А. как в географическом, так и в культурно-историческом отношении не представляет единства. Разнообразие географических и политических условий сопровождается в Азии различиями в хозяйственно-бытовом укладе населяющих её народов. До недавнего времени область тундры и тайги Северной А. была населена малочисленными народами охотников, рыболовов и оленеводов. Области цент-ральноазиатских и переднеазиатских степей и пустынь были заселены гл. обр. кочевниками-скотоводами, а в отдельных оазисах этой зоны располагались земледельческие поселения и города. Южная и юго-восточная А. была издавна местом обитания преимущественно земледельческих народов, стоявших на разных ступенях развития. А. — вероятная колыбель человечества. На территории Передней и Южной А. протекал процесс возникновения современного человека. А. является областью возникновения и развития древнейших цивилизаций (бассейны Тигра и Евфрата, Средняя Азия, Индия, Китай).
Рисовые поля на террасированных склонах на о. Лусон. Филиппины
Почти все современные народы А. сложились и развили свою культуру на её территории. В 19 в. многие народы А. вступили на путь капиталистич. развития. В результате победы Великой Октябрьской социалистич. революции в той части А., к-рая находится в пределах СССР, построено социалистич. общество. По нути некапиталистич. развития идёт народ Монгольской народной республики. Созданы народные правительства и осуществлены демократия, преобразования в Народной республике Китая, в Сев. Корее, в освобождённых районах Вьетнама. Ведут борьбу за своё освобождение народы Индонезийской республики, Бирмы и др. Наряду с этим в зарубежной А. имеются народы, до настоящего времени сохранившие низкий уровень развития производительных сил и значительные пережитки первобытно общинного строя. Развитие этих народен искусственно задерживается в условиях колониальной эксплоатации и национального угнетения.
Население А. принадлежит к различным языковым группам. На территории А. живут все народы, говорящие на австроазиатских, тибёто-китайских, дравидийских языках, значительными частями представлены народы, говорящие па индо-европейских, уральских, алтайских, семитических, малайско-нолинезийских языках. Имеется также ряд изолированных лзыковых групп и отдельных языков (па-леазиатские, японский," корейский, айнский и др.).
Индо-европейские лзыки распространены в Сев. Индии, Иране и частично в Средней А. (индо-иранская ветвь). В Сев. А. распространён русский язык. Уральские языки (угорские и самодийские) представлены народами сев.-зан. Сибири. Алтайские языки широко распространены в Сибири и на Дальнем Востоке (тунгусо-маньчжурские, частью тюркские и монгольские), в Центральной А. (монгольские), в Средней и Малой А. (тюркские). Семитнч. лзыки представлены, в основном, арабским лзыком в юго-зап. А. К малайско-полинезийским языкам относятся языки Индонезии. Яфетические языки сохранились у черкесов и лазов в Турции и у вершиков-бурншков (ок. 20 тыс.) в верховьях реки Инда. Палеазиатские языки сохранились у малых народов северо-восточной А. Па австроазиатских языках, в прошлом широко распространённых в Южной и юго-вост. А., говорят теперь нек-рые, относительно немногочисленные, народы в Индо-Ки-тае и Индии. К тибето-китайским языкам относятся языки Китая, значительной части Вост. и Центр. Индо-Кнтая (таи-китайская группа), Зап. Индо-Ки-тая и Тибета (тибето-бирманская группа). На дравидийских языках говорит население большей части Юж. Индии.
