Центральный Дом Знаний - Азербайджанский ковёр

Информационный центр "Центральный Дом Знаний"

Заказать учебную работу! Жми!



ЖМИ: ТУТ ТЫСЯЧИ КУРСОВЫХ РАБОТ ДЛЯ ТЕБЯ

      cendomzn@yandex.ru  

Наш опрос

Я учусь (закончил(-а) в
Всего ответов: 2690

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Форма входа

Логин:
Пароль:

Азербайджанский ковёр

Азербайджанский ковёр, термин, используемый для обозначения различных типов безворсовых и ворсовых ковров, производимых азербайджанцами. Среди А.к. выделяют бакинские, гянджинские, казахские, ширванские, шемахинские, карабахские, кубинские, ардебильские и тебризские. Большинство западных авторов, в том числе энциклопедии «Ираника» и «Британника», как правило, относят ковры, вытканные в Иранском Азербайджане к персидским (иранским), а ковры вытканные в Азербайджане и районах компактного проживания азербайджанцев в Армении, Грузии и Дагестане соотносят ккавказским. Cогласно классификации, принятой в основном в Азербайджане и ранее в СССР, — один из видов восточного ковра.

Тебризский ковёр


Энциклопедия «Ираника» отмечает, что ковроделием на Кавказе занимались преимущественно азербайджанцы, а ковроделие других народов имело небольшую значимость. Как писал Джон Ф.Пайл, кавказские ковроделы в целом следовали персидской практике, однако «в основном использовали более выразительные и крупные элементы орнамента». П. Р. Дж. Форд в своём исследовании истории и традиционных орнаментов восточных ковров отмечал, что, «хотя ковры сейчас производят в Дагестане, Грузии и Армении, но настоящей родиной российских кавказских ковров остаётся Азербайджан, и навыки и идеи азербайджанских ткачей ощущаются по всему Кавказу». Русский исследователь М. Д. Исаев отмечал, что в конце XIX — начале XX веков ковроткачество в основном было сосредоточено в Азербайджане. По мнению советского искусствоведа М. В. Бабенчикова «азербайджанские мастера всегда особенно ценились в других странах как искуснейшие ковроткачи». Американский историк Рональд Сюни отмечает, что ковроделие одно из древних ремесел в Азербайджане, достигшее расцвета в Средние века, благодаря чему азербайджанские ковры стали широко известны в странах Азии и Европы. По мнению советского ученого-этнографа С. А. Токарева А.к. во многом напоминают армянские, а от персидских отличаются сильной стилизацией изображений и отсутствием округлых линий орнамента.

Ковроделие — один из традиционных, старинных видов декоративно-прикладного искусства Азербайджана.

Старинные А.к. хранятся в Белом Доме, Государственном департаменте США и во многих музеях мира, включая Азербайджанский государственный музей ковра и народно-прикладного искусства в Баку, Музей Метрополитен в Нью-Йорке, Музей изящных искусств в Бостоне, Музей искусств в Филадельфии, Лувр в Париже, Музей Виктории и Альберта в Лондоне, Эрмитаж, Ватикан и т. д.

В 2006 году при поддержке Московского бюро ЮНЕСКО вышел диск под названием «А.к.» с 215 изображениями, 15 видеоклипами и несколькими статьями по искусству А.к. Диск включает разделы по истории, технике, школам азербайджанского ковроткачества, образцам ковров, коллекциям в музеях мира. В ноябре 2010 года «Традиционное искусство ковроделия в Азербайджане» внесено в репрезентативный список ЮНЕСКО по нематериальному культурному наследию человечества.

Начиная с XVI века, то есть с образованием государства Сефевидов, когда на престол взошёл шах Исмаил Хатаи, А.к. переживает свой "золотой век". Художники-миниатюристы, каллиграфы того времени сыграли огромную роль в формировании школы азербайджанского орнаментального искусства, оказавшего позднее огромное влияние на искусство Востока и создавшего единый стиль «тебризской школы».

