Центральный Дом Знаний - Азимзаде Азим Аслан оглы

Информационный центр "Центральный Дом Знаний"

Заказать учебную работу! Жми!



ЖМИ: ТУТ ТЫСЯЧИ КУРСОВЫХ РАБОТ ДЛЯ ТЕБЯ

      cendomzn@yandex.ru  

Наш опрос

Я учусь (закончил(-а) в
Всего ответов: 2689

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Форма входа

Логин:
Пароль:

Азимзаде Азим Аслан оглы

Азимзаде Азим Аслан оглы [25.4(7.5). 1880, с. Новханы.близ Баку, — 15.6.1943, Баку], сов. график, нар. художник Азербайджанской ССР (1927). Член КПСС с 1923. Специального художественного образования не получил. Его острые сатирические рисунки на политические, бытовые и антирелигиозные темы печатались с 1906 в журналах «Молла Насреддин», «Мазали» («Юмор») и др. и положили начало азербайджанской сатирической графике. Они связаны с революционной борьбой народа, проникнуты обличительным пафосом. В 1914 А. иллюстрировал сборник сатирических стихов А. Сабира «Хоп-хоп-наме». После 1917 создал много произведений книжной, журнальной и станковой графики (в т. ч. акварели: серия «Типы старого Баку», 1937, «Рамазан у бедных», 1938, «Рамазан у богатых», 1938, — все в Азербайджанском музее искусств, Баку; карикатуры «Трофеи фюрера», 1941, «Ворона в павлиньих перьях», 1942, и мн. др.).

 

  Лит.: Наджафов М., Азим Азимзаде, Баку, 1965.


А. А. Азимзаде. «Свадьба у бедных». Акварель, тушь. 1931. Азербайджанский музей искусств им. Р. Мустафаева. Баку.













А. Азимзаде. «До розговенья осталось полчаса!». Акварель. 1915. Азербайджанский музей искусств им. Р. Мустафаева. Баку.


АЗИМ-ЗАДЕ, Азим Аслан-Оглы (1880—1943) — основоположник азерб. сов. гра­фики, нар. артист Азерб. ССР. Идейно-полити­ческую направленность реалистического остро-сатирического искусства А.-З. определила револю­ционная борьба азербайджанского пролетариата в начале 20 в., возглавлявшаяся большевистской партией. В своих рисунках и карикатурах, поме­щавшихся с 1906 гл. обр. па страницах журнала демократического направления «Молла-Насред-дип», А.-З. обличал феодально-капиталистический гнёт,' косность и религиозвые предрассудки («Пра­воверный мусульманин в разные моменты его жиз­ни» и др.). Политические карикатуры, созданные А.-З. в годы первой мировой войны, вскрывали её империалистическую сущность. В период буржуаз­но-националистического правления «мусавата» пла­каты художника бичевали контрреволюционную политику этого «правительства».

Творческая деятельность А.-З. наиболее плодо­творно   развернулась   после    победы Советской власти в Азербайджане. Вступив в 192.4 в ряды ВКП(б), А.-З. принимает активное участие в худо­жественной жизни республики (директор Азер­байджанского художественного училища, предсе­датель Организационного комитета Союза Совет­ских художников Азербайджана).

Разносторонняя творческая деятельность А.-З. (им создано до 1.000 произведений) охватывает обла­сти плаката, книжной, журнальной и станковой графики, живописи и театрально-декоративного искусства (серия акварелей «Старый быт», «100 ти­пов старого Баку», серия антирелигиозных работ, ряд акварелей, поевящёппых революционной борь­бе трудящихся Азербайджана, и др.). В годы Великой Отечественной войны А.-З. создал большое количество острых политических карикатур и пла­катов, принимал активное участие в создании «агит-окои» («Ворона в павлиньих перьях», «Би­тые карты», «Фашистский зверинец», «Мания ве­личия», «Цепные собаки» и мп. др.).


