Материал изложен доступным языком. Каждое теоретическое положение проиллюстрировано примерами реальной практической работы автора. С помощью данной книги консультанты, тренеры и менеджеры но персоналу смогут обучиться не только проведению тренинга командообразования, но и полному циклу формирования команд в реальных условиях предприятий. Руководители смогут провести самостоятельную диагностику своего коллектива с целью выбора средств и методов более эффективного управления.
Теоретический и практический материал, изложенный в книге, не имеет аналогов в зарубежной и российской практике и является полностью авторской разработкой.
ОГЛАВЛЕНИЕ:
ВВЕДЕНИЕ........................................................................................................................................ 7
Благодарности........................................................................................................................ 9
Глава 1
СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К КОМАНДООБРАЗОВАНИЮ ........................................ 10
Командообразование как необходимое условие создания
самообучающейся компании 10
Командный стиль руководства................................................................................................. 14
Самодисциплина и саботаж ..................................................................................................... 18
Влияние лидера на психологический климат предприятия.............................................. 20
Изменения в «застрявших» компаниях.................................................................................... 26
Работа с секретами на предприятии ....................................................................................... 27
Результаты секретов.......................................................................................................... 28
Треугольники в общении ........................................................................................................... 28
Работа с дисфункциональными треугольниками................................................................ 30
Способы выхода из треугольников........................................................................................... 31
Проекции в общении................................................................................................................... 33
Критерии здорового предприятия............................................................................................. 34
Выводы.......................................................................................................................................... 34
Глава 2
СХЕМА ФОРМИРОВАНИЯ КОМАНД НА ПРЕДПРИЯТИИ ............................................ 36
Современное состояние консалтинговых услуг...................................................................... 36
Цели, задачи и процедура проведения организационной
диагностики 42
Проведение и обобщение результатов интервью 43
Проведение анкетных опросов. Анализ результатов ............................................................ 46
Критерии неготовности предприятия к командообразованию........................................... 53
Особенности послетренингового сопровождения .................................................................. 56
Выводы.......................................................................................................................................... 61
Глава 3
ГРУППОВЫЕ ПРОЦЕССЫ ....................................................................................................... 63
Динамика групповых процессов на предприятии................................................................... 63
Начальный этап группового развития............................................................................. 64
Переходный этап группового развития........................................................................... 66
Продуктивный этап группового развития...................................................................... 67
Управление групповой динамикой в тренинге командообразования ... 69
Начальный этап 70
Вводная стадия....................................................................................................... 70
Конфликтная стадия............................................................................................. 73
Стадия работоспособности.................................................................................. 75
Стадия истощения................................................................................................. 77
Переходный этап 78
Стадия открытого конфликта............................................................................. 78
Стадия истощения конфликта........................................................................... 80
Стадия анализа конфликта................................................................................ 80
Продуктивный этап 81
Стадия ощущения группы.................................................................................... 82
Креативная стадия................................................................................................. 82
Завершающая стадия............................................................................................ 82
Цели и задачи тренера................................................................................................................ 83
Виды конфликтов........................................................................................................................ 86
Виды обучения ............................................................................................................................. 87
Выводы.......................................................................................................................................... 89
Глава 4
ЛИЧНОСТЬ ТРЕНЕРА В КОМАНДООБРАЗОВАНИИ ..................................................... 90
Направленность тренера и осознание целей.......................................................................... 91
Подготовка к восприятию новых знаний................................................................................. 92
Первый этап — настройка тренера на определенные
эмоциональные состояния ....................................................................................... 93
Опыт тренера........................................................................................................................ 93
Внимание и действие тренера......................................................................................... 93
Покой и азарт тренера........................................................................................................ 94
Сонастройка тренера на группу......................................................................................... 95
Сочувствие, смелость и самоотверженность тренера................................................. 96
Духовное единение тренера и группы.............................................................................. 97
Второй этап — специальные упражнения и формы воздействия..................................... 98
Личность тренера ................................................................................................................ 98
Отношение тренера к своим ошибкам............................................................................ 99
Ограничения тренера ...................................................................................................... 101
Профессиональное общение тренера.......................................................................... 101
Отношение тренера к критике ....................................................................................... 103
Скорость и темп тренера в группе ................................................................................ 104
Паузы в работе тренера.................................................................................................. 104
Влияние тренера на изменения в группе .................................................................... 105
Цели тренинга и удержание их..................................................................................... 106
Третий этап — осознание степени совершенства
и ответственности 106
Наличие истинной уверенности.................................................................................... 106
Умение использовать групповой опыт......................................................................... 108
Решение проблем группы, а не своих........................................................................... 108
Энергетическая взаимосвязь с группой....................................................................... 109
Использование интуиции............................................................................................... 110
Наличие нескольких позиций восприятия................................................................. 110
Разделение ответственности с группой....................................................................... 111
Выводы........................................................................................................................................ 112
Глава 5
МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ТРЕНИНГА
КОМАНДООБРА30ВАНИЯ «SNED» ................................................................................... 113
Работа с группой на начальном этапе.................................................................................... 113
Обратная связь в начале тренинга................................................................................ 114
Эмоциональное состояние участников тренинга....................................................... 115
Роль тренера ..................................................................................................................... 117
Правила групповой работы............................................................................................. 117
Паузы.................................................................................................................................. 120
Подбор упражнений для начального этапа................................................................. 121
Виды конфликтов начального этапа............................................................................ 123
Формирование навыков анализа................................................................................... 127
Роли и маски в группе..................................................................................................... 127
Работа с группой на переходном этапе ................................................................................. 129
Работа с группой на продуктивном этапе ............................................................................. 138
Роль тренера ..................................................................................................................... 139
Конфликт на продуктивном этапе................................................................................ 142
Роли на продуктивном этапе.......................................................................................... 143
Правила на продуктивном этапе................................................................................... 144
Результаты тренинга. Обратная связь ....................................................................... 145
Наиболее часто встречающиеся вопросы тренеру............................................................. 146
Выводы....................................................................................................................................... 147
Заключение................................................................................................................................. 149
Приложение 1
Исследование готовности коллектива
к формированию команды ...................................................................................................... 152
Приложение 2
Интервью для проведения организационной
диагностики ............................................................................................................................... 153
Приложение 3
Анкета «Уточнение целей и задач формирования
команды»..................................................................................................................................... 154
Приложение 4
Технология «SNED». Формирование команды на предприятии
под цели и задачи руководства ............................................................................................. 157
Приложение 5
Игры для тренинга командообразования ............................................................................. 164
Начальный этап групповой динамики................................................................................... 164
«Животные» ...................................................................................................................... 164
«Вампиры»......................................................................................................................... 164
«Вагончики» ...................................................................................................................... 165
«Молчащее и говорящее зеркало»................................................................................ 166
«Отгадать загаданного члена»....................................................................................... 167
«Джаз и симфонический оркестр»............................................................................... 167
«Объединяемся».............................................................................................................. 169
«Дрессированный дельфин»......................................................................................... 169
Переходный этап групповой динамики................................................................................ 170
«Несуществующее время»............................................................................................. 170
«Веревка» .......................................................................................................................... 171
«Необитаемый остров».................................................................................................. 172
Продуктивный этап групповой динамики............................................................................ 173
«Веревка» .......................................................................................................................... 173
«Необитаемый остров».................................................................................................. 174
«Герб группы».................................................................................................................... 175
«Проблемы предприятия»............................................................................................. 175
Список литературы................................................................................................................... 177