В антронологич. отношении население А. относится ко всем трём основным большим расам человечества: азиатской, или монголоидной, евразийской, или европеоидной, и экваториальной, или негро-австролоидной. Монголоидная раса представлена в А. всеми основными своими вариантами. К сев. монголоидам относятся антропология, типы Центральной А. и коренного населения Сибири, к южным монголоидам — типы юго-вост. А. Переходными между северными и южными монголоидами являются антронологич. типы Вост. А. В юго-зап. Сибири и Средней А., а также в сев.-зап. Сибири представлены антропологич. типы, сложившиеся в результате древних смешений европеоидов и монголоидов. Европеоидная раса представлена в А. антропологич. типами Сев. Индии и Средней А. (индо-памирская группа типов), Передней А. и различными европеоидными типами в Сев. А. у русского населения. Негроавстралоидная раса представлена частично у разных народов юго-вост. и Южной А. (веддоидная группа типов). В Южной Индии распространены антропологич. типы, сложившиеся в результате смешения европеоидных и экваториальных типов. Особо стоит антропологич. тип айнов.
Зарубежная А. Население отдельных частей А. исторически и этнографически тесно связано с народами соседних частей света: Передняя А.— с Африкой и Южной Европой, Средняя А.— с юго-востоком Европы, сев.-зап. А.— с севером Европы, юго-восточная А., особенно Индонезия, —с океанийским миром.
Юго-зап. окраину А. составляют арабские страны — Ирак, Сирия, Ливан, Трансиордания, Саудовская Аравия, Йемен, Оман и др., всего ок. 20 млн. чел. Главная часть населения арабских стран — арабы (кочевники бедуины-верблюдоводы, племена овцеводов, полуооеддое и оседлое земледельческое население оазисов, торгово-ремесленное население городов), являющиеся потомками древних обитателей Сев. Аравии. Распространение арабами ислама и завоевание ими в 7 в. Сирии, Месопотамии и Палестины имели своим результатом почти полную ара-бизацию населения этих стран. В настоящее время в них господствует арабский язык. На сирийском (арамейском) языке говорит только несколько тысяч несториан в Северном Ираке и немногочисленные мельхиты в Сирин. Основная масса верующего населения арабских стран является мусульманами-суннитами. Шиитов (гл. обр. в Ираке и Йемене)— ок. 2 млн., последователей разных мусульманских сект (в том числе ваххабитов в Саудовской Аравии) и христиан — ок. 600 тыс. (гл. обр. в Сирии). За пределами арабских стран в А. арабов больше всего в Иране (до 500 тыс.) и в Турции (ок. 150 тыс.). В арабских странах живёт также ок. 1 млн. курдов (в Сев. Ираке), ок. 100 тыс. армян, ок. 100 тыс. местных евреев, говорящих на арабском языке, а в Палестине — св. 600 тыс. евреев, переселившихся сюда после первой и второй мировых войн из различных стран.
Малая А. в 11 в..когда она входила в состав Византийской империи, была населена яфетидами и индоевропейцами по языку. Греч. яз. был государственным и международным. Выходцы из Туркмении, тюрки-сельджуки вторглись в Малую А. в конце И в. В начале 13 в. в Малую А. проникает ещё одна тюркская орда, предводители к-рой, Осман и Ур-хан, в 14 в. овладевают всей Малой А. и объединяют все тюркские элементы на её территории.Коренное население частью было истреблено, частью обращено в ислам и слилось вместе с тюрками в один народ —турок-османов. К началу 20 в. на берегах Малой А. еще сохранялось греческое население, а в турецкой Армении преобладающей народностью были армяне. Но последние были зверски вырезаны перед первой мировой войной и в годы войны (1914— 1918), а греки (ок. 1,2 млн.) были выселены в Грецию в порядке обмена населения после Греко-турецкой войны 1921—22. Сейчас в Азиатской Турции —ок. 14 млн. турок, около 1,5—2 млн. ираноязычных курдов, большое количество грузин в районе Карса и Ардагана, более 100 тыс. лазов, 100 тыс. черкесов и сравнительно небольшое количество армян. Перечисленные народности составляют угнетаемые национальные меньшинства, по отношению к к-рым турецким правительством проводится шовинистическая политика подавления и угнетения. Современные турки представляют оседлое сельское и городское население. Кочевой образ жизни сохранила часть курдов, немногочисленные юруки и небольшие группы малоазиатских туркмен. Небольшую тюркскую по языку народность представляют также карапанахи района Карса (ок. 40 тыс.). Почти все верующие турки, лазы и большинство курдов — мусульмане-сунниты. Среди курдов есть последователи секты иезидов (гл. обр. в Ираке), а среди турок выделяются кызылбаши — шииты, переселившиеся в 16 в. в Турцию из Азербайджана. Географически к Малой А. близки о-в Кипр и архипелаг Додеканез, с греческим по языку населением (ок. 0,5 млн.).