Азимзаде Азим Аслан оглы (азербƏzim Aslan oğlu Əzimzadə; 7.05.1880, село Новханы около Баку — 15.06.1943, Баку), азерб. художник и график, народный художник Азербайджанской ССР (1927).

Родился в семье рабочего-нефтяника. Не получил художественного образования, был самоучкой. С 1906 года печатал в журналах рисунки на социальную и политическую тематику. Тем самым А. стал основоположником азербайджанской сатирической графики. А. принял активное участие в революции, был заведующим отдела культуры наркомата просвещения Азербайджана.

Творчество А. было многогранным. После революции он занимался в основном книжной и станковой графикой. Его наследие составляют станковые листы, книжные иллюстрации, сатирические журнальные и газетные рисунки, эскизы костюмов и декораций, политическая карикатура и плакат. Одной из важных областей творчества художника составлял плакат. Традиции реалистической сатирической графики журнала «Молла Насреддин» и других дореволюционных юмористических журналов, в которых А. активно выступал, были удачно использованы им при создании первых произведений плакатного искусства. Почти половина всех плакатов А. посвящена антирелигиозной тематики. Образы его плакатов навеяны конкретными, живыми персонажами, взятыми из современной художнику действительности. Один из плакатов А., вышедший из печати в 1925 году, изображает крестьянина с вилами, выбрасывающего из села расхитителя народного добра. Плакаты А. не только бичевали пережитки прошлого. В них создавались и образы положительных героев. Образ человека-героя, его психологическая характеристика более всего занимают художника. Первые плакаты А. были экспонированы в Москве в 1933 году на выставке азербайджанских художников. Они получили достойную оценку центральной прессы.

В творческом наследии А. основное место занимают карикатуры. Развитие этого жанра в Азербайджане тесно связано с журналом «Молла Насреддин». За время своего многолетнего существования (1906—1931) этот журнал прошёл интересный творческий путь. Первый номер журнала вышел в Тифлисе в апреле 1906 года. Издателем его был талантливый писатель-публицист Джалил Мамедкулизаде, избравший в качестве псевдонима имя известного восточного мудреца Моллы Насреддина. «Молла Насреддин» являлся в то время первым сатирическим журналом на всем мусульманском Востоке. Он был рожден под влиянием освободительных идей первой русской революции 1905 года. После революции, с 1922 года в Баку возобновилось издание журнала «Молла Насреддин». С этого периода начинается плодотворное сотрудничество Джалила Мамедкулизаде и А. А. стал главным художником «Моллы Насреддина». Его творчество определяло художественное лицо журнала, в котором основное место занимали его зарисовки и карикатуры. Он умел тонко подмечать и удивительно точно передавать жесты, движения, позы своих персонажей.

А.   создал 56 цветных литографий для собрания сочинений народного поэта М. А. Сабира «Хоп-хоп наме». Эти рисунки раскрывают идейную сущность произведения поэта, его протест против социальной несправедливости и угнетения трудящихся, против мракобесия. А. создал также яркие и выразительные серии рисунков к рассказам «Авось и возвратят» Дж. Мамедкулизаде, «Мои олени» А. Ахвердиева, «Святилище» Н. Нариманова, к книге «Старый Баку» Г. К. Сарабского и другим литературным произведениям. Иллюстрации А. к повести А.Ахвердиева «Письма из ада» воссоздают образы обитателей «ада» — этого символичного сборища отрицательных типов.

В 1927 году А.  создал красочные иллюстрации к детским сказкам в стихах «Буйный вол» Г. К. Санылы. В 1937 году был издан альбом «Тени прошлого» с 26-ю рисунками, расположенными на разворотах страниц. В этих рисунках автор раскрыл перед зрителями сцены из жизни провинциального капиталистического город, во многом сохранившего черты феодальных отношений.

