Центральный Дом Знаний - Алексеева И., Батаршев А.В., Майорова Е. Диагностика профессионально важных качеств (Практическая

Информационный центр "Центральный Дом Знаний"

Заказать учебную работу! Жми!



ЖМИ: ТУТ ТЫСЯЧИ КУРСОВЫХ РАБОТ ДЛЯ ТЕБЯ

      cendomzn@yandex.ru  

Наш опрос

Как Вы планируете отдохнуть летом?
Всего ответов: 922

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Форма входа

Логин:
Пароль:

Алексеева И., Батаршев А.В., Майорова Е. Диагностика профессионально важных качеств (Практическая

Алексеева И., Батаршев А.В., Майорова Е. 
 (Практическая психология)

Год: 2007
Издательство: Питер
ISBN: 5-91180-107-8
Серия: Практическая психология
Язык: Русский
Формат: DjVu
Качество: Отсканированные страницы
Количество страниц: 183
Книга представляет собой практическое руководство, в котором приводятся психодиагностические методики и техники для определения профессионально важных качеств по основным группам профессий. От того, насколько эти качества будут развиты, зависит результативность как профориентационной работы, так и профессионального отбора в учебном заведении и на производстве.
Книга предназначена для педагогических работников базовой профессиональной и общеобразовательной школ, а также для тех, кто интересуется проблемами профессионального отбора (подбора) и профессиональной пригодности рабочих и специалистов квалифицированного труда.

Оглавление:

Введение..............................5

Глава 1. Профессионально важные качества личности

как основа профессиональной пригодности 8

Глава 2. Адекватная самооценка и реалистический уровень

притязаний как условие эффективного формирования профессионально важных качеств будущих квалифицированных рабочих и специалистов .... 17

Психологический практикум.................24

2.1. Методика самооценки учащегося-лицеиста.....24

2.2. Самооценка творческого потенциала личности .... 27

2.3. Психодиагностическая методика по определению уровня притязаний...................30

2.4. Методика «Q-сортировка»...............38

Глава 3. Роль локализации контроля в определении

социальной зрелости личности 44

Психологический практикум................51

3.1. Методика по определению уровня локализации контроля.......................51

3.2. Диагностика парциальных позиций интернальности — экстернальиости личности .... 56

Глава 4. Определение ценностных ориентации учащихся

профессиональных лицеев и колледжей 65

Психологический практикум.................70

4.1. Методика «Ценностные ориентации» (М. Рокич) ... 70

4.2. Диагностика реальной структуры ценностных ориентации личности (С. С. Бубнов).........73

4.3. Экспресс-диагностика социальных ценностей личности.......................78

Глава 5» Коммуникативные качества в профессиональном самоопределении будущих квалифицированных рабочих и специалистов 80

Особенности коммуникативной стороны общения .... 81

Взаимодействие в совместной деятельности........83

Межличностная перцепция................84

Психологический практикум................86

5.1. Методика выявления коммуникативных

и организаторских склонностей (КОС-2).......86

5.2. Диагностика коммуникативной толерантности

(В. В. Бойко)......................88

Глава 6. Методические рекомендации по психодиагностике профессионально важных качеств будущих квалифицированных рабочих и специалистов .... 94

6.1. Профессиональное ориентирование учащихся по определению их возможностей,

удовлетворяющих требованиям профессии.....94

6.2. Особенности профессионально важных качеств

для различных групп профессий...........107

6.3. Психодиагностические методики и техники по определению профессионально важных качеств личности специалиста-профессионала.......114

Литература 137

Приложения ............................................... 139

Приложение 1. Методика определения направленности

личности.........................140

Приложение 2, Методика определения уровней

сработанности и совместимости............147

Приложение 3. Тренинг по профессиональному самоопределению будущих квалифицированных рабочих и специалистов..................150

Приложение 4. Определение организаторских и коммуникативных качеств

специалиста-профессионала...............166

Приложение 5. Методика изучения мотивации

профессиональной деятельности............180

Приложение 6. Методика определения личностного

дифференциала.....................183


Введение

Под профессионально важными качествами (ПВК) принято по­нимать любые качества субъекта, включенные в процесс деятельно­сти и обеспечивающие эффективность ее исполнения по парамет­рам производительности, качества труда и надежности. Согласно В. Д. Шадрикову, профессионально важными качествами могут вы­ступать свойства нервной системы, особенности психических про­цессов, личностные особенности, характеристики направленности, знания и убеждения, а также другие качества личности.

