Центральный Дом Знаний - Иванова С.П. Учитель XXI века. Ноопсихологический подход к анализу профессионально-личностной готовн

Информационный центр "Центральный Дом Знаний"

Заказать учебную работу! Жми!



ЖМИ: ТУТ ТЫСЯЧИ КУРСОВЫХ РАБОТ ДЛЯ ТЕБЯ

      cendomzn@yandex.ru  

Наш опрос

Как Вы планируете отдохнуть летом?
Всего ответов: 922

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Форма входа

Логин:
Пароль:

Иванова С.П. Учитель XXI века. Ноопсихологический подход к анализу профессионально-личностной готовн

Иванова С.П. 

Псков: ПГПИ им. С. М. Кирова, 2002 г. - 228 с.
В учебном пособии раскрывается новый концептуальный подход, отражающий современные условия развития социально-образовательной среды и ее субъектов; дается психологическая характеристика личности учителя, ориентированного на формирование у учащихся человекоцентрированной жизненной позиции, социальных умений и навыков межличностного общения; предлагаются методические рекомендации по формированию профессионально-личностной готовности студентов-будущих учителей к организации
педагогической деятельности как процесса полисубьектного взаимодействия.
Может быть полезно всем читателям, имеющим отношение к процессу социализации развивающейся личности в современном глобальном сообществе.

Содержание

Введение............................................................................................7

Глава 1. XXI век - эпоха гуманистически-ориентированного полисубъектного взаимодействия человека с окружающим миром

1.1. Ноопсихологический подход к процессу развития

личности в современном глобальном сообществе..................10

1.2. Психологическая сущность полисубъектного взаимодействия в социуме.......................................................29

1.3. Гуманистически-ориентированный диалог как основная форма сотрудничества равнозначимых и равноценных субъектов...................................................................................38

1.4. Психологический механизм включения субъекта в процесс гуманистически-ориентированного межличностного взаимодействия.............................................47

1.5. Готовность личности к гуманистически-ориентированному взаимодействию и взаимопониманию как условие выживания в современном глобальном сообществе...............56

Краткое содержание главы................................................... 60

Темы и вопросы для обсуждения на семинарских занятиях........ 62

Темы для рефератов ............................................................ 63

Темы для самостоятельной исследовательской работы........ 63

Дополнительная литература ............................................... 63

Глава 2. Педагогическая деятельность как социально и

исторически обусловленный процесс полисубъектного взаимодействия в образовательной среде

2.1. Многообразие форм педагогического взаимодействия в современной социально-образовательной среде .....................65

2.2. Профессионально-личностная позиция учителя как субъекта гуманистически-ориентированной педагогической деятельности ..............................................................................76

2.3. Духовно-психологический потенциал личности учителя, ориентированого на диалог с другими участниками образовательного процесса......................................................84

2.4. Педагогическое мышление учителя-гуманиста.......................95

2.5. Информационно-коммуникативное взаимодействие учителя с авторами образовательных текстов как условие его профессионально-личностной подготовки к организации диалогового общения в процессе обучения ..... 103

Краткое содержание главы........................................................... 112

Темы и вопросы для обсуждения на семинарских занятиях.................114

Темы для рефератов................................................................................115

Темы для самостоятельной исследовательской работы.....................115

Дополнительная литература................................................................116

Глава 3. Профессионально-личностная готовность

учителя к гуманистически-ориентированному полисубъектному взаимодействию в социально-образовательной среде

3.1. Понятие профессионально-личностной готовности учителя к гуманистически-ориентированному полисубъектному взаимодействию в

социально-образовательной среде .........................................119

3.2. Проявления гуманистической направленности личности учителя в условиях практической педагогической деятельности .........................................................................128

3.3. Коммуникативно-поведенческие установки учителя как показатель профессионально-личностной готовности к гуманистически-ориентированному полисубъектному взаимодействию в социально-образовательной среде ........... 146

3.4. Проявления личностного профиля учителя в условиях педагогического взаимодействия в процессе обучения ........ 159

3.5. Рефлексивно-перцептивные способности учителя к проектированию ситуаций межличностного взаимодействия, способствующих гуманизации социально-образовательной среды ............................................. 167

3.6. Профессионально-личностная готовность учителя к проблемно-диалоговому общению с авторами образовательных текстов ......................................................................................184

Краткое содержание главы........................................................ 198

Темы и вопросы для обсуждения на семинарских занятиях.......200

Темы для рефератов ...........................................................201

Темы для самостоятельной исследовательской работы.........201

Дополнительная литература.............................................. 201

Глава 4. Развитие профессионально-личностной

готовности студентов-будущих учителей к гуманистически-ориентированной педагогической деятельности в процессе психолого-педагогической подготовки в вузе

4.1. Влияние успешности межличностного взаимодействия начинающего учителя с другими участниками образовательного процесса на его социально-психологическую адаптацию к педагогической профессии ...... 204

4.2. Психологический анализ включенности студентов-будущих учителей в процессе полисубъектного образовательного взаимодействия в условиях профессионально-педагогической подготовки в вузе ........... 214

4.3. Информационно-познавательный диалог студентов-будущих учителей с авторами образовательных текстов как показатель их профессионального развития ................................................. 223

