Центральный Дом Знаний - А.Р. Лурия. Письмо и речь. Нейролингвистические исследования

Информационный центр "Центральный Дом Знаний"


      cendomzn@yandex.ru  

Наш опрос

Я учусь (закончил(-а) в
Всего ответов: 2691

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Форма входа

А.Р. Лурия. Письмо и речь. Нейролингвистические исследования

А.Р. Лурия. 

pic

Год выпуска: 2002
Автор: А.Р. Лурия
Жанр: монография, психология
Издательство: Москва. Издательский центр "Академия"
Серия: Классическая учебная книга
ISBN: 5-7695-1011-0
Формат: PDF
Качество: Отсканированные страницы
Количество страниц: 347
Язык: Русский

Описание:

В книге, публикуемой к столетию со дня рождения А.Р.Лурия, одного из крупнейших психологов XX века, представлены две его монографии: "Очерки психофизиологии письма" (1950) и "Основные проблемы нейролингвистики" (1975). Обе они посвящены анализу психологической структуры письма и речи, проводимому с помощью нейропсихологического метода.
Книга может быть полезна также студентам - филологам и педагогам, широкому кругу читателей, интересующихся проблемами речи и её механизмов.


ПРЕДИСЛОВИЕ к настоящему изданию

Две работы А. Р. Лурия, входящие в эту книгу, написаны с интервалом в 25 лет: «Очерки психофизиологии письма» опуб­ликованы в 1950 г., а «Основные проблемы нейролингвистики» — в 1975. Тем не менее в них много общего. Их объединяет одинаковая задача — описать строение сложных функциональных систем речи и письма в норме, используя нейропсихологическую методологию. А. Р. Лурия сопоставляет клинические данные о распаде функ­ции с широким кругом фактов онтогенеза речи и письма, исто­рии языка, межъязыковых сравнений. Обобщить эти данные по­зволяют разработанные А. Р. Лурия вслед за Л. С. Выготским прин­ципы социального происхождения, системного строения и хро-ногенной организации и локализации психических функций.

Вопросы строения функций речи и письма, которые раскры­вает в своих работах А. Р. Лурия, сейчас, как никогда, востребова­ны практикой. Нейролингвистический анализ строения речи стал теоретической базой логопедической и психологической работы по преодолению трудностей формирования речи или ее наруше­ний при мозговых поражениях. Нейропсихологический и нейро­лингвистический анализ строения письма является теоретической основой изучения дисграфий и разработки методов коррекции от­клонений в формировании письма.

Нейропсихология и нейролингвистика сегодня — это части бо­лее общей области науки, объединяющей человековедение и ней-ронауки и совмещающей культурно-исторический и естественно­научный подходы. Публикуемые в этой книге работы А. Р. Лурия были одними из первых исследований по когнитивной нейропси­хологии, составившей начальное ядро названной области науки. На пути развития мировой когнитивной нейропсихологии было много колебаний: отказ от проблем локализации и возврат к ним, отказ от синдромов и возврат к ним, споры вокруг модулей мозга. Классические работы А. Р. Лурия остаются примером выверенной методологии, системного и динамического подходов, т.е. тех прин­ципов, которые на новом уровне знаний отстаивают современ­ные ученые.

В названии «Очерков психофизиологии письма» было бы упо­треблено слово «нейропсихология», если бы А. Р. Лурия публико­вал их лет на 20 позже. Однако, когда эта работа писалась, термин «нейропсихология» еще не прижился, кроме того, и занятие психологией накануне Павловской сессии 1950 г. было делом рис­кованным.

Сравнивая нарушения письма при локальных поражениях моз­га с результатами анализа формирования этой функции у детей в норме и с отклонениями в развитии, А. Р. Лурия выделяет в со­ставе функции письма следующие компоненты:

1) слуховой анализ, кинестетический анализ, зрительную и зрительно-пространственную организацию письма (т. е. компонен­ты, осуществляемые при участии задних отделов коры);

2) кинетическую организацию графических движений и про­грамму, замысел письменного сообщения и его воплощения (два эти компонента реализуются при участии передних отделов коры).

Что добавил бы А. Р. Лурия к этому списку, если бы писал книгу на 25 лет позже? Во-первых, он отметил бы участие в пись­ме «I энергетического блока», т. е. тех глубинных и стволовых струк­тур, которые участвуют в регуляции тонуса коры. Во-вторых, вслед за пионерскими работами Е.П.Кок (1967) и Э. Г. Симерницкой (1975)1 по межполушарным различиям он остановился бы на вкладе правополушарных функций в процесс письма. Сейчас по второму вопросу мы знаем несколько больше, но принципиальный под­ход сохраняется (см., например, сборник «Письмо и чтение: труд­ности обучения и коррекция» (2001), в частности нашу статью «Трудности письма и их нейропсихологическая диагностика»).

