|
И. В. Богданов. Экспериментальная психология (В четырех частях)И. В. Богданов. Год выпуска: 1999 ОГЛАВЛЕНИЕ (Часть 1) ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ...........................................4 ЛИТЕРАТУРА .................................................. 5 ПЕРЕЧЕНЬ УМЕНИЙ .............................................6 ТЕМАТИЧЕСКИЙ ОБЗОР..........................................8 1. Наука как особый способ деятельности человеческого общества........8 1.1. Философия науки и роль парадигм..............................8 1.2. Психологическая наука как выбор..............................10 1.3. Психология как наука........................................13 1.4. О методологии науки ........................................ 15 2. Исследование в психологической науке .......................... 20 2.1. Основные направления методологии научного исследования ........ 20 2.2. Этапы научного исследования ................................20 2.3. Принципы научного исследования .............................21 2.4. Типы научного исследования ................................. 23 2.5. Этические принципы поведения исследования на человеке ......... 24 3. Теоретическое знание в психологии .............................25 3.1. Теория и ее структура ....................................... 25 3.2. Научная проблема..........................................27 3.3. Гипотеза..................................................28 4. Основные общенаучные исследовательские методы ................ 30 4.1. Классификация общенаучных исследовательских методов ........... 30 4.2. Наблюдение как общенаучный исследовательский метод ...........31 4.3. Измерение как общенаучный исследовательский метод ............. 32 4.4. Эксперимент как общенаучный исследовательский метод ........... 34 5. Методы психологического исследования .......................... 35 5.1. Классификация методов психологического исследования ........... 35 5.2. Неэкспериментальные психологические методы ..................40 5.3. Диагностические методы.....................................47 5.4. Экспериментальные методы ..................................49 5.5. Формирующие методы ...................................... 50 ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ.........................53 ТРЕНИНГ УМЕНИЙ .............................................. 54 ГЛОССАРИЙ* ОГЛАВЛЕНИЕ (Часть 2) ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ...........................................4 ЛИТЕРАТУРА ................................................. 5 ПЕРЕЧЕНЬ УМЕНИЙ ............................................ 6 ТЕМАТИЧЕСКИЙ ОБЗОР ..........................................7 1. Психология психологического эксперимента.......................7 1.1. Специфика экспериментального общения......................7 1.2. Экспериментатор: его личность и деятельность................ 12 1.3. Испытуемый: его деятельность в эксперименте................ 15 1.4. Личность испытуемого и ситуация эксперимента ................17 2. Процедура и основные характеристики психологического эксперимента 21 2.1. Организация и проведение экспериментального исследования . . . . 21 2.2. Идеальный эксперимент и реальный эксперимент .............29 2.3. Реальный эксперимент и "эксперимент полного соответствия" . . . . 32 2.4. Экспериментальная выборка ............................... 34 3. Экспериментальные переменные и способы их контроля ............ 39 3.1. Независимая переменная..................................40 3.2. Зависимая переменная ...................................41 3.3. Отношения между переменными............................43 3.4. Контроль переменных ....................................45 3.5. Определение внешней переменной .........................46 4. Психологическое измерение .................................. 49 4.1. Элементы теории психологических измерений ................. 49 4.2. Виды психологических измерений.......................... 51 5. Типы измерительных шкал, применяемых в психологии.............53 5.1. Элементы теории шкал ................................... 53 5.2. Шкалы наименований, или номинативные шкалы ...............54 5.3. Шкалы порядка, или ординарные шкалы ..................... 55 5.4. Шкалы интервалов ...................................... 56 5.5. Шкалы отношений ....................................... 57 5.6. Другие шкалы ..........................................57 5.7. Шкальные преобразования................................ 58 6. Интерпретация и представление результатов .................... 59 6.1. Результаты исследования, их интерпретация и обобщение ....... 59 6.2. Форма представления результатов исследования ...............63 6.3. Требования к оформлению научной статьи ....................67 ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ.........................71 ТРЕНИНГ УМЕНИЙ..............................................73 ГЛОССАРИЙ* ОГЛАВЛЕНИЕ (Часть 3) ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПЛАН ................................... 4 ЛИТЕРАТУРА ............................................ 