Центральный Дом Знаний - Богданова Т. Г. , Гиппенрейтер Ю. Б. , Григоренко Е. Л. - Экспериментальная психология. Практикум

Информационный центр "Центральный Дом Знаний"

Заказать учебную работу! Жми!



ЖМИ: ТУТ ТЫСЯЧИ КУРСОВЫХ РАБОТ ДЛЯ ТЕБЯ

      cendomzn@yandex.ru  

Наш опрос

Я учусь (закончил(-а) в
Всего ответов: 2689

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Форма входа

Логин:
Пароль:

Богданова Т. Г. , Гиппенрейтер Ю. Б. , Григоренко Е. Л. - Экспериментальная психология. Практикум

Экспериментальная психология: Практикум: Учебное пособие для вузов
Т. Г. Богданова, Ю .Б. Гиппенрейтер, Е. Л. Григоренко и др.; Под ред. С. Д. Смирнова, Т. В. Корниловой.  

pic
М.: Аспект Пресс, 2002. – 383 с. ISBN 5–7567–0174–5.

Учебное пособие включает задания по практикуму, который в рамках университетского психологического образования сопровождает прохождение курсов общей и экспериментальной психологии. Впервые издание практикума представляет разные методические подходы к организации заданий, а именно сочетание предметного и исследовательского принципов, и дополняет теоретический курс экспериментальной психологии (Корнилова, 2002). Издание будет полезно не только студентам, получающим базовое психологическое образование, но и всем тем специалистам в области науки и практики, которые ориентированы на использование современных методов организации психологических исследований.

Для студентов, обучающихся на факультетах психологии университетов и педагогических институтов.


Предисловие

  В последние годы резко возросло количество вузов, ведущих подготовку психологов (бакалавров, специалистов, магистров). Только в Москве таких вузов, в основном частных, более 50. Опыт работы комиссий по аттестации и аккредитации этих учебных заведений показывает, что самым слабым звеном учебного процесса оказывается, как правило, подготовка студентов к практической и экспериментально–исследовательской работе. Важную роль в этой подготовке должны играть, в частности, общий практикум и практикум по экспериментальной психологии. Но во многих вузах нет специально оборудованных лабораторий, а практические занятия порой подменяются лекциями и семинарами.

Отбирая задания для данного учебного пособия, редакторы руководствовались следующими принципами.

¨ Представленность различных областей общей психологии (от раздела «ощущения» до раздела «личность»). Этот принцип наиболее полно реализован в Части I данного пособия. Она так и названа: «Предметный практикум».

¨ Представленность различных методов – как способов организации сбора данных в психологическом исследовании – и подходов к изучению психических феноменов и закономерностей (эксперимент, наблюдение, корреляционное исследование, квазиэксперимент и др.). Этот принцип реализуется во всех частях пособия, но в наиболее явном виде представлен в Части II.

¨ Воспроизведение теоретического контекста конкретного исследовательского метода или представляемой методики. Для этого каждое задание или группа заданий со сходной тематикой предваряются теоретическим введением.

¨ Доступность и реализуемость практических заданий, возможность выполнения их без дорогостоящего оборудования, как правило, недоступного молодым вузам, находящимся на стадии становления. Именно этот принцип заставил нас отказаться от включения работ, требующих полиграфов, томографов, сложных компьютеризованных комплексов, для которых программное обеспечение (не говоря уже о материальной части) потребовало бы больших затрат.

Следование принципу доступности неизбежно делает пособие открытым для упреков в некоторой «устарелости» отдельных методик или способов их реализации. Но такое построение практикума было сознательным выбором, а именно откликом на реально сложившуюся ситуацию в системе психологического образования в нашей стране. Пусть лучше студенты «на пальцах», с карандашом и бумагой, но выполняют реальные практические задания, чем ограничиваются вербальным или визуальным знакомством с ультрасовременными аппаратурными комплексами. Для работы с последними, по мере их реального появления в наших вузах, должны быть написаны другие пособия.

При подготовке пособия учитывалось также то, что в настоящее время сложились разные схемы организации учебного процесса в практикумах. Нет устоявшихся критериев различения практикумов общих и по общей психологии, исследовательских и ориентированных на практическое приложение психологического инструментария. В разные годы на факультете психологии Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова утверждались различные программы практикума, отражавшие развитие представлений о его месте в целостной организации учебного процесса. К настоящему времени от практикума по экспериментальной психологии отделены (и функционируют сравнительно автономно) практикумы по психологии измерения и по психодиагностике. Они снабжены специальными пособиями.