Важно отметить также, что в системном анализе функции пись­ма А. Р. Лурия не ограничивается описанием ее компонентного строения «по горизонтали», а указывает на сложную подвижную организацию функции «по вертикали», зависящую от освоенности функции, от уровня произвольности, автоматизированности на­писания отдельных слов и оборотов. А. Р. Лурия приводит пример, как больной, который по просьбе психолога не мог написать свою фамилию, пишет ее непроизвольно после задания написать следую­щее слово. Подробнее эти вопросы рассматриваются в его более поздней статье2. Таким образом, А. Р. Лурия раскрывает не только системную, но и динамическую организацию функции письма.

«Очерки психофизиологии письма» стали для меня первой кни­гой по нейропсихологии, которую я прочитала, еще будучи сту­денткой дефектологического факультета, и благодарна судьбе за это — даже сегодня данная книга является прекрасным введени­ем в когнитивную нейропсихологию, нейропсихологию позна­вательных процессов. Она показывает, как нейропсихологический метод может быть использован для решения общепсихоло­гических проблем, для построения здоровьесберегающих техно­логий обучения и помощи детям с трудностями обучения.

Свою книгу «Основные проблемы нейролингвистики» А. Р. Лу­рия писал, можно сказать, в течение всей жизни: проблемы речи волновали его на всех этапах научной деятельности.

Уже в 20-е годы он исследовал ассоциативные реакции у детей и предложил их классификацию с учетом психологических и лингвистических параметров.

В 30-е годы в крут интересов А. Р. Лурия входит афазия. В целях поиска диагностических средств для выявления афазии он обра­щается к работам по сравнительно-историческому языкознанию, чтобы в истории языка обнаружить более простые и более слож­ные синтаксические конструкции. В письмах будущей жене Лане Пименовне Линчиной летом 1933 года из Харькова он пишет: «Мой афазик счастлив и сделает таким же и меня, как только я примусь за него... Я кончаю расправляться с моими афазиками, стараюсь убедить почтенных старичков, что брат отца — совсем другое, чем отец брата, что «черный» — это вовсе не «менее темный»... и т.д.»1.

Еще ранее его внимание к фонологическому направлению в лингвистике, в частности к работам Р.О.Якобсона, привлек Л.С.Выготский. А.Р.Лурия познакомился с Р.О.Якобсоном в 1929 г. во время поездки в США, позднее они тесно сотруднича­ли и дружили.

О второй половине 30-х годов А. Р. Лурия в своей научной ав­тобиографии пишет: «Мои исследования, посвященные трем ти­пам афазии... означали конец моих "школьных лет". В это время я пытался подвести итог своих идей в труде, который был задуман как трехтомный... Я написал первый том, посвященный сенсор­ной афазий, и получил за эту работу ученую степень доктора ме­дицины. Я начал писать и второй том — по семантической афа­зии, но мои материалы были слишком фрагментарны, и работа осталась незаконченной. Я также начал писать книгу о двух фор­мах моторной афазии, но вскоре понял, что это не более чем начало работы. Все эти три рукописи остались ненапечатанными. Только в 1947 году появилась моя "Травматическая афазия", в которой были обобщены результаты исследований этих проблем» (Лурия А. Р. Этапы пройденного пути. — М., 1982. — С. 128).

В 50-е годы Лурия изучает становление речевой регуляции дей­ствий и особенности семантических связей слов у здоровых детей и детей с отклонениями в развитии (Лурия, Виноградова, 1959,1971)2.

В 1964 г. он пишет доклад «Факторы и формы афазии» для сим­позиума «Нарушения речи», организованного Фондом США в Лондоне. Этот симпозиум, на котором Р.Якобсон читал заглав­ный доклад, содержавший лингвистическую интерпретацию клас­сификации афазий А. Р. Лурия, стал вехой в развитии психо- и нейролингвистики во всем мире.

В 1966 г. докладом А. Р. Лурия открылся первый симпозиум по психолингвистике в нашей стране. Это был период бурного рас­цвета психолингвистики, на нее возлагали большие надежды в связи с задачами создания искусственного интеллекта и систем машинного перевода. А. Р. Лурия знакомится с новейшими отече­ственными и зарубежными исследованиями в этой области, кото­рые в огромном количестве присылались и приносились ему их авторами. Попыткой обобщения основных из этих работ и подве­дения итогов нового этапа изучения афазии и являются «Основ­ные проблемы нейролингвистики».

В предисловии к своей книге А. Р. Лурия пишет, что «нейро-лингвистика является новой отраслью науки, стоящей на границе психологии, неврологии и лингвистики. Она изучает мозговые механизмы речевой деятельности и те изменения в речевых про­цессах, которые возникают при локальных поражениях мозга». Основу этой отрасли науки составляет нейропсихологический метод анализа, который предполагает выделение первичного де­фекта из сложной картины речевого нарушения.