5 ПЕРЕЧЕНЬ УМЕНИЙ ......................................7 ТЕМАТИЧЕСКИЙ ОБЗОР...................................10 1. Понятие о деятельности .............................10 1.1. Деятельность в системе научных понятий ...............10 1.2. Структура и разнообразие деятельности ................12 2. Моделирование и проектирование деятельности .........16 2.1. Общее понятие о моделировании .....................16 2.2. Системно-ситуативный анализ деятельности.............18 2.3. Проектирование деятельности в инженерной психологии . . 23 3. Экспериментальное исследование деятельности человека 27 3.1. Структура экспериментального исследования деятельности 27 3.2. Эксперимент и его организация .....................37 3.3. Естественный (натурный) эксперимент .................41 3.4. Искусственный (полунатурный и лабораторный) эксперимент 43 3.5. Использование методов математической статистики ...... 45 4. Психофизиологические методы экспериментального исследования деятельности человека ................. 53 4.1. Прямые методы физической работоспособности человека . 54 4.2. Косвенные методы изучения работоспособности человека 58 5. Психологические тесты в экспериментальных исследованиях деятельности ..................................... 62 5.1. Общая характеристика тестов и их виды ............... 62 5.2. Тестирование уровня умственного развития детей и взрослых (система Бинэ-Симона) ............................ 65 5.3. Тестирование умственных способностей .............. 83 5.4. Методы исследования умственной работоспособности человека........................................ 90 ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ .................92 ТРЕНИНГ УМЕНИЙ ...................................... 96 ГЛОССАРИЙ* ОГЛАВЛЕНИЕ (Часть 4) ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПЛАН.........................................5 ЛИТЕРАТУРА.....................................................6 ПЕРЕЧЕНЬ УМЕНИЙ ...................................... 7 ТЕМАТИЧЕСКИЙ ОБЗОР............................................11 1. Методы сбора данных о личности.............................11 1.1. "1_"-данныю исследования личности.........................12 1.2. "0"-данные исследования личности..........................13 1.3. "Т"-данные исследования личности.........................15 1.4. Классификация тестов, изучающих личность.................18 2. Методы многомерного анализа данных о личности............19 2.1. Основные направления исследования личности и их характеристика ..............................................19 2.2. Обобщение данных путем группировки признаков..........20 2.3. Обобщение данных путем группировки испытуемых.........21 2.4. Методы одновременного выделения черт и типов...........24 2.5. Соотношение "понятий - черт" и "понятий - типов" личности ...................................................25 3. Типология индивидуально-психологических особенностей личности .....................................................31 3.1. Типология личности в шкалах MMPI.......................32 3.2. Типология "акцентуированных личностей" К. Леонгарда (опросник Х.Смишека)........................................38 3.3. Типологический подход А.Е. Личко (опросник ПДО)...........40 3.4. Структурно-иерархическая модель личности ..................44 4. Принципы конструирования психодиагностических тестов .......49 4.1. Общие вопросы надежности тестов........................49 4.2. Подходы к исследованиям валидности тестов ...............55 4.3. Стандартизация психодиагностических тестов...............59 4.4. Унифицированная методика конструирования психо-диагностичских тестов........................................62 5. Психодиагностическое обследование .........................67 5.1. Инструктирование и мотивирование испытуемых.............67 5.2. Подготовка и организация психодиагностического обследования ...............................................69 5.3. Фактуальное научное описание............................73 5.4. Компьютерное обеспечение психологического исследования.................................................76 6. Обработка эмпирических данных..............................77 6.1. Первичная обработка данных и составление таблиц..........77 6.2. Преобразование формы информации и проверка данных. . . 78 6.3. Математико-статистическая обработка данных..............79 а. Проверка данных...........................................79 б. Анализ первичных статистик..................................80 в. Оценка достоверности отличий...............................83 г. Факторный анализ ........................................85 7. Практическое использование психодиагностических тестов.....87 7.1. Методика решения задач прогноза ...........................87 7.2. Методика решения задач психодиагностики ..................89 7.3. Интерпретация результатов .................................91 ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ.........................93 ТРЕНИНГ УМЕНИЙ.................................................109 ГЛОССАРИЙ* |
Loading
|