало отпуск средств па развитие национального искусства, открыло первое в истории азербайджанского народа театральное училище, выпустившее за годы своего существования много квалифицированных актёров и актрис. Новые пути открылись перед театром.
Наряду с произведениями классиков азерб. драматургии и лучшими русскими и зап.-европ. пьесами, осуществлялись постановки азербайджанских советских пьес. Своими пьесами «Октай эль оглы», «Айдын», «Невеста огня», «Севиль», «В 1905 году», «Алмас», «Яшар» талантливый драматург Джафар Джабарлы (1899—1934) дал родному театру высокохудожественные, идейно насыщенные произведения, положившие начало социалистич. реализму в азерб. драматургии. Сочетая национальную форму с социалистич. содержанием, Джафар Джабарлы широко отразил в своих пьесах пафос революционной борьбы и торжества социалистической революции в А. Революционная тематика, выражавшаяся в те годы в резкой критике натриархально-феодалд- ных порядков и нравов, в борьбе за новый, советский быт, ярче всего нашла сценическое воплощение в «Сатирагиттеатре», рождённом социалистической революцией. Репертуар театра, состоявший, в основном, из небольших одноактных пьес, пропагандировал идеи пролетарского гуманизма и дружбы народов, советского патриотизма и преданности интересам народа, резко критикуя наряду с этим старый быт.
Важным событием в развитии азерб. драматич. театра было участие его в 1930 в олимпиаде искусств народов СССР, проведённой в Москве, а также гастрольные поездки в Ленинград, Казань, Ташкент и др. города СССР. Этн поездки сблизили азербайджанский театр с театрами народов СССР, дали ему возможность расширить п идейно углубить свой репертуар.
В последующее десятилетие (1935—45) па азерб. сцене наряду с советскими пьесами («Любовь Яровая» К. Тренёва, «Платон Кречет» А. Корнейчука и др.), пьесами русских классиков («На дне» М. Горького, «Бесприданница», «Гроза», «Без вины виноватые» А. II. Островского) и зап.-европ. классиков («Гамлет» и «Макбет» Шекспира, «Ма-;еха» Бальзака)
широкую популярность получили произведения многих талантливых драматургов Советского А., в которых наряду с отражением современности («Хаят», «Махеббет», М. Ибрагимова, «Хошбахтлилар» Сабит Рахмана) даны картины из героического прошлого азербайджанского народа («Ханлар», «Вагиф», «Фархад и Ширин» дважды лауреата Сталинской премии Векилова Самеда Вургуна, «Низами» Мехти Гусейна, «Гачах Наби» Сулеймана Рустама и др.).
Героическая борьба советского народа против фашизма нашла своё яркое отражение в постановке пьесы «Вафа» Расула Рзы и др.
Постановления ЦК ВКП(б) по идеологическим вопросам обогатили идейное содержание репертуара азерб. театра. Руководствуясь этими решениями, коллектив Азербайджанского гос. драматич. театра осуществил (1948—49) постановки полных патриотизма и оптимизма пьес молодых драматургов: Э. Мамедханлы «Утро Востока» (постановка удостоена Сталинской премии). И. Эфендиева «Светлые пути» и «Бахар Сулары», Сабит Рахмана «Айдын- лык». Свои серьёзные достижения послевоенного периода азерб. театр успешно демонстрировал летом 1948 в Москве.
В годы Советской власти в республике выросла делая плеяда замечательных актёров драмы, режиссёров и театральных художников: лауреаты Сталинской премии — народные артисты СССРМар- зия Давудова, М. Алиев, С. Ахундов, а также Кя- зим-Зия, Афганлы; И. Дагесташгы; талантливые актёры — А. Алекперов, Али Курбанов, Герайбей- ли, Ф. Кадри, С. Гаджиева, М. Марданов, Я. Рзаев и мн. др.; режиссёры, лауреаты Сталинской премии,— А. Искендеров и Р. Тахмасиб, народный артист республики М. Идаят-Задо; художники — Р. Мустафаев, лауреат Сталинской премии Н. Фатуллаев и др.