Со второй половины XVI века узоры афшан, лечек-турундж и гюльбендлик, которые зародились в Южном Азербайджане, имитировались позднее ковроткачами Северного Азербайджана (Карабах, Баку, Ширван), где местные мастера растительному фону тебризских ковров предпочитали геометрическую форму узора. В XVII веке становятся известными ковры и молитвенные коврики из Казаха, Барды, Мугани и Джебраила, а уже с середины XVIII века приобретают известность ковры из Шемахи, Шуши и Шеки. К этому же времени относятся и ковры малой и продолговатой формы, сотканные в селении Амираджаны близ Баку, которые производились исключительно для экспорта.

В начале XIX в. Закавказье было присоединено к Российской империи.

Согласно статистическим данным, за один 1843 год в шести прикаспийских районах Азербайджана было произведено 18 тыс. ковров и ковровых изделий. Ковры из Ширвана и Кубы продавались в Баку, а ковры Казаха и Гянджи — в Тебризе и Стамбуле. В 1850 и 1857 годахна первых международных Тифлисских выставках уникальные изделия азербайджанских мастеров были удостоены призов. А.к. экспонировались также на Московской политехнической выставке 1872 года и Всероссийской выставке промышленности и искусства1882 года, где выставлялись вышивки, созданные знаменитой поэтессой Хуршудбану Натаван. Бурный расцвет экономики края, связанный с началом промышленной добычи нефти в Азербайджане в конце XIX века, сказался и на развитии ковроткачества в Баку и других регионах Азербайджана, и если среди торговцев коврами встречались и армяне, то среди ткачей доминировали азербайджанцы. В энциклопедии «Ираника» приводится следующая характеристика промышленной политики Российской империи на Кавказе в XIX веке:

Экспансия Российской империи в конце XIX века открыла Кавказ Западу, превратив скромную местную ковроткацкую промышленность в крупную статью экспорта. Основная ковроткацкая зона располагалась в восточном Закавказье, южнее гор, пересекаюших этот регион по диагонали; эта территория ныне входит в Азербайджанскую ССР, являющуюся родиной тюркского населения, называемого сейчас азербайджанцами. Другие этнические группы тоже практиковали ковроткачество, некоторые из них в других частях Кавказа, однако они имели меньшую значимость. С 1870 года правительство Российской империи начало осуществлять программу поддержки кустарного производства.

В конце XX века ковроткачество в Азербайджане становится одной из важных отраслей экономики. Сегодня во многих регионах Азербайджана успешно развивается ковроткачество, всего в Азербайджане насчитывается свыше 20 крупных и средних ковроткацких комбинатов. В частности, в Губе, Гусаре, Кюрдамире, Гяндже, Шамахы, Дявячи, Газахе, Товузе, Шеки, Ардебиле, Тебризе и Баку действует ковроткаческое производство, в которых продолжают развивать древние традиции искусства ковроделия. Среди современных А.к. выделяются ковры с маркой «Азер-Ильмэ», которые успешно участвовали на выставках-распродажах в городах Атланта (США, 1997 г.), Ганновер (ФРГ, 1999 г.) и Москва (2003 г.). Ковры, сотканные на предприятиях компании украшают частные коллекции в США, Германии, Франции, Турции, России, Италии, Австралии, Японии, Швеции, Норвегии, ЮАР. А.к. были представлены на проходившей в ноябре 2010 года в Лондоне выставке «Azerbaijan: Flying Carpet To Fairy Tale» и торжественной церемонии, посвященной 20-летию независимости Азербайджана, проходившей в феврале 2011 года в Париже.

