|
Алексеева И., Батаршев А.В., Майорова Е. Диагностика профессионально важных качеств (ПрактическаяАлексеева И., Батаршев А.В., Майорова Е. (Практическая психология) Год: 2007 Оглавление: Введение..............................5 Глава 1. Профессионально важные качества личности как основа профессиональной пригодности 8 Глава 2. Адекватная самооценка и реалистический уровень притязаний как условие эффективного формирования профессионально важных качеств будущих квалифицированных рабочих и специалистов .... 17 Психологический практикум.................24 2.1. Методика самооценки учащегося-лицеиста.....24 2.2. Самооценка творческого потенциала личности .... 27 2.3. Психодиагностическая методика по определению уровня притязаний...................30 2.4. Методика «Q-сортировка»...............38 Глава 3. Роль локализации контроля в определении социальной зрелости личности 44 Психологический практикум................51 3.1. Методика по определению уровня локализации контроля.......................51 3.2. Диагностика парциальных позиций интернальности — экстернальиости личности .... 56 Глава 4. Определение ценностных ориентации учащихся профессиональных лицеев и колледжей 65 Психологический практикум.................70 4.1. Методика «Ценностные ориентации» (М. Рокич) ... 70 4.2. Диагностика реальной структуры ценностных ориентации личности (С. С. Бубнов).........73 4.3. Экспресс-диагностика социальных ценностей личности.......................78 Глава 5» Коммуникативные качества в профессиональном самоопределении будущих квалифицированных рабочих и специалистов 80 Особенности коммуникативной стороны общения .... 81 Взаимодействие в совместной деятельности........83 Межличностная перцепция................84 Психологический практикум................86 5.1. Методика выявления коммуникативных и организаторских склонностей (КОС-2).......86 5.2. Диагностика коммуникативной толерантности (В. В. Бойко)......................88 Глава 6. Методические рекомендации по психодиагностике профессионально важных качеств будущих квалифицированных рабочих и специалистов .... 94 6.1. Профессиональное ориентирование учащихся по определению их возможностей, удовлетворяющих требованиям профессии.....94 6.2. Особенности профессионально важных качеств для различных групп профессий...........107 6.3. Психодиагностические методики и техники по определению профессионально важных качеств личности специалиста-профессионала.......114 Литература 137 Приложения ............................................... 139 Приложение 1. Методика определения направленности личности.........................140 Приложение 2, Методика определения уровней сработанности и совместимости............147 Приложение 3. Тренинг по профессиональному самоопределению будущих квалифицированных рабочих и специалистов..................150 Приложение 4. Определение организаторских и коммуникативных качеств специалиста-профессионала...............166 • Приложение 5. Методика изучения мотивации профессиональной деятельности............180 Приложение 6. Методика определения личностного дифференциала.....................183 Введение Под профессионально важными качествами (ПВК) принято понимать любые качества субъекта, включенные в процесс деятельности и обеспечивающие эффективность ее исполнения по параметрам производительности, качества труда и надежности. Согласно В. Д. Шадрикову, профессионально важными качествами могут выступать свойства нервной системы, особенности психических процессов, личностные особенности, характеристики направленности, знания и убеждения, а также другие качества личности. Для будущих квалифицированных рабочих и специалистов учащихся профессиональных лицеев и колледжей основу профессионально важных качеств составляют пособности и характерологические черты обучаемых. В основе профессиональных способностей лежат свойства психических проценссов (восприятие, память, внимание, мышление, воображение) и психомоторные функции (координация движений рук и ног, сенсомоторная координация и др.), обеспечивающие эффективность деятельности субъекта. Каким образом из общих способностей развиваются профессиональные способности? На этот вопрос отвечает вьщающийся отечественный психолог Б. Г. Ананьев, разработавший концепцию о функциональных и операционных механизмах психики. Под функциональными механизмами психики понимается нейрофизиологическая основа личности, которая закладывается генетически и составляет природную основу человека. Операционные механизмы формируются в основном в процессе деятельности. Они являются более подвижными, изменяются в процессе профессионализации личности. Общие способности наполняются профессиональным содержанием, превращаясь в профессиональные. Например, в профессиональной деятельности водителя, токаря, слесаря, наладчика, хирурга и других важна координация движений обеих рук. Функциональными механизмами координации являются развитая нервная система и состояние двигательного аппарата человека. Профессиональные способности начинают проявляться только тогда, когда сенсомоторная деятельность наполняется профессионально-логическим содержанием. Это содержание будет различным для токаря, для водителя транспортного средства, для судоводителя или, скажем, для хирурга. Профессионально важные качества зависят от специфики профессиональной деятельности. К примеру, к профессионально важным и социально значимым качествам личности для таких профессий, как судоводитель, судомеханик, оператор АСУ, относятся социальная ответственность, высокий уровень трудовой и технологической дисциплины сознательность; развитое техническое, оперативное и творческое мышление; способность принимать самостоятельные решения в нестандартных ситуациях; развитые волевые качества; коммуникабельность. Конечно, особенности восприятия и воображения, координация движений рук и ног, широта поля зрения, цветовая чувствительность, скорость сенсомоторных реакций, вид памяти (образная, логическая, эмоциональная) и мышления (наглядно-образное или абстрактно-логическое) по-разному влияют на освоение той или иной профессии. Так, для станочников профессионально важными качествами являются развитое техническое мышление, умение логически мыслить, хорошее пространственное представление, хорошая память на числа и формы, высокая устойчивость внимания и наблюдательность. Специфическими психофизиологическими требованиями для токаря и фрезеровщика будут хорошее общее физическое развитие, тонкость цветовых восприятий, развитое суставно-мышечное чувство, высокая острота зрения, хорошая координация движений рук. Для автоматчика это хорошо развитое логическое мышление, образная память, устойчивая концентрация внимания, способность распределять внимание, сообразительность и смекалка, настойчивость и организованность, хорошо развитый вестибулярный аппарат. В данном руководстве основное внимание уделено практическому определению индивидуально-психологических особенностей личности, психических состояний, характерологических черт, которые составляют основу для формирования профессионально важных ка-чести у будущих квалифицированных рабочих и специалистов квалифицированного труда. Важнейшими условиями формирования профессионально важных качеств являются адекватная самооценка, реалистический уровень притязаний, высокий уровень социальной зрелости. Психодиагностические методики по этим позициям занимают центральное место в практическом руководстве (главы 2 и 3). В главе 4 психологический практикум посвящен определению ценностных ориентации учащихся, уже позволяющих судить об их профессиональной направленности. Практическое руководство включает также методические рекомендации по психодиагностике профессионально важных качеств будущих молодых рабочих и специалистов квалифицированного труда по отдельным группам профессий («человек-техника-знак», «человек-техника» , «человек-человек»). В приложениях к практическому руководству приводятся психодиагностические методики по профессиональному ориентированию, определению направленности личности, уровню совместимости и сработанности при совместной деятельности и некоторые другие, позволяющие лучше уяснить механизм взаимодействия системокомп-лексов профессионально важных качеств личности. Руководство предназначено для преподавателей и мастеров производственного обучения профессиональных училищ, профессиональных лицеев и колледжей, для педагогов общеобразовательных школ, ведущих профориентационную работу среди старшеклассников, а также для всех, кто заинтересован в определении своих способностей и профессионально важных качеств, составляющих основу профессиональной пригодности личности. Пособие написано коллективом авторов: И. Ю Алексеевым (глава 3), А В. Батаршевым (главы 1, 2, 5, 6), Е: В. Майоровой (глава 4). Научный редактор доктор педагогических, наук Л. В. Батаршев |
Loading
|