|
Пирожков В.Ф. Криминальная психологияПирожков В.Ф. Год: 2007 Издательство: Ось-89 ISBN: 978-5-98534-717-3 ПРЕДИСЛОВИЕ Предлагаемая книга является вторым расширенным и дополненным изданием "Криминальной психологии", выпущенной в 1998 г. в двух томах. "Криминальная психология" своим содержанием отражает разные аспекты преступности несовершеннолетних, от ее причин, особенностей и динамики до профилактики и коррекционной работы с правонарушителями в местах социальной изоляции, участие в этой работе различных социальных институтов и должностных лиц. Интерес к криминальной психологии подростков в настоящее время в обществе настолько велик, что первое издание книги разошлось практически мгновенно. И это не случайно. Во-первых, это вызвано продолжающимся ростом в стране и в мире подростковой преступности. У нас в стране питательной почвой ее является беспризорность. А во-вторых, это связано с тем, что наше общество, хотя и очень медленно, но все же поворачивается лицом к тинейджеру, начинает ценить его как личность, стремится заметить и разрешить те проблемы, которые сейчас интересуют и волнуют подростков и молодежь. Психология, в том числе и криминальная, становится одним из средств, которое можно с успехом использовать в профилактике преступности несовершеннолетних, а практический психолог становится одной из главных фигур в профилактической и коррекционной работе с подростками-правонарушителями. В книге дано систематическое изложение основных теоретических, методологических и практических вопросов в данной сфере социальной действительности. Особое внимание обращено на способы реализации научных знаний, соответствующих современному уровню развития психологической науки, в работе с трудными детьми и криминальными подростками. Практически каждый взрослый человек может в своей жизни столкнуться с криминальным поведением подростков. Поэтому надо иметь представление о психологических механизмах подросткового криминала и уметь бороться с подростковой преступностью. Бороться с подростковым криминалом должна не только милиция, но и все общество в целом, начиная с родителей. Когда-то известный отечественный криминалист Г.М. Миньковский подсчитал,что в советском обществе было задействовано свыше 50 социальных институтов и должностных лиц, которым вменялось государством в обязанность заниматься профилактикой преступности несовершеннолетних. Сейчас все они бездействуют, а трудный подросток оказывается безнадзорным, предоставленным самому себе, за его поведение никто из взрослых ответственности не несет. Хотя известно, что многие западные страны переняли и усовершенствовали созданную в годы советской власти систему профилактики преступности подростков, добавив к этой системе, например, общество анонимных алкоголиков, общество анонимных наркоманов, индивидуальное шеаЬство над трудными подростками, различные клубы по интересам и даже такое экзотическое средство, как вывоз из Германии трудных подростков в Россию, в сибирские деревни сроком не менее чем на год и проживание там под руководством добровольца-воспитателя. Значит, все полезное из прошлого опыта не следует забывать, а надо реконструировать и использовать с учетом изменения личности подростка, изменения социальной ситуации в стране. Известно, что подростки, совершившие преступление, изолируются от общества в местах лишения свободы. Но как показал многовековой опыт, тюрьма не исправляет преступника, а наоборот, обогащает его преступным опытом, который он приобретает в общении с себе подобными. Поэтому во второй части книги раскрывается то, что он приобретает в местах лишения свободы (криминальный опыт и криминальную субкультуру). Хотя лишение свободы остается одним из средств борьбы с преступностью подростков, общество должно иметь представление о том багаже, с которым подросток выходит на свободу, чтобы предупредить с его стороны новое преступление. Это не снимает обязанности с общества и государства искать и другие (альтернативные) средства в борьбе с преступностью несовершеннолетних. Нельзя уповать только на социальную изоляцию подростков. Издание предназначено практическим психологам образования и другим специалистам, занятым профилактической работой с подростками-правонарушителями. Содержание книги прошло апробацию в ходе чтения автором курса лекций слушателям факультетов психологии МГУ, МГПУ, МГОПУ, Института молодежи, а также практическим работникам правоохранительных органов в разных регионах страны. При подготовке к изданию все замечания рецензентов практических работников, были учтены. Автор признателен рецензентам и тем читателям, которые в письмах и лично высказали свои критические замечания и пожелания.
