Центральный Дом Знаний - Пирожков В.Ф. Криминальная психология

Информационный центр "Центральный Дом Знаний"

Заказать учебную работу! Жми!



ЖМИ: ТУТ ТЫСЯЧИ КУРСОВЫХ РАБОТ ДЛЯ ТЕБЯ

      cendomzn@yandex.ru  

Наш опрос

Как Вы планируете отдохнуть летом?
Всего ответов: 922

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Форма входа

Логин:
Пароль:

Пирожков В.Ф. Криминальная психология

Пирожков В.Ф. 


Год: 2007

Издательство: Ось-89

ISBN: 978-5-98534-717-3
Язык: Русский
Формат: PDF
Качество: Распознанный текст без ошибок (OCR)
Количество страниц: 704
Описание: В настоящем издании изложены основные теоретические, методические и практические вопросы возрастной психологии несовершеннолетних и подростковых групп, втянутых в преступную деятельность и преступный образ жизни. Раскрыты причинно-следственные факторы криминальной субкультуры молодежной среды, ее атрибутика, традиции и динамика развития. Отражены особенности работы с подростками, отягощенными психическими заболеваниями, проблемы социальной изоляции и ее влияние на личность несовершеннолетнего, способы и методы профилактики и коррекции различных видов отклоняющегося поведения, свойственного местам социальной изоляции (внутри-зонного рэкета, симуляции и аггроваций болезней, членовредительства, побегов, половых извращений, ’’минирования", алкоголизма, чифиризма, токсикомании и наркомании). Книга предназначена учителям и студентам педагогических академий, университетов и институтов (по специальностям: "практический психолог", "социальный педагог"), сотрудникам специальных образовательных учреждений, воспитательных и исправительных колоний, а также сотрудникам прокуратуры, органов внутренних дел, комиссий по делам несовершеннолетних и родителям, желающим расширить и углубить свои знания о работе с педагогически запущенными детьми и подросткам и правонарушителями в профилактических и коррекционных целях.


ПРЕДИСЛОВИЕ

Предлагаемая книга является вторым расширенным и допол­ненным изданием "Криминальной психологии", выпущенной в 1998 г. в двух томах.

"Криминальная психология" своим содержанием отражает раз­ные аспекты преступности несовершеннолетних, от ее причин, особенностей и динамики до профилактики и коррекционной рабо­ты с правонарушителями в местах социальной изоляции, участие в этой работе различных социальных институтов и должностных лиц.

Интерес к криминальной психологии подростков в настоящее время в обществе настолько велик, что первое издание книги ра­зошлось практически мгновенно. И это не случайно. Во-первых, это вызвано продолжающимся ростом в стране и в мире подрост­ковой преступности. У нас в стране питательной почвой ее явля­ется беспризорность. А во-вторых, это связано с тем, что наше общество, хотя и очень медленно, но все же поворачивается лицом к тинейджеру, начинает ценить его как личность, стре­мится заметить и разрешить те проблемы, которые сейчас ин­тересуют и волнуют подростков и молодежь.

Психология, в том числе и криминальная, становится одним из средств, которое можно с успехом использовать в профилак­тике преступности несовершеннолетних, а практический психолог становится одной из главных фигур в профилактической и кор­рекционной работе с подростками-правонарушителями.

В книге дано систематическое изложение основных теорети­ческих, методологических и практических вопросов в данной сфере социальной действительности. Особое внимание обращено на спо­собы реализации научных знаний, соответствующих современному уровню развития психологической науки, в работе с трудными детьми и криминальными подростками.