В 1930-х годах основное место в творчестве А. занимают станковые сюжетно-тематические серии. К лучшим жанровым акварелям А.  следует отнести листы из серии «Сцены старого быта»: «Рамазан у богатых», «Рамазан у бедных», «Свадьба у богатых», «Свадьба у бедных», «Травля собак», «Родилась дочь», «Покупка жены», «Старая и новая жены», «Избиение жены мужем» и другие. Эмоциональность многих листов А.  во многом зависит от удачного цветового решения. Цвет в его акварелях создает определенное настроение, облегчает восприятие изображенной сцены.

В бытовых акварелях «Кос-коса» (народное шуточное представление), «Прыгают через костер», «Раздел имущества», «Канатоходец», «Кукольный театр» показаны нравы того времени. В композициях «Свадьба у богатых», «Свадьба у бедных» А. раскрывает идеи социального неравенства посредством контрастного сопоставления особенностей быта, свадебных обрядов и религиозных празднеств у разных классов общества.

С первых дней войны (1941—1945) А., как и большинство советских художников, принимает активное участие в создании плакатов, «Агитокон», которые были ведущим средством боевой политической агитации. Красочные, четкие и лаконичные «Агитокна» были дополнены стихотворными текстами на азербайджанском и русском языках. В работе над плакатами вместе с художниками принимали участие писатели и поэты: С. Рахман, Ю. Фидлер, Г. Строганов, М. Сеидзаде, Н. Рафибейли и др. За два года войны А. создает свыше 50 карикатур. Антифашистские карикатуры А. представляют собой новый этап творческого развития художника. Учитывая особую важность политической сатиры в годы войны, Азимзаде предельно заостряет приемы шаржа, усиливает звучание цвета. Малочисленность персонажей, изображенных обычно крупным планом, на фоне чистого листа бумаги, отличает эти рисунки от работ предвоенных лет на исторические и бытовые темы с их сложными многофигурными композициями.

Карикатуры «Лев и котенок», «Лик фашизма», «Трофеи фюрера», «Мания величия», «Битые карты», «Цепные собаки империализма», «Тени варваров», «Волк — волку», «Неминуемые гости фашистской Германии» и другие пользовались неизменной популярностью. В карикатуре «Лев и котенок» (1941) высмеивается Гитлер, сравнивавший себя с Наполеоном. Крупным планом изображен раненый лев, которому художник придал сходство с Наполеоном. На спине льва надпись: «Бородинская битва», на голове — повязка со словами: «Москва 1812 года». Воинственная храбрость котенка говорит о том, что его ничему не научило поражение льва. В карикатуре «Битые карты» (1942) по зелёному сукну игрального стола беспорядочно разбросаны карты, на которых с сохранением некоторого портретного сходства изображены Гитлер и его сподвижники.

Своим творчеством А. внес существенный вклад в развитие советской антифашистской карикатуры военного времени. Продолжая работу и в области книжной графики в 1942 году он создает красочные иллюстрации к народной сказке «Хоруз» («Петух»), в которой повествуется о жизнелюбивом петухе, побеждающем шаха. А. Азимзаде не дожил до дня великой Победы — он умер в расцвете творческих сил в 1943 году в возрасте 63 лет.

Член КПСС с 1923 года. В 1927 году А. было присвоено звание народного художника Азербайджанской ССР. Считается, что А. удалось избежать политических репрессий благодаря знакомству с первым секретарём ЦК КП Азербайджана Мирджафаром Багировым, поклонником творчества художника.

В Баку открыт дом-музей художника. Его именем названа улица в Баку и Азербайджанское художественное училище, в котором он преподавал с 1920 года до смерти, с 1932 по 1937 год был директором. В 2002 году в Баку в сквере около Дворца Республики открыт памятник художнику.

Loading

Календарь

«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930

Архив записей

Друзья сайта

  • Заказать курсовую работу!
  • Выполнение любых чертежей
  • Новый фриланс 24