Вслед за Л. С. Выготским А. Р. Лурия рассматривает построение речевого сообщения как «переход от мысли к слову», состоящий из этапов: мотив — мысль — внутренняя речь — превращение внут­ренних смыслов в систему внешних развернутых значений — вне­шняя речь. Одновременно процесс понимания высказывания пред­полагает обратный процесс от анализа синтаксических структур и лексических значений к их свертыванию во внутренней речи и пониманию замысла и мотивов собеседника.

В своей книге А. Р. Лурия рассматривает, как процессы форми­рования и понимания речевого сообщения распадаются при ло­кальных поражениях мозга и какие звенья этих процессов первич­но страдают при разных по топике поражениях.

В этом анализе он широко использует выдвинутое лингвистами Н.Г.Крушевским (1883), Ф. де Соссюром (1916) и Р.Якобсоном (1964) противопоставление синтагматических и парадигматиче­ских связей языковых элементов, показывая, что синтагматика, синтаксис первично страдают при передних поражениях мозга, а выбор звука и слова из парадигм — при задних.

А. Р. Лурия пригласил быть редакторами его книги известного лингвиста И. А. Мельчука и меня. И. А. Мельчук, представитель нового в те годы генеративного направления в лингвистике, был рекомендован ему Р. О. Якобсоном. В «Основных проблемах нейролингвистики» отразилось увлечение А. Р. Лурия порождаю­щей лингвистической моделью «Смысл —Текст», авторами ко­торой были И.А.Мельчук и А.К.Жолковский. Генеративисты впервые по-настоящему столкнулись с теми сложными за­дачами, которые решают говорящий и слушающий при порожде­нии и восприятии речи. Их пафос был понятен и близок А. Р. Лу­рия. И потому он делает попытку «психологизировать» порождаю­щую лингвистическую модель аналогично тому, как это сделал Джордж Миллер по отношению к трансформационной модели языка Н.Хомского. В связи с этим он так формулирует этапы от мысли к слову, о которых говорилось выше: «Путь от мысли к речи... 1) начинается с мотива и общего замысла (который с самого начала известен субъекту в самых общих чертах), 2) про­ходит через стадию внутренней речи, которая, по-видимому, опирается на схемы семантической записи с ее потенциальными связями, 3) приводит к формированию глубинно-синтаксичес­кой структуры, а затем 4) развертывается во внешнее речевое высказывание, опирающееся на поверхностно-синтаксическую структуру»1.

Наибольшие проблемы возникли с семантической записью, в которой не могут быть зафиксированы «потенциальные связи». В модели Мельчука—Жолковского она представлена вполне опре­деленным конечным семантическим графом, вершины которого обозначали семантические единицы, а соединяющие их дуги — семантические связи. Проблематично и само соотнесение семан­тической записи с внутренней речью, что отразилось в колебани­ях А. Р. Лурия в определении ее места. Пятью страницами выше он пишет, что семантическая запись (семантические представления) «стоит на границе мысли и семантической организации внутрен­ней речи», и предполагает, что «семантическое представление является многомерной симультанной структурой» (с. 33—34). Еще ранее он пишет: «Можно думать, что семантическая запись явля­ется моделью той смысловой схемы, которая заключена в исход­ной мысли»2. По сути, здесь читатель вводится в лабораторию твор­ческих поисков А. Р. Лурия. Книги А. Р. Лурия — это дневники, отражающие движение его мысли. В данном случае его мысль на­толкнулась на серьезное противоречие. С одной стороны, А. Р. Лу­рия был убежден в том, что «мысль не воплощается в слове, а совершается в слове», как об этом писал Л. С. Выготский. С другой стороны, он был не менее убежден в том, что процесс речемыш-ления познаваем и теоретически моделируем и что возможно мо­делирование многомерной симультанной структуры с потенци­альными связями. Современные модели, именуемые «нейронными сетями», лучше подходят для этой цели, но в то время в каче­стве ближайшей аппроксимации он выбрал представление семан­тической записи из модели «Смысл—Текст».

В модели «Смысл—Текст» все уровни так или иначе вербалъ-ныэ что оправданно для решения задач машинного перевода. Реальный говорящий не может начинать с развернутой вербаль­ной записи: смысл (мысль) репрезентируется иначе, чем слова. По Л. С. Выготскому, «всякая мысль совершает работу, соединяет что-то с чем-то», она производит это в актуализируемом смысло­вом поле, которое имеет, скорее, образную природу, чем вер­бальную, указания на это можно найти и у Л.С.Выготского, и у А. Р. Лурия. Внутреннее слово уже имеет двойственную природу: у него вербальная репрезентация, но оно привязано к тому образ­ному содержанию, словесным выражением которого является1.