Для будущих квалифицированных рабочих и специалистов уча­щихся профессиональных лицеев и колледжей основу профессио­нально важных качеств составляют пособности и характерологиче­ские черты обучаемых. В основе профессиональных способностей лежат свойства психических проценссов (восприятие, память, внима­ние, мышление, воображение) и психомоторные функции (коорди­нация движений рук и ног, сенсомоторная координация и др.), обес­печивающие эффективность деятельности субъекта. Каким образом из общих способностей развиваются профессиональные способно­сти? На этот вопрос отвечает вьщающийся отечественный психолог Б. Г. Ананьев, разработавший концепцию о функциональных и опе­рационных механизмах психики. Под функциональными механиз­мами психики понимается нейрофизиологическая основа личности, которая закладывается генетически и составляет природную осно­ву человека. Операционные механизмы формируются в основном в процессе деятельности. Они являются более подвижными, изменя­ются в процессе профессионализации личности. Общие способности наполняются профессиональным содержанием, превращаясь в про­фессиональные. Например, в профессиональной деятельности води­теля, токаря, слесаря, наладчика, хирурга и других важна координа­ция движений обеих рук. Функциональными механизмами координа­ции являются развитая нервная система и состояние двигательного аппарата человека.

Профессиональные способности начинают проявляться только то­гда, когда сенсомоторная деятельность наполняется профессиональ­но-логическим содержанием. Это содержание будет различным для токаря, для водителя транспортного средства, для судоводителя или, скажем, для хирурга.

Профессионально важные качества зависят от специфики профес­сиональной деятельности. К примеру, к профессионально важным и социально значимым качествам личности для таких профессий, как судоводитель, судомеханик, оператор АСУ, относятся социальная от­ветственность, высокий уровень трудовой и технологической дисци­плины сознательность; развитое техническое, оперативное и творче­ское мышление; способность принимать самостоятельные решения в нестандартных ситуациях; развитые волевые качества; коммуника­бельность. Конечно, особенности восприятия и воображения, коор­динация движений рук и ног, широта поля зрения, цветовая чувстви­тельность, скорость сенсомоторных реакций, вид памяти (образная, логическая, эмоциональная) и мышления (наглядно-образное или аб­страктно-логическое) по-разному влияют на освоение той или иной профессии. Так, для станочников профессионально важными качест­вами являются развитое техническое мышление, умение логически мыслить, хорошее пространственное представление, хорошая память на числа и формы, высокая устойчивость внимания и наблюдатель­ность. Специфическими психофизиологическими требованиями для токаря и фрезеровщика будут хорошее общее физическое развитие, тонкость цветовых восприятий, развитое суставно-мышечное чувст­во, высокая острота зрения, хорошая координация движений рук. Для автоматчика это хорошо развитое логическое мышление, образная память, устойчивая концентрация внимания, способность распреде­лять внимание, сообразительность и смекалка, настойчивость и орга­низованность, хорошо развитый вестибулярный аппарат.

В данном руководстве основное внимание уделено практическому определению индивидуально-психологических особенностей лично­сти, психических состояний, характерологических черт, которые со­ставляют основу для формирования профессионально важных ка-чести у будущих квалифицированных рабочих и специалистов ква­лифицированного труда. Важнейшими условиями формирования профессионально важных качеств являются адекватная самооценка, реалистический уровень притязаний, высокий уровень социальной зрелости. Психодиагностические методики по этим позициям зани­мают центральное место в практическом руководстве (главы 2 и 3). В главе 4 психологический практикум посвящен определению ценностных ориентации учащихся, уже позволяющих судить об их про­фессиональной направленности.

Практическое руководство включает также методические реко­мендации по психодиагностике профессионально важных качеств бу­дущих молодых рабочих и специалистов квалифицированного труда по отдельным группам профессий («человек-техника-знак», «чело­век-техника» , «человек-человек»).

В приложениях к практическому руководству приводятся психо­диагностические методики по профессиональному ориентированию, определению направленности личности, уровню совместимости и сработанности при совместной деятельности и некоторые другие, позволяющие лучше уяснить механизм взаимодействия системокомп-лексов профессионально важных качеств личности.

Руководство предназначено для преподавателей и мастеров произ­водственного обучения профессиональных училищ, профессиональ­ных лицеев и колледжей, для педагогов общеобразовательных школ, ведущих профориентационную работу среди старшеклассников, а так­же для всех, кто заинтересован в определении своих способностей и профессионально важных качеств, составляющих основу профессио­нальной пригодности личности.

Пособие написано коллективом авторов: И. Ю Алексеевым (гла­ва 3), А В. Батаршевым (главы 1, 2, 5, 6), Е: В. Майоровой (глава 4).

Научный редактор доктор педагогических, наук Л. В. Батаршев

Loading

Календарь

«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930

Архив записей

Друзья сайта

  • Заказать курсовую работу!
  • Выполнение любых чертежей
  • Новый фриланс 24