Предисловие |
|
3 |
Часть I. Возрастные
особенности детей |
5 |
Раздел 1. Психология возрастного
развития |
- |
Глава 1. Предмет, проблемы и методы
исследования в психологии возрастного
развития |
- |
|
Предмет возрастной психологии |
- |
|
Проблемы психологии возрастного
развития |
8 |
|
Методы исследования в возрастной
психологии |
10 |
Раздел 2. Познавательные процессы и
поведение ребенка |
14 |
Глава 2. Теория детского развития |
- |
|
Генотипическая и средовая
обусловленность развития ребенка |
16 |
|
Основные понятия и общие вопросы
развития |
20 |
|
Периодизация возрастного развития |
27 |
|
Развитие детского мышления |
32 |
Глава 3.Психическое развитие ребенка
младенческого возраста |
49 |
|
Врожденные формы психики и поведения |
50 |
|
Двигательная активность ребенка |
52 |
|
Восприятие и память у младенцев |
54 |
|
Речь и мышление младенца |
60 |
Глава 4. Познание и поведение в раннем
возрасте |
67 |
|
Общая характеристика развития
ребенка от одного года до трех лет |
68 |
|
Развитие речи у детей раннего возраста |
70 |
|
Появление предметной и игровой
деятельности |
74 |
|
Восприятие, память и мышление ребенка
раннего возраста |
77 |
Глава 5. Развитие познавательных
процессов и деятельность в дошкольном
возрасте |
82 |
|
Предметная деятельность и игра |
83 |
|
Восприятие, внимание и память
дошкольника |
86 |
|
Воображение, мышление и речь |
90 |
|
Психологическая характеристика
готовности к обучению в школе |
99 |
Глава 6. Умственное и поведенческое
развитие младшего школьника |
107 |
|
Психологические особенности
начального этапа обучения |
108 |
|
Познавательное развитие детей
младшего школьного возраста |
109 |
|
Умственное развитие младшего
школьника |
110 |
|
Трудовая и учебная деятельность
младшего школьника |
113 |
Глава 7.Интеллектуальное развитие
в подростковом и юношеском возрасте |
117 |
|
Общая характеристика ситуации
познавательного развития |
118 |
|
Совершенствование психических
процессов |
119 |
|
Развитие общих и специальных
способностей |
120 |
|
Развитие мышления |
121 |
Раздел 3. Формирование личности
ребенка |
125 |
Глава 8. Общая характеристика условий
и теорий личностного развития ребенка |
125 |
|
Место детства в становлении личности |
126 |
|
Роль социальных факторов в развитии
личности |
131 |
|
Общение с людьми и его влияние на
развитие личности |
134 |
|
Основные теории и направления
развития личности в детстве |
137 |
Глава 9. Формирование личности ребенка
до трехлетнего возраста |
151 |
|
Личностные новообразования
младенчества |
152 |
|
Развитие личности в возрасте от
одного до трех лет |
153 |
|
Речь и становление личности |
156 |
|
Общая характеристика последовательных
достижений в развитии детей от рождения
до трехлетнего возраста |
157 |
Глава 10.Развитие личности в дошкольном
возрасте |
163 |
|
Усвоение нравственных норм |
164 |
|
Эмоционально-мотивационная регуляция
поведения |
165 |
|
Формирование личностных качеств у
ребенка-дошкольника |
169 |
|
Психологические новообразования
дошкольного возраста |
172 |
Глава 11. Формирование личности в
младшем школьном возрасте |
177 |
|
Развитие мотивации достижения
успехов |
177 |
|
Становление самостоятельности и
трудолюбия |
180 |
|
Усвоение правил и норм общения |
181 |
|
Интегральная характеристика
психологии ребенка младшего школьного
возраста |
183 |
Глава 12. Личность подростка |
187 |
|
Ситуация личностного развития в
подростковом возрасте |
188 |
|
Формирование волевых качеств |
190 |
|
Развитие деловых качеств личности |
191 |
|
Достижения психического развития
подростков |
194 |
- Глава 13.Становление личности в
ранней юности
-
|
199 |
|
Формирование и развитие морали |
200 |
|
Становление мировоззрения |
202 |
|
Нравственное самоопределение |
205 |
|
Основные черты психологии старшего
школьника |
207 |
Глава 14. Возрастное развитие
межличностных отношений |
210 |
|
Взаимоотношение младенцев и детей
раннего возраста с окружающими людьми |
211 |
|
Межличностные отношения в дошкольном
и младшем школьном возрасте |
216 |
|
Взаимоотношения подростков |
218 |
|
Отношения с людьми в ранней юности |
221 |
Часть II. Психологические
основы обучения и воспитания |
226 |
Глава 15. Предмет, проблемы и методы
педагогической психологии |
226 |
|
Предмет психологии воспитания и
обучения |
227 |
|
Проблемы педагогической психологии |
231 |
|
Методы педагогической психологии |
234 |
Раздел 4. Психология научения |
239 |
Глава 16. Теоретическое введение в
научение |
239 |
|
Виды, условия и механизмы научения.
