педагогической деятельности как процесса полисубьектного взаимодействия.
Может быть полезно всем читателям, имеющим отношение к процессу социализации развивающейся личности в современном глобальном сообществе.
Содержание
Введение............................................................................................7
Глава 1. XXI век - эпоха гуманистически-ориентированного полисубъектного взаимодействия человека с окружающим миром
1.1. Ноопсихологический подход к процессу развития
личности в современном глобальном сообществе..................10
1.2. Психологическая сущность полисубъектного взаимодействия в социуме.......................................................29
1.3. Гуманистически-ориентированный диалог как основная форма сотрудничества равнозначимых и равноценных субъектов...................................................................................38
1.4. Психологический механизм включения субъекта в процесс гуманистически-ориентированного межличностного взаимодействия.............................................47
1.5. Готовность личности к гуманистически-ориентированному взаимодействию и взаимопониманию как условие выживания в современном глобальном сообществе...............56
Краткое содержание главы................................................... 60
Темы и вопросы для обсуждения на семинарских занятиях........ 62
Темы для рефератов ............................................................ 63
Темы для самостоятельной исследовательской работы........ 63
Дополнительная литература ............................................... 63
Глава 2. Педагогическая деятельность как социально и
исторически обусловленный процесс полисубъектного взаимодействия в образовательной среде
2.1. Многообразие форм педагогического взаимодействия в современной социально-образовательной среде .....................65
2.2. Профессионально-личностная позиция учителя как субъекта гуманистически-ориентированной педагогической деятельности ..............................................................................76
2.3. Духовно-психологический потенциал личности учителя, ориентированого на диалог с другими участниками образовательного процесса......................................................84
2.4. Педагогическое мышление учителя-гуманиста.......................95
2.5. Информационно-коммуникативное взаимодействие учителя с авторами образовательных текстов как условие его профессионально-личностной подготовки к организации диалогового общения в процессе обучения ..... 103
Краткое содержание главы........................................................... 112
Темы и вопросы для обсуждения на семинарских занятиях.................114
Темы для рефератов................................................................................115
Темы для самостоятельной исследовательской работы.....................115
Дополнительная литература................................................................116
Глава 3. Профессионально-личностная готовность
учителя к гуманистически-ориентированному полисубъектному взаимодействию в социально-образовательной среде
3.1. Понятие профессионально-личностной готовности учителя к гуманистически-ориентированному полисубъектному взаимодействию в
социально-образовательной среде .........................................119
3.2. Проявления гуманистической направленности личности учителя в условиях практической педагогической деятельности .........................................................................128
3.3. Коммуникативно-поведенческие установки учителя как показатель профессионально-личностной готовности к гуманистически-ориентированному полисубъектному взаимодействию в социально-образовательной среде ........... 146
3.4. Проявления личностного профиля учителя в условиях педагогического взаимодействия в процессе обучения ........ 159
3.5. Рефлексивно-перцептивные способности учителя к проектированию ситуаций межличностного взаимодействия, способствующих гуманизации социально-образовательной среды ............................................. 167
3.6. Профессионально-личностная готовность учителя к проблемно-диалоговому общению с авторами образовательных текстов ......................................................................................184
Краткое содержание главы........................................................ 198
Темы и вопросы для обсуждения на семинарских занятиях.......200
Темы для рефератов ...........................................................201
Темы для самостоятельной исследовательской работы.........201
Дополнительная литература.............................................. 201
Глава 4. Развитие профессионально-личностной
готовности студентов-будущих учителей к гуманистически-ориентированной педагогической деятельности в процессе психолого-педагогической подготовки в вузе
4.1. Влияние успешности межличностного взаимодействия начинающего учителя с другими участниками образовательного процесса на его социально-психологическую адаптацию к педагогической профессии ...... 204
4.2. Психологический анализ включенности студентов-будущих учителей в процессе полисубъектного образовательного взаимодействия в условиях профессионально-педагогической подготовки в вузе ........... 214
4.3. Информационно-познавательный диалог студентов-будущих учителей с авторами образовательных текстов как показатель их профессионального развития ................................................. 223
4.4. Кооперативно-структурированная деятельность в работе студентов-будущих учителей с научными психологическими текстами и ее развивающие эффекты.....230
Краткое содержание главы.......................................................246
Темы и вопросы для обсуждения на семинарских занятиях.......248
Темы для рефератов ...........................................................249