Население Ирана, Афганистана и Белуджистана в современном своём составе в основном сложилось к 12 в. Древнейшим населением Ирана были ифети-до- и дравидоязычные народы, создавшие высокую культуру уже в 4—3-м тысячелетиях до п. э. Емь предположение, что брахуи Белуджистана (более 200 тыс.) являются остатками дравидов. В 9 в. до н. э. впервые упоминаются к юго-востоку от озера Урмия индо-европейские иранские народы — индийцы и персы. В 9—10 вв. н. э. формируется современный персидский язык в Иране и таджикский— в Средней А. Главную Mticcy сельского и городского населения Ирана, говорящею на иранских языках, в наст, время составляют иранцы (см.) (фарси, или персы, 9 млн.); затем идут талыши (в Иране 40 тыс.), гилянцы и галеши в Сев. Иране (ок. 300 тыс.). Кочевой и полукочевой образ жизни в Иране сохранили ираноязычные курды (ок. 500 тыс.), луры (ок. 450 тыс.) и бахтиары (ок. 350 тыс.). Основное население Афганистана составляют афганцы (см.), или патаны (ок. 9 млн.), распадающиеся на ряд племён, большая часть которых (всего ок. 5 млн.) живёт в сев.-зап. Индии. В Афганистане живёт также ок. 2 млн. таджиков. Белуджистан населяют белуджи, часть к-рых живёт и в соседних районах Ирана и Афганистана (всего их более 1 млн.). Из тюркских по языку народов в Иране живут азербайджанцы (ок. 4,5 млн. в пределах Ирана), афшары (ок. 400 тыс.), кашкаи (325 тыс.), шахсевены (180 тыс.) и др. Кроме того, в Иране и Афганистане — ок. 500 тыс. туркмен, а в Афганистане —ок. 800 тыс.. узбеков. В Иране живут также ок. 120 тыс. армян, ок. 85 тыс. персидских (ираноязычных) евреев, ок. 75 тыс. сирийцев-несторяан и цыгане, язык к-рых указывает на их происхождение из Индии. В Иране преобладают мусульмане-шииты, в Афганистане, Белуджистане и среди курдов Западного Ирана — сунниты.
Население Индии представляет в этнографическом и языковом отношении значительное разнообразие. Наряду с древней н высокой культурой земледельческого и городского населения, в Индии сохранились и примитивные мотыжные земледельцы и даже охотники-собиратели. Народы индийской ветви индо-европейской языковой группы (всего ок. 300 млн.) (см. Индийцы) составляют почти всё население Сев. и юго-зап. Индии. Наиболее многочисленными из них являются говорящие на языке хиндустани (литературные языки—хинди иурду, всего ок. 140 млн. чел.) бенгальцы(ок. 60 млн.), пенджабцы (ок.30 млн.), маратхи (ок. 25 млн.), ория (ок. 13 млн.), гуджерат-цы (ок.11 млн.), синдхи (ок. 4 млн.), ассамцы (более 2 млн.), сингальцы на Цейлоне (ок.4 млн.), бхилы (св. 2 млн.), гурки Непала и др. Близок к иранским языкам язык т. н. дардов Кашмира (ок. 1,5 млн.). Индо-европейские по языку народы Индии не являются однородными ни в расовом, ни в культурном отношении. Самый примитивный народ Индии — ведды о-ва Цейлона (4,5 тыс.) — говорит на индоевропейском сингальском языке. Индо-евромейские языки проникли в Индию с северо-запада около 2-го тысячелетия до н. э. Но еще на рубеже 4-и 3-го тысячелетий дон. э. в Индии существовала высокая культура (Мохенджо-Даро, Хараппа, Чаигу-Даро). Коренными обитателями Индии являются народы дравидийской языковой грунпы (см.Драпиды), занимающие сейчас её Ю. и Ю.