В то же время теоретический курс по экспериментальной психологии, в настоящее время нацеленный на знакомство с основными методами психологического исследования, недостаточно подкреплен адекватной структурой и заданиями соответствующего типа. Кроме того, назревшими стали проблемы «воссоединения» предметного практикума (традиционно связанного с преподаванием общей психологии) и исследовательского, «вооружения» психолога как исследовательскими схемами, так и практическими приемами, получившими в психологии название функциональных проб и сочетающими при их использовании цели исследования и обследования (т.е. экспериментальные и диагностические нормативы). Продемонстрировать вариативность построения психологического практикума также входило в наши задачи.

Всего в учебном пособии 49 параграфов, в которые вошли 40 заданий и Приложение, посвященное тому, чтобы помочь студенту переходить к отчетам о проведенных исследованиях, выступающих в качестве дипломных работ. Принцип вариативности предполагает, что следующие после предметного и исследовательского практикума части могут быть наполнены другим методическим материалом (изменены в соответствии с конкретным учебным планом того или иного учебного заведения).

Кроме того, мы считали необходимым сохранить преемственность тех классических способов в учебной отработке методического арсенала психологии, которые были отражены в ставшем библиографической редкостью издании под ред. А. Н. Леонтьева и Ю.Б. Гиппенрейтер (Практикум по психологии. М., 1972) и в реализовавшими принцип обучения методам (а не только методикам) разработками общего практикума под ред. М.Б. Михалевской и др. (Общий практикум. Психологический эксперимент. М., 1985–1987), которые не выходили высокой печатью и оставались доступными только студентам факультета психологии МГУ. В определенной степени данное пособие подытоживает коллективную работу всех наших коллег, так или иначе участвовавших в становлении и преподавании практикума на этом факультете.

Наконец, общий методологический контекст предлагаемого практикума будет более понятен, если рассматривать его в качестве приложения к учебнику «Экспериментальная психология» Т. В. Корниловой (М., 2002), задающему представления о теоретических основах обучения исследовательским методам в психологии.

Авторами заданий выступили:

§ 1 – М. Б. Михалевская; § 2 – Ю. Б. Гиппенрейтер, В. Я. Романов; § 3, 4 – В. А. Терехов, Е. Д. Хомская; § 5–9 – Ю. В. Котелова, А. Р. Лурия; § 10 – Э. Д. Телегина, Т. Г. Богданова; §11 – С. Д. Смирнов; § 12 – Э. Д. Телегина; § 13 – В. В. Петухов, A. А. Пузырей, Э. Д. Телегина; § 14 – Э. Д. Телегина; § 15 – Б. В. Зейгарник; § 16 – В. В. Николаева; § 17 – Б. В. Зейгарник; § 18 – Л. Б. Филонов; § 19 – Т. В. Корнилова; § 20 – Н. И. Евсикова; § 21 – Е. В. Субботский; § 22, 23 – Т. В. Корнилова; § 24–26 – С. А. Капустин; § 27 – М. Б. Михалевская; § 28 – Т. В. Корнилова, Т. Г. Богданова; § 29 – Т. В. Корнилова; § 30 – В. В. Петухов, А. А. Пузырей; § 31, 32 – Т. В. Корнилова; § 33 – Т. В. Корнилова, А. П. Корнилов; § 34–45 – Т. Г. Богданова, Т. В. Корнилова; § 46 – М. В. Мельникова; § 47 – Т. В. Корнилова, С. Д. Смирнов, Е. Л. Григоренко; § 48 – B. А. Штроо; § 49 – Б. В. Зейгарник.