ОГЛАВЛЕНИЕ Глава I. Криминальная психология как наука......................15 1. Предмет и задачи криминальной психологии............15 2. Психология личности преступника..............................17 3. Причинный комплекс личности преступника............18 4. Психология преступления как особого вида деятельности....................................................................22 5. Психология преступности..............................................24 6. Методы криминальной психологии..............................28 Глава II. Криминально-психологические особенности преступности несовершеннолетних.........................38 1. Динамика, групповой характер, степень организованности............................................................38 2. Подростковый алкоголизм, токсикомания, наркомания и преступность..........................................50 3. Психологическая характеристика основных криминологических показателей преступности несовершеннолетних.......................................................61 Глава III. Криминальные группы несовершеннолетних............88 1. Виды криминальных групп несовершеннолетних по числу их участников.................................................88 2. Характеристика криминальных групп несовершеннолетних по возрастному составу.............89 3. Характеристика преступных групп несовершеннолетних по признаку пола.......................99 4. Характеристика преступных групп по длительности их существования............................101 5. Характеристика степени организованности и сплоченности криминальных групп........................103 Глава IV. Криминальная субкультура как механизм воспроизводства групповой преступности несовершеннолетних................................................109 1. Сущность и эмпирические признаки криминальной субкультуры....................................................................109 2. Структура криминальной субкультуры и ее функции. Понятие о структуре криминальной субкультуры.... 120 Глава V. Стратификация подростков и юношей в уголовной иерархии.............................................126 1. Понятие и сущность стратификации подростков и юношей в уголовной иерархии...............................126 2. Характеристика факторов, влияющих на положение личности в уголовной иерархии........129 3. Дегуманизация отношений по вертикали в подростково-юношеской среде как показатель динамики криминальной субкультуры.......................135 Глава VI. Регламентация жизни преступных групп несовершеннолетних............................................138 1. Виды норм преступных сообществ и их характеристика.....................................................138 2. Психологические феномены, обеспечивающие сплоченность криминальных сообществ несовершеннолетних.....................................................142 3. Система приема новичков в уголовную среду («прописка»)..................................................................146 Глава VII. Татуировки в системе ценностей криминальной среды несовершеннолетних.........151 1. Распространенность татуировок в подростковой среде...............................................................................151 2. Функции татуировок в преступной среде несовершеннолетних.....................................................155 3. Классификация татуировок.........................................161 4. Мотивы нанесения и удаления татуировок...............181 Глава VIII. Уголовный жаргон в среде несовершеннолетних.........................................190 1. Понятие уголовного жаргона......................................190 2. Изучение уголовного жаргона.....................................193 3. Тоталитарные элементы в уголовном жаргоне...........................................................................206 Словарь картежных шулеров.......................................208 Наркоманический жаргон............................................210 4. Профилактика уголовного жаргона среди несовершеннолетних.....................................................216 Глава IX. Невербальные средства общения в среде несовешеннолетних. Тайная переписка...............223 1. Визуальное тайное общение........................................223 2. Особенности тайного письменного общения............231 3. Использование условных звуковых сигналов в криминальной субкультуре.......................................242 Глава X. Групповая агрессия несовершеннолетних..............247 1. Общая характеристика групповой агрессии несовершеннолетних.....................................................247 Вилы криминального вреда, наносимого групповой и индивидуальной агрессией....................249 Виктимологический аспект агрессии..........................255 Объекты агрессии группы............................................257 2. Групповая сексуальная агрессия.................................262 3. Групповой подростковый вандализм..........................274 4. Групповая подростковая зооагрессия.........................283 5. «Разборка» как проявление агрессии.........................290 6. Социально-психологическая структура криминальной группы как результат взаимной агрессии........................................................295 7. Имя нарицательное и собственное криминальной группы и ее агрессивные проявления........................300 Глава XI. Пути профилактики преступности несовершеннолетних................................................309 1. Основные требования к организации профилактики преступности несовершеннолетних.....................................................309 Меры профилактики и их классификация................309 2. Устранение причин, способствующих формированию криминогенной личности учащегося.......................................................................319 3. Предупреждение пояачения криминальных групп...............................................................................337 4. Способы работы с криминальными группами..........347 Пути профилактики групповых преступлений несовершеннолетних.....................................................357 Глава XII. Влияние социальной изоляции на личность несовершеннолетнего............................................361 1. Системный анализ факторов социальной изоляции........................................................................361 2. Психологический анализ непосредствен неправовых факторов социальной изоляции..................................375 3. Влияние на личность несовершеннолетнего факторов, опосредованных правом.............................395 4. Динамика личности несовершеннолетнего в условиях социальной изоляции...............................414 5. Динамика системы отношений несовершеннолетних и переживаемых ими психических состояний................................................420 6. Криминальная субкультура и отклоняющееся поведение.......................................................................427 Глава XIII. Организационно-психологические основы профилактической работы в местах социальной изоляции...........................................437 1. Задачи и основные направления профилактической работы в местах социальной изоляции........................................................................437 2. Психологические вопросы организации профилактической работы среди несовершеннолетних в местах социальной изоляции........................................................................443 3. Явка с повинной в системе мер профилактики.......451 Глава XIV. Воспитательно-профилактическая работа с различными категориями несовершеннолетних.............................................458 1. Рэкет и его профилактика...........................................458 2. Воспитательно-коррекционная работа с лицами, отягощенными психическими заболеваниями...........465 3. Коррекция поведения подростков-инфантилов........473 4. Симуляции и аггравации болезней и их профилактика................................................................477 5. Самоповреждения (членовредительство) и их профилактика.......................................................484 6. Побеги (самовольные уходы) и их профилактика ...498 7. Половая деморализация и половые извращения, их профилактика...........................................................509 8. «Минирование» и его профилактика.........................522 9. Профилактика алкоголизма, чифиризма, токсикомании и наркомании в местах социальной изоляции...................................................528 Заключение..........................................................................549 Литература...........................................................................552 Толковый словарь уголовного жаргона...........................565 |
Loading
|