А.к. выделяются сочным колоритом, построенным на сочетании локальных интенсивных тонов. Орнамент А.к. различается в зависимости от вида и по места производства. Так, для таких ковров, как «Куба», «Ширван», «Казах», «Зенджан» характерны сложные геометрические узоры, которые включают схематические фигурки животных и людей, и размещённые по одной оси в центральном поле фигурные многоугольные или звездчатые медальоны, другим, таким, как «Тебриз» и «Карабах», присущ разнообразный растительный орнамент с обилием цветочных мотивов. Эстетический принцип А.к. вложен в плоскостное решение «картинок», ритмику рисунка, традиционность членения на центральное поле и бордюр, лаконичную геометрию элементов. По мнению известного американского коллекционера и искусствоведа Дж. Вэа, в орнаментике А.к. можно заметить тесное переплетение традиций и влияния турецких, персидских и азиатских мотивов, а также наследие элементов ковроделия северо-западных племен Ирана.

В А.к. часто встречается изображение птиц, а именно орла и павлина. Орел наиболее часто встречается в дворцовых «тебризских» коврах и символизирует в них мощь и царское достоинство. Позже изображение орла на коврах приобрело значение охранительного талисмана. Изображение павлина ассоциировалось с солнечным божеством, кроме того считалось, что «павлиний глаз» мог предохранять от надвигающейся беды. В декорах, изображающих барана или козла, прослеживается связь с кочевническими корнями тех или иных племен. Чаще всего, технические возможности и габариты ковров не позволяли поместить изображение животных целиком, поэтому домашние животные, такие как овцы и бараны, изображались в виде условных рогов посредством символа «S» в центральных полях и кайме ковров. Ту же форму имело стилизованное изображение дракона. Изображение дракона, которое должно было служить талисманом, впервые появилось на пышных коврах, производимых в дворцовых мануфактурах Азербайджана с XVII века. Именно с того времени этот мотив получил широкое распространение, продолжая оставаться одним из наиболее часто встречающихся ковровых сюжетов вплоть до конца XIX века, претерпевая большие изменения в стилизации.

Среди А.к. самым богатым орнаментом и насыщенной цветовой гаммой выделяются «тебризские» и «ардебильские» ковры, что предопределяется их придворным характером. Наиболее часто встречающиеся в «тебризских», а позднее в некоторых «карабахских», коврах элементы растительного мира символизируют прославение сил природы и плодородие. Основным узорным мотивом центрального полотна многих ковров Тебриза является «древо жизни», которое олицетворяло изобилие и превозносило воду, как источник орошения пустынь и символ жизни в целом. Также на коврах встречаются изображения садов с множеством деревьев, растений и птиц, которые по по представлениям мусульман, приносят удачу и успех. Геометрической вариацией «древа жизни» является символическое изображение «якоря», который по форме напоминает стрелу, а в «херисских» коврах эпохи Сефевидовчасто изображается дерево «ваг-ваг», на ветвях которого вместо птиц выткано символическое изображение головы людей. Ещё одним из излюбленных иконографических мотивов орнаментики «тебризских» и «ширванских» ковров было изображение граната, символизировавшего чудо природы, способного произрастать на грубой и засушливой почве пустыни. Гранат почитался в эпоху правления Сасанидов, играл большую роль в зороастрийском культе, где считался символом солнца, а уже при Сефевидах широко использовался в узорном оформлении ковров и миниатюр. Иногда гранат изображался в расколотом виде, в котором можно было различить отдельные зерна, что свидетельствовало о мастерстве ткача. Именно это новшество — изображение в шахматном порядке зерен граната — положило начало новой иконографической традиции в ковроткачестве. Позднее этот мотив дополнился в «тебризских» коврах изображением цветущего плода гранатового дерева, которое получило название «цветок шаха Аббаса». Для разнообразия в кайме ковров использовалось изображение венчиков цветов или виноградной лозы.