4.4. Кооперативно-структурированная деятельность в работе студентов-будущих учителей с научными психологическими текстами и ее развивающие эффекты.....230

Краткое содержание главы.......................................................246

Темы и вопросы для обсуждения на семинарских занятиях.......248

Темы для рефератов ...........................................................249

Темы для самостоятельной исследовательской работы.........250

Дополнительная литература ............................................. 250

Заключение...................................................................................253

Список литературы.....................................................................255

Приложения ..............................................................................277

Приложение 1 ....................................................................279

Приложение 2 ....................................................................283

Приложение 3 ....................................................................287

Приложение 4 ....................................................................290

Приложение 5 ....................................................................303

Приложение 6 ....................................................................314


Введение

Практическая реализация гуманитарных задач образования осуществляется учителем, стимулирующим и направляющим процесс социализации и одновременно персонализации развивающейся личности путем трансляции и педагогической интерпретации молодому поколению духовных и нравственных ценностей социума. Будучи "продуктом" истории, молодое поколение рассматривается в современной науке в качестве особой социально-демографической группы, выполняющей в обществе глобальную по значению общесоциальную функцию "субъекта-преемника" материальных и духовных ценностей предшествующих этапов его развития. Молодые люди выступают, с одной стороны, носителями всего нового (и соци­ально-позитивного, и социально-негативного), а с другой стороны, своего рода "цензором" современной действительности и социальной справедливости (С.Н. Иконникова, И.М. Ильинский, А. А. Козлов, Н.В. Ковалева, В.Т. Лисовский, Т.В. Пелевина и др.). Развитие у современных юношей и девушек человекоцентрированной жизненной позиции, социальных умений и навыков личностно-ори-ентированного взаимодействия с окружающими в процессе их обучения возможно при условии психологической готовности самого учителя к гуманистически-направленному взаимодействию с Другими (под словом "Другие" подразумеваются любые субъекты "большого социума": общество, авторы образовательных текстов, педагогический коллектив как социально-профессиональная группа, участники образовательного процесса: учащиеся, учителя, родители). Самотрансценденция, т. е. способность не только видеть свой результат деятельности, но и понимать и учитывать его роль и значение для других субъектов как важнейшее проявление личности учителя, есть одновременно начало "прорастания" этого же свойства у учащихся как граждан современного глобального сообщества.

Профессионально-педагогическая деятельность как процесс гуманистически-ориентированного полисубъектного взаимодействия учителя с другими участниками социально-образовательного про­цесса эффективна, если учитель становится полноправным участником межсубъектных отношений в социокультурном пространстве и реализует их в собственной деятельности. Эта реализация успешна, если

- межсубъектные отношения в социокультурном пространстве становятся предметом педагогической рефлексии учителя;

- внутришкольная среда осмысливается учителем в контексте гуманистически-направленных социальных взаимоотношений, осуществляющихся в современном социокультурном пространстве;

- у учителя сформирована профессионально-личностная готовность к гуманизации внутришкольной образовательной среды, способствующей развитию межличностной толерантности учащих­ся, их стремления к сотрудничеству и взаимопониманию;

- предметом педагогической рефлексии учителя становится анализ процесса развития потребностей и способностей учащихся к гуманистически-направленному взаимодействию с окружающим миром;

- педагогическая деятельность учителя психологически осмысливается им по всем основным позициям как согласующаяся и кооперирующаяся с деятельностью других субъектов образователь­ного процесса (учащихся, коллег-учителей, родителей, общественности и др.) на проблемно-диалоговом уровне.

Целью данного учебного пособия является психолого-педагогический анализ профессионально-личностной готовности современного учителя к реализации педагогической деятельности как процесса гуманистически-ориентированного полисубъектного взаи­модействия в социально-образовательной среде.

В содержании учебного пособия раскрыта гуманистическая сущность полисубъектного взаимодействия личности в современ­ном социокультурном пространстве и охарактеризованы психоло­гические механизмы включения субъекта в этот процесс;

- представлена психологическая концепция педагогической деятельности как процесса гуманистически-направленного диалога, осуществляемого учителем с другими участниками педагогического процесса, и показана его профессиональная роль в создании внутришкольной образовательной среды, определяющей процесс становления и развития личности учащегося как много-мерного субъекта межличностных отношений в современном поликультурном обществе;

- разработана модель профессионально-личностной готовности учителя к осуществлению человекоцентрированного диалога в различных функциональных ролях и определены факторы, стимулирующие и блокирующие этот процесс;

- показан андрогогический потенциал кооперативно-структу­рированного обучения студентов-будущих учителей для развития их готовности к осуществлению гуманистически-направленного полисубъектного взаимодействия в современной социально-образовательной среде.

Ознакомление с учебным пособием поможет студентам-буду­щим педагогам, а также практикующим учителям и работникам об­разовательных учреждений по-новому взглянуть на социальную сущность педагогической деятельности в современном социокуль­турном пространстве, приобщиться к общечеловеческим приори­тетам в воспитании и обучении подрастающего поколения.

Loading

Календарь

«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930

Архив записей

Друзья сайта

  • Заказать курсовую работу!
  • Выполнение любых чертежей
  • Новый фриланс 24