-В. Наиболее многочисленны из них: телугу (ок. 30 млн.), тамилы (ок. 24 млн.), часть к-рых живёт и на Цейлоне, капары (ок. 13 млн.), малайялы (ок. 10 млн.), гонды (ок. 2 млн.), ораон (1 млн.) и др.,— всего более 80 млн. чел. В Вост. и Центр. Индии среди пародов дравидийской группы живут народы, говорящие па австроазиатских языках мунда, или кол: санталы (ок. 2,5 млн.), мун-дари (650 тыс.), корку (160 тыс.), хази в Ассаме (230 тыс.) и др., — всего ок. 5 млн. чел. На границе с Тибетом в с.-в. Кашмире, Непале, Бутане и Ассаме живут тибетоязычныс народы. По распространённой религии народы Индии делятся на индусов (брах-манистов, ок. 255 млн.), джайнов (ок. 1,5 млн.) мусульман (ок. 90 млн.), синдхон (ок. 6 млн.), христиан (ок. 6 млн.) и т. д. Ок. 25 млн. чел. в Индии принадлежат к различным племенным анимистич. культам. Буддистов в материковой Индии — ок. 250 тыс., но на Цейлоне — ок. 3 млн. Потомками переселенцев из Ирана являются нарсы (ок. 120 тыс.), сохранившие древнюю зороастрийскую религию. Отличительной особенностью Индии является кастовый строп, разделяющий население на 2.000 слишком каст, к-рые даже в одноязычных частях населения Индии взаимно обособлены. Миллиовы индийцев (индусов) принадлежат к бесправным «неприкасаемым» вне-кастовым (парии, чаидалы и др.) и низшим кастам.
Индо-Китай к началу нашей эры занимали в основном народы австроазиатской языковой группы. Только в Тонкине находились предки вьетнамцев (аннамитов), а верхнюю Бирму (также Ассам и юго-вост. Бенгалию) занимали предки бирманских народов. Уже в 1-м тысячелетии на Ю.-В. Индо-Китая существовало государство австроазиатов—хмеров, от к-рого сохранились развалины древних сооружений (Ангкор-Вата и др.). С начала нашей эры происходит заселение Зап. Индо-Китая бирманскими народами, Центрального [Таиланд (Сиам), Лаос]—народами таи, вышедшими из Юж. Китая, а вдоль побережья Южно-Китайского моря распространились ньетнамцы. К 13 в. народы таи достигли Малакки. Австроазиатские народы сохраняются гл. обр. в Камбодже (хмеры), прилегающих районах Кохинхины, Лаоса, Аннама (т. п. мои), в нижней Бирме (моны), в с.-а. Таиланде (лава),— всего ок. 4 млн. чел. На австроазиатских языках говорят также жители Никобарских о-вов, негроидные малорослые ееманги и веддоидные сенои — охотники-собиратели внутренних районов Малакки. Негроидные ан-даманцы (см.), почти истреблённые колонизаторами, имели свой особый изолированный язык. Большую часть населения Индо-Китая сейчас составляют народы тибето-китайской языковой группы. Бирму занимают бирманцы (см.) (ок. 10 млн.). Родственны им народы куки-чин (ок. 300 тыс.), качины (ок. 150 тыс.), нага и др., делящиеся на многочисленные нлемена. К таи-китайским народам отвосится гл. масса населения Таиланда: таи (см.), или сиамцы, юн. и др.,— всего ок. 14 млн.; карены (ок. 1,2 млн.) и таны (ок. 1 млн.) в Бирме, лао (ок. 1 млн.) в Лаосе. Вьетнамцы (см.) (аннамиты, более 20 млн.) и поглощённые ими муонг составляют главную массу населения Вьетнама («южного государства»—Тонкина, Аннама, Кохинхины). В Индо-Китае живёт также более 1 млн. китайцев. Гостодетвующей религией являлся буддизм. Большинство населения Индо-Китая — оседлые земледельцы с древней и высокой культурой, но ряд главным образом горных племён сохранил много пережитков первобытно-общинного строя. Культура народов Индо-Китая несёт черты древнего влияния Индии, у вьетнамцев — Китая. Культура отсталых племён Индо-Китая обнаруживает сходство с культурой нек-рых народностей Индонезии.