Наиболее часто геометрические узоры встречаются в коврах «бакинской», «губинской», «казахской» и «гянджинской» школ. Среди этих узоров преобладает свастика и восьмиконечная звезда. Свастика восходит к религиозным воззрениям политеизма, представляя собой центр неба, откуда исходят спиралеобразные закрученные лучи. В этом символе, предположительно, представлено солнце, окруженное созвездиями, либо условное изображение вихря взлетающих птиц. Восьмиуголная звезда, помещенная в центре ковра, чаще всего обрамляется символическими фигурами в виде ромбов и квадратов, позднее под воздействием «тебризской» культуры ковроткачества в коврах других школ по краям присутствуют элементы растительного мира.

Символика Ислама также встречается в узорах А.к. К ним относится, рука Фатимы, бешбармак — пять пальцев, символизирующие пять заповедей ислама и пять почитаемых мусульманами личностей — пророк Мухаммед, Али, Фатима, Хасан и Хусейн. В качестве центрального узора ковров используется также изображение архитектурного исламского элемента «михраб», ниши в стене которая в мусульманской мечети всегда обращена в сторону священного города Мекки.

По технике изготовления и фактуре А.к. делятся на два резко разнящихся вида: безворсные («паласы», «джеджимы», «сумахи», «килимы», «зили», «верни» и др.) и ворсовые (большие — «хали» и сравнительно мелкие — «халча»)[46]. Безворсовые ковры именуются ещё «коврами быта». Палас, лады, килим, джеджим, шадде, варни, зили, сумах — представляют собой начальный этап развития ковроделия, когда ковры создавались путем простого продевания и обвязывания нитей основы и утка. Ворсовые ковры наиболее сложны по технике вязания: они создаются с помощью узловязания способом «Тюркбаф» (симметричный «Тюркский узел»), сочетающим широкую гамму узоров, цветов и сюжетов. На каждые две нити основы накладывается ворсовый узел, что и позволяет передать на ковре многочисленные орнаментальные изображения любой формы и размера. Техника узла «Тюркбаф», впервые примененная в Азербайджане, корнями уходит в древность, была усовершенствована в XV-XVI веках и позволила производить более яркие в переплете шелковые ковры очень высокой плотности. Некоторые ковры «тебризской» школы вытканы асиммметричным узлом «Фарсбаф» («Персидский узел»). Отличительной особенностью азербайджанского ворсового ковра является его очень большая плотность. Плотность ковра определяется количеством узлов на квадратный дециметр, при этом существует расхожее мнение, что чем больше плотность узлов, тем ковер ценнее. Однако некоторые искусствоведы считают такой критерий оценки ковров ошибочным. В зависимости от района выработки на каждый квадратный дециметр изделия приходится от 1.600 (40 х 40) до 4.900 (70 х 70) ворсовых узлов. Ворсовые ковры различаются также своими размерами: малые — халча, гяба, намазлыг, тахт-усту, дошанак и крупные —даст халы, гяба.

Иранский учёный-искусствовед Карим Мирзаи в своём очерке «Азербайджанский ковёр от Дербента до Сарбанда через Шахсевенов», исследуя на основе трудов Яна Беннета, Лятифа Керимова и Николаса Фоккера воздействие этнографической группы азербайджанцев — шахсевенов на развитие ковроткачества в Азербайджане, начиная с XVII века, приводит несколько отличную от общепринятой типовую градацию А.к. на основе техники исполнения: тип «Борчалы-Казак»; тип А — кубинский ковёр «гюмюль»; тип А-1 —«муганский ковёр»; тип А-2 — «занджанский ковер»; тип А-3 — «сарбандский ковер»; тип Б — «шушинский ханский ковер»; тип Б-1 — «тебризский ковёр»; тип Б-2 — «сарбандский тебризский ковёр»; тип В — «кубинский алпанский ковёр»; тип В-1 — «зенджан-алпанский»; тип Г — «дербентская бута».

В Азербайджане существовали взаимно влияющие и обогащающие друг друга локальные школы ковроткачества. В настоящее время по художественно-техническим особенностям выделяют семь признанных ковровых школ: Бакинскую, Кубинскую, Ширванскую, Гянджинскую, Газахскую, Карабахскую и Тебризскую.

