|
Столяренко А.М. Психология и педагогикаГод:
2010 Оглавление Предисловие 7 Раздел I. ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИИ И ПЕДАГОГИКИ 9 Глава 1. Психология и педагогика в жизни, деятельности, науке и образовании 10 1.1. Учебная дисциплина «Психология и педагогика»: цели, задачи, функции, концепция изучения 10 1.2. Психология и педагогика в научном подходе к решению проблем человека 15 1.3. Психологическая и педагогическая подготовленность специалиста — выпускника высшей школы 23 Глава 2. Основы научно-психологического знания 31 2.1. Психологическая наука и ее методология 31 2.2. Мозг и психика 53 2.3. Мир психических явлений 81 Глава 3. Основы научно-педагогического знания 99 3.1. Педагогика как наука 99 3.2. Методологические основы педагогики 106 Раздел II. ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА: ЛИЧНОСТЬ, ГРУППА, ОБЩЕСТВО 128 Глава 4. Проблема личности в психологии 128 4.1. Личность и ее психология 128 4.2. Психология развития личности 142 4.3. Личность и поведение 154 Глава 5. Проблема личности в педагогике 159 5.1. Специфика педагогического подхода к личности 159 5.2. Педагогическое формирование личности в процессе социализации 167 5.3. Воспитание личности 194 Глава 6. Социальная среда, группа, коллектив в психологии и педагогике 214 6.1. Социальная психология среды и группы 214 6.2. Социальная педагогика среды и коллектива 231 6.3. Психологический и педагогический потенциалы групп и коллективов 235 Глава 7. Психология и педагогика общества и жизнедеятельности человека 252 7.1. Социально-психологическая и социально-педагогическая действительность в обществе 252 7.2. Психология и педагогика развития современного общества 259 7.3. Психология и педагогика жизнедеятельности человека в обществе 278 Раздел III. ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА: ПРОФЕССИОНАЛ 306 Глава 8. Психология и педагогика профессионального образования 307 8.1. Психологические и педагогические основы образования 307 8.2. Психология и педагогика профессионализма 330 8.3. Формирование личности в образовательном процессе 345 8.4. Учение и профессиональное становление студента 353 8.5. Педагогическая культура преподавателя 361 Глава 9. Психология и педагогика профессионального обучения 369 9.1. Педагогические основы обучения 369 9.2. Методическая система и интенсивные технологии обучения 382 9.3. Общая методика формирования профессиональных знаний, навыков и умений 400 9.4. Специальные виды профессионального обучения работающих 410 Глава 10. Психолого-педагогические основы профессионального труда 431 10.1. Человек в организации 431 10.2. Психология и педагогика управления организацией 450 10.3. Психологические и педагогические особенности труда в рыночных условиях 474 Глава 11. Психологическая и педагогическая техника в профессиональной деятельности 500 11.1. Основы психологической и педагогической техники 500 11.2. Психологическая техника выполнения профессиональных действий 505 11.3. Техника выполнения основных педагогических действий 528 Предисловие Российское общество переживает сложный период социально-экономического реформирования. Надежды его граждан и усилия государства направляются на всестороннее совершенствование жизни в соответствии с представлениями об обществе, отвечающем уровню достижений человеческой цивилизации и воплощающем в большей степени, чем прежде, идеалы добра, справедливости, свободы, защиты от беззакония и зла, обеспечивающем людям равные возможности для самореализации и достойной жизни. Этот процесс сложен, противоречив, многообусловлен. Он не может быть осуществлен директивой или по желанию кого-то «сверху». Что бы ни говорили пессимисты, но он зависит от всех граждан России. Невозможно воплотить идеалы в жизнь каждого человека без его личного участия. И общество всегда таково, каковы его граждане и их активность. Жизнь в обществе может стать лучше, если его граждане станут лучше — воспитание, образованнее, культурнее, умнее, способнее к цивилизованному, демократичному, свободному, производительному образу жизни. Большая роль в совершенствовании общества принадлежит молодым россиянам, вступающим в жизнь и принимающим эстафету поколений. Верно сказано, что человечество и общество топтались бы на месте, если бы дети не превосходили своих родителей и учителей. Помогать молодым людям выполнить свою историческую миссию, стать совершеннее, раскрыть и развить свои возможности, самореализоваться в жизни и достичь максимально возможного, внести вклад в судьбы и прогресс России и ее народа — социальная миссия образования. Федеральный компонент образовательных программ вузов в качестве обязательной включает дисциплину «Психология и педагогика». Каждый молодой человек хочет быть сильным, умелым, уважаемым, успешным в жизни, способным владеть ситуацией и держать судьбу в собственных руках. Этому как раз учат психология и педагогика — науки о жизни. Это прикладные науки и их знания не сухие теории и балласт для памяти, которые можно выбросить после сдачи зачета или экзамена, а путеводные по жизни. Научные знания психологии и педагогики нужны любому человеку, ибо позволяют глубже и правильнее разбираться в жизни и себя в ней, в ее подлинных ценностях, в людях и отношениях с ними, предупреждать и преодолевать трудности, которых на жизненном пути всегда хватает. Они учат повышать свои возможности, становится сильнее, выбирать наилучшую линию и способы поведения в разных ситуациях. Многими тысячами примеров можно подтвердить, что человек, разбирающийся в вопросах психологии и педагогики, обладает надежным и действенным инструментом, повышающим его уверенность в себе, жизнестойкость и способность достигать успехов в жизни. Именно в таком жизненно ориентированном ключе эти знания и раскрываются в предлагаемым вниманию читателей учебнике. |
Loading
|