Население Индонезии (Большие и Малые Зондские, Молуккские о-ва, п-ов Малакка) говорит на близких друг другу индонезийских языках, принадлежащих к малайско-полинезийской групне. К последней относятся также языки населения Филиппинских о-вов. С начала нашей эры культурное развитие Индонезии испытало влияние Индии. Но уже ко времени проникновения индийского влияния в Индонезии существовали высокая техника поливного земледелия и своя самобытная культура. С 12 в. начинается влияние арабов. К 15 в. относится падение последнего брахманистского государства на Яве и переход большинства населения в ислам. Главную массу оседлого земледельческого и городского населения Индонезии составляют: индонезийцы — яванцы, сунды и мадураецы на Яве и Мадуре, малайцы минаг-кабау на Центральной Суматре, риу на Вост. Суматре, ачинцы на Сев. Суматре, малайцы прибрежных районов Борнео, малайцы Малакки, буги и ма-кассары на юге Целебеса и др.,— всего ок. 70 млн. чел. Большинство населения Филиппин (всего ок. 20 млн.) образуют тагалы, висайя и ряд др. На более низком уровне культуры в Индонезии находятся сохранившие родоплеменную организацию и анимистич. верования даяки на Борнео (ок. 3 млн.), баттаки (на Суматре, больше 2 млн.), тораджи и др. (всего ок. 1 млн., на Центр. Целебесе), игорроты на Филиппинах и др. Самую отсталую группу представляют нек-рые племена охотников и собирателей — пунан (ок. 150 тыс.) на Борнео, джакун на Малакке, кубу на Суматре, тоала на Целебесе, негроидные аэта (ок. 25 тыс.) на Филиппинах и др. В Индонезии живёт также ок. 3 млн. китайцев, ок. 1 млн. выходцев из Индии, арабы (ок. 30 тыс.), а на Филин-пинах — потомки испанцев, частью смешанных с коренным населением. Большинство верующего населения Индонезии — мусульмане. Брахманистов— ок. 1,5 млн. на островах Бали и Ломбок, буддистов — ок. 1 млн. на Суматре, христиан —ок. 2,5 млн. На Филиппинах преобладают католики и только на о-ве Минданао ок. 700 тыс. мусульман. Основная масса населения Индонезии (кроме Филиппин) ныне, в ходе освободительной антиимпериалистич. борьбы, сплачивается в единую индонезийскую нацию.
Население Тибета—тибетцы, или боды (около 3 млн.),— и население Гималаев в Сев. Индии (ок. 3 млн.) говорит на тибетских языках, родственных бирманским. Кочевники-скотоводы тибетцы в Сев. Тибете и в области Куку-Hop известны под названием тангутов, в Вост. Тибете и Сычуапи — под названием си-фан. Большинство оседлых тибетцев — земледельцы, закрепощённые многочисленными буддийскими монастырями и светскими феодалами. Государство существует н Тибете с 7 в. Современвый тео-кратич. характер тибетское государство приобрело с 17 в. Несмотря на господство буддизма (ламаизма), в Тибете сохранилось много пережитков первобытно-общинного строя и анимистич. верований. В культуре тибетцев наблюдается ряд индийских черт.