Ширванская школа охватывает такие города как Шемаха, Мараза, Ахсу, Кюрдамир, Газимаммед (Гаджигабул), Гёйчай и близлежащие сёла. В Ширванскую школу входят такие композиции, как Мараза, Гобустан, Ширван, Кюрдемир, Шильян, Ширалибейли, Чуханлы, Бижо, Сор-Сор, Гаджигабул, Набур, Исрафил, Арджиман, Биджо, Пирхасанлы, Джагирли, Джемджемли, Шильйан, Сор-сор и т. д. Энциклопедия Британника даёт следующее описание «ширванских ковров»:

Ширванские ковры (англ. Shirvan rug) — ковры, сотканные вручную в Ширванской области Азербайджана на юго-восточном Кавказе. В отличие от бакинских ковров, большинство ширванских ковров небольшого размера, ковры сотканные в южной части области вокруг города Сальяны бывают длинными и узкими. В области вокруг города Мараза соткано много молитвенных ковриков, включая известный тип с бутой на синем фоне. Маленькие Ширванские коврики не являются определенно опознаваемыми как деревенские ковры, поскольку они отличаются диапазоном геометрических фигур и границ. Их вообще менее точно ткут чем кубинские ковры, хотя они более прекрасны чем казахские ковры, сделанные в западном Азербайджане. Ширванские коврики обычно ткут из шерсти, некоторые обрамлены хлопковыми краями.

По композиции «ширванские ковры» делятся на две категории. К первой относятся ковры без декорированных границ. Широким полосам присущи гексагональные мотивы или триангулярные формы. Встречаются также зигзагоподобные узоры. Одним из распространённых узоров таких ковров являются изображения звездообразных узоров, которые часто бывают выстроены рядами. Основным материалом как и для большинства азербайджанских ковров служит шерсть.

Богатая композиция и дизайн «ширванских ковров» широко известны со средних веков, сведения о них доходят до нас благодаря средневековым путешественникам. Энтони Дженкинсон, посетивший Азербайджан в 1562 году описывает два основных типа А.к., производимых в Ширване — халлы (ворсистый) и деджими. Он также подробно описал поразившую его роскошь приёма Абдулла-ханом, тогдашним правителем Ширвана. Он упоминал и «шитый шёлком и золотом шатёр», и что «весь пол в его шатре был покрыт богатыми коврами, а под ним был постлан квадратный ковёр, шитый серебром и золотом, на который были положены подушки соответственного достоинства», и что сам Абдулла-хан был «богато одет в длинные шёлковые и парчовые одежды, расшитые жемчугом и драгоценными каменьями. На голове у него был остроконечный тюрбан вышиной в полъярда из богатой золотой парчи, обернутый вокруг куском индийского шёлка длиной в 20 ярдов и расшитый золотом» «Ширванские ковры» экспортировались также в другие страны. Так в 1648 году в Россию согласно М. Х. Гейдарову было отправлено два, а в 1688 году три Шемахинских ковра. «Ширванские ковры» типа сумах выставлены в Музее Виктории и Альберта в Лондоне. На одном «ширванском ковре» из музея изображены всадник и верблюды (как на ковре «шадда»), на другом геометрические узоры.

Технические характеристики: для этих ковров характерно особое плетение, которое позволяет разместить до 3000 узлов на квадратном дециметре, основа бывает как шерстной, так и хлопковой, челнок от двух до трех прокидок утка, узел симметричный, плетение тонкое, на ощупь ковры отличаются особой мягкостью.