Темы для самостоятельной исследовательской работы.........250
Дополнительная литература ............................................. 250
Заключение...................................................................................253
Список литературы.....................................................................255
Приложения ..............................................................................277
Приложение 1 ....................................................................279
Приложение 2 ....................................................................283
Приложение 3 ....................................................................287
Приложение 4 ....................................................................290
Приложение 5 ....................................................................303
Приложение 6 ....................................................................314
Введение
Практическая реализация гуманитарных задач образования осуществляется учителем, стимулирующим и направляющим процесс социализации и одновременно персонализации развивающейся личности путем трансляции и педагогической интерпретации молодому поколению духовных и нравственных ценностей социума. Будучи "продуктом" истории, молодое поколение рассматривается в современной науке в качестве особой социально-демографической группы, выполняющей в обществе глобальную по значению общесоциальную функцию "субъекта-преемника" материальных и духовных ценностей предшествующих этапов его развития. Молодые люди выступают, с одной стороны, носителями всего нового (и социально-позитивного, и социально-негативного), а с другой стороны, своего рода "цензором" современной действительности и социальной справедливости (С.Н. Иконникова, И.М. Ильинский, А. А. Козлов, Н.В. Ковалева, В.Т. Лисовский, Т.В. Пелевина и др.). Развитие у современных юношей и девушек человекоцентрированной жизненной позиции, социальных умений и навыков личностно-ори-ентированного взаимодействия с окружающими в процессе их обучения возможно при условии психологической готовности самого учителя к гуманистически-направленному взаимодействию с Другими (под словом "Другие" подразумеваются любые субъекты "большого социума": общество, авторы образовательных текстов, педагогический коллектив как социально-профессиональная группа, участники образовательного процесса: учащиеся, учителя, родители). Самотрансценденция, т. е. способность не только видеть свой результат деятельности, но и понимать и учитывать его роль и значение для других субъектов как важнейшее проявление личности учителя, есть одновременно начало "прорастания" этого же свойства у учащихся как граждан современного глобального сообщества.
Профессионально-педагогическая деятельность как процесс гуманистически-ориентированного полисубъектного взаимодействия учителя с другими участниками социально-образовательного процесса эффективна, если учитель становится полноправным участником межсубъектных отношений в социокультурном пространстве и реализует их в собственной деятельности. Эта реализация успешна, если
- межсубъектные отношения в социокультурном пространстве становятся предметом педагогической рефлексии учителя;
- внутришкольная среда осмысливается учителем в контексте гуманистически-направленных социальных взаимоотношений, осуществляющихся в современном социокультурном пространстве;
- у учителя сформирована профессионально-личностная готовность к гуманизации внутришкольной образовательной среды, способствующей развитию межличностной толерантности учащихся, их стремления к сотрудничеству и взаимопониманию;
- предметом педагогической рефлексии учителя становится анализ процесса развития потребностей и способностей учащихся к гуманистически-направленному взаимодействию с окружающим миром;
- педагогическая деятельность учителя психологически осмысливается им по всем основным позициям как согласующаяся и кооперирующаяся с деятельностью других субъектов образовательного процесса (учащихся, коллег-учителей, родителей, общественности и др.) на проблемно-диалоговом уровне.
Целью данного учебного пособия является психолого-педагогический анализ профессионально-личностной готовности современного учителя к реализации педагогической деятельности как процесса гуманистически-ориентированного полисубъектного взаимодействия в социально-образовательной среде.
В содержании учебного пособия раскрыта гуманистическая сущность полисубъектного взаимодействия личности в современном социокультурном пространстве и охарактеризованы психологические механизмы включения субъекта в этот процесс;
- представлена психологическая концепция педагогической деятельности как процесса гуманистически-направленного диалога, осуществляемого учителем с другими участниками педагогического процесса, и показана его профессиональная роль в создании внутришкольной образовательной среды, определяющей процесс становления и развития личности учащегося как много-мерного субъекта межличностных отношений в современном поликультурном обществе;
- разработана модель профессионально-личностной готовности учителя к осуществлению человекоцентрированного диалога в различных функциональных ролях и определены факторы, стимулирующие и блокирующие этот процесс;
- показан андрогогический потенциал кооперативно-структурированного обучения студентов-будущих учителей для развития их готовности к осуществлению гуманистически-направленного полисубъектного взаимодействия в современной социально-образовательной среде.
Ознакомление с учебным
пособием поможет студентам-будущим
педагогам, а также практикующим учителям
и работникам образовательных
учреждений по-новому взглянуть на
социальную сущность педагогической
деятельности в современном социокультурном
пространстве, приобщиться к общечеловеческим
приоритетам в воспитании и обучении
подрастающего поколения.