
Год:
2010
Издательство:
Юнити-Дана
ISBN: 978-5-238-01679-5
Серия: Золотой
фонд российских учебников
Язык:
Русский
Формат: PDF
Качество:
Отсканированные страницы + слой
распознанного текста
Количество
страниц: 540
Описание: На примере
современных достижений отечественной
и мировой психологии и педагогики
рассматриваются: основы научно-психологического
и научно-педагогического знания; проблема
личности в психологии и педагогике;
социальная среда, группа, коллектив в
психологии и педагогике; психология и
педагогика общества и жизнедеятельности
человека; психология и педагогика
профессионального образования и
обучения. Теоретические вопросы
излагаются популярно, хорошо иллюстрированы
и сочетаются с раскрытием их практической
значимости для жизни взрослого человека
и профессиональной деятельности
специалиста.
Для студентов и аспирантов
вузов, а также читателей, интересующихся
основами психологии и педагогики.
Оглавление
Предисловие 7
Раздел I. ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИИ И ПЕДАГОГИКИ 9 Глава 1. Психология и педагогика в жизни, деятельности,
науке и образовании 10
1.1. Учебная дисциплина «Психология и педагогика»:
цели, задачи, функции, концепция изучения 10
1.2. Психология и педагогика в научном подходе
к решению проблем человека 15
1.3. Психологическая и педагогическая подготовленность специалиста — выпускника высшей школы 23
Глава 2. Основы научно-психологического знания 31
2.1. Психологическая наука и ее методология 31
2.2. Мозг и психика 53
2.3. Мир психических явлений 81 Глава 3. Основы научно-педагогического знания 99
3.1. Педагогика как наука 99
3.2. Методологические основы педагогики 106
Раздел II. ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА:
ЛИЧНОСТЬ, ГРУППА, ОБЩЕСТВО 128
Глава 4. Проблема личности в психологии 128
4.1. Личность и ее психология 128
4.2. Психология развития личности 142
4.3. Личность и поведение 154 Глава 5. Проблема личности в педагогике 159
5.1. Специфика педагогического подхода к личности 159
5.2. Педагогическое формирование личности
в процессе социализации 167
5.3. Воспитание личности 194 Глава 6. Социальная среда, группа, коллектив
в психологии и педагогике 214
6.1. Социальная психология среды и группы 214
6.2. Социальная педагогика среды и коллектива 231
6.3. Психологический и педагогический потенциалы
групп и коллективов 235 Глава 7. Психология и педагогика общества
и жизнедеятельности человека 252
7.1. Социально-психологическая
и социально-педагогическая действительность
в обществе 252
7.2. Психология и педагогика развития современного общества 259
7.3. Психология и педагогика жизнедеятельности
человека в обществе 278
Раздел III. ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА: ПРОФЕССИОНАЛ 306 Глава 8. Психология и педагогика профессионального
образования 307
8.1. Психологические и педагогические основы образования 307
8.2. Психология и педагогика профессионализма 330
8.3. Формирование личности в образовательном
процессе 345
8.4. Учение и профессиональное становление студента 353
8.5. Педагогическая культура преподавателя 361 Глава 9. Психология и педагогика профессионального
обучения 369
9.1. Педагогические основы обучения 369
9.2. Методическая система и интенсивные технологии обучения 382
9.3. Общая методика формирования профессиональных знаний, навыков и умений 400
9.4. Специальные виды профессионального обучения работающих 410
Глава 10. Психолого-педагогические основы
профессионального труда 431
10.1. Человек в организации 431
10.2. Психология и педагогика управления организацией 450
10.3. Психологические и педагогические особенности
труда в рыночных условиях 474
Глава 11. Психологическая и педагогическая техника
в профессиональной деятельности 500
11.1. Основы психологической и педагогической техники 500
11.2. Психологическая техника выполнения профессиональных действий 505
11.3. Техника выполнения основных педагогических действий 528
Предисловие
Российское общество переживает сложный период социально-экономического реформирования. Надежды его граждан и усилия государства направляются на всестороннее совершенствование жизни в соответствии с представлениями об обществе, отвечающем уровню достижений человеческой цивилизации и воплощающем в большей степени, чем прежде, идеалы добра, справедливости, свободы, защиты от беззакония и зла, обеспечивающем людям равные возможности для самореализации и достойной жизни.
Этот процесс сложен, противоречив, многообусловлен. Он не может быть осуществлен директивой или по желанию кого-то «сверху». Что бы ни говорили пессимисты, но он зависит от всех граждан России. Невозможно воплотить идеалы в жизнь каждого человека без его личного участия. И общество всегда таково, каковы его граждане и их активность. Жизнь в обществе может стать лучше, если его граждане станут лучше — воспитание, образованнее, культурнее, умнее, способнее к цивилизованному, демократичному, свободному, производительному образу жизни.
Большая роль в совершенствовании общества принадлежит молодым россиянам, вступающим в жизнь и принимающим эстафету поколений. Верно сказано, что человечество и общество топтались бы на месте, если бы дети не превосходили своих родителей и учителей. Помогать молодым людям выполнить свою историческую миссию, стать совершеннее, раскрыть и развить свои возможности, самореализоваться в жизни и достичь максимально возможного, внести вклад в судьбы и прогресс России и ее народа — социальная миссия образования.
Федеральный компонент образовательных программ вузов в качестве обязательной включает дисциплину «Психология и педагогика».
Каждый молодой человек хочет быть сильным, умелым, уважаемым, успешным в жизни, способным владеть ситуацией и держать судьбу в собственных руках. Этому как раз учат психология и педагогика — науки о жизни. Это прикладные науки и их знания не сухие теории и балласт для памяти, которые можно выбросить после сдачи зачета или экзамена, а путеводные по жизни.
Научные знания психологии и педагогики нужны любому человеку, ибо позволяют глубже и правильнее разбираться в жизни и себя в ней, в ее подлинных ценностях, в людях и отношениях с ними, предупреждать и преодолевать трудности, которых на жизненном пути всегда хватает. Они учат повышать свои возможности, становится сильнее, выбирать наилучшую линию и способы поведения в разных ситуациях. Многими тысячами примеров можно подтвердить, что человек, разбирающийся в вопросах психологии и педагогики, обладает надежным и действенным инструментом, повышающим его уверенность в себе, жизнестойкость и способность достигать успехов в жизни. Именно в таком жизненно ориентированном ключе эти знания и раскрываются в предлагаемым вниманию читателей учебнике.