Ядро китайского народа сложилось в бассейне среднего течения р. Хуанхэ на рубеже 2-го и 1-го тысячелетий до и. э., а культура Китая в основных своих чертах оформилась в течение 1-го тысячелетия до ы. э. Около начала нашей эры китайцами были завоёваны и частично вытеснены или ассимилированы различные народы, обитавшие в современном Юж. Китае. Китайцы (см.) (ок. 440 млн.) — народ древней и высокой культуры, оказавшей большое влияние на соседние страны (Корею, Японию, Тибет и др.). Они составляют большинство населения всех провинций Китая (исключая Синьцзян и Тибет), Тайвана, а также Гонконга и Сингапура. Всего за пределами Китая живёт ок. 10 млн. китайцев. В южных провинциях Китая сохранились потомки их коренных обитателей (всего ок. 15 млн.). Из них близки по языку австроазиатам племена мов (мяоцзы); оставшуюся в Юж. Китае часть пародов таи представляют племена шан и на о-ве Хайнань— ли; тибето-бирманцами но языку являются племена ман, н т. ч. носу (лоло). Господствовавшие в Китае с 1644 но 1912 маньчжуры в наст, время почти полностью ассимилированы китайцами. В Сев. Маньчжурии из тунгусо-маньчжурских народов сохранилось до 30 тыс. еолонов, 7 тыс. нанаев и 5 тыс. эвенков. Наиболее распространённой религией среди китайцев является конфуцианская система патриархальных моральных правил, культа предков и стихии, но распространены также буддизм и наиболее древняя религия — даосизм. Многочисленны в Китае мусульмане, и т. ч. дунгане в Синьцзяне.
Корейцы (ок. 27 млн.) занимают Корею, а ок. 800 тыс. их живёт также в Маньчжурии. Язык корейцев нек-рые исследователи сближают с тунгусо-маньчжурским. Корейская культура развивалась вод сильным влиянием Китая, но корейцы обладают собственной буквенной письменностью. Государство в Корее было основано в первые столетия нашей эры. В настоящее время корейцы — оседлые земледельцы и жители городов. Распространённые религии— культ предкоо, конфуцианство, буддизм.
Японцы (ок. 80 млн.) по происхождению— результат смешения выходцев с Азиатского материка, а также из Индонезии с коренными обитателями Японских о-вов — айнами, сохранившимися на о-ве Хоккайдо, а также на Юж. Сахалине. Государство образовалось в Японии в 6—7 вв. Культура Японии развивалась иод влиявием китайской. Наряду с высокоразвитыми капиталистич. отношениями сильны еще феодальные традиции. Имеются следы кастового строя. Около 80% японцев — буддисты, остальные—б. ч. синтоисты. Древние обитатели Японских о-вов, Юж. Сахалина и Курильских о-вов айны (ок. 16 тыс.) занимаются гл. обр. охотой и рыболовством. Они отличаются от японцев по своему языку и культуре.
Преобладающей народностью Центр. А. являются кочевые и полукочевые монголы скотоводы, состоящие из халха-монголов (ок. 1 млн.), гл. обр. в Монгольской народной республике, чахаров, харачинов, тумутов, уратов, дербетов и др. (ок. 2 млн.) в т. н. Внутренней Монголии и в Кукуноре,. баргутов и др. в сев.-зап. Маньчжурии, торгоутов, элетов и др. в северной части Синьцзяна. Говорят по-монгольски и дауры в Маньчжурии. В китайских хрониках монголы упоминаются с конца 1-го тысячелетия нашей эры. До 13 в. монголы обитали гл. обр. в сев.-вост. части современной Монгольской народной республики, Вост. Забайкалье и Зап. Маньчжурии; в эпоху империи Чингисхана и его преемников они распространились более широко. Зап. монголы, т. н. ойраты, составлявшие в 15—18 вв. особое Джунгар-ское государство, ныне сохранились отдельными группами в Зап. Монголии. В Синьцзяне обитают кочевые казахи, киргизы (главная масса к-рых живёт в СССР) и оседлые земледельцы и обитатели городов уйгуры (более 2 млн.), близкие по языку узбекам СССР.