В результате неуклонного проведения ленинско- сталинской национальной политики азерб. театр стал одним из мощных средств коммунистического воспитания трудящихся. В столице Азерб. ССР, в Баку, функционируют: Азербайджанский государственный драматический театр имени Азизбекова, Азербайджанский ордена Ленина государственный театр оперы и балета имени Мирзы Фатали Ахундова, Театр русской драмы, Театр юного зрителя имени М. Горького. Широко раскинута сеть районных театров. Театральные кадры пополняются выпускниками Азербайджанского государственного театрального института имени Мирзы Фатали Ахундова.
Кино. Начало развитию азерб. кинематографии положил фильм «Нефть и царство миллионов», созданный приблизительно в 1916 известным актёром- трагиком Гусейн Ага Араблинским при поддержке части передовой интеллигенции.
С установлением в апреле 1920 Советской власти в Азербайджане были созданы благоприятные условия для развития киноискусства в республике. В первые годы своего существования (1921—24) кинематография А. выпустила несколько фильмов: «Легенда о девичьей башне» и др. В 1927—28 в Баку был создан фильм «Гаджи Кара» по одноимённой повести классика азерб. литературы Мирзы Фатали Ахундова. В фильме «Севиль» (1929) писатель-драматург Джафар Джабарлы художественно разрешил волнующий вопрос раскрепощения жен- щины-азе рбайджанки.
В 1932 был выпущен известный фильм «26 комиссаров», отображавший жизнь, деятельность и героическую гибель 26 бакинских комиссаров, зверски расстрелянных английскими империалистами и их эсеровской агентурой. В фильме «Исмет» (1934) был показан рост женщины в условиях советского строя; кинофильм «Алмас» — по повести Джафара Джабарлы — рассказывал о классовой борьбе в азерб. деревне. Большую роль в развитии азерб. киноискусства сыграли мастера русской кинематографии, непрестанно помогавшие росту молодого национального искусства А.
Руководство большевистской партии, тесный контакт и взаимосвязь с братскими народами СССР, обогащение опытом ведущей русской кинематографии помогли азерб. киноработникам начать освоение звукового кино. Первым звуковым фильмом азерб. кино был фильм «Бакинцы» (1937) — произведение, рассказывающее о революционной борьбе бакинского пролетариата и росте классового самосознания рабочего-нефтяника. Вслед за этим фильмом были выпущены кинокартины: «Кяндлиляр» (1939), отображающая борьбу азерб. крестьян за установление Советской власти, «Новый горизонт» (1940) — о борьбе бакинских нефтяников за новые месторождения нефти и др. Большая работа была развёрнута азерб. киностудией в дни Великой Отечественной войны. Помимо боевых киноочерков, журналов и агитфильмоь, был выпущен фильм «Са- бухи» (1942), основанный на биографии Мирзы Фатали Ахундова, кинофильмы: «Подводная лодка» (1943), «Одпа семья» (1944). Созданная в 1945 талантливыми азерб. акторами Бейбутовым, Абду- лаевым, Гусейн-Заде, Джаваншировой и др., музыкальная кинокомедия «Аршин мал алан» (режиссёры Тахмасиб и Лещспко) получила широкую известность и была удостоена Сталинской премии.
В настоящее время в республике выпускается ежегодно до 50 киножурналов и ряд киноочерков, среди к-рых следует отметить: «Письмо на фронт», «Нефть Каспия», «Киноконцерт», «Закаталы», большие документальные фильмы «Страна вечных огней» и «Земля великих прав», отражающие достижения социалистич. строительства Азерб. республики. В 1947 Кинохроникой вынущеп документальный фильм «По ту сторону Аракса», рассказывающий о демократическом движении, о героической борьбе азерб. народа в Юж. Азербайджане против иранской реакции, за свою свободу и независимость. Азербайджанской киностудией в 1946—48 выпущены первые азерб. цветные кинокартины — видовые очерки о природных красотах республики («От Баку до Гёк-Гёля», «В садах Кубы» и «В долине Тертер- Чая»). Широкое развитие приобрело дублирование — перевод фильмов союзной кинематографии на азербайджанский язык. Советский А. располагает весьма развитой киносетью. Число киноустановок к началу 1949 достигло 300.