Цветовая гамма: используются как тёмные, так и светлые тона, характерными цветами основного фона этих ковров являются красный и синий с комбинацией зелёного, для поля иногда используется также жёлтый, шафрановый, голубой цвета и цвет слоновой кости. На фоне используемых сдержанных оттенков центрального фона, черные и темно-зеленые контуры бордюров приобретают большую рельефность. Для ковров, сотканных в Мугани, характерна полихромная гамма пастельных и густых цветов, наиболее часто используются густой синий в комбинации с жёлтым и красным цветом, полученным из кошенили.

Карабахская школа охватывает юго-западный регион Азербайджана. Включает такие поселения как Шуша, Малыбейли, Гиров, Дашбулаг, Довшанлы, Туг, Туглар, Мурадханлы, Гадрут, Гасымушагы, Кубатлы, Гозак, Мирсейид, Багирбейли, Ханлыг, Тутмаз. Широко были распространениы в Джебраиле, Агдаме, Барде и Физули. Во многих сёлах производились ковры и выставлялись на продажу. Частью Карабахской школы ковра являются также ковры Зангезура и Нахичевана. Известны такие композиции как Аран, Бахчадагюллер, Балыг, Буйнуз, Барда, Бахманлы, Карабах, Годжа, Гасымушагы, Ламбараны, Муган, Талыш, Лампа, Малыбейли, Хангарвард, Ханлыг, Хантырма, Челеби, Шабалыдбута и т. д. «Карабахские ковры» описаны вЭнциклопедии Британника:

Карабахские ковры (англ. Karabagh rug) — ковры, сотканные вручную в Карабахе (территория Азербайджана, контролируемая армянами), севернее ныне существующей границы с Ираном. Карабахские ковры более схожи с Персидскими коврами по ораментной и цветовой структуре, чем с коврами других частей Кавказа, и очень трудно различить китины Карабахских ковров от аналогичных в коврах Караджа, на юге, в Иране. Определенно Карабахские ковры имеют сходство с коврами Ширвана на севере Азербайджана.

В конце XIX века Я. Зедгенидзе отмечал, что ковроткачеством в Шуше в основном занимались азербайджанцы. О ковроделии в азербайджанских деревнях согласно М. Х. Гейдарову свидетельствуют и эпиграфические произведения XVI века из Лачинского района Азербайджана и из села Уруд Сисианскогорегиона Армении.

Одним из наиболее известных А.к. из Карабаха является ковёр «Шадда» (азерб. Şəddə) сотканный в деревне Лемберан у Барды. Ковёр хранится в Государственном музее Грузии имени Симона Джанашия. Будучи ковром XVIII века, он является старинным экспонатом музея среди ковров. Ковёр был приобретён в Азербайджане в 1866 году основателем музея Густавом Радде. Ковёр был соткан в двух полотнах, которые были сшиты вместе по краям. Границы шиты красными полосами, что придаёт ковру особую тональность. Изображения верблюдов сотканы из особой ткани, белые части — шёлком.

Кубинская школа охватывает северо-восточный регион Азербайджана. «Кубинская школа» ковров подразделяется на следующие типовые подгруппы: горная зона — город Куба, и его окрестности — сёла Кохне Губа, Алпан, Хырдагюль-чичи, Сырт-чичи, Зохрами, Сумагобаг, Гюмюль, Халфалар, Гедим Минаре, Хаджигаиб и Алчагюльчи; поселение Гонагкенд и близлежащие сёла Ордудж, Афурджа, Йерфи, Йек, Гириз, Арсалан, Хан; низменная зона — город Дивичи и сёла Чай Гарагашлы, Гаджи Гарагашлы, Моллакамал, Лежеди, Пирабадил, Херат-Пирабадил, Зейва, Заглы, Алиханлы, Билиджи, Угах и Чарах. К этой школе относят и ковры Дербента. Кубинская школа оказала сильное влияние на становление и развитие центров ковроткачества вокруг города Кусары и сёл Кусарского района Хил, Ясаб, Имамкуликент, Зейхур. «Кубинские ковры» следующим образом описываются в Энциклопедии Британника:

Кубинские ковры (англ. Kuba carpet) — ковры из Кавказа, сотканные около Куба (ныне город Губа) в северном Азербайджане. Кубинские ковры середины прошлого столетия, сотканы в деревнях, сосредоточенных вокруг городов Передил, Девечи, Гонагкенд, Зейве, Карагашлы и Кусары. Эти ковры самые трудные из группы Кавказских ковров, особенно сделанные в Передиле, которые украшены необычайным геометрично-цветочным узором на синем или кремовом фоне. Гонагкендские ковры часто характеризуются большим центральным медальоном, в то время как ковры, маркированные как Karagashli, обычно содержат некоторые изолированные элементы персидского ковровой вязи (ветки растений и рак). Самый общий тип большого красно-полевого Кавказского ковра типа «сумак» (soumak) был соткан в городе Кусары. В первой половине 20-го столетия еще одна группа ковров 17-ого и 18-ого столетия была идентифицирована, как сотканные в Кубе. Эти Кавказские ковры, с изображением дракона, порой достигали 6 метров в длину. В этих коврах также использовались персидские геометрические узоры, но теперь эти ковры идентифицируются, как ковры, сделанные в Карабахе или Гяндже.

«Кубинские ковры» декорируются обычно со сложными медальонами, имеющим широкое распространение у ткачей этой школы. Обычно медальоны изображаются по ряду по всей длине ковра. Декорируются интересными композициями также границы полотна, которые как правило бывают узкими. Очень мало места остаётся пустыми. По композициям эти ковры очень разнообразны. Распространены цвета от тёмных до мягких. Материалом для таких ковров служит нежная шерсть. В декорации ковров Кубинской школы присутствуют различные геометрические узоры и орнаменты, встречаются изображения животных и растений. Известны такие композиции как Гедим-Минаре, Гимиль, Алпан, Голлу-чичи, Пирабадиль, Гаджигайыб, Гириз, Джек и др.

Исследователь коврового промысла Губинского уезда И. М. Кара-Мурза отмечал, «что местные кустари констатировали поднятие промысла, выразившееся в увеличении числа хороших мастериц, в улучшении узоров», что объяснялось «возрастающим спросом на ковровые изделия».

Технические характеристики: высокий бархатистый ворс, чрезвычайно упругий и пружинистый, очень плотная на ощупь фактура, которой с помощью техники «лулбаф» придается высокая прочность, изголовья иногда выполнены техникой в стиле «сумах», иногда же сделаны в виде «пчелиных сот». Нити основы — шерстяные, уток — шерстяные и хлопковые.

Цветовая гамма: фон центрального поля яркий, порой чрезвычайно насыщенного голубого цвета. Узоры выделяются выразительно, часто с помощью особых оттенков жёлтого и зелёного. Нередко встречаются и другие цвета — цвет натуральной шерсти, оранжевый и цвет слоновой кости.

Казахская школа охватывает Казахский, Агстафинский и Таузский районы Азербайджана, Борчалы в Грузии, область Гокчи в Армении.Энциклопедия Британника так характеризует «казахские ковры»:

Казахские ковры (англ. Kazakh rug) — ковры, сотканные сельскими жителями, живущими в западном Азербайджане и во многих городах и деревнях в северной Армении и смежной южной части Грузии. Ткачи — вероятно, главным образом азербайджанцы, хотя и армяне и грузины приняли участие в производстве этих ковров. Казахские ковры в основном вытканы из шерсти, грубо связаны в симметрическом узле с длинной, блестящей грудой. В казахских коврах преобладают красный, синий цвет и цвет слоновой кости в смелых комбинациях с относительно простыми, но драматическими узорами. Ковры редко превышают 2-х метровую величину, молитвенные коврики бывают меньших размеров. Многие украшены тремя медальонами приблизительно равного размера, в то время как в некоторых коврах этой школы встречается иной формат узоров — центральный квадрат с прилегающими двумя меньшими квадратами в каждом углу.