Факторы, определяющие его успешность |
240 |
|
Теория учебной деятельности |
247 |
|
Соотношения научения и развития |
254 |
|
Современные концепции научения |
256 |
Глава 17. Научение детей в младенческом
и раннем возрасте |
270 |
|
Начальный этап научения |
270 |
|
Сочетание разных форм научения |
272 |
|
Особенности научения детей
младенческого возраста |
273 |
|
Научение в раннем возрасте |
275 |
Глава 18. Психологические основы
обучения дошкольников |
279 |
|
Совершенствование восприятия, памяти
и мышления |
281 |
|
Обучение речи, чтению, письму |
286 |
|
Подготовка к учению в школе |
290 |
|
Развивающие учебно-дидактические
игры и формы занятий с детьми дошкольного
возраста |
292 |
Глава 19. Обучение в младшем школьном
возрасте |
297 |
|
Организация обучения детей в младших
классах школы |
298 |
|
Обучение младших школьников в
домашних условиях |
301 |
|
Игровая и учебная деятельность у
младших школьников |
303 |
|
Источники умственного развития
детей младшего школьного возраста и
причины их неуспеваемости |
305 |
Глава 20. Учение и научение в средних
и старших классах школы |
310 |
|
Становление теоретического интеллекта |
311 |
|
Совершенствование практического
мышления |
313 |
|
Профессионализация трудовых умений
и навыков |
314 |
|
Развитие общих и специальных
способностей |
316 |
Раздел 5. Психология воспитания |
319 |
Глава 21. Теоретические вопросы
воспитания |
319 |
|
Цели воспитания |
319 |
|
Средства и методы воспитания |
321 |
|
Институты воспитания |
325 |
|
Теории воспитания |
326 |
Глава 22. Социально-психологические
аспекты воспитания |
332 |
|
Общение и воспитание |
333 |
|
Коллектив и развитие личности |
337 |
|
Семья и воспитание |
341 |
|
Формирование и изменение социальных
установок |
347 |
Глава 23. Воспитание в младенческом
и раннем возрасте |
352 |
|
Первые шаги в воспитании |
353 |
|
Начало формирования социально важных
качеств личности |
355 |
|
Нравственное воспитание детей в
первые годы жизни |
359 |
|
Физическое и гигиеническое воспитание
в ранние годы |
360 |
Глава 24. Воспитание в дошкольном и
в младшем школьном возрасте |
364 |
|
Становление характера ребенка |
365 |
|
Воспитание в домашнем труде |
367 |
|
Воспитание в играх |
369 |
|
Воспитание в учении |
372 |
Глава 25. Воспитание подростков и
юношей |
378 |
|
Воспитание старшеклассников в школе |
379 |
|
Воспитание в общении со сверстниками
и взрослыми |
381 |
|
Воспитание через средства массовой
информации и культуры |
383 |
|
Самовоспитание подростков и юношей |
384 |
Глава 26.Психология педагогической
оценки |
390 |
|
Средства стимулирования обучения
и воспитания детей |
391 |
|
Педагогическая оценка как средство
стимулирования |
395 |
|
Условия эффективности педагогической
оценки |
398 |
|
Возрастные особенности ребенка и
педагогическая оценка |
400 |
Глава 27.Основы психодиагностики |
404 |
|
Теоретические вопросы практической
психодиагностики |
405 |
|
Особенности применения
психодиагностических методик |
410 |
|
Психодиагностика познавательного
развития и способностей детей |
415 |
|
Психодиагностика личностного
развития и межличностных отношений |
423 |
Глава 28. Психологическая служба в
системе образования |
428 |
|
Задачи, структура и функции
психологической службы в системе
образования |
429 |
|
Квалификационные требования, права
и обязанности практического психолога |
435 |
|
Этический кодекс практического
психолога |
439 |
Часть III. Психология
педагогической деятельности |
445 |
Раздел 6. Психология педагога |
445 |
Глава 29. Личность педагога |
445 |
|
Место педагога в современном обществе |
446 |
|
Психологические требования к личности
педагога |
447 |
|
Общие и специальные способности
педагога |
449 |
|
Индивидуальный стиль деятельности
педагога |
454 |
Глава 30. Совершенствование
педагогической деятельности |
457 |
|
Организация психологического
самообразования педагога |
458 |
|
Психология педагогической саморегуляции |
459 |
|
Элементы психокоррекции в деятельности
педагога |
461 |
|
Аутотренинг в работе педагога |
467 |
Раздел 7. Педагогическое руководство |
471 |
Глава 31. Руководство детскими группами
и коллективами |
471 |
|
Обучение детей общению и взаимодействию
с людьми |
472 |
|
Управление межличностными отношениями
в детских группах и коллективах |
476 |
|
Организация детской групповой
деятельности |
478 |
|
Развитие личности в детских группах
и коллективах |
480 |
Глава 32. Руководство педагогическим
коллективом |
483 |
|
Стиль и методы руководства коллективом |
485 |
|
Организация работы коллектива |
487 |
|
Предупреждение и устранение конфликтов
в работе педагогического коллектива |
489 |
|
Пути повышения эффективности
деятельности педагогического коллектива |
491 |
Словарь основных психологических
понятий |
494 |