Мы столь большое внимание уделили пониманию психологи­ческой структуры построения высказывания, поскольку и сейчас этот вопрос является предметом активного обсуждения, в кото­ром принимают участие и психологи, и лингвисты. Сегодняшние споры решать следующему поколению исследователей, и наилуч­шее введение в эту проблематику они найдут в книге А. Р. Лурия, которая по богатству фактического материала, по широте сравне­ний и глубине обобщений может быть причислена к мировому фонду лучших работ, обсуждающих проблемы механизмов речи.

В целом публикуемые в этой книге две монографии А. Р. Лурия будут интересны широкому кругу читателей. Он умел писать очень просто и доходчиво о самых сложных вопросах психологии, в том числе о психологии речи. Поэтому его книга может быть рекомендована и зрелым специалистам, и начинающим знаком­ство с наукой студентам. Представители разных профессий: пси­хологи, лингвисты, педагоги, занимающиеся обучением письму или преподающие иностранный язык, дефектологи, особенно логопеды, специалисты по коррекционно-развивающему обуче­нию, врачи — все они найдут ценный материал для обдумыва­ния и усовершенствования своей практической деятельности.

Т. В.Ахутина


СОДЕРЖАНИЕ

Предисловие к настоящему изданию. Т.В.Ахутина..................................3

ОЧЕРКИ ПСИХОФИЗИОЛОГИИ ПИСЬМА

Предисловие................................................................................................10

Проблема исследования.............................................................................11

Устная речь и письмо. Их развитие............................................................12

Психологическое содержание процесса письма.......................................17

Мозговая организация процесса письма..................................................24

Роль слухового анализа в процессе письма..............................................26

Роль артикуляции в процессе письма.......................................................40

Зрительная организация процесса письма...............................................50

Психофизиологические условия сохранения последовательности

звуков при письме.................................................................................59

Сохранение замысла письма и его психофизиологические основы.......69

Заключение..................................................................................................73

ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ НЕЙРОЛИНГВИСТИКИ

Предисловие................................................................................................78

Часть I. Нейропсихологнческий анализ речевой коммуникации..............79

1. Основные этапы процесса речевой коммуникации........................80

2. Психологические условия формирования речевого сообщения.... 106

3. Нейропсихологический анализ процесса речевой коммуникации..................................................................................121

Часть II. Нейропсихологический анализ формирования речевого

сообщения..................................................................................127

Методы..................................................................................................128

А. Нарушения синтагматического аппарата формирования речевого сообщения.............................................................................................131

1. Нарушение формирования речевого сообщения

при поражениях глубинных отделов мозга....................................134

2. Нарушение формирования речевого сообщения

при поражениях лобных долей мозга.............................................137

3. Нарушение формирования речевого сообщения при синдроме динамической афазии......................................................................145

4. Нарушение предикативной структуры высказывания. «Телеграфный стиль».......................................................................155

5. Нарушение формирования речевого сообщения

при комплексной форме эфферентной моторной афазии...........166

Б. Нарушения парадигматического аппарата формирования

речевого сообщения..............................................................................178

1. Нарушение артикуляторного компонента формирования речевого сообщения при афферентной моторной афазии...........183

2. Нарушение акустического компонента формирования

речевого сообщения при сенсорной афазии.................................190

3. Нарушение формирования речевого сообщения при акустико-мнестической афазии......................................................201

4. Нарушение формирования речевого сообщения

при лобно-височном синдроме......................................................210

5. Нарушение формирования речевого сообщения

при семантической афазии.............................................................214

Заключение................................................................................................225

Часть III. Нейропсихологический анализ понимания речевого

сообщения.................................................................................232

1. Психологический процесс понимания речевого сообщения.......232

Понимание лексических элементов. Значение слова....................233

Понимание синтаксических конструкций.....................................242

Понимание сложного сообщения (текста)....................................259

2. Методы исследования понимания речевого сообщения; значение нейропсихологического анализа....................................263

3. Нарушение понимания речевого сообщения при поражении височных отделов мозга и сенсорной афазии...............................274

4. Нарушение понимания речевого сообщения при поражении теменно-затылочных отделов мозга и семантической афазии.....284

5. Нарушение понимания речевого сообщения при поражении постцентральной и премоторной области и синдромах

моторной афазии.............................................................................291

Нарушение понимания речевого сообщения

при афферентной моторной афазии.........................................292

Нарушение понимания речевого сообщения

при эфферентной моторной афазии.........................................295

6. Нарушение понимания речевого сообщения при глубинных поражениях мозга и синдромах расстройств памяти....................302

7. Нарушение понимания речевого сообщения при массивных поражениях лобных долей мозга....................................................313

Заключение................................................................................................317

Библиография............................................................................................321

Предметный указатель..............................................................................338

Указатель имен..........................................................................................342

Указатель схем...........................................................................................344