Практически каждый взрослый человек может в своей жизни столкнуться с криминальным поведением подростков. Поэтому надо иметь представление о психологических механизмах подрост­кового криминала и уметь бороться с подростковой преступностью. Бороться с подростковым криминалом должна не только милиция, но и все общество в целом, начиная с родителей. Когда-то извест­ный отечественный криминалист Г.М. Миньковский подсчитал,что в советском обществе было задействовано свыше 50 социаль­ных институтов и должностных лиц, которым вменялось государ­ством в обязанность заниматься профилактикой преступности не­совершеннолетних. Сейчас все они бездействуют, а трудный под­росток оказывается безнадзорным, предоставленным самому себе, за его поведение никто из взрослых ответственности не несет. Хотя известно, что многие западные страны переняли и усовершен­ствовали созданную в годы советской власти систему профилакти­ки преступности подростков, добавив к этой системе, например, общество анонимных алкоголиков, общество анонимных наркоманов, индивидуальное шеаЬство над трудными подростками, различные клубы по интересам и даже такое экзотическое средство, как вывоз из Германии трудных подростков в Россию, в сибирские де­ревни сроком не менее чем на год и проживание там под руковод­ством добровольца-воспитателя. Значит, все полезное из прошлого опыта не следует забывать, а надо реконструировать и использо­вать с учетом изменения личности подростка, изменения социаль­ной ситуации в стране. Известно, что подростки, совершившие преступление, изолируются от общества в местах лишения свобо­ды. Но как показал многовековой опыт, тюрьма не исправляет пре­ступника, а наоборот, обогащает его преступным опытом, кото­рый он приобретает в общении с себе подобными. Поэтому во вто­рой части книги раскрывается то, что он приобретает в местах лишения свободы (криминальный опыт и криминальную субкульту­ру). Хотя лишение свободы остается одним из средств борьбы с преступностью подростков, общество должно иметь представление о том багаже, с которым подросток выходит на свободу, чтобы предупредить с его стороны новое преступление.

Это не снимает обязанности с общества и государства ис­кать и другие (альтернативные) средства в борьбе с преступнос­тью несовершеннолетних. Нельзя уповать только на социальную изоляцию подростков.

Издание предназначено практическим психологам образования и другим специалистам, занятым профилактической работой с подростками-правонарушителями.

Содержание книги прошло апробацию в ходе чтения автором курса лекций слушателям факультетов психологии МГУ, МГПУ, МГОПУ, Института молодежи, а также практическим работни­кам правоохранительных органов в разных регионах страны. При подготовке к изданию все замечания рецензентов практических ра­ботников, были учтены.

Автор признателен рецензентам и тем читателям, которые в письмах и лично высказали свои критические замечания и пожела­ния.


ОГЛАВЛЕНИЕ

Глава I. Криминальная психология как наука......................15

1. Предмет и задачи криминальной психологии............15

2. Психология личности преступника..............................17

3. Причинный комплекс личности преступника............18

4. Психология преступления как особого вида деятельности....................................................................22

5. Психология преступности..............................................24

6. Методы криминальной психологии..............................28

Глава II. Криминально-психологические особенности преступности несовершеннолетних.........................38

1. Динамика, групповой характер, степень организованности............................................................38

2. Подростковый алкоголизм, токсикомания, наркомания и преступность..........................................50

3. Психологическая характеристика основных криминологических показателей преступности несовершеннолетних.......................................................61

Глава III. Криминальные группы несовершеннолетних............88

1. Виды криминальных групп несовершеннолетних по числу их участников.................................................88

2. Характеристика криминальных групп несовершеннолетних по возрастному составу.............89

3. Характеристика преступных групп несовершеннолетних по признаку пола.......................99

4. Характеристика преступных групп по длительности их существования............................101

5. Характеристика степени организованности и сплоченности криминальных групп........................103

Глава IV. Криминальная субкультура как механизм воспроизводства групповой преступности несовершеннолетних................................................109

1. Сущность и эмпирические признаки криминальной субкультуры....................................................................109

2. Структура криминальной субкультуры и ее функции. Понятие о структуре криминальной субкультуры.... 120

Глава V. Стратификация подростков и юношей в уголовной иерархии.............................................126

1. Понятие и сущность стратификации подростков и юношей в уголовной иерархии...............................126

2. Характеристика факторов, влияющих на положение личности в уголовной иерархии........129

3. Дегуманизация отношений по вертикали в подростково-юношеской среде как показатель динамики криминальной субкультуры.......................135

Глава VI. Регламентация жизни преступных групп несовершеннолетних............................................138

1. Виды норм преступных сообществ и их характеристика.....................................................138

2. Психологические феномены, обеспечивающие сплоченность криминальных сообществ несовершеннолетних.....................................................142