Школа ковра Гокчи охватывала Бамбак, Ламбали, Иджеван, Каракоюнлу и округа Гокчи (ныне Севан). Так, русский исследователь Кавказа М. Д. Исаев в книге «Ковровое производство Закавказья» писал, что «особо выделяется ковроткачество на северном берегу Севанского озера, обнимающего тюркские (азербайджанские) сёла».

Школа ковра «Борчалы» охватывает Борчалы, Гараязы, Гарачоп, Гачаган. Сюда входят такие композиции как Шыхлы, Борчалы, Гаймаглы, Гарагоюнлу, Гараязы, Гарачоп, Гачаган, Дагкесемен, Демирчиляр, Кемерли, Гокчали, Салахлы и др.

Среди «казахских ковров» особо выделяются так называемые «звёздные ковры» (англ. Star-kazak rugs, нем. Stern-Kasak Kaukasus), которые, в свою очередь, подразделяются на четыре группы в зависимости от фона ковра и величины звёздного узора. Впервые в 1980 году такую классификацию казахских ковров предложил английский искусствовед, эксперт по восточным коврам Роберт Пиннер. Одним из самых ранних «звездных ковров» считается ковёр «Девели» с изображением верблюдов на белом фоне и декорированный многочисленными ромбами.

Немецкий исследователь Фабио Форментон в книге «Восточные ковры», ссылаясь на ряд других авторов, пишет о ковре под названием «Битва Феникса с драконом» (начало XV века,Музей искусств, Берлин), сотканном в Казахе.

Технически характеристики: «казахские ковры» чаще всего характеризуются, как грубошерстные, производимые в сельской местности и считаются менее ценными по сравнению с городскими коврами, однако антикварные экземпляры этих ковров сотканы из самой лучшей шерсти, ковры в большинстве небольших размеров (1,5*2,0 или 2,20*2,60 метра), отличаются высокой стрижкой, плетение симметричное, средняя плотность — 800—1000 узлов на один квадратный дециметр, мягкие на ощупь, но тяжелые по весу, от двух до восьми челночных нитей, основа шерстяная, плетение грубое.

Цветовая гамма: отличаются насыщенной колористической гаммой, используются в основном натуральные красители, широко распространены ярко красные цвета фона, получаемые измарены, синий, темно-синий, цвет слоновой кости, а хроматическая палитра ковров разнообразна и богата: синий, зелёный, жёлтый, голубой, бежевый, коричневый и чёрный.

Бакинская школа охватывает апшеронскиё сёла: Горадиль, Новханы, Сураханы, Хилибута, Нардаран, Бюльбюля, Фатмаи, Мардакан, Кала, Хила. За пределом Апшерона включает регион Хызы. Известны также такие центры ковроткачества как Гади, Хил, Кеш, Фындыган и др. ВЭнциклопедии Британника «бакинские ковры» описываются следующим образом:

Бакинские ковры (англ. Baku rug) — ковры ручной работы, сделанные около города Баку, Азербайджан, главного порта на Каспийском море. Ковры ткались в Баку с 18-ого столетия, а вероятно и раньше. Трудно определить, какие ковры были сотканы в городе, а какие в соседних бакинских деревнях Сураханы и Чилдаг. Так называемые ковры «Чиле» («Зили») наверняка сотканы именно в этих селах. Самые ранние из бакинских ковров были самыми большими из всей группы Кавказских ковров, достигая в размерах приблизительно 1,5 на 3,6 метра. Наиболее часто бакинские ковры украшались орнаментом в виде цветочных веток и крабов. В коврах более позднего периода производства присутствует хлопок и узор в виде «буты» и маленького медальона. У большинства этих ковров синий фон.


Loading

Календарь

«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930

Архив записей

Друзья сайта

  • Заказать курсовую работу!
  • Выполнение любых чертежей
  • Новый фриланс 24