Содержание
 
Предисловие. 2
Часть I Предметный практикум: лабораторные работы по изучению психических процессов и свойств. 4
Раздел 1 Ощущения. 4
§1 Задание 1. Измерение абсолютной слуховой чувствительности человека (снятие кривой  слышимости) 4
Раздел 2 Восприятие. 9
§ 2 Задание 2. Метод кратковременных экспозиций и объем восприятия. 9
Раздел 3 Внимание. 17
§ 3 Задание 3. Исследование закономерностей распределения внимания. 17
§ 4 Задание 4. Исследование процесса переключения внимания. 21
Раздел 4 Память. 24
§ 5 Общие методические указания к Заданиям 5–8. 24
§ 6 Задание 5. Исследование кратковременной памяти. 28
§ 7 Задание 6. Исследование процесса заучивания. 35
§8 Задание 7. Исследование процессов воспроизведения и узнавания. 36
§9 Задание 8. Исследование опосредствованного запоминания. 38
Раздел 5 Мышление. 40
§10 Задание 9. Использование методики «рассуждения вслух» для анализа процесса решения задач. 40
§ 11 Задание 10. Предотвращение автоматизации умственной деятельности при решении однотипных задач. 44
§ 12 Задание 11. Исследование процессов творческого мышления. 48
§ 13 Изучение мышления с помощью методики образования искусственных понятий. 51
§ 14 Задание 12. Использование теории информации в модифицированном варианте методики образования искусственных понятий. 57
Раздел 6 Личность. 63
§ 15 Введение к заданиям 13–14. 63
§ 16 Задание 13. Методика «Уровень притязаний». 64
§ 17 Задание 14. Методика исследования процесса «пресыщения. 72
§ 18 Задание 15. Методики толкования: тест Роршаха. 73
Часть II Исследовательский практикум: наблюдение и эксперимент. 78
Раздел 1 Метод наблюдения. 78
§19 Задание 1. Диагностика реактивности студентов путем полевого включенного наблюдения1 78
§ 20 Задание 2. «Поведенческий портрет» по данным наблюдения. 86
§ 21 Задание 3. Наблюдение за поведением ребенка в ситуации морального конфликта. 91
§ 22 Задание 4. Метод наблюдения процесса § 22 взаимодействия людей в дискуссии (методика Р. Бейлза) 99
§23 Наблюдение и эксперимент. 107
Раздел 2 Экспериментальный метод. 108
§24 Задание 5. Влияние распределения внимания на продуктивность деятельности. 108
§ 25 Задание 6. Влияние способа слухового восприятия на продуктивность воспроизведения. 112
§ 26 Задание 7. Влияние семантических признаков на избирательность восприятия речевых сообщений. 117
§ 27 Задание 8. Константность восприятия величины. Зависимость от условий наблюдения и установки наблюдателя. 120
§ 28 Задание 9. Эффективность решения задач в зависимости от ситуационной мотивации. 124
§ 29 Задание 10. Принятие решений в зависимости от целевого контекста. 131
§ 30 Задание 11. Влияние ограничений условий на образование искусственных понятий. 137
Раздел 3 Типы эмпирических исследований, примыкающие к экспериментальному методу. 140
§ 31 Задание 12. Использование методики измерения «импульсивности–рефлексивности» (в контексте проблемы «Индивидуальные особенности учения») 140
§ 32 Компьютеризованный психологический эксперимент. 154
§ 33 Задание 13. Специфика патопсихологического эксперимента как метода «анализ единичного случая». 163
Часть III Функциональные пробы. 180
§ 34 Задание 1. Исследование работоспособности с помощью таблицы Е. Крепелина. 180
§ 35 Задание 2. Исследование концентрации и устойчивости внимания. 181
§ 36 Задание 3. Методика установления объема внимания. 182
§ 37 Задание 4. Исследование особенностей распределения внимания (методика Т. Е. Рыбакова) 183
§ 38 Задание 5. Методика изучения устойчивости внимания. 184
§ 39 Задание 6. Методика «узнавание фигур». 188
§ 40 Задание 7. Выделение закономерностей (методика Б. И. Пинского) 189
§ 41 Задание 8. Методика шифровки цифровых символов. 190
§ 42 Задание 9. Заполнение пропущенных слов в тексте. 192
§ 43 Задание 10. Методика «ответные ассоциации». 193
§ 44 Задание 11. Методика «простые аналогии». 194
§ 45 Задание 12. Методика «сравнение понятий». 196
Часть IV Методики опроса в психологических исследованиях. 198
§ 46 Метод опроса. 198
§ 47 Опрос как этап, включенный в психологическое исследование при использовании разных методических схем.. 205
Часть V Приложение. 216
§ 48 Как оформлять дипломные работы по психологии. 216
§ 49 Об эксперименте в школе К. Левина. 226
ЛИТЕРАТУРА.. 230


Loading

Календарь

«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930

Архив записей

Друзья сайта

  • Заказать курсовую работу!
  • Выполнение любых чертежей
  • Новый фриланс 24