3. Система приема новичков в уголовную среду («прописка»)..................................................................146

Глава VII. Татуировки в системе ценностей криминальной среды несовершеннолетних.........151

1. Распространенность татуировок в подростковой среде...............................................................................151

2. Функции татуировок в преступной среде несовершеннолетних.....................................................155

3. Классификация татуировок.........................................161

4. Мотивы нанесения и удаления татуировок...............181

Глава VIII. Уголовный жаргон в среде несовершеннолетних.........................................190

1. Понятие уголовного жаргона......................................190

2. Изучение уголовного жаргона.....................................193

3. Тоталитарные элементы в уголовном жаргоне...........................................................................206

Словарь картежных шулеров.......................................208

Наркоманический жаргон............................................210

4. Профилактика уголовного жаргона среди несовершеннолетних.....................................................216

Глава IX. Невербальные средства общения в среде несовешеннолетних. Тайная переписка...............223

1. Визуальное тайное общение........................................223

2. Особенности тайного письменного общения............231

3. Использование условных звуковых сигналов в криминальной субкультуре.......................................242

Глава X. Групповая агрессия несовершеннолетних..............247

1. Общая характеристика групповой агрессии несовершеннолетних.....................................................247

Вилы криминального вреда, наносимого

групповой и индивидуальной агрессией....................249

Виктимологический аспект агрессии..........................255

Объекты агрессии группы............................................257

2. Групповая сексуальная агрессия.................................262

3. Групповой подростковый вандализм..........................274

4. Групповая подростковая зооагрессия.........................283

5. «Разборка» как проявление агрессии.........................290

6. Социально-психологическая структура криминальной группы как результат взаимной агрессии........................................................295

7. Имя нарицательное и собственное криминальной группы и ее агрессивные проявления........................300

Глава XI. Пути профилактики преступности несовершеннолетних................................................309

1. Основные требования к организации профилактики преступности несовершеннолетних.....................................................309

Меры профилактики и их классификация................309

2. Устранение причин, способствующих формированию криминогенной личности учащегося.......................................................................319

3. Предупреждение пояачения криминальных групп...............................................................................337

4. Способы работы с криминальными группами..........347

Пути профилактики групповых преступлений несовершеннолетних.....................................................357

Глава XII. Влияние социальной изоляции на личность несовершеннолетнего............................................361

1. Системный анализ факторов социальной изоляции........................................................................361

2. Психологический анализ непосредствен неправовых факторов социальной изоляции..................................375

3. Влияние на личность несовершеннолетнего факторов, опосредованных правом.............................395

4. Динамика личности несовершеннолетнего в условиях социальной изоляции...............................414

5. Динамика системы отношений несовершеннолетних и переживаемых ими психических состояний................................................420

6. Криминальная субкультура и отклоняющееся поведение.......................................................................427

Глава XIII. Организационно-психологические основы профилактической работы в местах социальной изоляции...........................................437

1. Задачи и основные направления профилактической работы в местах социальной изоляции........................................................................437

2. Психологические вопросы организации профилактической работы среди несовершеннолетних в местах социальной изоляции........................................................................443

3. Явка с повинной в системе мер профилактики.......451

Глава XIV. Воспитательно-профилактическая работа с различными категориями несовершеннолетних.............................................458

1. Рэкет и его профилактика...........................................458

2. Воспитательно-коррекционная работа с лицами, отягощенными психическими заболеваниями...........465

3. Коррекция поведения подростков-инфантилов........473

4. Симуляции и аггравации болезней и их профилактика................................................................477

5. Самоповреждения (членовредительство) и их профилактика.......................................................484

6. Побеги (самовольные уходы) и их профилактика ...498

7. Половая деморализация и половые извращения, их профилактика...........................................................509

8. «Минирование» и его профилактика.........................522

9. Профилактика алкоголизма, чифиризма, токсикомании и наркомании в местах социальной изоляции...................................................528

Заключение..........................................................................549

Литература...........................................................................552

Толковый словарь уголовного жаргона...........................565

Loading

Календарь

«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930

Архив записей

Друзья сайта

  • Заказать курсовую работу!
  • Выполнение любых чертежей
  • Новый фриланс 24